"Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."
методическая разработка по музыке (4 класс) на тему
Урок музыки в 4 классе, по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. учащиеся знакомятся с лирикой в поэзии, музыки и живописи. Анализируют и сопоставляют музыкальные и живописные образы, придумывают вопросы по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyut_spokoystviya_trudov_i_vdohnovenya.docx | 30.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки, 4 класс
Раздел «День, полный событий»
Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Цель: познакомить обучающихся с понятиями: лирика в поэзии и музыке, пастораль. Задачи: - вспомнить названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; - развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки; Музыкальный материал: «В деревне» М. Мусоргский; «Осенняя песня» П. Чайковский; «Пастораль» Г. Свиридов ;«Осень» Г. Свиридов. Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, презентация. ХОД УРОКА 1. Организационный момент (музыкальное приветствие) Сегодня мы начинаем изучение нового раздела: «День, полный событий». СЛАЙД 1 «День, полный событий» Сегодня урок весьма необычен – это урок-путешествие, путешествие во времени. Скажите, а когда путешествовать интереснее - когда маршрут уже давно проложен и хорошо известен, или заманчивее отправиться в ещё неизвестные для себя места? (Наверное, когда в неизвестное место, ведь открывать что-то новое всегда интересно!) - Вот и сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Маршрут, которого вроде бы и известен, но для вас, я думаю, он станет во многом открытием. И сможем мы это сделать, не выходя из класса, пусть наши уроки на ближайшее время станут страничками альбома, поэтического и музыкального. И перелистывая его страницы, мы отправимся в те места, которые связаны с именем А. С. Пушкина. Слайд 2 Портрет А.С. Пушкина. Побываем там, где любил бывать сам поэт, о которых много и с любовью писал и в стихах, и в прозе, раскрывая лирические и драматические образы. Узнаем о том, какие русские композиторы нашли для себя в поэзии А.С. Пушкина источник вдохновения... Итак, путешествие во времени начинается - и мы переносимся на 180 лет назад... но так, как мы в том времени будем чужими, нам понадобится проводник и путеводитель... Пусть нашим проводником станет музыка, а путеводителем станут воспоминания современников поэта, отзывы о его творчестве известных писателей и поэтов. Слайд 3 Тема нашего урока «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 2 . Повторение пройденного материала. Но перед началом нашего музыкального путешествия предлагаю вам викторину. Она поможет нам вспомнить творения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.
ЗАДАНИЕ: из набора слов нужно собрать названия сказок А. С. Пушкина 3 . Изучение нового материала. СЛАЙД 4 Звучит пьеса М. Мусоргского «В деревне» «Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. Где льётся дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья» - Скажите, ребята, знаете ли вы, о каком родном для себя месте так проникновенно отозвался поэт? (Эти стихи написаны о Михайловском) Мы с вами в Михайловском. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места. Природа здесь неяркая, неброская. СЛАЙД 5-7 Природа с. Михайловское Но именно она когда-то очаровала А. Пушкина, а он очаровал ею нас в своих стихах. Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня – вот мой кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом и всю природу вокруг. СЛАЙД 8 Домик А. С. Пушкина в Михайловском (вспомнить о няне А. Пушкина) Слайды 9-11 (читать текст на слайдах) Ну а теперь вы услышите строки поэта, которые вам, безусловно, хорошо знакомы. Вслушайтесь в них, подумайте, какие интонации звучат в словах А.С. Пушкина. О каком времени года поэт сочинил эти строчки? Слайд 12 (читаю строки "Унылая пора! Очей очарованье!") Какое время года любил поэт? (Больше всех времён года любил поэт осень) - Как вы думаете, одинаковое ли настроение в этих строчках? - Можно ли эти настроения передать в музыке? - Какие средства музыкальной выразительности (лады, темп, тембры инструментов и др.) могут в этом помочь? Послушайте, как в одной строке меняется настроение: первая фраза настраивает на минорный лад, печально и тихо на душе… И вдруг – «очей очарованье!..» Я не случайно предложила вам прослушать стихи, а не прочитать их – каждая строчка у Александра Пушкина звучит какой-то своей, особой удивительно прекрасной мелодией. СЛАЙД 7 Звучат музыкальные сочинения: «Осенняя песнь» П. Чайковского; «Осень» Г. Свиридова; «Пастораль» Г. Свиридова - Вам знакомы эти произведения? (ответы обучающихся) - Вспомните и назовите композиторов этих сочинений и их названия? (ответы обучающихся) Слайд 13 ПАСТОРАЛЬ – это жанр в литературе, живописи, музыке, рисующий простую сельскую жизнь. - Какое из произведений созвучно стихотворению А. С. Пушкина, его настроению в Михайловском? (ответы обучающихся) Характер музыки «Осенней песни» П. Чайковского наиболее близок настроению стихотворения А. Пушкина (в мелодии звучит и грусть, и восторженная радость) «Замечательная «Осенняя песнь», - писал Б. Астафьев, - как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русским осеням в живописи». Откройте учебник на стр. 42 и рассмотрите картину художника ВИКТОРА ПОПКОВА. СЛАЙД 14 «Осенние дожди» В. Попкова (картина) Перед нами картина Попкова «Осенние дожди». - Что мы видим на ней? - Как вы думаете, это просто изображение поэта на фоне природы? Или же художник нам хотел рассказать о внутреннем мире поэта, его чувствах? ( подвести к мысли, что это не просто изображение осенней природы, но и некое ощущение тревожности, царившей в душе поэта и переданное художником...) Художник изобразил Александра Сергеевича Пушкина, задумчиво глядящего вдаль. На картине осень, известный поэт стоит, опершись на колонну. Какие мысли бродят в его голове, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом можно только догадываться. Но картина Попкова «Осенние дожди» очень живо рассказывает о том, что происходит в этот момент, запечатлённый художником. Если присмотреться, то картина как будто оживает: Вот деревья гнутся под порывами дождя, теряя последнюю листву. Вот Пушкин стоит, обхватив себя рукою за плечо. Сразу на ум приходит шум дождевых капель по земле и крыше, мы как будто слышим шум сурового осеннего ветра, его порывы раздувают полы чёрного сюртука. Но поэт и не думает уходить с холодной улицы, плохая погода – не помеха ему. На картине и, правда, какое - то грустное настроение, краски говорят об этом. Они в основном серые, темно-коричневые... Может быть, и у А.С. Пушкина такое же грустное, и даже тоскливое настроение... Может быть, ему очень плохо здесь, в Михайловском, одному, без родных и друзей… - А кто-нибудь из вас обратил внимание на другие краски и оттенки цвета, присутствующие на картине? Так ли уж всё безрадостно здесь? ( Нет, здесь есть и светлое настроение в красках желтый, оранжевый цвет…) - Может быть, поэт думает о чем – то хорошем, ведь это его любимые места?.. Картина Виктора Попкова – это не просто дивная осенняя природа. Элегичность всего строя картины несёт в себе в то же время тревожное предчувствие. - Созвучна ли картина «Осенние дожди» и «Осенняя песня» П. Чайковского? Вспомните песни об осени. Исполнение песен. 4. Подведение итогов урока. Слайд 15 Придумайте 5 вопросов к нашему уроку (работа группами) Что нового вы узнали из урока? - Назовите населённый пункт, в котором мы заочно побывали? (село Михайловское) - С чьим именем навсегда связано это село? (Александр Сергеевич Пушкин) Вот и подошел к концу наш урок, посвященный осенней поэзии А.С. Пушкина и осенним музыкальным пейзажам, написанным русскими композиторами Г. Свиридовым и П.Чайковским. Надеюсь, что столь необычное путешествие вместе с поэтом по его любимым местам оказалось интересным для вас, и значит, мы будем путешествовать дальше... Мы не прощаемся с этими удивительными местами. 5.Домашнее задание: Нарисуйте осенние пейзажи с. Михайловское и подберите музыкальное произведение созвучное вашему пейзажу. Слайд 16
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект «Путешествие в страну Спокойствия»
Проект предназначен для родителей и педагогов, работающих и воспитывающих детей с высоким уровнем агрессивности...
Как сохранить душевное спокойствие
Практические рекомендации психолога для родителей ...
Урок 4 класса "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"
урок освоенния новых знаний. первый урок раздела "День полный событий программы "Музыка" Критской. при музицировании на уроке использовалась программа виртуального пианино. скачать...
Памятка для учителя "Как достичь спокойствия обучающихся на уроке"
Памятка для учителя...
План- конспект по программе «Дошколёнок» Тема: «Мое спокойствие»
комбинированное занятие. Знакомит детей с эмоцией спокойствия. Привлекаем внимание ребенка к эмоциональному миру человека, развиваем коммуникативные навыки на преодоление...
Игровая программа для детей из приюта "Семья" в рамках социального взаимодействия приюта и лицея
Игровая развлекательная программа для младших школьников...
Педагогическое руководство трудом детей разного возраста, находящихся в социальном приюте.
В статье говорится о правильной организации детского труда в условиях социального приюта, о видах трудового воспитания и задачах....