РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА
рабочая программа по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ӘТНӘ МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫ
МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ ГОМУМИ БЕЛЕМ УЧРЕЖДЕНИЕСЕ “КҮҢГӘР УРТА ГОМУМИ БЕЛЕМ МӘКТӘБЕ”
«КАРАЛДЫ» Башлангыч сыйныфлар МБ җитәкчесе ____________/Вәлиуллина Ф.Р./ Беркетмә № 1 « 25 » август 2018 ел. | «КИЛЕШЕНДЕ» Укыту-тәрбия эшләре буенча директор урынбасары _____________/Ахметова Л.К./ « 24 » август 2018 ел. | « РАСЛЫЙМ» Мәктәп директоры __________/Р.Ф.Сибгатуллин/ боерык № 75- о/д « 24 » август 2018 ел. |
4 НЧЕ СЫЙНЫФ ӨЧЕН музыкадан ЭШ ПРОГРАММАСЫ
«ПЕРСПЕКТИВАЛЫ БАШЛАНГЫЧ МӘКТӘП»
Төзеде Фатыйхова Фәридә Харис кызы,
югары квалификацион категорияле башлангыч сыйныфлар укытучысы
2018– 2019 нчы уку елы
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Достижение предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнегомузицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийсяполучит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
- Содержание учебного предмета.
№ | Разделы | Коли-во часов | Контроль знаний |
1 | «Музыка моего народа» | 9 | 2 |
2 | «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» | 7 | 1 |
3 | «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» | 10 | 1 |
4 | «Композитор – исполнитель – слушатель» | 8 | 1 |
5 | Итого | 34 | 5 |
- Календарно-тематическое планирование.
Форма организации урока: урок нового материала, урок повторение, урок закрепление, урок контроля
Основной вид учебной деятельности: тестирование, контрольная работа, практическая работа, самостоятельная работа
№ п/п | Коло часов | Содержание темы: | Кал. дата | Факт.дата | Примечание |
1. | 1 | Минем халкымның көе.Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. «Русь» - стихи Н Мухина, музыка В. Голикова .«Музыка моего народа». | 1.09 | ||
2. | 1 | Россия –туган җирем..Россия – Родина моя.Образное содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. «Как у наших у ворот» - русская народная песня;«Ходит месяц над лугами» из цикла фортепьянных пьес «Детская музыка» - С. Прокофьев | 8.09 | ||
3. | 1 | Халык җырлары энцеклопедия кебек.Кереш тест .Жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. «Как в лесу, лесу-лесочке» - русская народная песня.Входное тестирование. Народная музыка как энциклопедия жизни. | 15.09 | ||
4. | 1 | Халыкҗырларының төрләре. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. Д. Кабалевский из книги «Про трёх китов» (фрагмент). «Тонкая рябина» - русская народная песня.Жанры народной песни. | 29.09 | ||
5. | 1 | Хезмәт турында халык һәм композиторларның җырларыСлушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст). «Осень» - стихи А. Плещеева, музыка Ц. Кюи.Трудовые народные и композиторские песни. | 6.10 | ||
6. | 1 | Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст). «Как во городе стольно-киевском» - русская народная песня. «Первая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» - М. Глинка.«Преданья старины глубокой. Былины.»Бәетләр | 13.10 | ||
7. | 1 | Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками). «Фантазия на темы И. Рябинина» для фортепьяно с оркестром – А. Аренский. «Вставайте, люди русские!» Хор из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев.Музыка в народном духе.Халыкчан музыкаль әсәрләр | 20.10 | ||
8. | 1 | Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.) «Парень с гармошкой» из фортепьянного цикла «Альбом пьес для детей» Г. Свиридов;«Колыбельная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен» - А. Лядов;«Весёлая кадриль» - стихи О. Левицкого, музыка В. Темнова;Воронежскиечастушки.Контрольная работа за 1 четверть.. От народной песни – к творчеству композиторов. Халык көйләреннән композитор көйләре | 27.10 | ||
9. | 1 | Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп. «Частушки Бабок Ёжек» из мультфильма «Летучий корабль» - стихи Ю. Энтина, музыка М. Дунаевского;«Чиполлино» - фрагмент из балета Хачатуряна.Работа над ошибками.Обобщение темы четверти «Музыка моего народа». | 10.11 | ||
10. | 1 | Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Концерт для фортепьяно с оркестром (фрагмент) – С.В. Рахманинов; Проект «Выставка-конкурс «Рисуем музыку». «От Москвы – до самых до окраин». “Мәскәүдән ил чигенә кадәр “ | 17.11 | ||
11. | 1 | Сочинения композиторов на тему песен других народов.«Улетели журавли» - стихи Е. Благининой, музыка Р. Бойко .Музыка народов – субъектов РФ.Россия халыкларының җырлары | 22.11 | ||
12. | 1 | Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах. «Исламей» - Кабардинская и татарская темы из фантазии для ф-но – М. Балакирев. Сочинения композиторов на народные песни.Композиторларның халык җырларына көйләре | 1.12 | ||
13. | 1 | Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах.«Зима» - стихи и музыка Ц. Кюи; «Здравствуй, русская зима!» - стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой. Композиторларның башка халык җырларына әсәрләре. Сочинения композиторов на темы песен других народов. | 8.12 | ||
14. | 1 | Взаимопроникновение музыкальных интонаций.«Кто о чём поёт?» - стихи В.Викторова, музыка Р. Бойко; «На лужке» - марийская народная песня. Контрольная работа за 2 четверть Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.Музыкаль интонация | 15.12 | ||
15. | 1 | Взаимопроникновение музыкальных интонаций. «Ой, тайга, ой, пурга!» - чукотская народная песня; «Уйнапат» - эскимосская народная песня.. Взаимопроникновение музыкальных интонаций. | 22.12 | ||
16. | 1 | Взаимопроникновение музыкальных интонаций.«Моя колыбельная» - удэгейская народная песня; «Сокол» - аварская народная песня;«В каждом ауле песни поют» - черкесская народная песня. Работа над ошибками. Обобщение темы четверти ««Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ». | 12.01 |
17. | 1 | Своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.«Бульба» - белорусская народная песня. «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».Төрле халыкларның җырлары | 19.01 | ||
18. | 1 | Своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; выразительность. «Мавриги» - узбекский народный танец;«Полька» - чешская народная песня-танец. Выразительность музыки народов мира. | 26.01 | ||
19. | 1 | Своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; изобразительность.«Светлячок» - грузинская народная песня. Изобразительность музыки народов мира. | 2.02 | ||
20. | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.«Маленький негритёнок» - К. Дебюсси; «Детский альбом» - П.И. Чайковский (фрагменты); «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | 9.02 | ||
21. | 1 | Своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.«Бульба» - белорусская народная песня.«Летите, голуби!» - стихи М. Матусовского, музыка И. Дунаевского. Как музыка помогает дружить народам? | 16.02 | ||
22. | 1 | Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул.«Вариации на русскую тему» - Л. Бетховен; «Вариации на тему французской народной песни» - В.А. Моцарт. Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | 2.03 | ||
23. | 1 | Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул.«Взял бы я бандуру» - украинская народная песня. Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | 9.03 | ||
24. | 1 | Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».«Пойду ль я, выйду ль я» - русская народная песня. Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | 16.03 | ||
25. | 1 | Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.«Ах, масленица, сметанница!» - русская народная песня. Контрольная работа за 3 четверть. Как прекрасен этот мир! | 23.03 | ||
26. | 1 | Игра в подражание различным инструментам.Работа над ошибкми. Обобщение темы четверти ««Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». | 6.04 | ||
27. | 1 | Понимание триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». «Симфония № 40 (соль-минор) – В.А. Моцарт. «Композитор – исполнитель – слушатель». | 13.04 | ||
28. | 1 | Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере.«Вальс» - А.С. Грибоедов. Композитор – творец красоты. | 20.04 | ||
29. | 1 | Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Русские композиторы 19-20 века. | 27.04 | ||
30. | 1 | Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Зарубежные композиторы 18-19 века. | 4.05 | ||
31. | 1 | Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).«Фрагменты из оперы «Снегурочка» - Н.А. Римский – Корсаков. Галерея портретов исполнителей. | 11.05 | ||
32. | 1 | Промежуточная аттестация. Муниципальное итоговое тестирование за год. | 18.05 | ||
33. | 1 | Лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения. Работа над ошибками. Какие бывают оркестры? Ансамбли, хоры и голоса. | 25.05 | ||
34. | 1 | Обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы. Обобщение тем года «Музыка мира». | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...