Композитор-имя ему народ.
план-конспект урока по музыке (4 класс)
конспект урока по музыке Критская для 4 класса на тему "Композитор - имя ему народ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 28.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока музыки по теме «Композитор-имя ему народ»
4 класс
Учитель Селезнева Наталья Дмитриевна
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная
школа №1 имени П.А.Маркова
2017г.
Тема урока: Композитор-имя ему народ.
Цели урока: 1.Осознать музыкальную речь как способ общения между людьми.
2.Развивать возможность осмысления народной музыки.
3.Воспитыать любовь и интерес к народной музыке.
Задачи формирования УУД.
Регулятивные-планирование собственных действий в процессе восприятия музыки,осмысление учебных действий,самооценка учебной деятельности.
Познавательные-овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Личностные-понимание функции музыки в жизни людей,развитие познавательного интереса к новому учебному материалу,развитие творческих способностей детей.
Коммуникативные-формирование умения аргументировать свои ответы,умения осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
1.Организационный момент
Учитель.
- Ребята, сегодня мы снова встретимся с удивительным миром музыки.
Все ли готовы к работе?
Тогда начинаем.
2.Актуализация знаний.
Учитель.
=Чтобы настроиться на музыкальный лад, предлагаю вам ответить на вопросы теста.
(вопросы теста см. в приложении)
Самопроверка теста.
Молодцы. Надеюсь на вашу помощь в разрешении проблемной ситуации Она такова. Театр. На репетицию симфонического оркестра приходит балалаечник. Что скажет ему дирижер?
Ответы детей.
Верно. Балалайка-народный инструмент. Предлагаю вам отгадать несколько загадок о музыкальных инструментах.
У нее душа на распашку.
И хоть пуговки есть-не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
Не птица ,а заливается
(гармонь)
Он под шапочкой сидит, не тревожь его молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен будет перезвон-динь-дон-дон.
(колокольчик)
Очень весело поет, если дуете в нее.
Вы все на ней играете и сразу отгадаете.
Ду-ду-ду и да-да-да вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка, а что же это (дудочка) На доску прикрепляются картинки с изображением муз. инструментов. Учитель. О каких инструментах были загадки? Давайте послушаем оркестр русских народных инструментов.
Какие инструменты услышали?
Предлагаю вам музыкальную игру Мы превратимся в музыкантов.
Учащиеся имитируют игру на муз. инструментах.
3.Сообщение темы урока.
-Мы вспомнили названия нар.инструментов, послушали их звучание, и даже перевоплотились в музыкантов, играющих на народных инструментах. Как вы думаете. о какой музыке пойдет речь на уроке?
Ответы детей.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством необычного композитора, имя которому-народ. Послушаем музыку разных народов, обсудим услышанное, поговорим о русских народных песнях, разучим народную песню. Но перед тем, как приступить к работе, давайте отдохнем.
Физминутка
Тихо все ребята встали, руки дружно все подняли,
Развели их в стороны, посмотрели ровно ли,
Опустили разом вниз, тихо-тихо все садись.
4.Работа по теме урока.
-Считается, что народная музыка сформировалась в тот период, когда еще не существовало письменности. То есть пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, все существующее музыкальное творчество передавалось из уст в уста, а значит имело главную черту народной музыки.
О том ,как возникла народная песня, вы узнаете из статьи у учебнике.
Чтение статьи в учебнике детьми про себя.
Беседа по содержанию прочитанного.
- С чем сравнивают народную песню?-О чем народ слагал песни?
-Каждый народ рассказывал в песнях о своей жизни, о горе и радости, о природе, о любви и дружбе. Сейчас мы будем слушать песни разных народов. Может быть эти мелодии будут непривычны для нашего слуха. Попрошу вас с уважением отнестись к исполнителям песен и народу, который сложил песню.
Слушание музыки.
-Первой прозвучит грузинская нар. песня «Сулико».Это имя девушки. Предположите, о чем эта песня ? (слушание)
-Грустная или веселая мелодия прозвучала?
-В мажоре или миноре сложена песня?
- Как вы думаете ,о чем в ней поется?
Учитель.
-В этой песне поется о юноше, который разыскивает могилу своей любимой-Сулико.
А следующую песня сложил еврейский народ. У этого народа тяжелая судьба. Этот народ долго не имел родной земли ,был гоним, не имел своего государства. А вот песен у евреев много веселых. Как вы думаете, почему песня, которую мы услышим, называется «Хава нагила», что переводится «Давайте радоваться» (слушание)
-А вот у японцев песни совсем другие. У этой нации особая культура. Японец может часами смотреть на воду , камень, любоваться цветущей вишней-сакурой. Следующая песня называется «Вишня». (слушание)
-Следующая мелодия нам очень близка и понятна, потому что сложил ее наш братский украинский народ. У наших народов общая история.
(звучит песня «Несе Галя воду»)
-На листах с заданиями есть графическое изображение прозвучавших мелодий.
Работая в парах. соедините название песни с ее графическим изображением.
(проверка)
-И, конечно, мы не можем сегодня не поговорить о русской народной песне. О том, как важна для русского человека песня, говорят многочисленные пословицы о песне.
-Где песня поется, там весело живется.
-Шутки и пение-иногда спасение.
-Какая жизнь –такие и песни.
Песня сопровождала русского человека с первых дней жизни и в последний путь человека провожали песней и плачем. Сейчас мы будем слушать рус. нар. песни и постараемся определить их жанр.
Слушание колыбельной.
-Определите жанр песни.
-Нужно ли было для колыбельной муз. сопровождение? Почему?
-И вот наш малыш подрос, вместе со своими друзьями он поет вот такую песенку.
(слушание песни –заклички «Жаворонки»)
-Определите жанр песни.
Кого звали дети?
Почему дети ждали весну?
-И вот уже пролетело беззаботное детство. Мальчик превратился в сильного юношу. И теперь у него другие песни.
(слушание песни «Во кузнице»)
-Определите, к какому жанру можно отнести эту песню?
У этой мелодии очень четкий ритм. Что он вам напомнил? Как могла помочь в труде песня?
-В жизнь каждого человека когда-то входит любовь. Иногда –счастливая ,взаимная, а иногда-несчастная. О любви сложено много песен. Послушаем одну из них.
(слушание песни «Вьюн над водой»)
_-Определите жанр песни.
-Для нас свадьба очень радостное событие, почему же такая грустная мелодия у этой песни ?
-Очень часто приходилось нам защищать свою Родину. И снова песня шла рядом с человеком.
(слушание песни «Когда мы были на войне»)
-
-Как могла песня помочь воину? -Определите жанр песни.
-Подвиги в бою и в труде наш народ совершал во имя своей Родины-России. Эта любовь находила отражение в песнях.
(слушание песни «Матушка-Россия»)
-Определите ее жанр.
-Кого мы называем патриотом?
Русские умели и трудиться, и воевать, и праздники встречать. А какой же праздник без веселой русской песни.
(слушание песни «У нас нынче суботея»)
-К какому жанру отнесете ее?
5.Закрепление. Вокально-хоровая работа. Учитель. – А не захотелось ли вам разучить народную песню? Мы сегодня разучим русскую народную песню «По малину в сад пойдем» 1.Слушание песни. Демонстрация клипа. 2.Беседа о песне. –Понравилась ли вам песня? Кто из вас знает ,что такое «туесок»?
-Туесок-это сосуд из бересты-коры березы. В нем хранили еду или питье.
3.Хоровое исполнение песни.
4.Инсценирование песни
6.Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Пришло время оценить его и свою работу на уроке.
Ответьте на вопросы.
Вопросы см в приложении.
7. Домашнее задание по выбору.
а)найти пословицы и поговорки о песне
б)сделать иллюстрацию к песне прозвучавшей на уроке
Приложение
1.Высокий регистр сравним 2.Название ноты
а. С пением птички а. Сахар
б.С мяуканьем кота б.Соль
в. С рычанием льва в. Перец
3.Кто писатель 4.Музыкальный коллектив
а. Чуковский а. Команда
б.Чайковский б.Оркестр
в. Бетховен в.Класс
5.Мажор-музыкальный лад 6.К народным инструментам относится
а.Веселый а.Арфа
б.Грустный б.Фортепиано
в.Унылый в. Гусли
1.Грузинская нар. песня «Сулико»
2.Еврейская нар. песня «Хава нагила»
3.Японская нар. песня «Вишня»
4.Украинская нар. песня «Несе Галя воду «
Жанры русской народной песни.
1.Обрядовые 4. Патриотические
2.Колыбельные 5. Солдатские
3.Трудовые 6.Плясовые
«По малину в сад пойдем»
По малину в сад пойдем,в сад пойдем, в сад пойдем.
Плясовую заведем,заведем,заведем
Солнышко на дворе,а в саду тропинка
Сладкая ты моя ягодка-малинка
Та ,малинка, не в роток ,не в роток ,не в роток
Осыпайся в кузовок, в кузовок, в кузовок
Как малину соберем,соберем,соберем.
Пирогов мы напечем,напечем,напечем
Пирогов мы напечем,напечем,напечем.
Всех соседей позовем,позовем,позовем.
Урок . Я на уроке. Итог.
Интересно Работал Понял материал
Скучно Помогал другим Узнал больше чем знал
Безразлично Отдыхал Ничего не понял
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения "Кубанские композиторы. В.Г.Захарченко - руководитель Кубанского казачьего хора"
В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формиро...
Композитор - имя ему народ
Конспект урока музыки в 4 классе...
Композитор - имя ему народ
Презентация на тему: "Композитор - имя ему народ"...
Композитор - имя ему народ
Конспект урока: Композитор - имя ему народ (4 кл.)...
Композитор-имя ему народ. 2022 г.
На уроке решается важная задача- приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа, развивает интерес к урокам музыки через творческое самовыражение....
Технологическая карта урока «Композитор – имя ему народ»
Технологическая карта урока по музыке «Композитор – имя ему народ» для 4 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной...
Презентация "Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России." 4 класс
Определение фольклору, жанры русских народных песен. Народные инструменты....