Маленница
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки 3 класс
по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой.
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Тема урока: «Масленица».
Цель:
Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.
Планируемые результаты
Предметные:
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие интереса к музыкальному фольклору России;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике , игре на детских музыкальных инструментах).
Метапредметные
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки
- Пение
- Инструментальное музицирование
- Музыкально – пластическое движение
Музыкальный материал:
- Р.н.п «Блины»
- Частушки
Песня «Масленица»
Ход урока.
1.Организационный этап (вход под музыку «Масленица» р. н. п.)
Музыкальное приветствие.
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» (Поем).
2. Актуализация знаний .
У. Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы заходили в класс?
Какая музыка по настроению встретила вас?
Что вы представили под эту музыку?
О каком народном празднике шла речь?
У. Молодцы! Вот мы и определили тему нашего урока: ( Масленица.).
3. Постановка цели и задач урока:
У. Что вы знаете об этом празднике?(Долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны и солнечного тепла).
У. А как вы думаете, какая цель нашего урока? (изучение традиций народного праздника .)
У. Совершенно верно! Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сегодня проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
4. Первичное усвоение новых знаний. Обратите внимание на доску, здесь представлены картинки (На доске прикреплены картинки с сюжетами масленицы: самовар, чучело, скоморохи, блины и др.). Ваша задача, составить небольшой рассказ, на основе этих картинок.
Учащиеся зачитывают свои рассказы. Эксперты из числа учащихся оценивают работу групп.
Перед вами лежат таблицы с утверждениями о Масленице. Прочтите эти утверждения, если вы согласны с ними, то в калонке, напротив, поставьте знак «+», если не согласны то – «-». ( Эй Ар Гайд). Приложение 1
Рассказ учителя о традициях праздника.
Масленица относится к «переходящим» праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой.
Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений - вот народ и стремится повеселиться «впрок». Поэтому этот праздник с таким интересом ждал народ. Издавна русские люди старались встречать и особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год в беде.
Хоть в себя что заложить, да Масленицу проводить.
О том, как народ любил этот праздник, говорят пословицы. Прочитайте их.
(«Не всё коту Масленица, будет и Великий пост», «Это Масленица идёт, блин да мёд несёт», «Маслена не на век даётся», «Масленица объедуха, деньгами приберуха»)
Иначе на Руси Масленицу называли Сырной неделей. Поэтому по традициям праздник расписан по дням на целую неделю. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас - обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно многим.
Каждый день недели имеет своё название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.
Вопрос: Как вы думаете, зачем сжигали чучело?
А еще на Масленицу пели веселые песни. Одну из которых мы сейчас послушаем.
А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины». Приложение 2
(Слушание песни «Блины»)
У: Вам понравилась эта песня?
У. Какая песня по настроению?
Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?
У. Хотите ее выучить?
У. Перед разучиванием настроимся на хоровую работу:
У. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.
(Разучивание песни
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
1.Дикцию (четкое произношение текста);
2.Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой).
У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась.
Предлагаю вам пословицы и поговорки о масленице. Посовещайтесь в группах и поочередно назовите по одной от каждой группы, работаем по кругу .Приложение 3. –
Как вы понимаете эти поговорки?
- О чем они нам говорят, рассказывают?
У вас на столах есть материалы об играх проводимых на Масленицу. Ознакомтесь с ними, поразмыслите над вопросом: какая вам ближе всего, в каком вы бы хотели поучавствовать. Обменяйтесь своим мнением с партнером по плечу .Приложение 4.
Игра “Золотые ворота”(по выбору ).
А какую задорную праздничную песенку каждый может спеть по куплету, что-то я забыла, как она называется, подскажите мне…частушка. А что такое частушка?
Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов.
У. Какой характер у частушки?
: Характер у частушки - озорной, насмешливый, шутливый
У. Ребята, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?
. Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.
У. А мы умеем петь частушки? Давайте проверим. (шумовые инструменты).
Частушки про Масленицу.
Вместе дружно мы живем
вам частушки пропоем
Нынче масленку встречаем
всех блинами угощаем.
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке.
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы вам спели, что хотели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Вначале урока вам предлагалось заполнить таблицу с утверждениями, сейчас прочтите еще раз эти утверждения и заполните колонку “после”.
У вас несколько поменялось мнение о праздновании Масленицы, не так ли?
Рефлексия (подведение итогов урока)
У: Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.
- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились? Масленица.
- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).
- Как праздновали Масленицу?
- В какие игры играли?
- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
.
У: Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, размышляли - Молодцы! И в заключении, мы составим Масленичный Коллаж.
(Звучит песня «Масленица», дети клеят Коллаж).