урок в 3 классе "опера РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" Раздел: В музыкальном театре
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

Звучит победно увертюра,
Мир заполняют голоса.
Какая чудная натура:
Озера, реки и леса.

Все жители Земли - актеры,
Азы познали мастерства.
Как выразительны их взоры!
Как убедительны слова!

Театр - это радость! Театр - это сила!
Театр - это праздника, счастья мотивы!
Театр - это молодость навсегда!
Театр - это чудо на все времена!
Театр - это жизнь моя, воздух и радость!
Театр дарит сказку, приятную сладость.
Театр дарит слезы, рыданья и боль.
Уносит тебя в небеса и от толь:
Театр вдохновляет! Театр обличает!
Театр возрождает! Театр очищает!..
Театр - это радость! Театр - это сила!
Театр - это праздника, счастья мотивы!
Театр - это молодость навсегда!
Театр - это чудо на все времена!

С оперой М.И.Глинки учащиеся знакомятся в гимназической светёлке. Уже известный им марш Черномора и сцена похищения Людмилы продолжают их знакомство с другими главными героями оперы. Ребята сравнивают полнозвучную лирическую арию отважного Руслана и лёгкую, изящную каватину нежной, любящей Людмилы.

Баритон и сопрано - голоса партий в опере. Контрастные сопоставления музыки в образе Фарлафа помогают ребятам охарактеризовать этого героя используя средства музыкальной выразительности. Сравнение музыкальной интонации с разговорной, смысловое значение формы рондо помогают им утвердиться в мысли о том, как важна интонационная выразительность речи в музыке оперы. Русский характер богатырских образов в увертюре очень характерен для муз.речи композитора, а также рождение общей устремлённости к свету и к торжественному кличу победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3vklass.docx47.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  в 3 классе

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила»

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и осмыслению новых знаний по теме и умению связать их с ранее изученным материалом, структурирование алгоритма развития музыкальных образов оперы

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий, активное использование ТРИЗ-компонентов и приёмов РТВ в развитии творческой культуры на уроке

Задачи:

Учебные – формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности;

- знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;

- ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами

Развивающие - духовное развитие личности;

- формирование личностного отношения к искусству;
- формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;

- формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;

- развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.

- развитие целостного восприятия картины мира;

- развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;

воспитательные – воспитание понимания целостной картины мира (в частности и художественной),

- патриотического мировоззрения, понимания истоков толерантных взаимоотношений в многокультурном мировом сообществе,

- активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.

- формирования целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности.

– наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений,

- приобретения навыков общения в диалоге;

- формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении);

- умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);

Тип урока: комбинированный, урок-светёлка

Техническое обеспечение: декорации музыкального театра, фото и репродукции оперы «Руслан и Людмила», ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: учебник для учащихся 3 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, портрет М.И.Глинки, опорные термины темы урока, интерактивное пособие «Цветик-семицветик», «Волшебная яблонька», картинки музыкальных инструментов симфонического оркестра, кроссворд

Муз. Инструменты: фортепиано

Муз. Репертуар: каватина «О, мой милый Руслан!»

Песня «Музыкант», муз. Е.Зарицкая, сл. В.Орлова

«Сказка по лесу идёт», муз.С.Никитин, сл.Ю.Мориц

«Да здравствует музыка», муз.Е.Тиличеева, сл.Н.Найдёнова

Аудиозаписи: сцены из оперы «Руслан и Людмила»

Ход урока

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих.

Наступает день чудесный,
Мы увиделись опять,
Сказка - это интересно,
Будем сказку начинать!

Ждет нас опера в театре,
Покупаем мы билет,
Нам в театре так приятно,
Словно в комнате конфет!

На свое садимся место,
Тише, тише, детвора!
Увертюру стал оркестр
В зале зрителям играть.

Объявление темы урока(метод «Буквенный диктант «опера»»). 3 минуты

Учитель: И вновь мы с вами в музыкальном театре. Вам уже знакомы некоторые фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки по поэме А.Пушкина. откройте учебник на странице 70.

  1. Подача нового материала 10-12 минут

Храбрый  Руслан вместе с другими витязями отправляется на поиски Людмилы, которую похитил злой волшебник Черномор.

Все известно дирижёру,
Музыке какой звучать,
Опера, встречай актёров,
Будем вместе их встречать!

Все костюмы у актёров,
Словно звёздочки с небес,
А на сцене перед хором
Арию поет певец.

Послушаем арию Руслана. Музыка поможет вам понять его характер. Какой он? /ария «О,Людмила,Лель сулил мне радость»/

Метод «Волшебная дорожка»

- активизировать словарный запас,

- рассуждать о характере произведения,

- размышлять о его содержании

- рассказать о средствах муз. Выразительности («Цветик-семицветик»)

Итак, мы отправляемся с вами в путешествие по «Волшебной дорожке».

Ответы учащихся:

«Сказка по лесу идёт» с этой песенкой будет веселее!!!

А на «Волшебной дорожке» растёт «Волшебная яблонька» и яблоки на ней не простые, а с секретом. Давайте-ка посмотрим, что в них?

1. настроение

2. характер

3. жанр

4. композитор

5. исполнитель

6. музыкальные инструменты (основные группы симфонического оркестра)

Ответы учащихся: 3-5 минут

Песня «Музыкант»

Партию Руслана в опере исполняет баритон – средний мужской голос. Вспомните пожалуйста «Марш Черномора» и сцену похищения Людмилы. Какие средства музыкальной выразительности композитор рисует фантастические и волшебные образы? /слушание/

Ребята, послушаем каватину Людмилы «О, мой милый Руслан!»/слушание/

Каватина – это небольшая лирическая ария. Прошу вас сравните характер музыки каватины Людмилы и арии Руслана. Партию Людмилы в опере исполняет сопрано – высокий женский голос.

Я предлагаю вам напеть эту каватину.

Как в доброй сказке, в этой опере счастливый финал, в котором хор величает храброго Руслана и красавцу Людмилу, славит родную землю. Но прежде…

На странице 72 перед вами Фарлаф – соперник Руслана – тоже отправляется на поиски Людмилы.

…Фарлаф крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей… А.Пушкин

Послушаем сцену из 2 действия оперы. В ней злобная колдунья Наина обещает Фарлафу свою помощь. Давайте подпоём их репликам.

Партию Фарлафа исполняет в опере бас – самый низкий мужской голос.

Давайте сравним музыкальный и поэтический образ Фарлафа. Как изменяется состояние его на протяжении всего этого действия? Как в музыке переданы разные чувства Фарлафа? А что отличает тему Фарлафа от темы Руслана?

Ответы учащихся: 3-5 минут

На страницах 74-75 вы видите изображения главных героев оперы.

Опера открывается увертюрой. По её характеру мы получаем представление о спектакле в целом. Она, как зерно-интонация, только в сжатой форме раскрывает замысел оперы и создаётся на основе главных тем оперы. Вспомните музыкальные темы оперы:

- фантастические,

- лирические,

- героические,

- эпические.

Не случайно, а для того чтобы можно было в увертюре увидеть и определить главные образы оперы, композитор написал её – увертюру в самом конце своей работы над оперой. После завершения всей оперы была написана М.И.Глинкой эта увертюра. Послушаем её!

Как вы думаете, на каких темах построена увертюра? В этом вам помогут нарисованные ранее вами сюжетные картины и самих главных героев оперы.

Ответы учащихся:

  1. Закрепление темы, материала

Вот ребята перед вами кроссворд. Разгадайте его. Ключевое слово – это чудо-инструмент. Именно он один сопровождает всю эту оперу! (оркестр)

Ответы учащихся:

  1. Анализ и оценка урока

- я узнал,

- я понял, что

- я попробую,

- я приобрёл,

- у меня получилось,

- мне захотелось,

- было трудно,

- меня удивило…

  1. Оценивание работы учащихся

Танец был у нас прекрасный,
Радость детям подарил!
За веселье и за сказку
Оперу благодарим!

Песня «Да здравствует музыка!»

  1. Домашнее задание (по желанию)

На этом наш урок окончен. Совсем скоро мы снова встретимся в музыкальном театре. Всего хорошего. До свидания ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе по теме «В музыкальном театре. Волшебная палочка»

Данный урок построен на принципах художественно – образного мышления, как основы развития личности, эмоционально – целостного отношения к явлениям окружающего мира и искусства.К этому уроку дети умеют...

открытый урок по музыке "В музыкальном театре" 2 класс

Обобщающий урок по теме " Музыкальный театр", презентация, памятка Правила поведения в театре....

В музыкальном театре. Опера "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку музыки, 2 класс....

Технологическая карта урока "Чудеса" в музыкальном театре.

Цель: сформировать представление формы рондо через произведение Римского-Корсакова «Три чуда»  и народной игры «Кострома»...

Технологическая карта урока "Чудеса" в музыкальном театре.

Цель: сформировать представление формы рондо через произведение Римского-Корсакова «Три чуда»  и народной игры «Кострома»...

урок музыки "Музыкальный театр. Опера." презентация и конспект урока, 2 кл, Критская

в папку включены презентация по теме "Музыкальный театр. Опера.", конспект урока к презентации, слова разучиваемой песни, теоретический материал, который надо выучить...

Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Музыкальные театры" по программе "Планета знаний"

Презентация к уроку музыки в 3 классе. Программа "Планета знаний". Автор Т.И. Бакланова...