Музыкальная азбука
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему

Лоскутова Оксана Ивановна

Цель урока:

 -  знакомство с нотной грамотой.

Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательные:

-  дать понятия о нотной грамоте;

-  научить запоминать и называть ноты;

-  развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

 умения выполнять коллективные действия;

-  развить инициативу учащихся;

-  пробудить интерес к музыкальной грамоте.

Развивающие:

-  развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;

-  целостность восприятия.

 Оборудование к уроку:

Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, CD - диски, компьютер (презентация).

Музыкальный материал:

«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,

«До, ре,ми…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_azbuka.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музыкальная азбука».

Цель урока: 

 -  знакомство с нотной грамотой.

Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательные:

-  дать понятия о нотной грамоте;

-  научить запоминать и называть ноты;

-  развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

 умения выполнять коллективные действия;

-  развить инициативу учащихся;

-  пробудить интерес к музыкальной грамоте.

Развивающие:

-  развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;

-  целостность восприятия.

 Оборудование к уроку:

Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, CD - диски, компьютер (презентация).

Музыкальный материал:

«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,

«До, ре,ми…»

Учителю необходимо объяснить детям, что музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами, а нотами. Ноты пишутся на пяти линейках, которые вместе образуют нотный стан. Надо подчеркнуть, что линейки в нотном стане отсчитываются снизу. Ноты нужно писать на линейках, между линейками и на добавочных линейках. Нужно объяснить различие между звуком и нотой: звук – это то, что мы слышим, поем; нота – то, что пишем, читаем по записи.

После того, как учитель объяснит детям нотную запись, они на каждом уроке систематически должны упражняться в пении по нотам (2 – 3 минуты).

Музыка вызывает положительные эмоции, оказывает благотворное влияние на умственное развитие детей. Известно, что положительные эмоции стимулируют деятельность человека. Я считаю, что именно применение презентации на уроках музыки помогает детям воспринимать информацию более  доступно, более эмоционально и понятно.

Музыка пробуждает в человеке творческие силы, воображение и фантазию.

ХОД  УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Вход в класс под музыку («Песня о школе» Д.Б. Кабалевский).

Занимают свои места.

2.

Музыкальное приветствие детей.

Ответное приветствие.

3.

Сегодня, ребята, вы зашли в класс под музыку. Мы с вами недавно познакомились с музыкальными жанрами.

- Как они называются?

- Какой жанр музыки нас встретил?

- О чём поётся в этой песне?

Правильно. Школа всегда вам рада и уже многому вас научила за это время. На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу азбуку. В ней живут знаки – буквы, которые складываются в слова.

Ответ: песня, танец, марш.

Песня.

О школе.

4.

  У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Так называется сегодня наш урок.

Слайд №1.

- Что же это за знаки? Отгадайте загадку.

Слайд №2.

 Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет. А помогать нам будет как всегда наша Муза.

Ответ: ноты.

5.

Давным-давно музыку записывали так.

Слайд №3.

Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.

6.

Все ноты живут в музыкальном доме. Посмотрите какой он красивый.

Слайд №4.

- Почему этот дом называют  нотоносцем?

Его ещё называют нотный стан и состоит он из пяти линеек. Не зря же у нас дом пятиэтажный. Линейки мы считаем снизу. 1,2,3.4,5.

Чтобы попасть в этот дом, нам нужен ключ, да не простой, а музыкальный, скрипичный.

Слайд № 5.

Посмотрите, как он пишется.

Я сначала нарисую

Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь.

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовется он скрипичный.

Ответ: носит ноты на себе.

7.

Вот мы и попали в дом к ноткам. Пора с ними познакомиться.

- А кто из вас знает, сколько нот в музыке?

Слайд №6.

Правильно. Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь. Звуки это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи.

- Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь?

Ответ: семь.

- Семь дней в неделе, семь цветов радуги.

8.

 Слайд №7-13.

Знакомство с нотами в стихах.

Фундамент дома – нота ДО,

Она живет в пристройке,

Квартира первая её –

Начало всей постройки.

Слайд.

 Нота РЕ, ах, нота РЕ,

Подняться не решилась

А рядом с нотой ДО

Тихонько поселилась.

Слайд.

На первом этаже, смотри,

Из всей большой семьи

В квартире теплой номер три

Живет там только МИ.

Слайд.

Нота ФА, скажи на милость,

С нотой МИ там поселилась.

Слайд.

Ну а ЛЯ все посмотрите

Вдруг повисла словно в лифте

После ноты соль она.

Слайд.
Нота СИ, взяв свой багаж,

Третий выбрала этаж.

А теперь проверим вместе:

Все ли ноты здесь на месте?

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Дети по порядку называют ноты.

9.

Слайд №14.

Все на месте до одной

По порядку всех их пой.

Первый раз исполняют «эхом» за учителем, повторно исполняют звукоряд вместе с учителем.

10.

Слайд № 15.

А вы знаете,  ребята, что у нашей Музы есть песенка про ноты.  Она называется « До, ре, ми». Давайте её послушаем.

Слайд №16.

«До, ре, ми»  – разучивание.

 Напоминание о певческой посадке.

Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с интонационно и ритмически точным пропеванием.

Работа над выполнением правильного ритмического рисунка в песне.

Дети разучивают с учителем песню.

Прохлопывают ритмический рисунок.

Далее предлагается исполнить песню вместе с учителем.

11.

Игра «Живой звукоряд».

Учитель- «дирижер» раздает таблички с названием нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре.

Дети вместе с учителем поют свои звуки.

Затем выбирается ученик – «дирижер».

12.

Откройте учебники по музыке на стр.22. Вы видите здесь немые клавиши. На клавишах можно играть, но зазвучать они могут только с помощью вашего голоса.

Давайте попробуем исполнить.

Исполняют звукоряд.

13.

 Сегодня для урока я  подготовила ребусы.

-Что такое ребусы?

Разгадывание ребусов, ответы в слайдах.

Слайд №17-22.

Ответ: это загадки в картинках.

Фазан, соль, поляна, сирень, дом, помидор.

14.

Давайте подведём итог:

Как назвали итальянцы музыкальные знаки?

Сколько нот в музыкальной азбуке?

Где записываются ноты?

А как попасть на нотный стан?

Ответ:

- ноты

- семь

- на нотном стане, нотоносце

- нужен скрипичный ключ.

15.

В подарок для вас мультфильм «До, ре, ми…», про то, как телёнок учил ноты.

Слайд №23

Урок окончен, пожелания успехов.

Смотрят мультфильм

( отрывок).

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.

Программа дополнительного образования для детей с нарушением слуха 1-2классов.Музыка....

"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.

Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....

"Музыкальная азбука".

Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....

"Музыкальная азбука".

Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....

"Музыкальная азбука".

Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....

Открытый урок "Музыкальная азбука"

Цели:1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.3.Формировать способность анализировать музы...

Разработка урока по теме: "Музыкальная азбука"

Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знание музыкальной азбуки....