Рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, НРК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.zip | 38.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программой начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. , УМК « Школа России», а также с учётом индивидуальных особенностей учащихся 4 класса МБОУ « Тарбагатайская СОШ»
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами семейских.
Место предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное».
Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
по учебному предмету «Музыка»
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Учёт и контроль знаний
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке.
Содержание программы
«Россия-Родина моя» - 4 ч
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов
«День, полный событий» - 5ч.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога»).
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» ).
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений за четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
«В музыкальном театре» - 4ч.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
«В концертном зале» - 6ч.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо»).
Различные виды музыки: инструментальная.
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.
«В музыкальном театре» - 2ч.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа.
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька».
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Выразительность и изобразительность в музыке.
Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Национально-региональный компонент
Раздел | Тема |
Россия - Родина моя! | «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» НРК Прослушивание песен народного ансамбля «Судьбинушка» |
День, полный событий | «Ярмарочное гуляние» НРК Прослушивание песен детского ансамбля «Неподарочки» |
О России петь, что стремиться в храм | «Праздников праздник, торжество из торжеств» НРК Прослушивание песен народного ансамбля « Судьбинушка» «Неподарочки» |
Календарно-тематическое планирование
Темы раздела и уроков Прослушиваемый материал. | Решаемые проблемы. | Планируемые результаты. | ||
Предметные результаты. | УУД | Личностные результаты. | ||
«Россия-Родина моя!» ( 4 часа) 1. «Мелодия» Прослушивание: С.Рахманинов «Концерт № 3» 2. «Вокализ» Прослушивание: С.Рахманинов «Вокализ» 3. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» Прослушивание: Народные песни «Березка», «Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки» НРК Прослушивание песен народного ансамбля «Судьбинушка» 4. «С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» Прослушивание: С.Прокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты. | Дать понятие многообразия жанров народных песен. Познакомить с лирическими образами музыки Рахманинова. Познакомить с тайной рождения русской народной песни. Познакомить с патриотической темой в музыке Прокофьева. | Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки. Различать жанры русских народных песен. Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. | Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество. П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения. К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям. П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки. К: исполнение народных песен. Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество. П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой. К: высказывать свое мнение о содержании произведения. | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Гордиться и уважать русские традиции. Гордиться патриотами и историей своей Родины |
«О России петь, что стремиться в храм!» ( 1 час) 1. «Святые Земли Русской» Прослушивание: А.П.Бородин «Богатырская симфония» М.Мусоргский «Богатырские ворота» | Дать понятие: русские святые – кто они? | Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека. | Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия. П: отвечать на вопросы учителя. К: исполнение стихиры. | Уважать память о русских святых. |
«День полный событий» ( 4 часа) 1. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!» Прослушивание: П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька» ( из «Времен года») «Зимнее утро» ( из «Детского альбома») Г.Свиридов «Осень», «Пастораль» ( из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель») 2. «Что за прелесть эти сказки» «Три чуда» Прослушивание: Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» ( оп. «Садко») «Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане») 3. «Ярмарочное гуляние» Прослушивание: П.Чайковский фрагменты из оп. «Евгений Онегин» НРК Прослушивание песен детского ансамбля «Неподарочки» 4. «Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»» Прослушивание: М.Глинка «Венецианская ночь» | Дать понятие о связи поэзии и музыки. Дать понятие о музыкальной живописи. Дать понятие о народных праздниках. Дать понятие духовности в музыке. | Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения. Уметь различать образы, воплощенные в музыке. Различать народные песни. Знать русские народные традиции. | Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи. П: отвечать на вопросы учителя. К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений. Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения. П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов. К: выполнение творческого задания. Р: самостоятельно распознавать духовную музыку. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | Гордиться музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов. Гордиться русской поэзией и музыкой. Гордится и уважать русские традиции. Уважать русские народные традиции. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» ( 2 часа) 1. «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России» Прослушивание: М.Глинка «Жаворонок» Н.Римский -Корсаков «Звонче жаворонка пенье» 2. «Оркестр Русских Народных Инструментов. (ОРНИ) Прослушивание: Народная музыка. Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов» ( из оп. «Снегурочка») | Расширять представление о народной песни, как об источнике вдохновения. Познакомить с ОРНИ и расширить знания о музыкальных символах русского народа -балалайка, гармонь. | Различать тембры и звуки народных инструментов. Различать музыкальные символы России. | Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки. П: различать народную и композиторскую. К: выполнение творческого задания. Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ. П: знать народные обычаи, обряды. К: исследовать историю создания муз. инструментов. | Уважать народные легенды, мифы и предания. Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов. |
«В концертном зале» ( 5 часов) 1. «Музыкальные инструменты» «Вариации на тему Рококо» Прослушивание: А.Бородин «Ноктюрн» П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» 2. М.П.Мусоргский «Старый замок». Прослушивание: Г.Гладков «Бременские музыканты» 3. «Счастье в сирени живет….» Прослушивание: С.Рахманинов «Сирень» 4. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Прослушивание: Ф.Шопен «Полонез № 3» «Вальс № 10» «Мазурка ля-минор» 5. «Патетическая соната. Годы странствий» Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8№ («Патетическая») М.Глинка «Венецианская ночь» | Дать понятие рококо в музыке. Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке. Дать представление о картинах природы в музыке Рахманинова. Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена. Познакомить с жанром - соната и жанрами камерной музыки | . Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация. Различать понятие старинной музыки и её рисунок. Различать музыкальные жанры и муз. символы родной природы. Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки. Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки. | Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов. П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения. К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке. Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки. П: понимать смысл муз. терминов. К: творческое задание. Р: знать и понимать музыку Рахманинова. П: понимать смысл музыки Рахманинова. К: творческое задание. П: отвечать на вопросы учителя. К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека | Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей. Расширять музыкальный кругозор. Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию Уважать творчество зарубежных композиторов. Расширять музыкальный кругозор. |
«В концертном зале» ( 1 час) 1. «Царит гармония оркестра» Прослушивание: М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» М.Глинка увертюра из оп. «Руслан и Людмила» | Дать понятие оркестра и роли дирижера в нем. | Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр. | Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра. П: ориентироваться в музыкальных терминах. К: различать и понимать жанры муз. произведения. | Расширять музыкальный кругозор. |
«В музыкальном театре» ( 6 часов) 1. «М.Глинка опера «Иван Сусанин» Прослушивание: М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин» 2. « Сцена в лесу» Опера «Иван Сусанин» -4 действие. Прослушивание: Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин» 3. «М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младешенька» Прослушивание: М.Мусоргский фрагменты оперы « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» С.Прокофьев «Прогулка», 4. «Восточные мотивы в музыке русских композиторов» Прослушивание: М.Мусоргский «Пляска персидок» ( из оп. «Хованщина») А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец с саблями» ( балет «Гаяне») 5. «Балет Игоря Стравинского «Петрушка» Прослушивание: Фрагменты балета И. Стравинского «Петрушка» 6. «Театр музыкальной комедии» Прослушивание: И.Штраус «Вальс» ( из оперетты «Летучая мышь») Ф.Лоу «Я танцевать могу» ( из мюзикла «Моя прекрасная леди») | Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин» Познакомить с интонационным развитием образов в опере . Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского. Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов. Расширить представление о балете. Познакомить с опереттой и мюзиклом. | Различать музыкальные образы разных персонажей оперы. Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы. Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина» Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской. Формирование основ музыкальной культуры.( балет) Уметь распознавать оперетту и мюзикл. | Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам. П: рассказывать либретто муз. произведения. К: выявлять особенности развития образов. Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов. П: отвечать на вопросы учителя. К: сопоставлять средства муз. выразительности. Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов. П: знать муз. термины. К: творческое задание. Р: самостоятельно определять тембры муз. инструментов симф. оркестра. П: логически анализировать и выявлять жанровую линию. К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности. | Гордиться патриотами нашей Родины. Гордиться патриотами нашей Родины. Знать историю своей Родины. Формировать представление о роли музыки в жизни человека. Развивать музыкально-эстетический вкус. Уважительно относиться к муз. культуре других народов. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 4 часа) 1. «Прелюдия» Прослушивание: С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор» 2. «Исповедь души» Прослушивание: Ф.Шопен «Прелюдия № 7» «Прелюдия № 20», 3. «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек» Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8» Вариации на тему РНП «Тонкая рябина» И.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг» 4. «Музыкальные инструменты. Гитара.» Прослушивание: Авторские песни. Музыка для гитары. И.Бах «Чакона»для гитары. К.Жако «Джазовая импровизация» | Дать представление о музыкальном жанре -прелюдия. Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена. Познакомить с многообразием жанров музыки. Музыкальный инструмент -гитара. | Уметь различать муз. образы воплощенные в музыке Уметь различать многообразие жанров музыки. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром. | Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации. П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения. П: определять особенности взаимодействия развития муз. образов. К: Творческое задание. Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки. П: знать музыкальные термины. К: Творческое задание. Р: самостоятельно называть имена известных бардов. П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары. К:Творческое задание. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений русских композиторов. Расширять музыкальный кругозор. Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров. Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы. |
«О Росси петь, что стремиться в храм» ( 4 часа) 1. «Праздников праздник, торжество из торжеств» Прослушивание: С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» ( из «Всенощного бдения») Ф.Шуберт «Аве, Мария» НРК Прослушивание песчен народного ансамбля « Судьбинушка» 2. «Светлый праздник» Прослушивание: Праздничный трезвон С.Рахманинов «Светлый праздник» 3. «Кирилл и Мефодий» Прослушивание: Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны») 4. «Народные праздники. Троица» Прослушивание: Троицкие песни, РНП «Березка» П.Чайковский «Симфония № 4»-фрагм. НРК Празднование святой Троицы в нашем районе | Познакомить с православными церковными праздниками. Расширить представление о русских церковных праздниках. Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Расширить представление о народных праздниках -поклонение Матушке-природе. | Знать историю возникновения праздника Пасхи. Уметь распознавать значение колокольных звонов. Знать создателей славянской азбуки. Различать народный праздник от религиозного. | Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях. К: творческое задание. Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. П: иметь представление о традициях православных праздников. К: выполнение творческого задания. Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира. К: рассуждать о значении азбуки в наши дни. | Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви. Хранить шедевры православного наследия. Почитать создателей славянской азбуки. Хранить и почитать культурное наследие России. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 4 часа) 1. «Музыкальный сказочник» Прослушивание: Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть 2. «Рассвет на Москве-реке» Прослушивание: М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» 3. «Мир композитора» Прослушивание: Доп. Муз материал. 4. «Обобщение» Прослушивание: Музыка использованная в течении года. | Познакомить с музыкой Н.Римского -Корсакова. Образ Родины в музыке Мусоргского. Закрепить понятия о музыкальных образах России, на основе музыки разных композиторов. Формирование общего представления о музыкальной картине мира. | Уметь образно ориентироваться в музыкальной живописи. Различать изобразительность в музыке. Формирование представления о роли музыки в жизни человека. | Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки. П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев . К: творческое задание. Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. Р: самостоятельно уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение. Р: самостоятельно овладевать муз. навыками К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края. | Гордиться культурным наследием . Уважать и помнить историю России. Расширять интерес к музыке. Развивать художественный вкус и интерес к музыке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ" С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...
рабочая программа технология 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"
Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2 НОО, УМК «Школа России»...
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС музыка
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС музыка...
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС музыка
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС музыка...