Урока в 4 кл. Ах, карнавал! Удивительный мир!
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Елефтериади Ольга Георгиевна

Все о карнавале

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroka_v_4_kl._ah_karnaval_udivitelnyy_mir.docx27.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                Урок в 4 классе, 3 четверть

Тема: «Ах, карнавал! Удивительный мир!»

Цели:

- актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; 

- проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

- знакомство учащихся с карнавалами разных народов мира, классикой жанра и музыкальных   стилей;

- актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; 

 

Коррекционно-развивающие:

- развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,

- развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

- развивать представления, память, воссоздающее воображение,

- развивать зрительное и слуховое восприятия.

- развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к музыке разных эпох и   народов,

- воспитывать умение работать в коллективе.

- воспитывать художественный вкус учащихся.

Методы:

- Словесный

- Наглядный

- Практический

- Объяснительно-иллюстративный

Приемы:

- Слушание

- Исполнение

- Пластическое интонирование

Ожидаемый результат:

Знать понятия:

1. Карнавал, маска, танцы-шествия разных народов.

2.  Найти связь карнавала с праздником «Масленица».

3. Воспринимать и сравнивать  образцы карнавальной музыки разных народов мира  .

4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

 

Тип урока:  развивающий, нетрадиционный, комбинированный

Методы урока:  Объяснительно-иллюстративный, игровой.

Формы организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудование:

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Экран

-  Фортепиано

Музыкальный материал урока:

        - Сальса- бразильский танец

- Музыка – это дивная страна. Муз. И.Крутой, сл. Джахан Поллыева

- Гимн Венецианского карнавала. Пьер Карден (видео)

- Масленица. Муз. Г. Горшкова, сл. Н. Гордоновской

- Ах, карнавал. Автор Владимир Назаров

Дополнительный материал:

- Презентация «Венецианский карнавал»

- Презентация «Ах, карнавал».

- Видео о масках

                                Ход урока

Дети танцуя под бразильскую карнавальную музыку , в масках карнавальных костюмах  входят на урок.

Звучит музыкальное приветствие.

- Я сегодня попросила вас прийти на урок не в школьной форме, а в карнавальных костюмах. Почему? О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О карнавале).

- Вы должны были подготовить рассказы об истории возникновения  маски и карнавала, а также стихи.

Дети читают стихи и рассказывают об истории возникновения.

Маска, кто ты?

1-й уч. Изначально маски появились не от хорошей жизни. Боровшиеся с чумой доктора надевали белые маски с длинным клювом, в который закладывались различные снадобья «для профилактики» этой страшной болезни, уничтожавшей в старину целые города. Дополняли зловещий вид глухой черный плащ, шляпа и длинная трость, которой врач дотрагивался до больных. Чуму победили — маска осталась. Уже как карнавальный атрибут. «Доктор чума» стал неотъемлемой частью венецианского карнавала.

2-й уч. Вслед за врачами маски стали использовать наемные убийцы и другие граждане с нехорошими намерениями. Но были они незамысловаты — носившие их граждане не хотели привлекать к себе лишнее внимание. На выставке представлено несколько таких масок — белые лица с прорезями для глаз: кто под ними — убийца, вор, гуляка? Узнать невозможно. Именно по этой причине ношение масок в повседневной жизни было запрещено. Разрешались маски только на венецианском карнавале, первые упоминания о котором относятся к 1094 году.

3-й уч. Зато в плане украшения масок теперь можно было развернуться. Так появилась профессия мастера по изготовлению карнавальных масок — Mascherari, в 1400-х для гильдии таких мастеров даже был написан устав.

4-й уч. Кстати, делаются маски до сих пор дедовским способом. Кто-то, наверное, помнит такой термин — «папье-маше». Именно так и делают маски — в специальную форму закладывают смазанные клеем кусочки бумаги, разглаживают, дают высохнуть, потом вынимают, вырезают отверстия для глаз и рта и украшают. И уж тут кто во что горазд — хочешь бриллианты лепи, хочешь золото и перья, а хочешь просто разрисовывай. Например, узоры на маске «Конкордия» очень напоминают что-то русское народное. (Просмотр видео с масками)

5-й уч. Карнавал для Венеции сегодня — успешный бизнес. Хотя так было не всегда: в XVIII веке венецианский карнавал в связи с некоторыми политическими событиями был запрещен, и долгие годы все попытки его возродить не выходили за рамки частных мероприятий. Лишь в 1979 году карнавал вновь стал городским. При активной поддержке, как ни странно, великого режиссера Федерико Феллини. Другой великий — модельер Пьер Карден — опять же, как ни странно, написал для карнавала гимн. В общем, сегодня этот праздник жизни проходит под музыку Кардена, который явно вдохновлялся и карнавальными масками. (Просмотр видео со звучанием гимна Кардена)

- Корни карнавала языческие. Это праздник весны, всеобщего раскрепощения, обновления и свободы. Импровизированные масочные игры есть во многих древних культах. Предшественники венецианского карнавала - древнеримские Сатурналии – дни, когда отбрасывались все социальные условности, господин становился рабом, простолюдин – аристократом, мужчины женщинами для того,  чтобы  взглянуть  на мир другими глазами, оторваться от обыденности. Ощутить все это позволяли маски. Современные персонажи итальянской комедии  родились  еще  в эти времена, хоть их образы и претерпели изменения.

        Родина карнавала – город каналов и гондол Венеция, оттуда эта культура распространилась в другие города Италии, во Францию. С 16 века стали появляться театральные труппы, оборудовались помещения, писались сценарии.  Но,  сделавшись  профессиональной, комедия дель арте стала постепенно терять связь с народом,  значит, и саму жизнь.    К 18 веку начался ее упадок, а с ней и упадок карнавала. Мотивы комедии масок стали вновь появляться  в  искусстве только с 19 века. Карнавал  возродился в Венеции во второй половине  20 века.  

В карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью. В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия.         «Карнавал – это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь.  Праздничность здесь становилась формой второй жизни народа, вступавшего временно в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». (М.М. Бахтин – русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства)

- Ребята, с помощью музыки мы с вами  отравимся на карнавалы в разные страны мира. А вот где мы побываем, вы скажите мне после прослушивания.

                Звучит песня В.Назарова «Ах, карнавал!»  

 

Дети называют  стили и жанры,  в которых звучит припев этой песни и тем самым определяют  страны и народы. 

- Один из самых популярных карнавалов в мире - бразильский. И сейчас ребята подготовили нам карнавальный танец.

Разучивание песни «Ах, карнавал!»

-Не случайно карнавал проводится в конце зимы за неделю до Великого поста.

-А с каким славянским праздником можно сравнить карнавал?

(С Масленицей)

        История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица – древний славянский праздник,  доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Целую неделю ряженные ходили с песнями и плясками по улицам. Заходили в дома, где их щедро угощали. Ходили  друг к другу в гости с блинами. В конце недели сжигали на площади чучело Масленицы, песнями призывая солнце и весну, которые олицетворяют начало новой жизни и несут благополучие и счастье.

Звучит песня «Масленица» Г. Горшкова на стихи Н. Гордановской и на фоне песни показываем слайды.

Итог урока.

Раздаю  учащимся  карточки с ответами на вопросы.  Внутри карточек буквы, составляющие слово «дружба». Именно оно объединяет людей во время карнавала и Масленицы.

Вопросы:

Д – Кто впервые надел маску и почему? (Врачи во время эпидемии чумы)

Р - Какая страна считается родиной карнавала? ( Италия)

У – Когда впервые в истории упоминается о карнавале? (В конце 11века)

Ж – В каких странах проводятся самые известные и популярные карнавалы?                     (Италия, Бразилия, Франция, Германия, Греция, Швейцария, Испания,         Индия и др.)

Б – С каким славянским праздником можно сравнить карнавал?

       (С масленицей)

А –  Когда проводятся карнавалы и Масленица? (В конце зимы, за неделю до Великого поста)

 Выход под песню «Ах, карнавал!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) Задачи:  формировать представление о растениях и животных леса как ценнос...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Удивительные птицы". УМК "Гармония". 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 1-ом классе "Удивительные птицы". УМК "Гармония"...

Презентация к уроку "Обучение грамоте"( 1 класс) "удивительное рядом"

Презентация с фотографиями подводного мира кораллового рифа. Текст из "Азбуки" ( "УМК "Перспектива") "Удивительное рядом". Презентация поможет учащимся познакомиться...

Конспект урока изобразительного искусства «Школьный карнавал. Изображение карнавального костюма. Изображение карнавала» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общего представления о карнавале, карнавальном костюме; об элементах карнавального костюма.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта урока ИЗО. Тема:"Школьный карнавал"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: обобщение знаний о зрелищах, карнавалах, выполнение рисунка "школьный карнавал".Задачи урокаДидактические:Обобщить знания о карнав...

технологическая карта урока литературного чтения «Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (УМК"Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательс...