Музыкальная азбука
проект по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Музыкальная азбука
Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки.
Задачи: обучить правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке, развить фантазию и творчество.
Оформление и оборудование: доска, мел, указка; нотоносец на доске; карточки с новыми музыкальными терминами; нотные и рабочие тетради, ручки; эмблемы для игры с изображением нот в виде зверей, бабочек; карточки с изображением нотных станов в виде домиков и скрипичных ключей разной формы; большие «ноты» с иллюстрациями; три-четыре стеклянных стакана, барабанная палочка; карточки-иллюстрации овощей; плакат «На каких инструментах играл Незнайка»; карточки «Марш», «Танец», «Песня»; карточки для ритмических игр; кроссворд «Мелодия»; синтезатор.
Музыкальный материал: музыкальное приветствие «Прозвенел звонок», песня «Чтоб выучиться пению», музыкальные попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты, песня «Звуки музыки».
Ход урока
- Орг.момент. Музыкальное приветствие:
- Прозвенел звонок, начался урок!
- Добрый день, ребята!
- Добрый день!
2. Повторение предыдущего материала.
У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с названиями нот. Сколько нот всего на свете?
Ответ: Семь.
У: Назовите их по порядку.
Ответ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
У: А теперь в обратном порядке.
Ответ: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
У: А теперь назовите мне слова, в которых есть названия нот.
Ответ: доска, река, мир, милиция, фантик, Асоль, лямка, синица.
У: Молодцы.
3. Проверка домашнего задания.
У: Кто дома сочинил нотные считалки?
(дети рассказывают нотные считалки, которые сочинили дома)
4. Объяснение нового материала.
У: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться писать ноты. Откройте свои рабочие тетради и запишите тему нашего урока – Музыкальная азбука.(записывают тему)
Чтобы настроиться на усердный труд, нужно быть внимательными. Поэтому давайте, исполним песню «Чтоб выучиться пению».
(исполнение песни «Чтоб выучиться пению»)
Песня «Чтоб выучиться пению»
1.Чтоб выучиться пению,
имеем мы терпение,
и чтоб урок не зря у нас прошёл.
Должны мы быть старательны
Послушны и внимательны
И выучить все ноты хорошо.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
2.Возьмём свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы,
Запишем, чтобы каждый
помнить мог.
Должны мы быть старательны,
послушны и внимательны
и дома каждый день учить урок.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
У: Ребята, а что же такое ноты?
Ответ: Это музыка, звуки.
У: Ноты это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Где же они записываются? Где живут эти музыкальные жители?
Ответ: Они живут в музыкальном домике.
У: Вот как выглядит этот домик (показывает нотный стан на доске). У вас есть нотные тетради, в которых и будут жить музыкальные жители. Откройте их. Сколько линеек-этажей содержит каждый домик?
Ответ: Пять.
У: Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу. Посчитайте линейки. (считают).
У: Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной - Нотный стан. (повторяют) Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?
Ответ: Потому что он носит на себе ноты.
У: Повторите за мной. Нотоносец. (повторяют) Каждый домик не легко открыть, если нет чего?
Ответ: Ключа.
У: Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ. (повторяют) А теперь будем учиться его писать.(пишет на доске) Обведите в тетрадях мою красную запись ключа по частям. (обводят) Теперь напишите сами рядом. (пишут скрипичный ключ)
Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками. (пишет на доске) Обведите каждую мою красную ноту. (обводят) Теперь сами напишите ноты рядом с красными (пишут ноты) .
Нотам дали имена, нота каждая нужна. Подпишите под нотами их названия (подписывают до, ре, ми, фа, соль, ля, си). У нас получился ряд звуков – звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд. (повторяют)
А теперь давайте выучим попевки про этот домик и его жителей. (учитель исполняет попевки, потом повторяет по одной строчке вместе с учащимися и закрепляют вместе).
Он помощник наш отличный,
Мы зовём его ключ «соль»
Всё нам скажет ключ скрипичный,
Нотной азбуки король.
Пять линеек нотной строчки
мы назвали нотный стан,
и на нём все ноты точки
разместили по местам.
Семь всего лишь нот на свете,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
и в тетрадку занеси.
У: А теперь давайте запишем все новые слова в рабочие тетради. Нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд. (Записывают)
5. Закрепление нового материала. Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про ноты, которые не дружили между собой. Вы ведь дружные ребята и почти никогда не ссоритесь? А вот ноты, однажды поссорились и вот что из этого получилось.
«В нотном доме жили ноты»
Между речкой и болотом,
В нотном доме жили ноты.
Ключ скрипичный помогал,
Двери в доме отпирал.
Рано утром на работу
Расходились эти ноты.
Кто в театр, а кто в кино,
Где работали давно.
И по знаку дирижёра
Ноты дружно пели хором.
И танцуют, и поют –
Это главный нотный труд.
А потом после работы,
Отложив свои заботы,
Собирались посидеть,
Вместе песенки попеть.
На линеечке, под первой
«ДО» сидела непременно,
а за нею нота «РЕ»
на крылечке во дворе.
Вслед за нею «МИ» сидела,
Дальше «ФА» тихонько пела,
Дальше «Соль», за нею «ЛЯ» -
Вместе пели тря-ля-ля.
А потом под самой крышей
Всех грустнее и всех выше –
Почему-то нота «СИ»,-
У неё самой спроси.
«Здесь сидеть мне неохота,-
Отвечает эта нота,-
И грущу я оттого,
Что хочу быть рядом с «ДО.
У: Вот беда. А ноты-то поссорились и растерялись. Что же делать? Придется отправиться в музыкальное путешествие. Нам нужно будет выполнять задания, отгадывать загадки, и тогда ноты вернутся. Ну что, согласны? Тогда в путь! (муз.заставка)
Ребята, на нашем пути стоят домики, это случайно не наши музыкальные домики. Внимание, задание. Определить правильный нотный стан.
За правильный ответ, вы получаете эмблему «нотный стан» (прикрепляется булавкой ) (приложение)
А вот и ключи. Но какой из них наш?
За правильный ответ, вы получаете эмблему «скрипичный ключ». (прикрепляется булавкой ) (приложение).
А сейчас, задание посложнее. Нужно выстроить эти стаканы по высоте звучания. Для этого постучим по ним барабанной палочкой. (стучат палочкой, слушают и выстраивают по высоте звучания). За правильно выполненное задание вы получаете первую ноту эмблему «ДО» (прикрепляется булавкой ) (приложение).
Ну а сейчас, вам надо найти в овощах следующую ноту «ре» (называют овощи огурец, репа, редиска, редька,) За правильный ответ, вы получаете вторую ноту эмблему «РЕ». (прикрепляется булавкой) (приложение).
А загадки вы любите? Отгадаете загадки, получите ноту.
Семь ребят на лесенке,
Заиграли песенки. Что это? (ноты)
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай солдат, она поёт! (Труба)
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Что же это? (аккордеон).
За правильный ответ, вы получаете третью ноту эмблему «МИ». (прикрепляется булавкой) (приложение).
На нашем пути повстречался один музыкант. (вывешивается плакат)
(приложение)
Это Незнайка, который задаёт нам вопрос. На каких музыкальных инструментах он учился играть? За правильный ответ, вы получаете четвёртую ноту эмблему «ФА». (прикрепляется булавкой) (приложение).
Ребята, смотрите, здесь в музыкальном океане плавают три кита. Назовите их.(звучат мелодии, учащиеся называют - Марш, Танец ,Песня, вешают карточки с названием на китов) ,(приложение)За правильный ответ, вы получаете пятую ноту эмблему «СОЛЬ». (прикрепляется булавкой), (приложение)
Ну а следующую ноту мы найдём в нашем классе. В чьих именах прячется нота «ля»? (Юля, Виталя, Толя.) За правильный ответ, вы получаете шестую ноту эмблему «ЛЯ». (прикрепляется булавкой), (приложение).
А вот цветные ноты. Нужно поставить правильный ритмический рисунок. Поиграем? (приложение) За правильный ответ, вы получаете седьмую ноту эмблему «СИ». (прикрепляется булавкой), (приложение).
Вот какие молодцы. Теперь все ноты в сборе. Давайте споём этот звукоряд, показывая каждую ноту.
(пение гаммы До мажор вверх и вниз)
Вы запомнили ноты? А вот и последнее задание, для того чтобы все ноты жили дружно. Решите следующий кроссворд «Мелодия».(приложение)
Этими нотами записываются звуки музыки.
А теперь, давайте споём песню, которая так и называется «Звуки музыки»
Песня «Звуки музыки» Р.Роджерса.
ДО – воробышка гнездо,
РЕ – деревья во дворе,
МИ – котёнка покорми,
ФА – в лесу кричит сова,
СОЛЬ – играет детвора,
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поём мы для того,
Чтобы вновь вернуться к ДО.
До,си,ля,соль,фа,ми,ре,до
ДО – и Дон и Дили Дон,
РЕ – из крема и пюре,
МИ – возьми и отними,
ФА – и фантик и скафандр,
СОЛЬ – посадим фасоль,
ЛЯ – полянка и земля,
СИ – спроси, переспроси,
Вот и вновь вернулись к ДО.
До,си,ля,соль,фа,ми,ре,до.
6. Подведение итогов. А теперь, ребята, назовите мне слова, которые мы выучили сегодня на уроке. (называют нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд).
7. Домашнее задание. Дома вам надо изготовить вот такие же ноты, как у меня. Они должны быть красивыми, красочными, с иллюстрациями слов, в которых есть названия нот. (показывает «ноты»).
Все эмблемы, которые вы сегодня заслужили оставьте у себя.
Наш урок закончен. До свидания, друзья!
Самоанализ открытого урока музыки в 3 классе
по теме «Музыкальная азбука»
и использованием элементов игры.
Тип урока – комбинированный.
Цель данного урока - Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки.
Мною были поставлены следующие задачи - обучить учащихся правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке, развить фантазию и творчество.
Структура урока была следующая:
- Организационный момент.
- Повторение предыдущего материала
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов.
- Информация о домашнем задании.
Организационный момент состоял из музыкального приветствия учителя и учащихся.
В повторении предыдущего материала учащиеся вспомнили названия нот, выученные на прошлом уроке. Пели их по порядку вверх и вниз.
В ходе проверки домашнего задания ребята рассказывали сочинённые дома нотные считалки. Первая часть повторялась всеми, а вторая изменялась, в зависимости от фантазии учеников.
При объяснении нового материала ребята настроились на усердный труд с помощью песни «Чтоб выучиться пению», в которой им очень нравятся слова «…должны мы быть внимательны, послушны и старательны…». Песню исполняли стоя, соблюдая певческую установку, о которой я напоминаю на каждом уроке.
Затем состоялась беседа о том, чем записываются звуки, что такое ноты, где они «живут»? Ответы были самые разные. Ребята оживились, когда я им раздала нотные тетради, они почувствовали себя настоящими музыкантами. Обводя, мои красные (заранее приготовленные) записи они старались, хотя не у всех получался скрипичный ключ. Именно здесь произошла задержка во времени. К закреплению написания скрипичного ключа мы вернёмся ещё на следующем уроке. При написании нот, я обращала внимание ребят на то, что у каждой ноты есть своё определённое место. Ребята обводили мои красные ноты, затем рядом писали свои и подписывали их названия.
Затем мы выучили попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты. Ребята дружно повторяли за мной текст, потом пропевали вместе с мелодией.
Все выученные новые термины мы проговаривали вслух, затем записали в рабочие тетради. Чтобы не было ошибок, я на доске вывешила карточки с этими словами.
Закрепление нового материала прошло в форме игры. Я рассказала ребятам стихотворение про ноты, которые поссорились и растерялись. Чтобы их найти мы отправились в путешествие, в ходе которого выполняли определённые задания, отгадывали загадки, выстраивали по высоте звучания стеклянные стаканы, искали названия нот в овощах и именах класса, составляли ритмические рисунки, встречались с Незнайкой, вспоминали музыкальные инструменты. За правильно выполненные задания и ответы каждый получал эмблему с нотным станом, скрипичным ключом или нотами. Все эмблемы, которые ребята заслужили, оставили у себя на память. Последним заданием было решение кроссворда «Мелодия».(с названиями нот). Когда все ноты были собраны мы спели музыкальный звукоряд, и песню «Звуки музыки».
При подведении итогов, мы ещё раз повторили выученные новые музыкальные термины, и объяснили их названия.
Информация о домашнем (творческом) задании заключалась в следующем: ребятам должны дома изготовить большие красочные «ноты» с иллюстрациями слов, в которых есть названия нот (на примере тех, которыми мы пользуемся на уроках).
Оформление и оборудование урока состояло из доски, мела, указки, нотоносца на доске; карточек с новыми музыкальными терминами; нотных и рабочих тетрадей; эмблем для игры с изображением нот в виде зверей, бабочек; карточек с изображением нотных станов в виде домиков и скрипичных ключей разной формы; больших «нот» с иллюстрациями; трёх стеклянных стаканов, барабанной палочки; карточек-иллюстраций овощей; плаката «На каких инструментах играл Незнайка»; карточек «Марш», «Танец», «Песня»; карточек для ритмических игр; кроссворда «Мелодия»; синтезатора.
Использование всевозможных карточек, эмблем, иллюстраций, плакатов помогло интересно провести урок.
В ходе урока мы переключались на различные виды деятельности (беседа, пение, обсуждение, запись в нотных и рабочих тетрадях, проговаривание новых терминов, игровые моменты, отгадывание загадок, ритмические игры, решение кроссворда) Это позволили уроку пройти эффективно, интересно, но не загружено.
В ходе урока я использовала следующий музыкальный материал: музыкальное приветствие «Прозвенел звонок», песня «Чтоб выучиться пению», музыкальные попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты, песня «Звуки музыки». Исполнение этих песен и попевок помогало закрепить знания учащихся и прививало интерес к пению.
Работа учащихся на уроке была активной, увлечённой, дисциплина – хорошей. При закреплении нового материала сильные ученики помогали слабым «добывать» ноты.
Я считаю, что подставленная мною цель была достигнута. Поставленные задачи решались в процессе урока. Учащихся познакомились с нотной грамотой и закрепили знания музыкальной азбуки, обучились правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот. С помощью игры прививался интерес к музыке, развивалась фантазия и творчество.
Этапы урока спланированы правильно. Время на всех этапах было распределено рационально, но произошла меленькая задержка при написании скрипичного ключа. Поэтому информация о домашнем задании была дана со звонком. План урока реализован. Считаю, что урок прошёл удачно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.
Программа дополнительного образования для детей с нарушением слуха 1-2классов.Музыка....
"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
"Музыкальная азбука".
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
"Музыкальная азбука".
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
"Музыкальная азбука".
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
Открытый урок "Музыкальная азбука"
Цели:1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.3.Формировать способность анализировать музы...
Музыкальная азбука
Цель урока: - знакомство с нотной грамотой.Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.Образовательные:- дать понятия о нотной грамоте;- научи...