Программа "Слушание музыки" 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс)
Информационная карта
Ф.И.О. педагога
| Чехранова Яна Сергеевна |
Вид программы
| модифицированная |
Тип программы
| общеразвивающая |
Образовательная область
|
|
Направленность деятельности | художественно-эстетическая |
Способ освоения содержания образования | практический |
Уровень освоения содержания
| стартовый |
Уровень реализации Программы
| начальное общее образование |
Формы реализации Программы
| групповая |
Продолжительность реализации программы
| 1 год |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehranova_slush.muz_2019_1_klass1god.doc | 191.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « ЖердевскаяСОШ»
от «30» августа 2018г _________ Г.В.Голубева
Протокол № приказ от « » сентября 2018г №
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Слушание музыки»
Возраст обучающихся: 7-8лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Чехранова Яна Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Жердевка, 2018г
Информационная карта
Ф.И.О. педагога | Чехранова Яна Сергеевна |
Вид программы | модифицированная |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | |
Направленность деятельности | художественно-эстетическая |
Способ освоения содержания образования | практический |
Уровень освоения содержания | стартовый |
Уровень реализации Программы | начальное общее образование |
Формы реализации Программы | групповая |
Продолжительность реализации программы | 1 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач
Программа кружка составлена в соответствии с нормативно-правовой базой и опирается на Закон об образовании, ФГОС НОО и нормы САНПИН.
Новизна программы в том, что позволяет компенсировать бедность музыкальных впечатлений детей. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.
Актуальность программы. Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Слушание музыки». Являясь своего рода «нулевым циклом» курса музыкальной литературы, этот предмет вводит учащихся в тайны творчества и направлен на изучение навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.
Слушание музыки дает возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста и позволяет подойти к изучению курса музыкальной литературы более подготовленным.
Принимая во внимание особенности эмоционального восприятия музыки детьми, а именно – непроизвольное сопровождение музыкального произведения различными телодвижениями, процесс обучения был дополнен играми, объединяющими музыку, движение и речь (или пение). Органичное сочетание слушания музыки и ритмики отразилось в драматургически цельных уроках-сценариях. Игровой характер музыкально-двигательных упражнений (этюдов) сделал процесс обучения непроизвольным, более естественным, и, конечно, интересным для детей. Музыкально-релаксационные «минутки» позволили практически освоить новый материал в ненавязчивой и психологически комфортной форме.
Педагогическая целесообразность программы.
Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то в резкой форме, замыкаются в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующем снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад является творчество. Замечено, что творческий процесс значительное психотерапевтическое средство. Отрицательные эмоции – всегда разрушение: рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А cтроить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций ставятся сами занятия творчеством.
Отличительные особенности программы:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.
Также для реализации данной программы, на уроках используются мультимедийные программы и презентации, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей.
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста. Длительность занятий 1 учебный час 1 раз в неделю. Занятия проводятся в группах по 15 человек.
Формы и методы, используемые при реализации программы.
Образовательная система «Слушание музыки» предлагает такие методики и решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение.
Для развития творческих способностей используются активные формы работы:
- Пение детских народных песен и игр, рождественских, святочных, масленичных песнопений.
- Участие в праздниках народного календаря — Святки, Масленица, Троица-Семик.
- Подбор вариантов названия данного (программного) произведения с заданием выбрать самое точное из них. Сначала следует предлагать названия, далёкие по смыслу, затем смысловой контраст уменьшать, давать близкие по смыслу значения, направляя внимание детей на более тонкую аналитическую работу.
- Определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например «Гном» Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки» — «испуганный», «трагический», «увидевший смерть»).
- Объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или
ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором. - Сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке.
Методы работы:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический;
- Метод активизации зрительного и слухового восприятия;
- Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
- Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);
Формы проведения уроков и домашних заданий:
Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:
- Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);
- Урок – воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее);
- Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания);
- Урок – исследование (дает большую долю самостоятельной аналитической работы);
- Урок – настроение;
- Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);
- Открытые уроки с присутствием родителей;
- Контрольный урок-эстафета в младших классах;
- Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;
- Урок – состязание;
- Урок – игра на закрепление пройденного материала.
- Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.
Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.
Необходимая часть итогового урока - определение на слух (узнавание)музыкальных произведений и представление подготовленных заранее устных сообщений по истории музыкальной культуры(по странам, эпохам).отдельным авторам- в качестве разнообразия форм учебной работы это может быть и небольшая олимпиада(викторина) по вопросам жанров и форм произведений мирового искусства, по современной музыкальной жизни с опорой на актуальные темы и направления культурных событий настоящего времени.
Итоговый урок должен показать самостоятельность музыкального и
художественного мышления учащихся и знание широкого круга музыкального наследия мировой художественной культуры.
Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности.
- сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям;
- подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям;
- создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений);
нарисовать рисунок к прослушанному произведению
Главной целью предмета «Слушание музыки» является воспитание музыкальной культуры, неотъемлемой части всей духовной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке.
Цели и задачи предмета «Слушание музыки» сводятся к следующему:
- создать предпосылки для дальнейшего музыкального и личностного развития;
- заложить основы культуры слушания;
- создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству.
Из цели музыкального обучения вытекают три основные задачи музыкального обучения на уроках «Слушание музыки»:
1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия. У детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью.
2. Формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания.
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы».
Основными воспитательными задачами уроков «Слушание музыки» являются:
- расширение представлений детей о жизни через воздействие ярких и доступных их пониманию музыкальных произведений,
- обогащение музыкального опыта учащихся, развитие у детей интереса к музыке,
- накопление ими музыкальных впечатлений от произведений, близких им по тематике и жанрам.
Задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений, заключается в том, чтобы научить детей подмечать различие музыкальных произведений, как по их общему характеру, так и по выразительным средствам.
Задача разбора музыкального произведения в связи со слушанием музыки – научить понимать выразительный смысл определенных музыкальных средств и дать первые представления об особенностях музыкальной речи как выражения чувств.
Организационная структура занятий предоставляет обучающимся возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно в учебной ситуации проблемно-поискового характера: необходимость анализа и синтеза, выбора, поиска, самостоятельного принятия решения.
Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
На занятиях возможна не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными учебными предметами (литература, окружающий мир, изобразительное искусство и др.).
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебный план 1 года обучения
№ П/П | Тема | Всего часов | Кол. часов | Форма аттестации/контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Опрос | |
2 | Раздел «Окружающий мир и музыка» | 2 | 2 | Опрос, игра, наблюдение | |
3 | Раздел "Музыка и другие виды искусства" | 3 | 2 | 1 | Опрос, тренировочное упражнение, видеофильм |
4 | Раздел "Мир детства в музыке" | 5 | 2 | 3 | Опрос, практическая работа |
5 | Раздел "Животные в музыке" | 6 | 3 | 3 | Опрос, творческая работа |
6 | Раздел «Сказочная» музыка | 6 | 3 | 3 | Опрос, игра, наблюдение |
7 | Раздел "Природа и музыка" | 7 | 4 | 3 | Опрос, творческая работа |
8 | Раздел "Человек и музыка" | 6 | 2 | 4 | Опрос, игра, проект |
Итого | 36 | 19 | 17 |
Содержание рабочей программы 1 года обучения
Раздел 1 «Окружающий мир и музыка» 2ч
Теория. Что такое музыка.. Когда она появилась. Когда и где человек знакомится с музыкой. Для чего нужна музыка людям
Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.-2ч
Прослушивание произведений
Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»;
Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»;
А. Гурилев. «Музыка».
русская народная музыка;
произведения русских композиторов в народном стиле;
русская духовная музыка (колокольный звон).
Мусоргский М. Опера «Борис Годунов»: пролог, 2 картина.
К.В. Глюк Опера «Орфей»
Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»
Раздел 2 «Музыка и другие виды искусства» 3ч
Теория. Музыка в галерее искусств. Что такое искусство Названия различных видов искусства. Символы искусства. Какие предметы стали символами искусства. Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Виды музыкального искусства. Синтез видов искусств -2ч
Практика: игры, развивающие ассоциативное образное мышление, воображение и фантазию-1ч
Раздел 3 « Мир детства в музыке 5ч
Теория . Познакомить обучающихся с музыкой, написанной для детей и о детях. Знакомство с миром игрушек -2ч
Практика Дети слушают и поют шуточные и колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки и небылицы, заклички и считалки, а также произведения, в которых они использованы в русской и зарубежной музыке.- 3ч
Прослушивание произведений
Игровые песни. Заклички.
П.И. Чайковский «Детская песенка»
Пестушки. Потешки.
В.А.Моцарт «Детские игры»
Прибаутки. Шуточные игровые песни.
Ж. Бизе «Кармен», хор мальчиков
Дразнилки. Считалки.
Р.Шуман «Детские сцены» Игра в жмурки. Просьба ребенка. Пуганье.
Колыбельные песни.
Н.А. Римский – Корсаков «Садко» - Колыбельная Волховы
Раздел 4 Животные в музыке -6ч
Теория Беседа о животных: Какие животные знакомы детям Каких знают диких и домашних животных Как передвигаются различные животные Какие они по размерам .Дать представление об изобразительных возможностях музыки.Беседа о птицах: Какие птицы знакомы детям. Как передвигаются различные птицы. Какие они по размерам .Беседа о рыбах: Какие рыбы знакомы детям. Какие они по размерам. -3ч
Практика Сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, рыб находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания). Сравнивать произведения с одинаковым названием -3ч
Прослушивание произведений
К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал);
М. Журбин, «Косолапый мишка»;
Г. Гапынин. «Медведь»;
Д. Шостакович. «Медведь»;
Ф. Рыбщкий. «Кот и мышь»;
Д. Кабалевский. «Ежик»;
Э. Тамберг. «Кукуют кукушки»;
Ж. Металлиди. «Воробушкам холодно»;
Леммик. «Песня птиц»;
Цагерейшвили. «Дятел»;
Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»;
В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»),
Раздел 5 « Сказочная» музыка 6ч
Теория Вспоминаем известные сказки. Вспоминаем героев этих сказок. Положительные и отрицательные персонажи. Характеристики этих героев-3ч
Практика Связь музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение – интонационная окраска). Сравнивать произведения с одинаковыми названиями-3ч
Прослушивание произведений
П. Чайковский. «Баба-Яга»;
А. Лядов. «Баба-яга»;
М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»), «Ночь на Лысой горе»;
Э. Григ. «Кобольд», «В пещере горного короля»;
А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро»;
С, Слонимский. «Марш Бармалея»;
Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»);
П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»;
Р. Шуман. «Дед Мороз»;
Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза, вступление к опере «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.
Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: Сцена похищения Людмилы, марш
Черномора.
Прокофьев С. Сказки старой бабушки, балет «Золушка»: «Часы», «Фея
Сирени».
Раздел 6 «Природа и музыка»7 ч
Теория Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Звукоподражания различным видам природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года. Состояние природы-4ч
Практика. Прослушивание музыки. Сравнение произведений . Анализ прослушанных произведений-3ч
Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет» (2 картина).
Римский – Корсаков Н. Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 часть, Вступление к опере «Садко».
Мусоргский М. Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москва-реке)
П. Чайковский. «Времена года»;
А. Вивальди. «Времена года»;
А. Холминов, «Дождик»;
Г. Свиридов «Дождик»;
С. Майкапар «Облака плывут»;
Э. Григ. «Весной»;
Н. Мясковский. «Весеннее настроение»;
А. Самонов. «Дыхание осени»;
И. С. Бах. «Весна»;
С Прокофьев «Дождь и радуга»
Р. Леденев. «Ливень»;
Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»);
К. Дебюсси. «Шаги на снегу»;
Э. Григ. «Утро»;
В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части);
С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»;
В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»).
С. Прокофьев «Вечер»,
Р.Шуман «Вечером».
Раздел 7 «Человек и музыка» 6ч
Теория Дать представление о том, что музыка разных эпох выражает чувства, настроения, переживания человека. Дать представление о характере человека-2ч
Практика: Прослушивание 4ч
Л. Бетховен «Весело – грустно»;
Дм. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»;
С. Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье»,
С. Прокофьев. «Болтунья», «Раскаяние»;
Г. Свиридов. «Упрямец»;
Р. Шуман «Первая потеря», «Порыв»;
С. Слонимский. «Ябедник»;
П.Чайковский. «Мама», «Сладкая греза», «Утренняя молитва», «В церкви»;
М. Мусоргский «Слеза»;
Ю. Геворкян. «Обидели»;
Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»;
А. Гречанинов. «Жалоба»;
Д. Благой. «Хвастунишка»;
Р. Шуман. «Веселый крестьянин»;
Ф. Шопен Прелюдия №4;
Р.Шуман «Первая утрата»;
С.Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит»;
Планируемые результаты
Использование программы «Слушание музыки» для организации занятий во внеурочной деятельности, в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:
личностных | метапредметных | предметных |
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. |
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности; - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона; - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. | - развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности; - развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; - общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; - представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов; - использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; - готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; - участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций |
Контроль и оценка планируемых результатов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.
Механизм оценки:
- Фронтальный опрос;
- Беглый текущий опрос;
- Музыкальная викторина;
- Систематическая проверка домашнего задания;
- Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;
- Контрольные уроки в конце каждой четверти;
- Творческий отчет;
В конце каждого учебного полугодия предусмотрено итоговое занятие, на котором учащиеся пишут тест по пройденным произведениям. В него могут входить: имена композиторов, исполнителей, режиссёров, тембры голосов и инструментов, названия произведений, жанров, видов ансамбля и оркестра, количество частей (разделов, актов, и т.д.). Кроме того, несколько уроков каждого полугодия можно проводить в форме докладов учащихся. А если есть возможность – заменять урок походом в концертный зал на «живые» выступления.
Критерии результативности программы
В ходе реализации программы обучающиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими (наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения), получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий (целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий, научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию, приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами (текстом, рисунком), овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В программе оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия:
Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся
Основными критериями оценки результатов учебной деятельности являются:
по музыкальной грамоте
. знание теоретических понятий и терминов;
. владение навыками применения музыкальной грамоты;
по слушанию музыки
. ориентация в жанрах и формах музыкальных произведений;
. владение навыками узнавания изученных музыкальных произведений;
. владение навыками анализа произведения (определение
общего характера, образного строя, содержания, выявление средств
музыкальной выразительности).
Дополнительными критериями являются особенности личности
учащегося:
. мотивационная сфера;
. эмоционально-волевая сфе
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1 «Окружающий мир и музыка» | ||||||||
1 | Беседа. Занятие-инструктаж. Практич. занят. | 1 | Вводное занятие | МБОУ «Жердевская СОШ», территория школы | Памятка: «Правила безопасности на занятиях» | |||
2 | Рассказ-беседа | 1 | Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
3 | Просмотр видеофильма, слушание музыки | 1 | Сказки, легенды о музыке и музыкантах. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Устный опрос | |||
Раздел 2 "Музыка и другие виды искусства" | ||||||||
4 | Теория знаний, просмотр видеофильма | 1 | Что такое искусство? Виды искусства | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
5 | Практич. занят. | 1 | Что такое искусство? Виды искусства | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
6 | Беседа, просмотр видеофильма | 1 | Взаимодействие музыки с другими видами искусства. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос | |||
Раздел 3 " Мир детства в музыке" | ||||||||
7 | Беседа, просмотр видеофильма, слушание музыки | 1 | Музыка для детей | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
8 | Практич. занят. | 1 | Музыка о детях | МБОУ «Жердевская СОШ» | творческая работа | |||
9 | Теория знаний, просмотр видеофильма | 1 | Колыбельные,потешки,прибаутки | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос | |||
10 | Практич. занят. | 1 | Музыка в жизни ребенка | МБОУ «Жердевская СОШ» | Творческие работы | |||
Раздел 4 "Животные в музыке" | ||||||||
11 | Теория знаний, просмотр видеофильма | 1 | Животные в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ | Опрос | |||
12 | Практич. занят. | 1 | Животные в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ | Творческие работы (ребусы, кроссворды) | |||
13 | Теория знаний, просмотр видеофильма | 1 | Птицы в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ | Опрос, творческая работа | |||
14 | Практич. занят. | 1 | Птицы в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ | Игровая карусель | |||
15 | Теория знаний | 1 | Рыбы в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
16 | Практич. занят. | 1 | Рыбы в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ» | Творческие работы | |||
Раздел 5 « Сказочная» музыка | ||||||||
17 | Теория знаний, просмотр видеофильма | 1 | Музыка и сказка | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос | |||
18 | Практич. занят. | 1 | Музыка и сказка | МБОУ «Жердевская СОШ» | творческая работа | |||
19 | Теория знаний | 1 | Характеристика сказочных героев | МБОУ «Жердевская СОШ» | Урок-игра | |||
20 | Теория знаний. Беседа, просмотр презентации | 1 | Фантастические персонажи в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ» | Творческие работы | |||
21 | Практич. занят. | 1 | Фантастические персонажи в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
22 | Теория знаний | 1 | Сказочные персонажи в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
23 | Теория знаний. Беседа, просмотр презентации | 1 | Сказочные персонажи в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
Раздел 6 "Природа и музыка" | ||||||||
24 | Теория знаний Беседа, просмотр презентации | 1 | Музыка и природа | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
25 | Практич. занят. | 1 | Музыка и природа | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
26 | Теория знаний | 1 | Времена года в музыке. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Творческие работы | |||
27 | Практ. зан. | 1 | Времена года в музыке. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
28 | Теория знаний | 1 | Состояния природы в разное время суток | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
29 | Практ. зан. | 1 | Утро, день, вечер, ночь | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
30 | Практ. зан. | 1 | Утро, день, вечер, ночь | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тестирование | |||
Раздел 7 "Человек и музыка" | ||||||||
31 | Теория знаний. Беседа, просмотр презентации | 1 | Настроение человека в музыке (весело, грустно, тревога и т.д) | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
32-33 | Практ. Зан. | 2 | Настроение человека в музыке (весело, грустно, тревога и т.д) | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа | |||
34 | Теория знаний. Беседа, просмотр презентации | 1 | Характер человека в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ» | Творческие работы | |||
35 | Практ. Зан. | 1 | Характер человека в музыке | МБОУ «Жердевская СОШ» | Опрос, творческая работа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ЛИТЕРАТУРА:
для педагога:
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006г
2. Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб, «Союз художников», 2008г.
3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.
4. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.
5. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
6. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
7. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г
8. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». Спб.: «Композитор», 2006г.
9. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г
Для детей:
1. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Цифровое оборудование:
- проекционный комплект;
- интерактивная доска;
-диски
- видеокамера
-фотоаппарат
-компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...