урок в 3 классе "опера РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" Раздел: В музыкальном театре
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Звучит победно увертюра,
Мир заполняют голоса.
Какая чудная натура:
Озера, реки и леса.
Все жители Земли - актеры,
Азы познали мастерства.
Как выразительны их взоры!
Как убедительны слова!
Театр - это радость! Театр - это сила!
Театр - это праздника, счастья мотивы!
Театр - это молодость навсегда!
Театр - это чудо на все времена!
Театр - это жизнь моя, воздух и радость!
Театр дарит сказку, приятную сладость.
Театр дарит слезы, рыданья и боль.
Уносит тебя в небеса и от толь:
Театр вдохновляет! Театр обличает!
Театр возрождает! Театр очищает!..
Театр - это радость! Театр - это сила!
Театр - это праздника, счастья мотивы!
Театр - это молодость навсегда!
Театр - это чудо на все времена!
С оперой М.И.Глинки учащиеся знакомятся в гимназической светёлке. Уже известный им марш Черномора и сцена похищения Людмилы продолжают их знакомство с другими главными героями оперы. Ребята сравнивают полнозвучную лирическую арию отважного Руслана и лёгкую, изящную каватину нежной, любящей Людмилы.
Баритон и сопрано - голоса партий в опере. Контрастные сопоставления музыки в образе Фарлафа помогают ребятам охарактеризовать этого героя используя средства музыкальной выразительности. Сравнение музыкальной интонации с разговорной, смысловое значение формы рондо помогают им утвердиться в мысли о том, как важна интонационная выразительность речи в музыке оперы. Русский характер богатырских образов в увертюре очень характерен для муз.речи композитора, а также рождение общей устремлённости к свету и к торжественному кличу победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3vklass.docx | 47.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 3 классе
Тема урока: Опера «Руслан и Людмила»
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и осмыслению новых знаний по теме и умению связать их с ранее изученным материалом, структурирование алгоритма развития музыкальных образов оперы
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий, активное использование ТРИЗ-компонентов и приёмов РТВ в развитии творческой культуры на уроке
Задачи:
Учебные – формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности;
- знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;
- ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами
Развивающие - духовное развитие личности;
- формирование личностного отношения к искусству;
- формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;
- формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;
- развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.
- развитие целостного восприятия картины мира;
- развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;
воспитательные – воспитание понимания целостной картины мира (в частности и художественной),
- патриотического мировоззрения, понимания истоков толерантных взаимоотношений в многокультурном мировом сообществе,
- активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.
- формирования целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности.
– наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений,
- приобретения навыков общения в диалоге;
- формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении);
- умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);
Тип урока: комбинированный, урок-светёлка
Техническое обеспечение: декорации музыкального театра, фото и репродукции оперы «Руслан и Людмила», ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.
Материалы: учебник для учащихся 3 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, портрет М.И.Глинки, опорные термины темы урока, интерактивное пособие «Цветик-семицветик», «Волшебная яблонька», картинки музыкальных инструментов симфонического оркестра, кроссворд
Муз. Инструменты: фортепиано
Муз. Репертуар: каватина «О, мой милый Руслан!»
Песня «Музыкант», муз. Е.Зарицкая, сл. В.Орлова
«Сказка по лесу идёт», муз.С.Никитин, сл.Ю.Мориц
«Да здравствует музыка», муз.Е.Тиличеева, сл.Н.Найдёнова
Аудиозаписи: сцены из оперы «Руслан и Людмила»
Ход урока
- Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих.
Наступает день чудесный,
Мы увиделись опять,
Сказка - это интересно,
Будем сказку начинать!
Ждет нас опера в театре,
Покупаем мы билет,
Нам в театре так приятно,
Словно в комнате конфет!
На свое садимся место,
Тише, тише, детвора!
Увертюру стал оркестр
В зале зрителям играть.
Объявление темы урока(метод «Буквенный диктант «опера»»). 3 минуты
Учитель: И вновь мы с вами в музыкальном театре. Вам уже знакомы некоторые фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки по поэме А.Пушкина. откройте учебник на странице 70.
- Подача нового материала 10-12 минут
Храбрый Руслан вместе с другими витязями отправляется на поиски Людмилы, которую похитил злой волшебник Черномор.
Все известно дирижёру,
Музыке какой звучать,
Опера, встречай актёров,
Будем вместе их встречать!
Все костюмы у актёров,
Словно звёздочки с небес,
А на сцене перед хором
Арию поет певец.
Послушаем арию Руслана. Музыка поможет вам понять его характер. Какой он? /ария «О,Людмила,Лель сулил мне радость»/
Метод «Волшебная дорожка»
- активизировать словарный запас,
- рассуждать о характере произведения,
- размышлять о его содержании
- рассказать о средствах муз. Выразительности («Цветик-семицветик»)
Итак, мы отправляемся с вами в путешествие по «Волшебной дорожке».
Ответы учащихся:
«Сказка по лесу идёт» с этой песенкой будет веселее!!!
А на «Волшебной дорожке» растёт «Волшебная яблонька» и яблоки на ней не простые, а с секретом. Давайте-ка посмотрим, что в них?
1. настроение
2. характер
3. жанр
4. композитор
5. исполнитель
6. музыкальные инструменты (основные группы симфонического оркестра)
Ответы учащихся: 3-5 минут
Песня «Музыкант»
Партию Руслана в опере исполняет баритон – средний мужской голос. Вспомните пожалуйста «Марш Черномора» и сцену похищения Людмилы. Какие средства музыкальной выразительности композитор рисует фантастические и волшебные образы? /слушание/
Ребята, послушаем каватину Людмилы «О, мой милый Руслан!»/слушание/
Каватина – это небольшая лирическая ария. Прошу вас сравните характер музыки каватины Людмилы и арии Руслана. Партию Людмилы в опере исполняет сопрано – высокий женский голос.
Я предлагаю вам напеть эту каватину.
Как в доброй сказке, в этой опере счастливый финал, в котором хор величает храброго Руслана и красавцу Людмилу, славит родную землю. Но прежде…
На странице 72 перед вами Фарлаф – соперник Руслана – тоже отправляется на поиски Людмилы.
…Фарлаф крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей… А.Пушкин
Послушаем сцену из 2 действия оперы. В ней злобная колдунья Наина обещает Фарлафу свою помощь. Давайте подпоём их репликам.
Партию Фарлафа исполняет в опере бас – самый низкий мужской голос.
Давайте сравним музыкальный и поэтический образ Фарлафа. Как изменяется состояние его на протяжении всего этого действия? Как в музыке переданы разные чувства Фарлафа? А что отличает тему Фарлафа от темы Руслана?
Ответы учащихся: 3-5 минут
На страницах 74-75 вы видите изображения главных героев оперы.
Опера открывается увертюрой. По её характеру мы получаем представление о спектакле в целом. Она, как зерно-интонация, только в сжатой форме раскрывает замысел оперы и создаётся на основе главных тем оперы. Вспомните музыкальные темы оперы:
- фантастические,
- лирические,
- героические,
- эпические.
Не случайно, а для того чтобы можно было в увертюре увидеть и определить главные образы оперы, композитор написал её – увертюру в самом конце своей работы над оперой. После завершения всей оперы была написана М.И.Глинкой эта увертюра. Послушаем её!
Как вы думаете, на каких темах построена увертюра? В этом вам помогут нарисованные ранее вами сюжетные картины и самих главных героев оперы.
Ответы учащихся:
- Закрепление темы, материала
Вот ребята перед вами кроссворд. Разгадайте его. Ключевое слово – это чудо-инструмент. Именно он один сопровождает всю эту оперу! (оркестр)
Ответы учащихся:
- Анализ и оценка урока
- я узнал,
- я понял, что
- я попробую,
- я приобрёл,
- у меня получилось,
- мне захотелось,
- было трудно,
- меня удивило…
- Оценивание работы учащихся
Танец был у нас прекрасный,
Радость детям подарил!
За веселье и за сказку
Оперу благодарим!
Песня «Да здравствует музыка!»
- Домашнее задание (по желанию)
На этом наш урок окончен. Совсем скоро мы снова встретимся в музыкальном театре. Всего хорошего. До свидания ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во 2 классе по теме «В музыкальном театре. Волшебная палочка»
Данный урок построен на принципах художественно – образного мышления, как основы развития личности, эмоционально – целостного отношения к явлениям окружающего мира и искусства.К этому уроку дети умеют...
открытый урок по музыке "В музыкальном театре" 2 класс
Обобщающий урок по теме " Музыкальный театр", презентация, памятка Правила поведения в театре....
В музыкальном театре. Опера "Руслан и Людмила"
Презентация к уроку музыки, 2 класс....
Технологическая карта урока "Чудеса" в музыкальном театре.
Цель: сформировать представление формы рондо через произведение Римского-Корсакова «Три чуда» и народной игры «Кострома»...
Технологическая карта урока "Чудеса" в музыкальном театре.
Цель: сформировать представление формы рондо через произведение Римского-Корсакова «Три чуда» и народной игры «Кострома»...
урок музыки "Музыкальный театр. Опера." презентация и конспект урока, 2 кл, Критская
в папку включены презентация по теме "Музыкальный театр. Опера.", конспект урока к презентации, слова разучиваемой песни, теоретический материал, который надо выучить...
Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Музыкальные театры" по программе "Планета знаний"
Презентация к уроку музыки в 3 классе. Программа "Планета знаний". Автор Т.И. Бакланова...