Развитие навыков транспонирования в классе баяна
статья по музыке
В статье рассматриваются способы транспонирования музыкальных произведений, основные дидактические принципы в работе педагога, позволяющие пристальнее изучать проблему развития навыков транспонирования в классе баяна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_transponirovaniya_v_klasse_bayana.docx | 11.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие навыков транспонирования в классе баяна
Баянисты в своей повседневной педагогической и исполнительской практике соприкасаются со многими сторонами музыкального творчества. Помимо исполнительского мастерства, тонкого художественного вкуса баянист должен иметь обширные знания и навыки, позволяющие ему работать с различными солистами и музыкальными коллективами.
Одним из показателей профессионализма баяниста является умение транспонировать музыкальные произведения. Например, в музыкальной практике песню, написанную в определенной тональности, часто переносят (транспонируют) в другую, удобную для исполнителя. Хоровые произведения в процессе работы нередко учат ниже или выше основной тональности, чтобы певцы не перенапрягали голоса.
В оркестре народных инструментов баянистам нередко приходится иметь дело с партитурами для симфонического и духового оркестров: чтобы сыграть по этим партитурам на баяне в соответствующей тональности, также необходим навык транспонирования.
Наконец, музыкальное сопровождение танцевального, хореографического номера будет звучать более свежо и ярко, если во время исполнения концертмейстер-баянист умело произведет смену тональности.
Таким образом, обучение навыкам транспонирования музыки — важнейшая задача подготовки баяниста с самых первых лет обучения в классе баяна.
Существует два основных способа транспонирования музыкального произведения:
1. Письменное перенесение произведения из одной тональности в другую, а затем разучивание его в новой тональности.
2. Транспонирование по слуху или по нотам непосредственно на инструменте.
Письменное транспонирование предполагает предварительное переписывание музыкального произведения в новой тональности, а затем уже его разучивание и исполнение. Письменное транспонирование возможно в любую тональность. Порядок действий будет следующий:
1.Определить тональность оригинала
2.Определить тональность, в которую следует произвести транспонирование, и интервал между тоникой оригинала и тоникой новой тональности.
3. При ключе выставляются знаки новой тональности, размер
4.Каждая нота произведения (все звуки мелодии и аккомпанемента) переносятся согласно интервалу транспонирования в новую тональность.
5. Переносятся все имеющиеся в оригинале обозначения, указывающие на характер исполнения, динамические оттенки, штрихи
6. Транспонированная пьеса проигрывается в новой тональности с целью выявления на слух возможных ошибок.
В тех редких случаях, когда транспонирование совершается на хроматический полутон (увеличенную приму), пользуются способом замены ключевых знаков; если же транспонирование совершается на диатонический полутон или на любой другой интервал, пользуются так называемым интервальным способом.
Транспонировать письменно может даже ученик, который совсем не умеет играть на инструменте — для этого ему важно знать лишь основы элементарной теории музыки. Само действие письменного транспонирования содержит элементы механистичности, оно не требует активного участия слуха и тем самым роль в развитии и музыкального слуха, и музыкальных способностей учащегося минимальна. Не случайно, теоретик музыки, педагог И.Способин, объясняя письменный способ транспонирования, рекомендует «не ограничиваться чисто механическим интервальным переносом, а контролировать слухом и теоретически ладовое положение звуков и аккордов»[1].
Метод транспонирования на инструменте по слуху может осуществляться лишь при наличии у учащегося ясных, прочных слуховых представлений музхыкального материала и четкой двигательной установки на его воспроизведение в заданной тональности. Главная задача при этом — контролировать свои действия, слышать высотное соотношение звуков, направление мелодии, регистры и чувствовать ритмические особенности пьесы.
Так, транспонирование на левой клавиатуре баяна происходит без изменения аппликатуры и возможно во все тональности. Поскольку басы и готовые аккорды от середины клавиатуры вверх и вниз расположены по квинтовому кругу, то их порядок и аппликатура сохраняются во всех тональностях. Поэтому, если предварительно разученную музыкальную пьесу, например, в до мажоре, нужно исполнить в соль мажоре, кисть левой руки следует переместить по грифу на одну клавишу вверх, после чего исполнить аккорды и их басы в том же порядке, в котором это следовало делать в начальной тональности.
Что же касается правой клавиатуры баяна, то благодаря расположению клавиш каждого вертикального ряда правой клавиатуры через полтора тона, образуются благоприятные условия для транспонирования в тональности, отстоящие от начальной вверх или вниз на полтора ,три или четыре с половиной тона. При таком соотношении тоники тональностей располагаются в одном вертикальном ряду, поэтому и исполнение музыкальной пьесы с любой клавиши одного ряда совершается с сохранением одной и той же аппликатуры. Например, если произведение написано в тональности до мажор, то его можно исполнять без изменения аппликатуры в тональностях ми- бемоль мажр, фа-диез мажор, ля-мажор.
При транспонировании на другие интервалы полного сохранения аппликатуры не происходит. Поэтому следует предварительно подобрать партию правой руки в новой тональности с новой аппликатурой, а затем соединить ее с партией левой руки.
Следует также отметить, что на баянах с клавишами, расположенными на правой клавиатуре не в три, а в пять рядов, возможно транспонирование музыкального произведения с одной и той же аппликатурой в любую тональность.
Однако, такой способ транспонирования имеет определенные недостатки. Баянисты при таком транспонировании, как правило, руководствуются не новой тональностью, а знакомыми движениями пальцев по клавишам, что ведет к пассивности их внимания и слуха.
К методам, при которых транспонирование требует от учащегося максимальной активизации внимания и слуха, относится другой метод транспонирования на инструменте — транспонирование по нотам.
В случае транспонирования по нотам важно не ограничиваться механическим переносом отдельных звуков в другую тональность, необходимо контролировать процесс слухом и следить за ладовым положением звуков и аккордов, ориентируясь на новую тонику.
Слуховые представления, как одно из ведущих звеньев транспонирования, по своей сущности всегда являются ладовыми. Поэтому если баянист овладел зрительно-слуховым восприятием звуковых сочетаний одного из ладов и умеет транспонировать их по слуху, то он вполне сможет приступать к транспонированию подобных сочетаний по нотам.
Представляя себе роль аккордов в первоначальной тональности и их соответствующее место в окончательной тональности, не следует забывать и о перемене ключевых знаков. Необходимо ясно представлять себе те соотношения, которые появляются при транспонировании на различные интервалы. Этот способ транспонирования на инструменте многие музыканты называют тональным способом.
Достоинство тонального способа, таким образом, состоит в том, что при обращении к нему отпадает необходимость отсчета интервалов от каждой ноты. Кроме того, независимость от величины интервала транспонирования значительно расширяет круг тональностей, в которые оказывается возможным переносить данное музыкальное произведение. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что применение подобного способа возможно лишь при хорошем знании теории музыки, гармонии, умении быстро анализировать и отлично слышать внутренним слухом гармонические последовательности в произведении. Музыкант должен иметь навыки исполнения гармонических последовательностей на инструменте в различных тональностях, практически знать аппликатурные формулы диатонических и хроматических гамм, арпеджио, аккордов, секвенции и.т.д.
Тональное транспонирование по нотам значительно упрощается в том случае, если музыка знакома учащемуся, и наоборот, как подчеркивают И.Полтавцев и М.Святозарова, «данный способ представляет значительные трудности при чтении с листа, когда предварительное представление о транспонируемом произведении отсутствует»[2].
В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение музыканта мгновенно определять тип аккорда (трезвучие, секстаккорд, септаккорд в обращении и.т.п.), его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства и.т.д.
Для воспитания сознательного подхода к транспонированию тональным методом полезно, как пишут упоминаемые выше авторы, обратиться к следующей логике работы над произведением. Нетрудное и небольшое по обьему музыкальное произведение необходимо проанализировать исключительно зрительным путем, без проигрывание на инструменте. Хорошо «услышав» его внутренним слухом, осознав гармоническую структуру, нужно выбрать новую тональность, куда будет осуществляться транспонирование, и на основе предшествующей аналитической работы исполнить произведение в этой новой тональности.
Здесь также хотелось бы привести слова известного пианиста И.Гофмана, который на вопрос «Как транспонировать из одного ключа в другой?» ответил: «Техника транспонирования состоит в процессе слушания посредством глаз. Это значит, что пьесу вы должны изучать до тех пор, пока не научитесь воображать напечатанные ноты как звуки и звуковые группы, но не как рисунки ключа. Затем переместите звуковую картину мылсенно в другую тональность, как будто вы переносите ноты из одного этажа в другой, и поставьте на новом месте в прежнем порядке. Чтобы транспонировать, нужно мысленно перенестись в новую тональность и затем следить за ходом интервалов. Практика может сильно облегчить этот процесс»[3].
Формирование навыков транспонирования требует от педагога тщательного соблюдения определенных дидактических принципов. Один из них — принцип последовательности, движения от простого к сложному.
Обучение транспонированию на инструменте следует начинать с транспонирования по слуху, как только ученик овладеет первоначальными исполнительскими навыками. Примерно, как пишет баянист-педагог А.Басурманов, с четвертого месяца обучения[4].
Г.Шахов считает научно обоснованной следующую логику освоения навыками транспонирования. В донотный период ребенок должен научиться подбирать по слуху простейшие мелодии, уметь их сыграть от разных клавиш (кнопок), познакомиться с основными гармоническими функциями лада и уметь их применять[5]
Другим важным дидактическим принципом обучения транспонированию является принцип систематичности. Суть его состоит в том, чтоб для развития навыков транспонирования на инструменте нужно регулярно отводить определенную часть урока по индивидуальному инструменту именно этому виду работы. Помимо этого, педагог не только на уроке должен заниматься с учеником транспонированием, но и задавать ему домашние задания по транспонированию и регулярно их проверять.
На начальных этапах освоения транспонирования целесообразно использовать песенный материал, потому что вокальные мелодии, как правило, воспринимаются ребенком легче инструментальных. Богатый материал представляет фольклор, детские песни современных композиторов, песенки из мультфильмов.
Затем можно вводить инструментальный материал. Желательно, чтобы инструментальные пьесы были программными, технически доступными, соответствовали теоретческой подготовке учащегося, имели яркое образное содержание, так как чем музыкальный материал более содержателен, тем легче он будет усваиваться и прочнее закрепляться.
При транспонировании (как по слуху, так и по нотам) нужна немедленная и определенная реакция исполнителя (на слуховые представления или на знаки нотного текста). В процессе транспонирования нет возможности обдумывать как бы заново каждый отдельный способ действий — искать положение руки на клавиатуре, нужную аппликатуру и.т.д. Способы эти уже должны быть автоматизированы. Поэтому мы говорим именно о формировании не умения, а навыка транспонирования.
Транспонирование — путь к воспитанию настоящего музыканта, и нужно только пожелать, чтобы оно нашло достойное место в системе нашего преподавания.
Список используемой литературы:
1.Акимов Ю. Чтение нот с листа//Баян и баянисты. Вып.1. - М., 1970
2.Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. В 3-х ч. - М., 1977
3.Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. Вып.4, - М.-Л., 1964
4.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. -М., 1961
5.Рафалович О. Транспонирование в классе фортепиано. - Л., 1963
6. Способин И. Элементарная теория музыки. - М., 1973
7.Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. -М., 1987
8.Шахов Г. Транспонирование на баяне. - М., 1974
[1] Способин И. Элементарная теория музыки. - М., 1973 - С.161
[2] Полтавцев И., Святозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Ч.2 — М., 1965 — С.195
[3] Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М., 1961 — С.77
[4] Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. В 3-х ч. - М., 1977
[5] Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. - М. ,1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку технологии "Пластилиновый аквариум в банке"
Презентация по технологии для учащихся 3-4 классов "Пластилиновый аквариум в банке"...
Урок Забайкаловедения в 3 классе "История консервной банки"
Цель урока: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы....
Финансовая грамотность 4 класс "Банки и банкоматы"
Презентация к занятию по финансовой грамотности в 4 классе "Банки и банкоматы"...
Технологическая карта урока педагогики «Для чего нужны банки» (1 класс)
Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с видами банков;формировать представления у обучающихся о роли банка;п...
Технологическая карта урока по педагогике: "Зачем нужны банки?" (1 класс)
Планируемые результаты:Личностные: -учиться оценивать собственную деятельность;-формировать адекватную самооценку;-развивать умение работать в группе;Метапредметные:- расширить знания о понятиях...
Технологическая карта урока педагогики "Для чего нужны банки" (1 класс)
Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические: 1.познакомить обучающихся с видами банков;2.формировать представления у обучающихся о роли ба...
Технологическая карта урока педагогики (финансовая грамотность) «Для чего нужны банки» (1 класс)
Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк. Задачи урокаДидактические:1. познакомить обучающихся с видами банков;2. формировать представления у обучающихся о роли ...