Музыкальная азбука
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему
Цель урока:
- знакомство с нотной грамотой.
Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательные:
- дать понятия о нотной грамоте;
- научить запоминать и называть ноты;
- развивать музыкальный слух.
Воспитательные:
- умения выполнять коллективные действия;
- развить инициативу учащихся;
- пробудить интерес к музыкальной грамоте.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;
- целостность восприятия.
Оборудование к уроку:
Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, CD - диски, компьютер (презентация).
Музыкальный материал:
«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,
«До, ре,ми…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_azbuka.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Музыкальная азбука».
Цель урока:
- знакомство с нотной грамотой.
Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательные:
- дать понятия о нотной грамоте;
- научить запоминать и называть ноты;
- развивать музыкальный слух.
Воспитательные:
- умения выполнять коллективные действия;
- развить инициативу учащихся;
- пробудить интерес к музыкальной грамоте.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;
- целостность восприятия.
Оборудование к уроку:
Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, CD - диски, компьютер (презентация).
Музыкальный материал:
«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,
«До, ре,ми…»
Учителю необходимо объяснить детям, что музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами, а нотами. Ноты пишутся на пяти линейках, которые вместе образуют нотный стан. Надо подчеркнуть, что линейки в нотном стане отсчитываются снизу. Ноты нужно писать на линейках, между линейками и на добавочных линейках. Нужно объяснить различие между звуком и нотой: звук – это то, что мы слышим, поем; нота – то, что пишем, читаем по записи.
После того, как учитель объяснит детям нотную запись, они на каждом уроке систематически должны упражняться в пении по нотам (2 – 3 минуты).
Музыка вызывает положительные эмоции, оказывает благотворное влияние на умственное развитие детей. Известно, что положительные эмоции стимулируют деятельность человека. Я считаю, что именно применение презентации на уроках музыки помогает детям воспринимать информацию более доступно, более эмоционально и понятно.
Музыка пробуждает в человеке творческие силы, воображение и фантазию.
ХОД УРОКА
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Вход в класс под музыку («Песня о школе» Д.Б. Кабалевский). | Занимают свои места. |
2. | Музыкальное приветствие детей. | Ответное приветствие. |
3. | Сегодня, ребята, вы зашли в класс под музыку. Мы с вами недавно познакомились с музыкальными жанрами. - Как они называются? - Какой жанр музыки нас встретил? - О чём поётся в этой песне? Правильно. Школа всегда вам рада и уже многому вас научила за это время. На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу азбуку. В ней живут знаки – буквы, которые складываются в слова. | Ответ: песня, танец, марш. Песня. О школе. |
4. | У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Так называется сегодня наш урок. Слайд №1. - Что же это за знаки? Отгадайте загадку. Слайд №2. Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет. А помогать нам будет как всегда наша Муза. | Ответ: ноты. |
5. | Давным-давно музыку записывали так. Слайд №3. Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты. | |
6. | Все ноты живут в музыкальном доме. Посмотрите какой он красивый. Слайд №4. - Почему этот дом называют нотоносцем? Его ещё называют нотный стан и состоит он из пяти линеек. Не зря же у нас дом пятиэтажный. Линейки мы считаем снизу. 1,2,3.4,5. Чтобы попасть в этот дом, нам нужен ключ, да не простой, а музыкальный, скрипичный. Слайд № 5. Посмотрите, как он пишется. Я сначала нарисую Закорючку вот такую, Дальше линию продлю, На верхушке закруглю, Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь. Нет! Я сделаю вот так: Чтобы был не гусь, а знак, Быстро линию прямую Жирной точкой завершу я. Вот и вышел ключ отличный, А зовется он скрипичный. | Ответ: носит ноты на себе. |
7. | Вот мы и попали в дом к ноткам. Пора с ними познакомиться. - А кто из вас знает, сколько нот в музыке? Слайд №6. Правильно. Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь. Звуки это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи. - Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь? | Ответ: семь. - Семь дней в неделе, семь цветов радуги. |
8. | Слайд №7-13. Знакомство с нотами в стихах. Фундамент дома – нота ДО, Она живет в пристройке, Квартира первая её – Начало всей постройки. Слайд. Нота РЕ, ах, нота РЕ, Подняться не решилась А рядом с нотой ДО Тихонько поселилась. Слайд. На первом этаже, смотри, Из всей большой семьи В квартире теплой номер три Живет там только МИ. Слайд. Нота ФА, скажи на милость, С нотой МИ там поселилась. Слайд. Ну а ЛЯ все посмотрите Вдруг повисла словно в лифте После ноты соль она. Слайд. Третий выбрала этаж. А теперь проверим вместе: Все ли ноты здесь на месте? ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. | Дети по порядку называют ноты. |
9. | Слайд №14. Все на месте до одной По порядку всех их пой. | Первый раз исполняют «эхом» за учителем, повторно исполняют звукоряд вместе с учителем. |
10. | Слайд № 15. А вы знаете, ребята, что у нашей Музы есть песенка про ноты. Она называется « До, ре, ми». Давайте её послушаем. Слайд №16. «До, ре, ми» – разучивание. Напоминание о певческой посадке. Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с интонационно и ритмически точным пропеванием. Работа над выполнением правильного ритмического рисунка в песне. | Дети разучивают с учителем песню. Прохлопывают ритмический рисунок. Далее предлагается исполнить песню вместе с учителем. |
11. | Игра «Живой звукоряд». Учитель- «дирижер» раздает таблички с названием нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре. | Дети вместе с учителем поют свои звуки. Затем выбирается ученик – «дирижер». |
12. | Откройте учебники по музыке на стр.22. Вы видите здесь немые клавиши. На клавишах можно играть, но зазвучать они могут только с помощью вашего голоса. Давайте попробуем исполнить. | Исполняют звукоряд. |
13. | Сегодня для урока я подготовила ребусы. -Что такое ребусы? Разгадывание ребусов, ответы в слайдах. Слайд №17-22. | Ответ: это загадки в картинках. Фазан, соль, поляна, сирень, дом, помидор. |
14. | Давайте подведём итог: Как назвали итальянцы музыкальные знаки? Сколько нот в музыкальной азбуке? Где записываются ноты? А как попасть на нотный стан? | Ответ: - ноты - семь - на нотном стане, нотоносце - нужен скрипичный ключ. |
15. | В подарок для вас мультфильм «До, ре, ми…», про то, как телёнок учил ноты. Слайд №23 Урок окончен, пожелания успехов. | Смотрят мультфильм ( отрывок). До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.
Программа дополнительного образования для детей с нарушением слуха 1-2классов.Музыка....
"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
"Музыкальная азбука".
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
"Музыкальная азбука".
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
"Музыкальная азбука".
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
Открытый урок "Музыкальная азбука"
Цели:1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.3.Формировать способность анализировать музы...
Разработка урока по теме: "Музыкальная азбука"
Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знание музыкальной азбуки....