музыкальная азбука
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
Открытый урок по музыке во 2 классе. Изучение нотной грамоты в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya-azbuka.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Музыкальная азбука
Оформление и оборудование:
Д оска, мел, указка; нотоносец на доске; карточки с новыми музыкальными терминами; нотные и рабочие тетради, ручки; эмблемы для игры с изображением нот в виде зверей, бабочек; карточки с изображением нотных станов в виде домиков и скрипичных ключей разной формы; большие «ноты» с иллюстрациями; три-четыре стеклянных стакана, барабанная палочка; карточки-иллюстрации овощей; плакат «На каких инструментах играл Незнайка»; карточки «Марш», «Танец», «Песня»; карточки для ритмических игр; кроссворд «Мелодия»; синтезатор.
Музыкальный материал: музыкальное приветствие «Прозвенел звонок», песня «Чтоб выучиться пению», музыкальные попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты, песня «Звуки музыки».
Ход урока
1.Музыкальное приветствие:
- Прозвенел звонок, начался урок!
- Добрый день, ребята!
- Добрый день!
2. Повторение предыдущего материала.
У: Сколько нот всего на свете? -(Семь)
У: Назовите их по порядку - (До, ре, ми, фа, соль, ля, си)
У: А теперь в обратном порядке - (Си, ля, соль, фа, ми, ре, до)
У: А теперь назовите мне слова, в которых есть названия нот.
(доска, река, мир, милиция, фантик, Асоль, лямка, синица)
У: Молодцы.
3. Проверка домашнего задания.
У: Ребята, вам было задано д/з. сочинить нотные считалки. Кто то из вас сделал это задание? (дети рассказывают нотные считалки, которые сочинили дома)
4. Объяснение нового материала.
У: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться писать ноты. Откройте свои рабочие тетради и запишите тему нашего урока – Музыкальная азбука.(записывают тему)
Чтобы настроиться на усердный труд, нужно быть внимательными. Поэтому давайте, исполним песню «Чтоб выучиться пению».
(исполнение песни «Чтоб выучиться пению» муз. Островского )
У: Ребята, а что же такое ноты? ( Это музыкальные звуки)
Правильно.Ноты это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Где же они записываются? Где живут эти музыкальные жители?
Ответ: Они живут в музыкальном домике.
У: Вот как выглядит этот домик (показывает нотный стан на доске). У вас есть нотные тетради, в которых и будут жить музыкальные жители. Откройте их. Сколько линеек-этажей содержит каждый домик?
Ответ: Пять.
У: Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу. Посчитайте линейки. (считают).
У: Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной - Нотный стан. (повторяют) Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?
Ответ: Потому что он носит на себе ноты.
У: Повторите за мной. Нотоносец. (повторяют) Каждый домик не легко открыть, если нет чего? (Ключа)
У: Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ. (повторяют)
А теперь будем учиться его писать.(пишет на доске) Обведите в тетрадях мою красную запись ключа по частям(обводят). Теперь напишите сами рядом. (пишут скрипичный ключ)
Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками. (пишет на доске) Обведите каждую мою красную ноту. (обводят) Теперь сами напишите ноты рядом с красными (пишут ноты) .
Нота каждая нужна, нотам дали имена. Подпишите под нотами их названия (подписывают до, ре, ми, фа, соль, ля, си). У нас получился ряд звуков – звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд. (повторяют)
А теперь давайте выучим попевки про этот домик и его жителей.
(Учитель исполняет попевки, потом повторяет по одной строчке вместе с учащимися и закрепляют вместе).
Он помощник наш отличный,Мы зовём его ключ «соль»
Всё нам скажет ключ скрипичный, нотной азбуки король.
2.
Пять линеек нотной строчки мы назвали нотный стан,
И на нём все ноты точки разместили по местам.
3.
Семь всего лишь нот на свете, До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти и в тетрадку занеси.
У: А теперь давайте запишем все новые слова в рабочие тетради. Нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд. (Записывают)
5. Закрепление нового материала.
Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про ноты, которые не дружили между собой. А вот ноты, однажды поссорились и вот что из этого получилось.
«В нотном доме жили ноты»
Между речкой и болотом,В нотном доме жили ноты.
Ключ скрипичный помогал,Двери в доме отпирал.
Рано утром на работуРасходились эти ноты.
Кто в театр, а кто в кино,Где работали давно.
И по знаку дирижёраНоты дружно пели хором.
И танцуют, и поют –Это главный нотный труд.
А потом после работы,Отложив свои заботы,
Собирались посидеть,Вместе песенки попеть.
На линеечке, под первой«ДО» сидела непременно,
А за нею нота «РЕ» на крылечке во дворе.
Вслед за нею «МИ» сидела, Дальше «ФА» тихонько пела,
Дальше «Соль», за нею «ЛЯ» - Вместе пели тря-ля-ля.
А потом под самой крышейВсех грустнее и всех выше –
Почему-то нота «СИ»,-У неё самой спроси.
«Здесь сидеть мне неохота,-Отвечает эта нота,-
И грущу я оттого,Что хочу быть рядом с «ДО.
У: Вот беда. А ноты-то поссорились и растерялись. Что же делать? Придется отправиться в музыкальное путешествие. Нам нужно будет выполнять задания, отгадывать загадки, и тогда ноты вернутся. Ну что, согласны? Тогда в путь! (муз.заставка)
Ребята, на нашем пути стоят домики, это случайно не наши музыкальные домики. Внимание, задание №1
Определить правильный нотный стан. За правильный ответ, вы получаете эмблему «нотный стан» (прикрепляется булавкой )
2. А вот и ключи. Но какой из них наш?
За правильный ответ, вы получаете эмблему «скрипичный ключ». (прикрепляется булавкой ) (приложение).
3.А сейчас, задание посложнее. Нужно выстроить эти стаканы по высоте звучания. Для этого постучим по ним барабанной палочкой. (стучат палочкой, слушают и выстраивают по высоте звучания). За правильно выполненное задание вы получаете первую ноту эмблему «ДО» (прикрепляется булавкой )
4.Ну а сейчас, вам надо найти в овощах следующую ноту «ре» (называют овощи огурец, репа, редиска, редька,) За правильный ответ, вы получаете вторую ноту эмблему «РЕ». (прикрепляется булавкой)
5. А загадки вы любите? Отгадаете загадки, получите ноту.
Семь ребят на лесенке,
Заиграли песенки. Что это? (ноты)
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай солдат, она поёт! (Труба)
Он по виду брат баяна,где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану, что же это? (аккордеон).
За правильный ответ, вы получаете третью ноту эмблему «МИ».
(прикрепляется булавкой)
6. На нашем пути повстречался один музыкант. (вывешивается плакат)
Это Незнайка, который задаёт нам вопрос. На каких музыкальных инструментах он учился играть? За правильный ответ, вы получаете четвёртую ноту эмблему «ФА». (прикрепляется булавкой) (приложение).
7. Ребята, смотрите, здесь в музыкальном океане плавают три кита. Назовите их.(звучат мелодии, учащиеся называют - Марш, Танец ,Песня, вешают карточки с названием на китов) ,(приложение)За правильный ответ, вы получаете пятую ноту эмблему «СОЛЬ». (прикрепляется булавкой),
8. Ну а следующую ноту мы найдём в нашем классе. В чьих именах прячется нота «ля»? (Юля, Виталя, Толя.) За правильный ответ, вы получаете шестую ноту эмблему «ЛЯ». (прикрепляется булавкой), (приложение).
9. А вот цветные ноты. Нужно поставить правильный ритмический рисунок. Поиграем? За правильный ответ, вы получаете седьмую ноту эмблему «СИ». (прикрепляется булавкой),
Вот какие молодцы. Теперь все ноты в сборе. Давайте споём этот звукоряд, показывая каждую ноту.
(пение гаммы До мажор вверх и вниз)
Вы запомнили ноты? А вот и последнее задание, для того чтобы все ноты жили дружно. Решите следующий кроссворд «Мелодия».(приложение)
Этими нотами записываются звуки музыки.
А теперь, давайте споём песню, которая так и называется «Звуки музыки»
Песня «Звуки музыки» Р.Роджерса.
ДО – воробышка гнездо,
РЕ – деревья во дворе,
МИ – котёнка покорми,
ФА – в лесу кричит сова,
СОЛЬ – играет детвора,
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поём мы для того,
Чтобы вновь вернуться к ДО.
До,си,ля,соль,фа,ми,ре,до
ДО – и Дон и Дили Дон,
РЕ – из крема и пюре,
МИ – возьми и отними,
ФА – и фантик и скафандр,
СОЛЬ – посадим фасоль,
ЛЯ – полянка и земля,
СИ – спроси, переспроси,
Вот и вновь вернулись к ДО.
До,си,ля,соль,фа,ми,ре,до.
6. Подведение итогов.
А теперь, ребята, назовите мне слова, которые мы выучили сегодня на уроке. (называют нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд).
7. Домашнее задание. Дома вам надо изготовить вот такие же ноты, как у меня. Они должны быть красивыми, красочными, с иллюстрациями слов, в которых есть названия нот. (показывает «ноты»).
Все эмблемы, которые вы сегодня заслужили оставьте у себя.
Наш урок закончен. До свидания, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.
Программа дополнительного образования для детей с нарушением слуха 1-2классов.Музыка....
"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
"Музыкальная азбука".
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
"Музыкальная азбука".
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
"Музыкальная азбука".
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
Открытый урок "Музыкальная азбука"
Цели:1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.3.Формировать способность анализировать музы...
Музыкальная азбука
Цель урока: - знакомство с нотной грамотой.Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.Образовательные:- дать понятия о нотной грамоте;- научи...