Статья "Деятельностный подход в развитии культуры восприятия музыки посредством формирования метроритмических представлений"
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Целью работы является обоснование включения форм и методов метроритмического воспитания на основе деятельностного подхода в контекст уроков музыки в общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod._statya.docx | 21.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в развитии культуры восприятия музыки посредством формирования метроритмических представлений
В содержание любого учебного предмета, в том числе и музыки, включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории, так и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания.
Изменения, происходящие в современном мире, ведут к становлению такого типа мышления и культуры, для которого чисто «знаниевое» образование оказывается недостаточно эффективным. Говоря о содержании обучения, традиционная дидактика основывается на методах, средствах, формах сообщения (передачи) учащимся «готовых» знаний, в то время как методологическим основанием современной дидактики выступает деятельностный подход к обучению.
Целью образования является подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержание образования - как освоение общих методов и форм человеческой деятельности.
Изменение социально-экономического статуса России, усиление её интеграции в мировое образовательное пространство, делают все более актуальной проблему модернизации среднего образования. В нашей стране сегодня это особенно актуально, так как значительная часть учащихся практически всех уровней обучения явно испытывает потребность в упорядочивании музыкально-слуховых, образных и интеллектуальных представлений, в повышении уровня социальной и культурной компетентности.
Перспективность компетентностного обучения, понимаемого как обучение в действии, базируется главным образом на образовательных технологиях, которые преследует две задачи:
- первая – успешно совершить определенные действия (решить проблему);
- вторая – обучаться в процессе совершения этих действий и сделать полученные знания личностным достоянием.
Современное поколение учащихся нуждается не только в развитии, связанном с освоением какого-либо предмета, в частности, музыки, но и в средствах, помогающих корректировать их психологическое состояние, налаживать механизмы саморегуляции.
Сегодняшним учащимся помимо упражнений на освоение предлагаемых музыкальных метров и ритмических рисунков необходимы задания и упражнения, направленные на оздоровление и, тем самым, способные послужить целям коррекции их состояния. Для этого надо сознательно удерживать учащихся в сфере активного внимания и не упускать важнейший принцип: ритм – это сама жизнь человека.
Данный подход призван способствовать формированию основ физического и духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к физической и музыкальной культуре как важнейшим компонентам гармоничного развития личности.
Задачи, которые решаются на основе внедрения деятельностного подхода к обучению, заключаются в следующем:
- воспитать у обучающихся единый комплекс физических и духовных качеств: правильное телосложение, хорошее здоровье, выносливость, артистизм, психологическую уравновешенность;
- повысить функциональные возможности обучающихся с помощью новаторских для школьной практики средств ритмики;
- укрепить здоровье обучающихся; развить у них основные физические качества: координацию движений, работоспособность и двигательную активность;
- развить индивидуальность, личность каждого ученика, её физическую, эмоциональную, образную, мыслительную, творческую и духовную сферы;
- развить навыки общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
- практически ознакомиться с многообразием мировой музыкальной культуры и усвоить полученные музыкальные знания в слуховой и танцевально-игровой практике.
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В рамках ФГОС определены три группы требований к его проектированию и реализации:
- к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных);
- к структуре основной образовательной программы;
- к условиям реализации стандартов.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
Смешанная модель обучения предъявляет новые требования к функции учителя и обучающегося. Тотальный контроль заменяется взаимной ответственностью за результат обучения. При этом учитель конструирует параметры образовательной среды, а обучающийся реализует свободу выбора образовательной траектории.
Знания, умения и навыки теперь становятся средством развития. Способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, не игнорированию его чувств и эмоций. Тактика строится на идеях сотрудничества. Позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития. Положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!» и «Ученик - полноправный партнер».
В.В.Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:
- конечной целью обучения является формирование способа действий;
- способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
- механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом, раскрытие заложенных в нем возможностей. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности происходит саморазвитие и самоактуализация его личности.
Деятельностный подход в образовании (в обучении и воспитании) – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, это методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания.
Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например, практическому общению. Психология учит, что акт деятельности всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность, то есть имеет определенную психологическую структуру.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства для её достижения, помогать ребенку в формировании умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход на уроках музыки направлен на создание у детей средствами музыкального искусства целостного образа мира, построенного по законам любви, красоты и гармонии.
В искусстве человек выражает свое нравственно-эстетическое отношение к жизни, воплощая это в разных видах искусства разными средствами: в изобразительном искусстве – цветом, в литературе – словом, в хореографии – пластикой, в музыке – звуком. Все языки искусства связывает то, что они выразительны, то есть интонационны. «Взятые в совокупности, образные языки культуры являют собой как бы единый язык. В его основаниях лежат интонация и движение – два исходно данных человеку способа общения. Интонационно-жестовый опыт связывает различные искусства и искусство в целом – с самой жизнью».
Необходимо понимать, что ребенок откликается на впечатления от окружающей его жизни, на происходящие с ним события с помощью всех органов чувств, то есть воспринимает мир максимально целостно. Поэтому на музыкальных занятиях важно, чтобы слуховые впечатления дополнялись зрительными, словесно-речевыми, двигательными.
На современном этапе только дидактического способа передачи знаний, умений, навыков явно недостаточно. Содержание музыкального образования ориентировано на другие технологии преподавания, которые основаны на деятельностном и игровом подходах.
Игровая деятельность для детей – это начальная ступень познания жизни. Игра предполагает свободу действий и противостоит всякой «отрепетированности». Даже в подражание ребенок старается привнести что-то своё, с удовольствием реализует свои способности, радуясь и наслаждаясь самим процессом. Результатом игровой деятельности является не просто самовыражение, а саморазвитие личности.
В книге «Игры учащихся – феномен культуры» С.А.Шмаков пишет: «Игра многомерна. Она – деятельность и познание, развлечение и творчество, подражание и общение, отдых и тренинг. Игра - всегда художественный образ и драматургическое действие, т.е. некая фабула, интрига, диалоги, монологи, движения, действия и атрибутика…»
У игры и музыкального искусства много общего. Так эстетик Г. Рид трактует игру как художественное творчество ребенка, а игровую деятельность – как механизм формирования его эстетической культуры. Рид называет игру универсальным методом воспитания через искусство. «Игровой метод, если его правильно понимать, должен координировать и направлять игру, а это значит превратить игру в искусство. Игра – это прежде всего вид неформальной деятельности, способный превращаться в художественную деятельность и таким образом оказывать влияние на органичное развитие ребенка»
Использование деятельностного подхода в музыкальном образовании направлено на широкое комплексное развитие личности, её эмоциональной, образной, мыслительной, творческой, духовно-нравственной и эстетической сферы.
Для игровой и художественной (музыкальной) деятельности общими аспектами являются:
- Необычность, таинственность, возвышенность, сочетание реального и нереального, перевоплощение, фантазия;
- Вдохновенность, увлекательность, заинтересованность, динамичность;
- Вариационность, импровизационность;
- Образность, артистизм, сюжет, роли, герои, интрига, драматургия действия;
- Основная мысль, художественная идея, главная тема;
- Ассоциативность, символичность;
- Индивидуальное творчество, свобода самовыражения;
- Познание человека и мира, познание народа;
- Сотворчество, коммуникативность;
- Эмоциональность, выразительность, интонационность, выражение чувств и настроений;
- Эстетическое удовольствие, наслаждение процессом, благотворное влияние на психику.
Таким образом, деятельностный игровой подход не только естественен для преподавания музыкального искусства, но именно он дает возможность органичного введения детей в его специфику, предлагает разнообразные и доступные способы освоения средств музыкальной выразительности.
В начальных классах деятельностный игровой подход практически применим ко многим дидактическим материалам, основанным на разных видах детского фольклора (игровые песни, считалки, дразнилки и т.д.). Эти жанры изначально связаны с движением, ритмом, ролевой и сюжетной игрой.
Освоение деятельностного игрового метода учитывает динамику развития детей и делится на несколько этапов:
I – включение детей в игровую деятельность методом «Эха» или «Зеркала»: копирование действий учителя, повторение движений за педагогом.
II – подключение творческих задач, поиски других новых способов художественного воплощения музыкальных образов: сотрудничество и сотворчество с учителем.
III – межличностное и коллективное художественное общение, включающее элементы соревновательности, состязательности в мастерстве, выразительности, оригинальности выполняемых игровых действий.
Освоение художественной (музыкальной) деятельности предполагает взаимосвязь следующих направлений:
- От наблюдения и созерцания – к исполнению;
- От речи – к пению;
- От движения – к пантомиме, танцу, игре на музыкальных инструментах;
В итоге: от подражания – к творчеству.
Процесс обучения сегодня предоставляет учащимся множество возможностей открытия для себя разных способов реальной жизнедеятельности в мире бесконечного разнообразия звуков, красок, жестов, форм, образов, сюжетов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства для её достижения, помогать ребенку в формировании умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Метапредметный подход к обучению иностранному языку посредством формирования и развития универсальных учебных действий в младшей школе. "
статья рассматривает вопрос применения универсальных учебных действий...
Деятельностный подход в развитии культуры здоровья младших школьников.
В работе раскрываются пути формирования культуры здоровья младших школьников через их активную деятельность на уроках окружающего мира и во внеурочное время. Практические работы, проекты и...
Развитие культуры речи как средство формирования коммуникационной компетентности
В статье рассказывается о задачах и содержании работы над культурой речи у младших школьников, о требованиях к речи учащихся и кратко описана работа по данной теме....
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Одна из основных задач музыкального воспитания в детс...
Статья Формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки в школе.
СтатьяФормирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки в школе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».Технологическая карта м...
Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »
Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...