Конспект занятия по программе Е.Д. Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина 2 класс "Плясовые наигрыши. Разыграй песню"
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему
Конспект занятия "Плясовые наигрыши. Разыграй песню"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_plyasovye_naigryshi._razygray_pesnyu.docx | 37.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
2 класс
Тема раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Урок: № 15 (2-я четверть).
Тема урока: «Плясовые наигрыши. Разыграй песню»
Цель урока: Углубление представлений о народной музыкальной культуре.
Задачи урока:
воспитательная: способствовать формированию интереса к народному творчеству и проявлению желания внести в него свой вклад;
развивающая: развивать творческие способности и эмоциональную отзывчивость к музыке своего региона;
обучающая:закрепить знания о жанрах музыкального фольклора; совершенствовать вокально-хоровыенавыки.
Методы организации и осуществления учебной деятельности:
- словесный (беседа об устном народном творчестве, о малой родине – Калаче);
- наглядный (использование презентации , фотографий);
- практический (задания: водить хоровод, исполнить известную частушку, сочинить частушку);
- организации деятельности (работа в группе);
- забегания вперёд (слушание укр.н.п.«Ой, шо то за шум», казачьей песни «Земляничка – ягодка», исполнение частушек) и возвращения назад (слушание р.н.п. «Во поле берёза стояла», исполнение р.н.п. «Ой, сад во дворе»);
- пения вслед (р.н.п. «Ой, сад во дворе», «Земляничка –ягодка»)
Планируемые результаты: посредством освоения УУД обучающиеся достигнут следующих результатов:
личностные:
- проявлятьмузыкальность как эмоциональную отзывчивость на произведения народного искусства;
- проявлять коммуникабельность в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками;
метапредметные:
регулятивные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
познавательные:
- уметь оперировать имеющейся информацией;
коммуникативные:
- проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника;
предметные:
- знать понятия «фольклор», «частушка»;
- иметь представление о народном творчестве родного края.
Музыкальный материал:
«Во поле берёза стояла» русская народная песня;
«Ой, що то за шум» украинская народная песня;
«Земляничка – ягодка» свадебная песня Донских казаков;
«Ой, сад во дворе» русская народная песня;
Русские народные частушки.
Оборудование: стол, скатерть, полотенце, кушак, прялки, кружка, тарелка, скамейки, синтезатор, видеопроектор, компьютер, презентаця.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Выставка в классе,на которойпредставлены предметы старины. Дети входят в класс под фонограмму русской народной песни «Во поле берёза стояла.
Слайд 1.
Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроениеулыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
Учитель: Вы обратили внимание, что наш урок началсясо звучания чудесной русской народной песней «Во поле берёза стояла». Она стала эпиграфом к нашему уроку, который посвящён русскому устному народному творчеству.
II. Вступительная беседа.
Учитель: Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.
Может быть, вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?
Ответы детей.
Учитель: Правильно! Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
Слайд 2.
Учитель: Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
Дети: Все эти произведения называются фольклором.
Слайд 3.
Учитель: Как же передавались эти произведения из поколения в поколение? Кто является их автором? Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое, прошлое своей Родины.
III. Основная часть. Наблюдение над произведениями устного народного творчества родного края.
Учитель: Нам всем давно известно, есть два значения Родины: первое это–наша огромная страна, и второе – место, где ты родился, то,что мы зовём малой родиной. И сегодня мы с вами будем говорить омузыкальном фольклоре нашей малой родины, о нашем родном городе – Калаче. Наверняка большинство из вас родились именно здесь. Так расскажите,что вам нравится в нашем небольшом городке?
Ответы детей: красивые улицы, парки, скверы.
Слайды 4-6.
Учитель: Замечательно, а так ли это было всегда? Я предлагаю вам перенестись в то время, когда было совсем не так как сегодня. Посмотрите, как наш город выглядел очень-очень давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, во времена наших предков.
Слайды 7-8.
Учитель: Посмотрите, как проводили время, как веселились на праздниках.
Слайд 9.
Учитель: Давайте сейчас вместе с вами послушаем песню, которая дошла до нас с того времени.
Прослушивание украинской народной песни «Ой, шо то за шум».
Учитель: Понравилась вам песня?
Ответы детей
Учитель: Я с вами полностью согласна, песня весёлая, но многие слова для нас совершенно непонятны. А разве вы не слышали подобные слова в разговоре наших земляков?
Ответы детей.
Учитель: Действительно, эта речь очень самобытна и близка к украинской, поэтому таких людей в нашем городе называют – хохлами и хохлушками.
Слайд 10.
Учитель: А так же в нашем районе живут люди, имеющие свои традиции, свои устои. Их называют казаками.
Слайд 11.
Казаки бывают разные: Кубанские казаки, т.к живут не Кубани, Сибирские, Оренбургские казаки. А у нас, вблизи реки Дон, какие казаки проживают?
Ответы детей.
Учитель: Донские казаки с традициями, которых мы познакомимся. И разыграем свадебную песню Донских казаков «Земляничка – ягодка». Вы тоже можете выйти и присоединиться (объясняются правила).
Слайд 12.
Учитель: Коль собирается народ – заводите хоровод.
- Скажите, что такое хоровод? Ответы детей: танец
Учитель: Вам знаком этот танец?
Ответы детей: на Новогоднем утреннике, на масленице
Учитель: Как исполняют этот танец, как водят хоровод?
Ответы детей: кругом, змейкой.
Учитель: Давайте все вместе, исполним уже известную вам русскую народную песню «Ой, сад во дворе» и поводим хоровод.
Исполнение р.н.п. «Ой, сад во дворе».
Учитель: Ребята, понравилось вам водить хоровод?
Ответы детей
Учитель: Прислушайтесь к себе, какое у вас настроение? Я, предлагаю вам выбрать нотку своего настроения.
Дети выбирают нотки понравившейся цветовой гаммы.
Слайд 13.
Учитель: Скажите, а вы любите праздники?
Ответы детей.
Учитель: Как вы думаете, что ещё, помимо песен, плясок и хороводов, всегда слышалось на веселых гуляниях наших дедушек и бабушек? Какой жанр музыкального фольклора созвучен с любым праздником?
Ответы детей. (В случае затруднения учитель наигрывает частушку).
Учитель: Конечно же, это жанр частушки. На предыдущем занятии вы получили домашнее задание записать в тетрадь, что такое частушка.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Правильно, частушка – это короткая рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе, сатирического характера. Первое упоминание о частушках относится ко второй половине XIX века.
Слайд 14.
Учитель: В старину частушку называли по-разному: матаня, припевка, прибаутка, прибаска, тараторка, переберушка, коротушка, скоморошина, ихохошка.
Слайд 15.
Учитель: Запишите в тетрадь понравившиеся вам два названия частушек. Опрос детей.
Учитель: Вы знаете, ребята, я подобрала для вас очень, много частушек, но вот беда, все мои частушки перемешались. Вы поможете их разобрать и соединить? Для этой работы вам необходимо объединиться в группы, за 5 минут собрать свои частушки и попытаться их исполнить.
По мере того, как команды будутвыполнять задание, помочь детям отрепетировать частушки – спеть их вполголоса, предварительно наиграв им мотив.
Учитель: Для того, что бы наша частушка прозвучала, конечно же, есть какие-то правила:
- с каким настроением нужно исполнять частушку? (дети подбирают
соответствующие слова)
Слайд 16.
Ответы детей.
- какими музыкальными средствами передаётся характер частушки?
Ответы детей.
Слайды 17-19.
- а чтобы исполнить именно так вы сказали, я думаю нам необходимо встать, подтянуться, улыбнуться и чётко произносить каждое слово.
Учитель: Надеюсь, что все эти навыки нам сейчас пригодятся. Вы готовы к исполнению? Дети исполняют свои частушки.
Учитель: Все команды замечательно исполнили свои частушки и заслуживают бурных аплодисментов.
IV. Творческое домашнее задание. Сочинить частушку о ребятах своего класса.
V. Подведение итогов.
Слайд 17.
Учитель: На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья!
А. Прокофьев
Учитель: Пронесите, ребята, любовь к устному народному творчеству своего края, своей малой Родины через всю свою жизнь, подарите её своим друзьям и знакомым, младшим братикам и сестричкам. Благодарю всех за урок, до новых встреч!
Слайд 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина
Календарно-тематическое планирование по "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...
Планирование для 1 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Планирование по музыке для 4 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Планирование для 2 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Планирование по музыке для 3 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Конспект урока музыки по программе Е.Д. Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина "Великий колокольный звон"
Конспект урока музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"...
Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...