«Компьютерная презентация на уроках музыкальной литературы».
методическая разработка по музыке на тему

Морозова Елена Николаевна

Цель  данной работы:  рассмотреть вопросы использования электронных ресурсов, в частности метода  компьютерной презентации,  на уроках музыкальной литературы, с возможностью его практического применения в учебном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_prezentatsiya_na_urokah_muz._lit-ry.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа поселка Северного»

Методическое сообщение

преподавателя теоретических дисциплин

МБУ ДО «ДМШ пос.Северного»

Морозовой Елены Николаевны

на тему:

«Компьютерная презентация

на уроках музыкальной литературы».


г. Воркута

2018

Содержание:
1.    Введение.
2.    Использование компьютерной презентации на уроках музыкальной       литературы.
3.    Заключение.
4.    Список литературы.

Введение.
     Реформирование Российского образования включает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. 
     Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне и музыкальную школу от введения инновационных методов и форм работы. Сегодня, совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условиях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому, введение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования.
     Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации музыкального образования.

 
Цель  данной работы:  рассмотреть вопросы использования электронных ресурсов, в частности метода  компьютерной презентации,  на уроках музыкальной литературы, с возможностью его практического применения в учебном процессе.
  
     

Использование компьютерных презентаций на уроках музыкальной литературы.
   Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства.
    Медиаобразование - очень распространенное на сегодняшний день понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях  медиа.
     В последние годы стремление к новым качествам и улучшению результатов преподавания музыкальной литературы вызвало активный поиск новых подходов и методов обучения. Современный урок музыкальной литературы - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у школьников установки на активную учебную работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация.
      На наш взгляд, сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность:
- по новому использовать на уроках музыкальной литературы текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники;
- обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень;
- помогать активизации творческого потенциала учащихся;
- способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
      Возможности компьютера в оснащении предмета музыкальной литературы можно определить следующими позициями:
- обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
- поддержка контроля знаний и навыков;
- организация различных форм креативной деятельности.

     Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Медиапедагогика предлагает новый вид дидактического материала - компьютерная презентация. Это электронная обучающая презентация, представляющая способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств.  
     Компьютерные презентации - это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус, увлечение, погруженность в материал, что позволит значительно повысить уровень участия самих учащихся в процесс обучения.
     В рамках учебного процесса можно выделить
основные цели проведения компьютерной презентации:

- освоение нового материала;

- закрепление изученного материала;

- контроль знаний.
     Использование такого метода на уроках музыкальной литературы предполагает:
- усиление мотивации обучения;
- повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных информационных технологий.

Варианты создания презентаций:
- звуковая и нотная хрестоматии (музыкальные произведения и нотное сопровождение);
- изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей и т.д.);
- видеохрестоматия (видеозаписи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов);
- мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного,

иллюстративного и видео материала).
    Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
     Анализ методической литературы в области  инноваций в музыкальной педагогике, привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. К сожалению, отсутствие необходимого специального оборудования (мультимедийного комплекса) в школе, организация занятий с электронной поддержкой, проведение собственных уроков с использованием компьютерных презентаций на сегодняшний день является проблемой.
     Один из способов ее решения - использование мультимедийных презентаций в домашней работе учащихся. Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество учащихся на уроке и за его пределами может развить их способности. Поэтому большое внимание уделяется деятельно-практической направленности учащихся, развивающий их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание. 
     Мной разработаны  компьютерные презентации для самостоятельной домашней работы учащихся, основная цель которых:
- закрепить теоретический материал, полученный на уроках;
- дать возможность самостоятельно прослушать музыкальное произведение;
- ответить на поставленные вопросы.
        Основные разделы работы таких презентаций состоят из нескольких блоков:
 
- теоретический текст (названия, события жизни, история создания, определения, поэтический текст);
- аналитический разбор (текст анализа фрагментов);
- изобразительные материалы (нотные примеры, фото, иллюстрации);
- аудиоиллюстрации (звуковые фрагменты). 

     Дополнительно учащиеся получают ряд вопросов, на которые им предстоит ответить после знакомства с презентацией. Презентацию учащиеся получают на цифровых носителях.
     Такая форма домашней работы способствует не только расширению и углублению знаний, умений полученных на уроке, но и развитию индивидуальных способностей учащихся, а главное познавательных

интересов и положительных мотивов к предмету музыкальной литературы.
   В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание уделяется и исследовательской работе учащихся.
    Научно-исследовательская деятельность учащихся  является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Учащиеся моего класса,  принимающие участие в научно-практических конференциях, теоретических конкурса и олимпиадах стали использовать в своих  докладах и  сообщениях собственные презентации.
      Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- умения самостоятельно конструировать свои знания;
- умения ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
     Доступ к ресурсам сети Интернет дает колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются учащимися при создании презентаций – это библиографическая информация, аудио и видео фонд. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения. 
     Анализируя свой, пусть еще небольшой опыт внедрения современных технологий, я прихожу к выводу, что использования на уроках музыкальной литературы компьютерных презентаций позволяет:
- сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала;
- организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся (разработка презентаций).

Заключение.
     В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения,

материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава.

Список используемой литературы.


1.    Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003
2.    Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
3.     Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002
4.     Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературая композиция «Җәйнең матур көннәрендә»

Данный материал предназначен для музыкальных руководителей и преподавателей татарского языка. Знакомит дошкольников с обычаями, традициями татарской культуры через игры, пение, музыку....

Конспект и презентация урока по литературе: "Рассказ А. П. Чехова "Ванька", 3 класс, УМК Школа 21 века

Материал урока по литературе: "Рассказ А. П. Чехова "Ванька", 3 класс, УМК  Школа 21 века (учебник Л.А Ефросининой и М.И Омороковой) призван изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX ве...

Театрализованные игры на уроках "Сольфеджио" и "Музыкальной литературы"

Актуальность изучения вопроса театрализаций и игр на уроках сольфеджио, вызвано потребностью заинтересовать учебным процессом учащегося, где предмет сам по себе предполагает точную, методическую работ...

Презентация к уроку музыкальной литературы для учащихся 4- 7 класса "Мариинский театр "

Театральные постановки из покон веков обеспечивают преемственность поколений. Данная презентация раскрывает тему истории Мариинского театра от истоков до наших дней. В рамках проекта юбилейного года т...

Презентация урока по литературе для 4 класса

Презентация к  открытому обобщающему уроку по литературному чтению  для 4 класса по теме "Природа и МЫ". Это вспомогательная презентация для проведения на уроке конкурса-викторины....

Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»

Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»...

Презентация урока по литературе Б.Заходер

Знакомство с биографией Б.Заходера....