Организация работы вокального кружка «Веснушки»
учебно-методический материал по музыке (3 класс)
Организация работы вокального кружка «Веснушки» на базе группы продленного дня 3 «Б» класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_e.m._zhdanovich_vesnushki.doc | 386.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 100 Калининского района
Санкт-Петербурга
Методическая работа: Организация работы вокального кружка «Веснушки»
на базе группы продленного дня 3 «Б» класса
Выполнила: Жданович Елена Михайловна, воспитатель ГПД
3 «Б» класса
Санкт-Петербург
2019
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Характеристика понятий «образование», «воспитание», «модернизация», «качество образования», «внеурочная деятельность» | 5 |
Глава 2. Музыкально-эстетическое воспитание младшего школьника | 7 |
Глава 3. Деятельность вокального кружка «Веснушки» | 9 |
3.1. Принципы организации деятельности кружка | 9 |
3.2. Направления деятельности кружка 3.3. Репертуарный план | 9 10 |
Заключение Приложение | 12 13 |
Список литературы | 15 |
Введение
«Первый народ тот, у которого лучшие школы; если он не первый сегодня, то будет первым завтра» эта истина была известна уже в XIX веке.
В настоящее время правительством РФ поставлена задача модернизации отечественной системы образования, которая должна будет обеспечить инновационный прорыв страны в будущее. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Одной из ключевых тенденций в деятельности учреждений образования становится совершенствование внеурочной деятельности. Изучение материалов ФГОСа позволяют сделать вывод, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, формирует их учебную мотивацию. В рамках нового стандарта происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, адаптационную поддержку на протяжении всего периода обучения.
Многие отечественные социологи, педагоги и деятели искусства говорят о возросшей ценности гуманитарной культуры в наши дни, о необходимости создания условий для реализации творческих сил школьников. Особенно возросло значение аудиовизуальных средств воздействия искусства, в частности музыки, проникающей во все другие художественные структуры. По верному наблюдению французского теоретика искусства И.Тэна, интеллектуальная перегруженность, активный образ жизни нашего времени требуют от искусства неожиданных и сильных ощущений, новых эффектов колорита; звуков, которые должны потрясти, задеть за живое или позабавить».
Музыка не только определяет направление и характер художественных потребностей человека, но и становится значимым символическим началом межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений.
В данном контексте стоит рассматривать организацию деятельности вокального кружка, в частности на базе группы продленного дня. Высшее и специальное музыкальное образование, 39-летний стаж работы в детской школе искусств позволили мне профессионально подойти к организации деятельности детского вокального коллектива.
Таким образом, актуальность заявленной темы данной исследовательской работы очевидна.
Целью данной работы является анализ и описание опыта организации вокального кружка на базе группы продленного дня, а также процесса его функционирования.
Перед началом работы передо мной стояли следующие задачи:
- изучение литературы по заданной теме;
-анализ и описание двухгодичного опыта работы над созданием и организацией деятельности кружка;
- выявление и анализ музыкальных предпочтений младшего школьника;
- выявление непосредственных связей между проблемами модернизации, качества образования и организацией внеурочной деятельности младшего школьника;
- определение условий повышения эффективности деятельности вокального кружка.
Для решения поставленных задач я применяла различные методы:
- анкетирование, т.е. социологический опрос родителей и детей для получения информации о степени удовлетворенности деятельностью кружка;
-беседы со школьниками и их родителями;
- наблюдение за участниками кружка;
- сравнение полученных данных.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы и выводы, представленные в ней, могут быть использованы школьным сообществом для повышения качества и оптимизации внеурочной деятельности младшего школьника, а также информирования родительской общественности об особенностях гуманитарного образования детей.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, отражающих предмет исследования.
Глава 1
За последнее десятилетие успешно происходит модернизация российского образования: принят федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года, внедрены государственные образовательные стандарты, открываются новые школы, которые оснащены в соответствии с современными требованиями.
Модернизация - это изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами. http://investments.academic.ru/
Целью модернизации является создание механизма устойчивого развития системы образования, а также повышение качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В работе использованы следующие понятия, значение которых раскрывает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:
- образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
- воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации внеурочной деятельности, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.
«Внеурочная деятельность» в материалах ФГОС рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Также реализует основные ценностные ориентиры: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. http://socialnauki.ru/?p=900
Был поднят вопрос о качестве образования - комплексной характеристике образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/
Для непосредственного его повышения правительство поставило определённые задачи, среди которых рационализация внеурочной деятельности школьников, которая подразумевает создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Глава 2
В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования и т.д.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного развития школьника является музыкально-эстетическое воспитание.
Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Формирование эстетической культуры ребёнка нельзя представить без эмоций, переживаний, которые дает музыка и песенное творчество https://moluch.ru/archive/23/2394/
Музыкальное воспитание можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания https://moluch.ru/archive/23/2394/
Абсолютная ценность музыкального воспитания состоит в том, что его процесс психологи связывают с рефлекторной деятельностью мозга. «Все проявления жизнедеятельности человека осуществляются рефлекторно. Рефлекторно осуществляется и музыкальная деятельность человека, его творчество, исполнительство». Специалисты представляет схему дуги рефлекторной деятельности, осуществляющей пение, следующим образом: «… восприятие звукораздражителей, анализ и синтез их в слуховом анализаторе… и, наконец, двигательные реакции голосового аппарата, осложнённые сопутствующим двигательно-вегетативным аккомпанементом».
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. «Музыка близка эмоциональной культуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания». Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Такими целями являются; приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей. Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показывать богатый мир чувств человека, возникших, под воздействием окружающей жизни. Психолог Б.М.Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств»
Таким образом, процесс музыкально-эстетического воспитания детей протекает при тесном сочетании формирования певческого аппарата, развития музыкального образования и формирования эстетической культуры личности ребенка. Первое подразумевает владение основными вокально-хоровыми навыками (дыхание, звукообразование, дикция, вокальное интонирование). Второе и третье – формирование творческих способностей, художественно-эстетической культуры в целом. Цыпляева А. В. Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 134-137. — URL https://moluch.ru/archive/23/2394/
Глава 3
Музыкально-эстетическое воспитание детей в коллективе 3 «Б» класса реализуется, в том числе, через деятельность вокального кружка «Веснушки». При организации работы кружка опираемся на следующие ориентиры:
- приоритетные направления деятельности школы;
- запросы родителей;
- интересы и склонности педагога и воспитателя;
- интересы и способности учащихся
В соответствии с обозначенными ориентирами можно выделить принципы организации деятельности вокального кружка:
- опора деятельности – ценности нравственно-эстетического воспитания;
- соответствие содержания деятельности кружка, песенного репертуара возрастным особенностям младшего школьника;
- осуществление свободного выбора учащихся на основе их личных интересов и склонностей;
- «союз» урочной и внеурочной деятельности, в том числе в творческой форме.
Вокальный кружок «Веснушки» на базе 3 «Б» класса был создан с начала формирования данного классного коллектива в сентябре 2018 года в составе школы-новостройки.
Целью его деятельности является осуществление музыкально-эстетического воспитания, формирование и развитие музыкально-творческого потенциала младшего школьника посредством хорового пения.
В ходе организации деятельности кружка решались следующие задачи:
- подготовка детей к восприятию музыки, расширение музыкального кругозора, приобщение к песенному и музыкальному наследию;
- развитие эмоционально-творческого начала личности ребенка посредством интеграции искусств;
- развитие памяти, внимания, слуха, чувства ритма, чувствительности, эмоциональной отзывчивости ребенка;
- развитие музыкального вкуса и музыкальных предпочтений школьника;
- воспитание патриотизма через песенный репертуар;
- личностное и социальное развитие младшего школьника;
- воспитание культуры публичных выступлений;
- воспитание ответственности друг перед другом за результат деятельности;
- сплочение классного коллектива в процессе организации работы вокального кружка.
В самом начале организации кружка была проведена индивидуальная работа по выявлению интересов, способностей, талантов обучающихся классного коллектива, их мониторингу; началась работа с солистами, складывался музыкально - песенный репертуар кружка посредством общественного обсуждения с детьми. Концертно-исполнительская деятельность началась с выступлений на классных мероприятиях, в том числе тематических (Дни именинников, Праздник осени, новогодняя елка, Праздник девочек, Праздник мальчиков, тематические классные часы); с творческих отчетов перед родителями класса. На занятиях кружка стала проводить музыкальные викторины, тематические вечера знакомства с творчеством известных композиторов – песенников, ставить музыкальные сказки, слушать популярную классическую музыку.
Выступления кружка вышли за рамки класса. В настоящий момент кружок имеет опыт выступлений на школьных мероприятиях и творческих конкурсах, встречах с ветеранами-блокадниками, мероприятиях Калининского района города Санкт-Петербурга. Интересной формой деятельности вокального кружка стало участие в шефской работе с обучающимися 1-го класса, когда учащиеся класса показывали музыкальные сказки для первоклассников. Складывается песенный репертуар, посвященный календарным праздникам:
Сроки, даты | Мероприятия | Репертуар |
Октябрь | Школьный конкурс «Про все на свете», посвященный 100-летию со дня рождения Б. Заходера День учителя - школьный концерт Городской конкурс «Разукрасим мир стихами» «Осенины» – праздник Прощания с осенью | Музыкальная инсценировка «Помидор» О. Голованов, А. Ермолов «Учителя» Р.Рождественский «Удачи вам, сельские и городские уважаемые учителя» (Э. Шеина) Выступление Максимовой К., Никишиной Т., Шеиной Э. Музыкальная инсценировка «Завейся, капустка» Русская народная песня «Во поле березонька стояла» |
Ноябрь | Концерт, посвященный Дню матери Открытие школьной конференции по защите исследовательских и проектных работ «Наследники Ломоносова» | И. Михайлов «Мама, без ума тебя люблю я…» Выступление на мотив песни «А, ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер» |
Декабрь | Новогодняя сказка для начальных классов Новогодняя елка для 3-4- классов | Участие в музыкальной сказке «Мороз Иванович» Н. Соловьев, Г.Струве «Новогодний хоровод»
|
Январь | День снятие блокады г. Ленинграда (27 января): встреча с блокадниками | В. Аксенов, П.Синявский «Ах, эти тучи в голубом…» |
Февраль | День защитника Отечества: смотр строя и песни Праздник «Масленица» | Е. Плотникова «Кино идет, воюет взвод…» Обрядовые песни |
Март | Праздник для мам | Ж. Колмогорова «Мама» (Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих…) |
Апрель | День космонавтики 12 апреля Творческая мастерская «Пасха» | Ю. Чичков, П. Синявский «Наш веселый экипаж» Е. Матвиенко Пасхальная весна |
Май | День Победы-концерт Заключительная линейка для начальной школы | М. Исаковский, М. Блантер «Огонек» С. Богомазов, Д. Львов-Компанеец «Хорошо, что есть каникулы» |
Заключение
В ходе методической работы решались следующие задачи:
-изучалась литература по заданной теме;
-анализировался и описывался двухгодичного опыта работы над созданием и организацией деятельности кружка;
- выявлялись музыкальные предпочтения младшего школьника;
-выявлялись непосредственные связи между проблемами модернизации, качеством образования и организацией внеурочной деятельности младшего школьника;
- определялись условия повышения эффективности деятельности вокального кружка.
Работа может быть использована для привлечения внимания школьной общественности к необходимости создавать условия для организации внеурочной деятельности младших школьников, качественного проведения их досуга, организации работы по интересам. Роль музыкально-эстетического воспитания повышается, так как направлено на совершенствование многих свойств личности ребёнка.
Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность. Н.Л.Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на всё прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно» https://moluch.ru/archive/23/2394
В данном контексте организация деятельности вокального кружка на базе ГПД в школе имеет большие возможности для решения задач духовно-нравственного воспитания младших школьников. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения хоровой музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки, а чувства человека. Представление о песенном, хоровом творчестве как о целостном искусстве, в котором заложена ценность отечественной культуры, дает младшему школьнику возможность познавать мир, постигать глубины национального искусства, развивать духовно-нравственную культуру в целом.
Приложение
Фотогалерея
Список литературы
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция от 03.08.2018 http://dokumenty24.ru/
2. Цыпляева А. В. Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 134-137. — URL https://moluch.ru/archive/23/2394/
3. Е. Евладова, дпн, Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС общего образования http://socialnauki.ru/?p=900
4. https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/
5. http://investments.academic.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа работы вокального кружка "Музыкальная капель"
Программа направлена на индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности вокального искусства....
Программа вокального кружка "Жаворонок"
Программа вокального кружка для детей 7-9 лет....
Рабочая программа вокального кружка 1 класс
Рабочая программа вокального кружка 1 класс...
Тематическое планирование вокального кружка
Тематическое планирование с пояснительной запиской внеурочной деятельности учащихся 3-го класса вокального кружка....
программа вокального кружка "Весёлые нотки"
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного о...
Работа с одаренными детьми на занятиях в вокальном кружке.
Три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности.Понятие «одаренность».Подбор репертуара. Задачи вокальной группы....
Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"
Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"...