Программа "Слушание музыки" 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс)

Чехранова Яна Сергеевна

Информационная карта

 

Ф.И.О. педагога

 

Чехранова Яна Сергеевна

Вид программы

 

модифицированная

Тип программы

 

общеразвивающая

Образовательная

область

 

 

Направленность

деятельности

художественно-эстетическая

Способ  освоения

содержания образования

практический

Уровень освоения

содержания

 

стартовый

Уровень реализации

 Программы

 

начальное общее образование

Формы реализации

 Программы

 

групповая

Продолжительность реализации программы

 

1 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehranova_slush.muz_2019_1_klass1god.doc191.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Жердевская средняя общеобразовательная школа»

Принята на заседании                                                                                          Утверждаю:

          Методического  совета                                                                                  Директор МБОУ « ЖердевскаяСОШ»

          от «30» августа 2018г                                                                                             _________     Г.В.Голубева

          Протокол №                                                                                                          приказ от  «  » сентября  2018г №

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической   направленности

«Слушание музыки»

Возраст обучающихся: 7-8лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Чехранова Яна Сергеевна,

учитель начальных классов

г. Жердевка, 2018г

Информационная карта

Ф.И.О. педагога

Чехранова Яна Сергеевна

Вид программы

модифицированная

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная

область

Направленность

деятельности

художественно-эстетическая

Способ  освоения

содержания образования

практический

Уровень освоения

содержания

стартовый

Уровень реализации

 Программы

начальное общее образование

Формы реализации

 Программы

групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач

Программа кружка составлена в соответствии с нормативно-правовой базой и опирается на Закон об образовании, ФГОС НОО и нормы САНПИН.

             Новизна  программы в том, что позволяет компенсировать бедность музыкальных впечатлений детей. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.

          Актуальность программы. Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего  музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Слушание музыки». Являясь своего рода «нулевым циклом» курса музыкальной литературы, этот предмет вводит учащихся в тайны творчества и направлен на изучение навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

Слушание музыки дает возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста и позволяет подойти к изучению курса музыкальной литературы более подготовленным.

Принимая во внимание особенности эмоционального восприятия музыки детьми, а именно – непроизвольное сопровождение музыкального произведения различными телодвижениями, процесс обучения был дополнен играми, объединяющими музыку, движение и речь (или пение). Органичное сочетание слушания музыки и ритмики отразилось в драматургически цельных уроках-сценариях. Игровой характер музыкально-двигательных упражнений (этюдов) сделал процесс обучения непроизвольным, более естественным, и, конечно, интересным для детей. Музыкально-релаксационные «минутки» позволили практически освоить новый материал в ненавязчивой и психологически комфортной форме.

                Педагогическая целесообразность программы.

Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то в резкой форме, замыкаются в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующем снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад является творчество. Замечено, что творческий процесс значительное психотерапевтическое средство. Отрицательные эмоции – всегда разрушение: рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А cтроить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций ставятся сами занятия творчеством.

                Отличительные особенности программы:

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного  искусства, литературы и музыки.  

Также для реализации данной программы, на уроках используются мультимедийные  программы и  презентации,  в целях развития эмоциональной отзывчивости детей.

             Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста. Длительность занятий 1 учебный час 1 раз в неделю. Занятия проводятся в группах по 15 человек.

               

                Формы и методы, используемые при реализации программы.

Образовательная система «Слушание музыки» предлагает такие методики и решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение.

 Для развития творческих способностей используются активные формы работы:

  1. Пение детских народных песен и игр, рождественских, святочных, масленичных  песнопений.
  2. Участие в праздниках народного календаря — Святки, Масленица, Троица-Семик.
  3. Подбор вариантов названия данного (программного) произведения с заданием выбрать самое точное из них. Сначала следует предлагать названия, далёкие по смыслу, затем смысловой контраст уменьшать, давать близкие по смыслу значения, направляя внимание детей на более тонкую аналитическую работу.
  4. Определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например «Гном» Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки» — «испуганный», «трагический», «увидевший смерть»).
  5. Объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или
    ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором.
  6. Сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной  музыке.

Методы работы:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Метод активизации зрительного и слухового восприятия;
  • Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
  • Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);

     Формы проведения уроков и домашних заданий:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается  проведение новых форм:

  • Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);
  • Урок – воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто   «известное», но «не замеченное» ранее);
  • Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания);
  • Урок – исследование (дает большую долю самостоятельной  аналитической работы);
  • Урок – настроение;
  • Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);
  • Открытые уроки с присутствием родителей;
  • Контрольный урок-эстафета в младших  классах;
  • Урок – путешествие в прошлое,  настоящее и будущее;
  • Урок – состязание;
  • Урок – игра на закрепление пройденного материала.
  • Конкурсы, викторины,  познавательные игры по слушанию музыки.

          Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут                      выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.  

 

Необходимая часть итогового урока - определение на слух (узнавание)музыкальных произведений и представление подготовленных заранее устных сообщений по истории музыкальной культуры(по странам, эпохам).отдельным авторам- в качестве разнообразия форм учебной работы это может быть и небольшая олимпиада(викторина) по вопросам жанров и форм произведений мирового искусства, по современной музыкальной жизни с опорой на актуальные темы и направления культурных событий настоящего времени.

Итоговый урок должен показать самостоятельность музыкального и

художественного мышления учащихся и знание широкого круга музыкального наследия мировой художественной культуры.

Участие детей в таких уроках, помогает  в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также  способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности.

  • сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям;
  • подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям;
  • создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений);

нарисовать рисунок к прослушанному произведению

              Главной целью предмета «Слушание музыки» является воспитание музыкальной культуры, неотъемлемой части всей духовной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке.
              Цели и задачи предмета «Слушание музыки» сводятся к следующему:
- создать предпосылки для дальнейшего музыкального и личностного развития;
- заложить основы культуры слушания;
- создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству.
Из цели музыкального обучения вытекают
три основные задачи музыкального обучения на уроках «Слушание музыки»:
 1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия. У детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью.
2. Формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания.
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы».
           Основными воспитательными задачами уроков «Слушание музыки» являются:
- расширение представлений детей о жизни через воздействие ярких и доступных их пониманию музыкальных произведений,
- обогащение музыкального опыта учащихся, развитие у детей интереса к музыке,
- накопление ими музыкальных впечатлений от произведений, близких им по тематике и жанрам.
Задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений, заключается в том, чтобы научить детей подмечать различие музыкальных произведений, как по их общему характеру, так и по выразительным средствам.
Задача разбора музыкального произведения в связи со слушанием музыки – научить понимать выразительный смысл определенных музыкальных средств и дать первые представления об особенностях музыкальной речи как выражения чувств.

Организационная структура занятий предоставляет обучающимся возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно в учебной ситуации проблемно-поискового характера: необходимость анализа и синтеза, выбора, поиска, самостоятельного принятия решения.

Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

На занятиях возможна не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными учебными предметами (литература, окружающий мир, изобразительное искусство и др.).

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учебный  план 1 года обучения

№  П/П

                   Тема

Всего часов

Кол. часов

Форма аттестации/контроля

теория

практика

1

 Вводное занятие

1

1

Опрос

2

Раздел «Окружающий мир и музыка»

2

2

Опрос, игра, наблюдение

3

 Раздел "Музыка и другие виды искусства"

3

2

1

Опрос, тренировочное упражнение, видеофильм

4

Раздел  "Мир детства в музыке"

5

2

3

Опрос, практическая работа

5

Раздел  "Животные в музыке"

6

3

3

Опрос, творческая работа

6

Раздел «Сказочная»  музыка

6

3

3

Опрос, игра, наблюдение

7

Раздел "Природа и музыка"

7

4

3

Опрос, творческая работа

8

Раздел "Человек и музыка"

6

2

4

Опрос, игра, проект

                                                    Итого

36

19

17

 

Содержание рабочей программы 1 года обучения

Раздел 1 «Окружающий мир и музыка» 2ч

 Теория. Что такое музыка.. Когда она появилась. Когда и где человек знакомится с музыкой.  Для чего нужна музыка людям
 Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.-2ч

Прослушивание произведений

Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»;

Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»;

 А. Гурилев. «Музыка».

русская народная музыка;

произведения русских композиторов в народном стиле;

русская духовная музыка (колокольный звон).

Мусоргский М. Опера  «Борис Годунов»: пролог, 2 картина.

К.В. Глюк Опера «Орфей»

Н.А. Римский-Корсаков  опера «Садко»


Раздел 2     «Музыка и другие виды искусства» 3ч

            Теория. Музыка в галерее искусств.  Что такое искусство  Названия  различных видов искусства. Символы искусства. Какие предметы стали символами искусства. Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Виды музыкального искусства. Синтез видов искусств -2ч

Практика: игры, развивающие ассоциативное образное мышление, воображение и фантазию-1ч

Раздел 3 « Мир детства в музыке 5ч

Теория . Познакомить обучающихся  с музыкой, написанной для детей и о детях. Знакомство с миром игрушек -2ч

Практика Дети слушают и поют шуточные и колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки и  небылицы, заклички и считалки, а также произведения, в которых они использованы в русской и зарубежной музыке.- 3ч

Прослушивание произведений

    Игровые песни. Заклички.

П.И. Чайковский «Детская песенка»

Пестушки. Потешки.

В.А.Моцарт «Детские игры»

Прибаутки. Шуточные игровые песни.

Ж. Бизе «Кармен», хор мальчиков

Дразнилки. Считалки.

Р.Шуман «Детские сцены» Игра в жмурки. Просьба ребенка. Пуганье.

Колыбельные песни.

Н.А. Римский – Корсаков «Садко» - Колыбельная  Волховы

Раздел 4  Животные в музыке -6ч

           Теория Беседа о животных: Какие животные знакомы детям Каких знают диких и домашних животных Как передвигаются различные животные Какие они по размерам .Дать представление об изобразительных возможностях музыки.Беседа о птицах: Какие птицы знакомы детям. Как передвигаются различные птицы. Какие они по размерам .Беседа о рыбах: Какие рыбы знакомы детям. Какие они по размерам. -3ч

Практика Сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, рыб находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания).  Сравнивать произведения с одинаковым названием -3ч

Прослушивание произведений

К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал);

 М. Журбин, «Косолапый мишка»;

Г. Гапынин. «Медведь»;

Д. Шостакович. «Медведь»;

Ф. Рыбщкий. «Кот и мышь»;

Д. Кабалевский. «Ежик»;

Э. Тамберг. «Кукуют кукушки»;

Ж. Металлиди. «Воробушкам холодно»;

Леммик. «Песня птиц»;

Цагерейшвили. «Дятел»;

Н. Римский-Корсаков.  Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»;

В. Бояшов. «Рыба-кит»   (из сюиты к сказке   П. Ершова «Конек-Горбунок»),

         

   Раздел 5 « Сказочная»  музыка 6ч

  Теория Вспоминаем известные сказки. Вспоминаем  героев этих сказок. Положительные и отрицательные персонажи. Характеристики этих героев-3ч

  Практика Связь музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение – интонационная окраска). Сравнивать произведения с одинаковыми названиями-3ч

 

Прослушивание произведений

П. Чайковский. «Баба-Яга»;

 А. Лядов. «Баба-яга»;

М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»), «Ночь на Лысой горе»;

Э. Григ. «Кобольд», «В пещере горного короля»;

А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро»;

С, Слонимский. «Марш Бармалея»;

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»);

П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»;

Р. Шуман. «Дед Мороз»;

Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза, вступление к опере «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: Сцена похищения Людмилы, марш

Черномора.

Прокофьев С. Сказки старой бабушки, балет «Золушка»: «Часы», «Фея

Сирени».

Раздел 6 «Природа и музыка»7 ч

Теория Углублять представления об изобразительных возможностях музыки.  Звукоподражания различным видам природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года. Состояние природы-4ч

Практика. Прослушивание музыки. Сравнение произведений . Анализ прослушанных произведений-3ч

Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет» (2 картина).

 Римский – Корсаков Н. Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 часть, Вступление к опере «Садко».

Мусоргский М. Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москва-реке)

П. Чайковский. «Времена года»;

А. Вивальди. «Времена года»;

А. Холминов, «Дождик»;

 Г. Свиридов  «Дождик»;

 С. Майкапар  «Облака плывут»;

Э. Григ. «Весной»;

Н. Мясковский. «Весеннее настроение»;

А. Самонов. «Дыхание осени»;

И. С. Бах. «Весна»;

С Прокофьев «Дождь и радуга»

Р. Леденев. «Ливень»;

Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»);  

 К. Дебюсси. «Шаги на снегу»;  

Э. Григ. «Утро»;

В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части);

С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»;

В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»). 

С. Прокофьев «Вечер»,

Р.Шуман «Вечером».

Раздел 7 «Человек и музыка» 6ч

Теория Дать представление о том, что музыка разных эпох выражает чувства, настроения, переживания человека. Дать представление о характере человека-2ч

Практика: Прослушивание 4ч

Л. Бетховен «Весело – грустно»;

Дм. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»;

С. Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье»,  

С. Прокофьев. «Болтунья», «Раскаяние»;

Г. Свиридов. «Упрямец»;

Р. Шуман «Первая потеря», «Порыв»;

С. Слонимский.  «Ябедник»;      

П.Чайковский. «Мама», «Сладкая греза», «Утренняя молитва»,  «В церкви»;  

М. Мусоргский «Слеза»;

Ю. Геворкян. «Обидели»;

Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»;

А. Гречанинов. «Жалоба»;

Д. Благой. «Хвастунишка»;

Р. Шуман. «Веселый крестьянин»;

Ф. Шопен Прелюдия №4;

Р.Шуман «Первая утрата»;

С.Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит»;

                                                                   Планируемые результаты

Использование  программы  «Слушание музыки»  для  организации  занятий  во  внеурочной  деятельности, в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:

личностных

метапредметных

предметных

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-  наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-  формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-  приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

-  развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

-  развитие духовно-нравственных  и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

 

-  наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

-   ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;

-   овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-    применение знаково-символических и речевых средств,  для решения коммуникативных и познавательных задач;

-   готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

-  планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

-   участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

 -    умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

-  развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

-   развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

-    общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

-   представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

-    использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-     готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

-    участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций

        Контроль и оценка планируемых результатов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.  

Механизм оценки:

  • Фронтальный опрос;
  • Беглый текущий опрос;
  • Музыкальная викторина;
  • Систематическая проверка домашнего задания;
  • Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;
  • Контрольные уроки в конце каждой четверти;
  • Творческий отчет;

В конце каждого учебного полугодия предусмотрено итоговое занятие, на котором учащиеся пишут тест по пройденным произведениям. В него могут входить: имена композиторов, исполнителей, режиссёров, тембры голосов и инструментов, названия произведений, жанров, видов ансамбля и оркестра, количество частей (разделов, актов, и т.д.). Кроме того, несколько уроков каждого полугодия можно проводить в форме докладов учащихся. А если есть возможность – заменять урок походом в концертный зал на «живые» выступления.

                         Критерии результативности программы

В ходе реализации программы обучающиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими (наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения), получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий (целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий, научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию, приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами (текстом, рисунком), овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В программе оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия:

Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся

Основными критериями оценки результатов учебной деятельности являются:

по музыкальной грамоте

. знание теоретических понятий и терминов;

. владение навыками применения музыкальной грамоты;

по слушанию музыки

. ориентация в жанрах и формах музыкальных произведений;

. владение навыками узнавания изученных музыкальных произведений;

. владение навыками анализа произведения (определение

общего характера, образного строя, содержания, выявление средств

музыкальной выразительности).

Дополнительными критериями являются особенности личности

учащегося:

. мотивационная сфера;

. эмоционально-волевая сфе

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 Раздел 1 «Окружающий мир и музыка»

1

Беседа.

Занятие-инструктаж.

Практич.

занят.

1

Вводное занятие

МБОУ «Жердевская СОШ», территория школы

Памятка: «Правила безопасности на занятиях»

2

Рассказ-беседа

1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

3

Просмотр видеофильма, слушание музыки

1

Сказки, легенды о музыке и музыкантах.

МБОУ «Жердевская СОШ»

Устный опрос

                                                                                         Раздел 2     "Музыка и другие виды искусства"

4

Теория знаний, просмотр видеофильма

1

Что такое искусство? Виды искусства

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

5

Практич. занят.

1

Что такое искусство? Виды искусства

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

6

Беседа, просмотр

видеофильма

1

Взаимодействие музыки с другими видами искусства.

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос

                                                                                          Раздел 3 " Мир детства в музыке"

7

Беседа, просмотр видеофильма, слушание музыки

1

Музыка для детей

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

8

Практич.

занят.

1

Музыка о детях

МБОУ «Жердевская СОШ»

творческая работа

9

Теория знаний, просмотр видеофильма

1

Колыбельные,потешки,прибаутки

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос

10

Практич. занят.

1

Музыка в жизни ребенка

МБОУ «Жердевская СОШ»

Творческие

работы

                                                                                                      Раздел 4  "Животные в музыке"

11

Теория знаний, просмотр видеофильма

1

Животные в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ

Опрос

12

Практич. занят.

1

Животные в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ

Творческие работы

(ребусы, кроссворды)

13

Теория знаний, просмотр видеофильма

1

Птицы в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ

Опрос, творческая работа

14

Практич. занят.

1

Птицы в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ

Игровая карусель

15

Теория знаний

1

Рыбы в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

16

Практич. занят.

1

Рыбы в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ»

Творческие

работы

Раздел 5  « Сказочная»  музыка

17

Теория знаний, просмотр видеофильма

1

Музыка и сказка

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос

18

Практич. занят.

1

Музыка и сказка

МБОУ «Жердевская СОШ»

творческая работа

19

Теория знаний

1

Характеристика сказочных героев

МБОУ «Жердевская СОШ»

Урок-игра

20

Теория знаний. Беседа, просмотр презентации

1

Фантастические персонажи в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ»

Творческие

работы

21

Практич. занят.

1

Фантастические персонажи в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

22

Теория знаний

1

Сказочные персонажи в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

23

Теория знаний. Беседа, просмотр презентации

1

Сказочные персонажи в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

Раздел 6  "Природа и музыка"

24

Теория знаний Беседа, просмотр презентации

1

Музыка и природа

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

25

Практич. занят.

1

Музыка и природа

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

26

Теория знаний

1

Времена года в музыке.

МБОУ «Жердевская СОШ»

Творческие

работы

27

Практ. зан.

1

Времена года в музыке.

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

28

Теория знаний

1

Состояния природы в разное время суток

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

29

Практ. зан.

1

Утро, день, вечер, ночь

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

30

Практ. зан.

1

Утро, день, вечер, ночь

МБОУ «Жердевская СОШ»

Тестирование

Раздел 7 "Человек и музыка"

31

Теория знаний. Беседа, просмотр презентации

1

Настроение человека в музыке (весело, грустно, тревога и т.д)

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

32-33

Практ. Зан.

2

Настроение человека в музыке (весело, грустно, тревога и т.д)

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

34

Теория знаний. Беседа, просмотр презентации

1

Характер человека в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ»

Творческие

работы

35

Практ. Зан.

1

Характер человека в музыке

МБОУ «Жердевская СОШ»

Опрос, творческая работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ЛИТЕРАТУРА:

для педагога: 

         1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006г

  2. Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб, «Союз художников», 2008г.

  3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.

  4. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.
5. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.

 6. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.

7. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г

8. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». Спб.: «Композитор»,  2006г.

9. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г

Для детей:

1. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс. – Спб,    «Композитор», 2006 г.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Цифровое оборудование:

- проекционный комплект;

- интерактивная доска;

-диски

- видеокамера

-фотоаппарат

-компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...