Музыкальные инструменты русского народного оркестра.
методическая разработка по музыке (3 класс)

Материал предназначен для детей начальной школы для проведения внеклассных занятий по ознакомлению с русскими народными инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty_russkogo_narodnogo_orkestra.docx26.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные инструменты русского народного оркестра.

Цель:

  • Расширить представление детей о музыке.
  • Приобщение детей к народной музыке, русским традициям.

       Задачи:

  1. Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов, его составом.
  2. Воспитывать любовь к народному искусству, к русским традициям
  3. Развивать желание проявлять себя в различных видах деятельности; способствовать развитию инициативы и творческой активности.

Беседа 1.

Оркестр русских народных инструментов.

Обзорная беседа.

   Появление музыкальных инструментов можно отнести к эпохе первобытного человека. А не была ли первым музыкальным инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? При этом он невольно сравнивал звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень.

   С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах. В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта: пузырь с горохом – погремушкой; сухие дрова – ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой…

   Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.

Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы:

- духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т.д.

- струнные – гусли, балалайка, домра.

- Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник,

Рубель, коробочка, дрова и т. д.

- русский баян – инструмент в русском народном оркестре, который не относится ни к одной из групп. Но без баяна невозможно представить оркестр русских народных инструментов.

   Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов. Родителем русского народного оркестра по праву считается Василий Васильевич Андреев, создав его в середине

19 века.

Беседа 2.

Ударные музыкальные инструменты.

Педагог: Как вы думаете, какой был первый музыкальный инструмент? (ответы детей).

Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимой красоты. Вот он первый ударный инструмент! А не была ли первым инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла?

   На Руси без исключения ударные называли «бряцанием» или «ударянием». Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов. Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.

Ложки.

   Самый простой и распространенный инструмент. Обычно, в игре используются три ложки. (Педагог показывает приём игры). Получается многозвучный ритмический рисунок. Наши расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувениров.

Бубенцы, колокольчики.

   Педагог: Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? (ответы детей).

Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку закреплённым к низу ударником (язычком). Бубенчик же является полым шаром, в котором катается металлический шарик (иногда несколько), при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато он звучит в любом положении. В старину колокольчики и бубенчики вешались под дугой удалой тройки.

Педагог: Как вы думаете, зачем подвешивались эти инструменты?

Трещотка.

   Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200Х60 мм. При использовании трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку на уровне груди или головы. Нередко её украшают цветными лентами, цветами и пр. В основном играют женщины, исполняя величальные песни на свадьбах.

Кокошник.

   В прежние времена сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в неё, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, а честно трудится. Да и воров отпугивал.

   Вот именно по принципу сторожевой колотушки устроен ударный народный инструмент кокошник. Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей. По нему ударяет привязанный к верху деревянный шар, извлекая звуки похожие на пулемётную дробь. В нижнюю часть вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент. Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону. Редкие удары невозможны, шарик в этом случае «не слушается».

Рубель.

   Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга ещё не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто – то когда- -то случайно провёл по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.

Коробочка.

   Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой продолговатый, тщательно обструганный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полостью. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

   Коробочкой имитируют стук каблучков в танцах, цоканье копыт.

Дрова.

   Этот музыкальный инструмент желательно изготавливать из клёна, берёзы или ели. Материал должен быть очень сухим или твёрдым. Русский народный инструмент дрова сконструирован по принципу общеизвестного ксилофона. Звук извлекается молоточками.

Беседа 3.

Струнные музыкальные инструменты.

Гусли.

   Педагог: Дети, а вы знаете такой инструмент, которому русский народ приписывал волшебную силу? (ответы детей).

   Гусли – инструмент струнный. Древний человек натянул струны ее доске и получился музыкальный инструмент. Доски брались из различных пород деревьев, обычно из сосны или ели.

   Гусли были известны в древнем Киеве, вспомните легендарного Баяна – сказителя и музыканта. Гусляры были не только музыкантами, но и поэтами и музыкантами.

   Крыловидные или трапециевидные гусли имеют от 5 до 25 струн, натянутых параллельно. При игре их опирают на колени колками в левую сторону. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае служит для приглушения струн. Позже звук стали звук плектром или медиатором, отче он стал ярче и звонче (отсюда и название гусли звончатые). На звончатых гуслях можно играть и бряцанием, как на балалайке, и извлекать аккорды  арпеджированно.

Домра.

  Педагог: Ребята, а вы знаете, кто такие скоморохи? (ответы детей).

  На Руси трудно себе представить скомороха без домры. Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Она стала инструментом общедоступным, демократическим. Лёгкость и малая величина инструмента, его звонкость (играли на домре всегда плектром – косточкой или пёрышком) – всё это особенно пришлось по душе вездесущим скоморохам. «Рад скомрах о своих домрах», - гласит старая пословица. Домра в те времена звучала всюду: на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и в минуты грусти.

   В настоящее время в практике существует две разновидности русской домры: трёхструнная и четырёхструнная.

Балалайка.

   Первое из известных упоминаний о балалайке относится к 1688 году. Известно, что русские балалайки не всегда имели треугольную форму. Многие из них имели овальный корпус. Инструмент этот имелся в продаже во всех мелочных лавках, его легко можно было изготовить и самому. Историки свидетельствуют о широком распространении балалайки в богатых домах и даже при царском дворе.

   О популярности балалайки говорит и довольно частое упоминание её во многих русских народных песнях, например, «Во поле берёза стояла».

      Сделаю себе я три гудочка,

      А четвёртую балалайку…

Есть и загадки про балалайку, например:

 В лесу выросло,

 Из лесу вынесено,

 На руках плачет,

 А на полу скачет.

   Чаще же всего упоминаний об этом инструменте разбросаны в многочисленных частушках и припевках, исполняющихся, именно под балалайку.

        

Балалаечка гудит,                                               Как на эту балалаечку

Жалко милого будить…                                     Навешаю цветов,

Балалаечка – гудок                                             Чтобы эта балалаечка

Разбудила весь домок…                                    Играла про любовь.

   Однако в начале 19 века у балалайки появились серьёзные конкуренты, совсем было вытеснившие её из употребления. Вначале это была семиструнная гитара, а затем гармонь.

Беседа 4.

Духовые музыкальные инструменты.

   К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те муз. инструменты, звук которых образуется при помощи воздуха. Подсказала опять – таки сама природа: ветер свистел, заставлял дрожать и колебаться различные тонкие перепончатые предметы. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе, издаёт низкие, басовитые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие.

Свистульки.

   Подавляющее большинство муз. инструментов делаются из дерева, но встречаются и из глины или фарфора. Наибольшее распространение получили «Петушки» с тремя – четырьмя игровыми отверстиями. В наши дни эти инструменты трудно считать музыкальными, это скорее музыкальные игрушки.

Свирель.

   Этот инструмент имеет несколько названий: дудка, дуда, сопель, пищаль и, наконец, свирель. А суть всех одна: открытая снизу трубка с пальцевыми отверстиями и свистящим приспособлением в верхней части.

   Свирель легко изготовить своими руками. Она изготавливается из дерева, камыша и бамбука. Чем больше размер трубки, тем ниже будет строй инструмента, и наоборот.

Жалейка.

   Жалейка представляет собой деревянную или металлическую трубку. В верхний конец её вставлен пищик. На нижний конец надевается коровий рог или берестяной раструб. Перед игрой пищик необходимо каждый раз размачивать слюной, иначе он будет звучать плохо, сипло.

Волынка.

   Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубочками. Одна трубка вставляется в отверстие от передней пары ног, в другое отверстие вставляется игровая трубка с пищиком. Монотонные тянущие звуки, звучащие непрерывно дали основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле.

   - Что ты тянешь волынку? Не волынься!

   При игре волынку держат перед собой, а чаще под мышкой. Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов, медвежьих поводчиков и придворных музыкантов. Волынка была распространена фактически по всему миру.

Пастуший рожок.

   На широких необозримых просторах нашей Родины с незапамятных времён звучат пастушеские наигрыши на рожках. Звуки пастушьего рожка издавна пленяли слух любителей народной музыки, творцов народной песни, поэтов и композиторов. Раньше умелым рожечником вся деревня гордилась. Рожки умельцы вырезали из берёзы или липы. Лучшими считались можжевеловые. Дерево это прочное, тугое, звук в нём не вязнет, а исходит чистым. Длина рожка примерно 40 см. Толщиной они с узкого конца – в большой палец, а в раструбе – с донышко бутылки или чуть поуже. Имеется 4 или 5 игровых отверстий на лицевой стороне и верхние  - на тыльной. Звук рожка довольно сильный, но мягкий. Всеобщим уважением и любовью односельчан пользовались умелые пастухи – рожечники, организаторы девичьих хороводов.

   Товарищи меня звали,

      И девчата приглашали

На всю ночь гулять,

В рожки, эх играть.

Русский баян.

   Предшественницей баяна считается гармоника. Мастер взял две небольшие дощечки, провернул в них несколько сквозных отверстий, потом взял бумагу, закрепив в складках кусочки материи. Получилась бесхитростная гармоника. Быстроту распространения гармоники по всей Европе можно сравнить со стремительностью снежной лавины. Гармоника начала вытеснять рожки, свирели, балалайки и другие народные инструменты. Уже в деревне начали ценить не рожечника, как прежде, а гармониста.

   Инструменты почти в каждой области имели свой тембр и строй. Многие местности обзавелись собственными мелодиями – наигрышами. Название гармоники определялось местом, где её сделали. «Тульская», «бологойская», «саратовская», «сибирская», «череповецкая», «ливенская» и другие названия.

   И всё – же этот инструмент был ещё очень далёк до баяна.

Своим появлением баян, обязан талантливому русскому мастеру Петру Стерлигову. Первый баян был сконструирован в 1907 году. После войны было налажено массовое производство инструмента. Тембр баяна отличался большой полнотой и силой звука, на нём возможно исполнение сложных музыкальных произведений.

   Баян остаётся народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

Используемая литература:

  1. Ю.А. Васильев, А.С. Широков «Рассказы о русских народных инструментах» М:. Советский композитор, 1986г.
  2. «Энциклопедический словарь юного музыканта». Издательство «Педагогика», 1985г. Составители

В.В. Медушевский, О.О.Очаковская.

  1. А. Клёнов «Там, где музыка живёт». Издательство  «Педагогика»,1986г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Оркестр русских народных инструментов"

технологическая карта урока музыки для 4 класса на тему "Оркестр русских народных инструментов"...

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Тест на тему "Оркестр русских народных инструментов"

Проверочный тест по музыке для 4 классов на тему "Оркестр русских народных инструментов"...

пособие для учащихся по музыке по музыке по теме "Русский народный оркестр"

В презентации "Русский народный оркестр" собраны наиболее популярные русские ннародные инструменты....

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...