Урока в 4 кл. Ах, карнавал! Удивительный мир!
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе, 3 четверть
Тема: «Ах, карнавал! Удивительный мир!»
Цели:
- актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
- проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
- знакомство учащихся с карнавалами разных народов мира, классикой жанра и музыкальных стилей;
- актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
Коррекционно-развивающие:
- развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
- развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,
- развивать представления, память, воссоздающее воображение,
- развивать зрительное и слуховое восприятия.
- развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к музыке разных эпох и народов,
- воспитывать умение работать в коллективе.
- воспитывать художественный вкус учащихся.
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Объяснительно-иллюстративный
Приемы:
- Слушание
- Исполнение
- Пластическое интонирование
Ожидаемый результат:
Знать понятия:
1. Карнавал, маска, танцы-шествия разных народов.
2. Найти связь карнавала с праздником «Масленица».
3. Воспринимать и сравнивать образцы карнавальной музыки разных народов мира .
4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.
Тип урока: развивающий, нетрадиционный, комбинированный
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, игровой.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Фортепиано
Музыкальный материал урока:
- Сальса- бразильский танец
- Музыка – это дивная страна. Муз. И.Крутой, сл. Джахан Поллыева
- Гимн Венецианского карнавала. Пьер Карден (видео)
- Масленица. Муз. Г. Горшкова, сл. Н. Гордоновской
- Ах, карнавал. Автор Владимир Назаров
Дополнительный материал:
- Презентация «Венецианский карнавал»
- Презентация «Ах, карнавал».
- Видео о масках
Ход урока
Дети танцуя под бразильскую карнавальную музыку , в масках карнавальных костюмах входят на урок.
Звучит музыкальное приветствие.
- Я сегодня попросила вас прийти на урок не в школьной форме, а в карнавальных костюмах. Почему? О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О карнавале).
- Вы должны были подготовить рассказы об истории возникновения маски и карнавала, а также стихи.
Дети читают стихи и рассказывают об истории возникновения.
Маска, кто ты?
1-й уч. Изначально маски появились не от хорошей жизни. Боровшиеся с чумой доктора надевали белые маски с длинным клювом, в который закладывались различные снадобья «для профилактики» этой страшной болезни, уничтожавшей в старину целые города. Дополняли зловещий вид глухой черный плащ, шляпа и длинная трость, которой врач дотрагивался до больных. Чуму победили — маска осталась. Уже как карнавальный атрибут. «Доктор чума» стал неотъемлемой частью венецианского карнавала.
2-й уч. Вслед за врачами маски стали использовать наемные убийцы и другие граждане с нехорошими намерениями. Но были они незамысловаты — носившие их граждане не хотели привлекать к себе лишнее внимание. На выставке представлено несколько таких масок — белые лица с прорезями для глаз: кто под ними — убийца, вор, гуляка? Узнать невозможно. Именно по этой причине ношение масок в повседневной жизни было запрещено. Разрешались маски только на венецианском карнавале, первые упоминания о котором относятся к 1094 году.
3-й уч. Зато в плане украшения масок теперь можно было развернуться. Так появилась профессия мастера по изготовлению карнавальных масок — Mascherari, в 1400-х для гильдии таких мастеров даже был написан устав.
4-й уч. Кстати, делаются маски до сих пор дедовским способом. Кто-то, наверное, помнит такой термин — «папье-маше». Именно так и делают маски — в специальную форму закладывают смазанные клеем кусочки бумаги, разглаживают, дают высохнуть, потом вынимают, вырезают отверстия для глаз и рта и украшают. И уж тут кто во что горазд — хочешь бриллианты лепи, хочешь золото и перья, а хочешь просто разрисовывай. Например, узоры на маске «Конкордия» очень напоминают что-то русское народное. (Просмотр видео с масками)
5-й уч. Карнавал для Венеции сегодня — успешный бизнес. Хотя так было не всегда: в XVIII веке венецианский карнавал в связи с некоторыми политическими событиями был запрещен, и долгие годы все попытки его возродить не выходили за рамки частных мероприятий. Лишь в 1979 году карнавал вновь стал городским. При активной поддержке, как ни странно, великого режиссера Федерико Феллини. Другой великий — модельер Пьер Карден — опять же, как ни странно, написал для карнавала гимн. В общем, сегодня этот праздник жизни проходит под музыку Кардена, который явно вдохновлялся и карнавальными масками. (Просмотр видео со звучанием гимна Кардена)
- Корни карнавала языческие. Это праздник весны, всеобщего раскрепощения, обновления и свободы. Импровизированные масочные игры есть во многих древних культах. Предшественники венецианского карнавала - древнеримские Сатурналии – дни, когда отбрасывались все социальные условности, господин становился рабом, простолюдин – аристократом, мужчины женщинами для того, чтобы взглянуть на мир другими глазами, оторваться от обыденности. Ощутить все это позволяли маски. Современные персонажи итальянской комедии родились еще в эти времена, хоть их образы и претерпели изменения.
Родина карнавала – город каналов и гондол Венеция, оттуда эта культура распространилась в другие города Италии, во Францию. С 16 века стали появляться театральные труппы, оборудовались помещения, писались сценарии. Но, сделавшись профессиональной, комедия дель арте стала постепенно терять связь с народом, значит, и саму жизнь. К 18 веку начался ее упадок, а с ней и упадок карнавала. Мотивы комедии масок стали вновь появляться в искусстве только с 19 века. Карнавал возродился в Венеции во второй половине 20 века.
В карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью. В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия. «Карнавал – это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность здесь становилась формой второй жизни народа, вступавшего временно в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». (М.М. Бахтин – русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства)
- Ребята, с помощью музыки мы с вами отравимся на карнавалы в разные страны мира. А вот где мы побываем, вы скажите мне после прослушивания.
Звучит песня В.Назарова «Ах, карнавал!»
Дети называют стили и жанры, в которых звучит припев этой песни и тем самым определяют страны и народы.
- Один из самых популярных карнавалов в мире - бразильский. И сейчас ребята подготовили нам карнавальный танец.
Разучивание песни «Ах, карнавал!»
-Не случайно карнавал проводится в конце зимы за неделю до Великого поста.
-А с каким славянским праздником можно сравнить карнавал?
(С Масленицей)
История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Целую неделю ряженные ходили с песнями и плясками по улицам. Заходили в дома, где их щедро угощали. Ходили друг к другу в гости с блинами. В конце недели сжигали на площади чучело Масленицы, песнями призывая солнце и весну, которые олицетворяют начало новой жизни и несут благополучие и счастье.
Звучит песня «Масленица» Г. Горшкова на стихи Н. Гордановской и на фоне песни показываем слайды.
Итог урока.
Раздаю учащимся карточки с ответами на вопросы. Внутри карточек буквы, составляющие слово «дружба». Именно оно объединяет людей во время карнавала и Масленицы.
Вопросы:
Д – Кто впервые надел маску и почему? (Врачи во время эпидемии чумы)
Р - Какая страна считается родиной карнавала? ( Италия)
У – Когда впервые в истории упоминается о карнавале? (В конце 11века)
Ж – В каких странах проводятся самые известные и популярные карнавалы? (Италия, Бразилия, Франция, Германия, Греция, Швейцария, Испания, Индия и др.)
Б – С каким славянским праздником можно сравнить карнавал?
(С масленицей)
А – Когда проводятся карнавалы и Масленица? (В конце зимы, за неделю до Великого поста)
Выход под песню «Ах, карнавал!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»
Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) Задачи: формировать представление о растениях и животных леса как ценнос...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Удивительные птицы". УМК "Гармония". 1 класс
Презентация к уроку окружающего мира в 1-ом классе "Удивительные птицы". УМК "Гармония"...
Технологическая карта урока изобразительного искусства:"Школьный карнавал" 3 класс
Конспект урока (ШР)...
Презентация к уроку "Обучение грамоте"( 1 класс) "удивительное рядом"
Презентация с фотографиями подводного мира кораллового рифа. Текст из "Азбуки" ( "УМК "Перспектива") "Удивительное рядом". Презентация поможет учащимся познакомиться...
Конспект урока изобразительного искусства «Школьный карнавал. Изображение карнавального костюма. Изображение карнавала» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование общего представления о карнавале, карнавальном костюме; об элементах карнавального костюма.Планируемые результатыПредметные:...
Технологическая карта урока ИЗО. Тема:"Школьный карнавал"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: обобщение знаний о зрелищах, карнавалах, выполнение рисунка "школьный карнавал".Задачи урокаДидактические:Обобщить знания о карнав...
технологическая карта урока литературного чтения «Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (УМК"Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательс...