«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский»
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Мезинова Алина Антоновна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Тема урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».

Класс: 2 «В»

Цель: познакомить детей с музыкальным произведением балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик»

 

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

¨     научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке;

¨     воспитать музыкальный вкус, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение;

¨     способствовать формированию любви к красоте родного края через творчество русских композиторов.

 

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

¨     Коммуникативные: развивать умения работать в малых группах, выражать свою позицию, слушать мнение других, рассуждать на тему урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, учиться исполнять песни в характере;

¨     Регулятивные: развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; умения управлять своими знаниями в новой ситуации, выполнять учебные действия в связи с поставленной целью;

¨     Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке, сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к различным жанрам, размышлять о музыке с личной оценкой её содержания.

 

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

¨     способствовать ознакомлению с творчеством русского композитора П.И. Чайковского,

¨     способствовать умению воспринимать музыку, понимать её содержание, интонационно-образный смысл музыкальных произведений.

 

Оснащение урока:

 

Материалы для учащихся: карточки для рефлексии

Материалы для учителя: мультимедиа проектор, учебник, музыкальные записи.

Музыкальный материал: «Марш», «Фея Драже», «Китайский танец – чай», «Арабский танец – кофе, «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома П.И. Чайковского.

Экранно-звуковые пособия:  презентация в  Power Point , презентация к уроку.

 

Основные методы: наглядный, словесный, метод размышления о музыке, метод сопереживания, наблюдения за музыкой, размышления о музыке, интонационно-стилевое постижение музыки.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение, музыкально-ритмическое движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_muzyka.docx36.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока музыки,

проведенного 24.04.2017 г. во 2 «В» классе

МБОУ ЕСОШ №1

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Мезиновой Алиной Антоновной

Учитель: Т.Н. Смирнова

_____________________

(подпись)

Зерноград

2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».

Класс: 2 «В»

Цель: познакомить детей с музыкальным произведением балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

  • научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке;
  • воспитать музыкальный вкус, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение;
  • способствовать формированию любви к красоте родного края через творчество русских композиторов.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Коммуникативные: развивать умения работать в малых группах, выражать свою позицию, слушать мнение других, рассуждать на тему урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, учиться исполнять песни в характере;
  • Регулятивные: развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; умения управлять своими знаниями в новой ситуации, выполнять учебные действия в связи с поставленной целью;
  • Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке, сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к различным жанрам, размышлять о музыке с личной оценкой её содержания.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • способствовать ознакомлению с творчеством русского композитора П.И. Чайковского,
  • способствовать умению воспринимать музыку, понимать её содержание, интонационно-образный смысл музыкальных произведений.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: карточки для рефлексии

Материалы для учителя: мультимедиа проектор, учебник, музыкальные записи.

Музыкальный материал: «Марш», «Фея Драже», «Китайский танец – чай», «Арабский танец – кофе, «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома П.И. Чайковского.

Экранно-звуковые пособия:  презентация в  Power Point , презентация к уроку.

Основные методы: наглядный, словесный, метод размышления о музыке, метод сопереживания, наблюдения за музыкой, размышления о музыке, интонационно-стилевое постижение музыки.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение, музыкально-ритмическое движение.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг.момен.

Слайд 2

Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»

- Слышите? Как нежно и светло звучит музыка.

Тихо – тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,

То в волшебную страну нас всех с собою уведет…(поэт К. Ибряева)

Здравствуйте, ребята.

(входят под музыку)

Музыкальное приветствие

Эмоционально настраиваются на урок

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

Подготовить свое рабочее место

Личностные:

воспитание эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация базовых знаний и умений.

- И сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора П.И. Чайковского поведут нас в мир …

- А какой мир вы мне скажите сами.

- Вы любите сказки?

- Было домашнее задание посмотреть мультфильм сказку Гофмана

Слайд 3

 «Щелкунчик и Мышиный король».

Слайд 4

- А о чем она?

- Кто такой П.И. Чайковский?

Слайд 5

П.И. Чайковский тоже прочитал эту сказку, и она ему очень понравилась. И решил написать музыкальный спектакль.

- Где показывают спектакль?

- Что используют для показа спектакля?

- Какие бывают спектакли?

- На прошлом занятии мы с вами познакомились с вокально-театральным жанром, музыкальным спектаклем, где поют, который называется – оперой.

Слайд 6

Размышляют

Отвечают

В мир сказки

Отвечают

Делятся впечатлениями об увиденной сказке

Композитор

Отвечают:

Опера

Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения, рассуждать

Познавательные: понимать интонационно-образный смысл произведений, размышлять о жанрах в произведениях

3. Постановка учебной задачи.

- Кто знает, как называется музыкально-театральный жанр, где танцуют?

- Одним из самых красивых музыкально - театральных хореографических жанров является балет.

Слайд 7

- В нем все герои танцуют под звуки музыки оркестра. В балете объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусства, т.к. оформляются декорации, шьются костюмы.

Слайд 8

-Какова же цель и тема нашего урока?

Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения.

Слайд 9

Но принято считать, что он возник во Франции, поэтому все движения в танце звучат на французском языке.

- Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую

- А как танцуют?

- А вы знаете, как называют танцовщиц балет?

Слайд 10

- Посмотрите на иллюстрацию, какие необычные на них платья.

- Кто знает, как они называются?

- За постановку хореографических номеров отвечает кто? балетмейстер.

- А что у них на ногах, чешки?

- Правильно, молодцы. На ногах у балерины пуанты.

- Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты.

Слайд 11

- Каждое движение в балете – это словно рассказ о том, что бы человек мог сказать словами, но передает это движениями танца, т.е. это театральное представление, в котором действующие лица не говорят, а танцуют.

- Кто мне назовет известных русских балерин?

Это Галина Уланова

Майя Плесецкая

Слайд 12

Отвечают

Размышляют

Отвечают

Балерины

Пачка

Балетмейстер

Пуанты

Галина Уланова

Майя Плесецкая

Регулятивные: самостоятельное построение проекта выхода из затруднительной ситуации, обозначение цели урока и темы

Познавательные: размышлять о жанрах в произведениях, о музыке с личной оценкой её содержания.

4. Основная часть

Слайд 13

- Ребята, знаете ли вы произведения композитора П.И.Чайковского? Какие?

Оперы, симфонии и еще два замечательных балета – «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

- Сегодня мы посмотрим фрагменты из балета к сказке «Щелкунчик».

Слушание и анализ произведения.

- Петр Ильич Чайковский, как и в других своих балетах, рассказал в нем о борьбе добра и зла. Нежное и преданное чувство героини этого балета – Мари – побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика.

- Как же это показано в бале?

Слайд 14

- Открывается занавес. В доме девочки Мари готовятся к Новогоднему празднику. Наконец раздаются звуки марша, дети радостно идут в комнату, где стоит праздничная, украшенная огнями и игрушками елка.

Включается «Марш» из первого действия

- На что похоже это произведение?

- Как вы определили, что это марш?

- Правильно, в нем четкий ритм, размеренность, барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты, какие? Марш детский, немного шутливый. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы.

- Какой характер движения музыки?

- Какой темп?

- При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка?

- Какие марши вы знаете?

- Сравниваем знакомые марши.

Слушаем «Марш деревянных солдатиков»

Слайд 15

Находим различия и сходство с «Маршем деревянных солдатиков» из детского альбома П.И. Чайковского

Физкультминутка

Кроме марширования какие можем использовать движения? Выполняют музыкально-ритмические движения:

(маршируют легко, хлопают, выполняют скользящие движения руками, легкие наклоны головой, легкие наклоны туловища и др.)- Молодцы! Хорошо почувствовали ритм и игривость марша.

Слайд 16

- Вернемся к нашему балету. Танцуют взрослые и дети, в это время приходит старый мастер игрушек. Он дарит детям заводные куклы. Куклы начинают танцевать. Мастер еще подарил детям щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка – Щелкунчика.

- Щелкунчик особенно понравился девочке Маше, хотя он очень уродлив – с огромным ртом, в который вкладывали орехи, чтобы он их разгрызал.

- Ночью Маше приснился сон: на Щелкунчика напало мышиное войско во главе с предводителем – огромной, страшной крысой. Действие сопровождается напряженной, воинственной мелодией.

Слайд 17

- Щелкунчик вместе со своими оловянными солдатиками храбро боролся с врагами, но силы были неравными, и Щелкунчика уже настигали его противники. Тогда Маша бросила в предводителя мышей туфельку, и все его войско в смятении разбежалось.

Слайд 18

- Щелкунчик же, победив своего заклятого врага, превратился в прекрасного принца и вместе с Машей отправился в волшебную страну сладостей и игрушек.

- Маша и Щелкунчик по дороге попадают в царство феи Драже.

Слайд 19

Начинаются танцы.

- Чайковский написал несколько танцев

- Каждый танец с характерными интонациями той или иной страны.

- Какие особенности музыки у арабов, китайцев, русских?

- Сейчас мы послушаем музыку, а вы должны догадаться, что это за танец?

Слушание «Арабский танец – кофе»

- Какой это за танец?

- Почему его назвали «Арабский танец – Кофе?

- На сколько частей можно разделить эту музыку?

- Как вы догадались?

- Музыка первой части очень хорошо передает медлительные движения танцующих. Музыка танца протяжная, немного ленивая. Нежно и протяжно звучит мелодия у скрипок в сопровождении ударных инструментов.

- А вторая часть?

- Вторая часть музыки танца несколько иная: она громче, выше, оживленнее.

- Какой темп в музыке?

- Какой характер?

- Какому народу принадлежит эта музыка?

- Где можно услышать эту музыку?

- Слушаем следующий танец.

Слайд 20

Слушание «Китайский танец – чай»

- Какой это за танец?

- Как вы определили, что это «Китайский танец – чай»?

- Здесь, как и в предыдущем танце, композитор воспроизводит звучание народных музыкальных инструментов. В Китае есть духовые инструменты, у которых очень высокий и пронзительный звук. Они часто сочетаются с инструментами, звучащими в низком регистре. Чайковский вводит в музыку танца Чая свистящие звуки флейт, звучание фаготов. Все это создает впечатление необычности, некоторой шутливости.

- Какой характер музыки?

Слайд 21

- А сейчас давайте послушаем «Танец феи Драже».

Слушаем «Танец Феи драже»

- Что вы можете сказать про эту музыку?

- Этот танец рисует нежный, грациозный образ сказочной феи сладостей. Музыка этого танца звучит несколько необычно. Это происходит потому, что здесь звучит инструмент, который редко используется в оркестре, он называется челеста. Ее устройство напоминает маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам, издающим звуки очень высокие, нежные, как будто звучат колокольчики. В середине танца слышны переливы арфы, напоминающие журчание ручейка. Где можно услышать эту музыку?

- Какой характер?

- Послушайте заключительный танец праздничного представления и подумайте, как он может называться?

Слайд 22

Слушаем Вальс цветов

Под музыку руками показываем музыкально-пластические движения.

- Что это за танец?

- Правильно, это вальс.

- Какая музыка?

- Во вступлении к танцу слышатся звуки арфы. Они как бы, одевают, этот вальс в волшебный красочный наряд. Основную тему вальса вначале исполняют различные духовые инструменты (валторны, кларнеты), а затем включается струнная смычковая группа.

- Где можно услышать эту музыку?

- Какой характер? Темп?

- Мягкая, чарующая тема вальса является одной из лучших в балете «Щелкунчик»  

«Вальс цветов» он выделяется своей поистине сказочной красотой. Зло побеждено, добро победило!

Варианты ответов

Слушают рассказ

Внимательно слушают, стараются определить характер произведения

Размышляют

Отвечают

Сказочный, игрушечный, веселый, бодрый, детский, легкий, веселый.

Военный, спортивный, патриотический.

Детский, бодрый, веселый, игривый.

Маршируют под музыку «Марша деревянных солдатиков». Выполняют музыкально-ритмические движения.

Размышляют

Отвечают

Выявление отношения детей к музыкальным произведениям: данная музыка передает определённые состояния души человека: веселье, праздник, торжественность, воинственность, бесстрашие,  дружба, любовь, сострадание, красоту образов.

Передавая определенное эмоциональное состояние, композитор, как и писатель и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски: яркие, светлые или более приглушенные, неяркие, а подчас и темные.

Размышляют

Отвечают

«Арабский танец – Кофе»:

медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна.

Две части

Звучат по разному

Размышляют

Отвечают

«Китайский танец – чай»:

шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту.

Размышляют

Отвечают

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Размышляют

Отвечают

Вальс цветов - звучит ярко, пышно, блестяще, радостно, взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. В средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики.

Личностные:

научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке, воспитывать музыкальный вкус

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, выражать свое мнение, слушать мнение других.

Личностные: эмоциональная отзывчивость, личностное отношение к музыке.

Коммуникативные: учиться отвечать на вопросы учителя, выражать свое мнение, слушать мнение других

Познавательные: Размышлять о музыке с личной оценкой её содержания

Коммуникативные: учиться отвечать на вопросы учителя, выражать свое мнение, слушать мнение других

Познавательные: Размышлять о музыке с личной оценкой её содержания

5. Первичное закрепление новых знаний.

Слайд 23

Слушание и разучивание песни «Марш деревянных солдатиков» муз. П.И Чайковского, слова прилагаются.

-Исполнение песни учителем.

-Какой характер, настроение в песне?

При разучивании мелодии песни стремимся к четкому проговариванию гласных, округленному звучанию гласных. Дыхание распределяется по фразам.

Итак, поем выразительно, с настроением 1 куплет песни.

Кто хочет  исполнить эту песню (1 куплет) у доски?

Учим еще 2 куплета.

Молодцы, вы прониклись и передали особое чувство ритма,  игривое и веселое настроение, которое выражено  в музыке.

Размышляют

Отвечают

Детский, бодрый, веселый, игривый.

Музыка легкая, играет в высоком регистре, шаг быстрее и меньше чем обычно.

Характер стихов выражен легкой, прерывистой мелодией, звучащей в быстром темпе. Текст и музыка взаимосвязаны.

Дети выходят, выразительно исполняют.

Познавательные: Размышлять о музыке с личной оценкой её содержания

Коммуникативные: учиться исполнять  песни, отвечать на вопросы учителя, выражать свое мнение, слушать мнение других

6. Самостоятельная работа.

Творческое задание: нарисовать рисунок на тему балета-сказки П.И. Чайковского «Щелкунчик». Постарайтесь передать в цвете чувства, настроения музыкальных тем, которые сегодня прозвучали.

Дети рисуют настроение выбранных тем в балете

Личностные: воспитывать любовь к предмету, желание заниматься дома

7. Обобщение и закрепление знаний.

Исполнение песни «Марш деревянных солдатиков». Пение у доски, соло, группой, хором. Исполнение песни можно сопровождать барабаном, металлофоном и треугольником, маршированием.

Исполнение песни. Пение у доски, соло, группой, хором, музыкально-ритмическими движениями, музыкальными инструментами.

Коммуникативные: учиться исполнять песни в характере.

8. Итог урока.

- Узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Что было легким?

- А что для вас было наиболее трудным?

- С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

- Что такое балет?

- Как называют танцовщиц балета?

- А танцоров?

- Что на ногах у балерин?

- С какими маршами мы сегодня познакомились?

-Кто автор данных музыкальных произведений?

- Вам понравился балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»?

Домашнее задание по выбору детей: 

1.Оформить открытку (нарисовать, склеить) на тему балета-сказки П.И. Чайковского «Щелкунчик». Постарайтесь передать в цвете чувства, настроения музыкальных тем, которые сегодня прозвучали.

2.Составить кроссворд. За основу можно взять словарь терминов.

Ребята, вы славно все занимались!

Хочу сказать спасибо вам!

         До новых встреч!

Выход из класса под музыку.

Ответы детей

Балет - это музыкальный спектакль. В нем все герои танцуют в сопровождении оркестра.

Балерины

Пуанты

 «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома

«Марш» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», игрушечный

Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик»

Регулятивные: умение выходить на цель урока (сохранять цель), оценивать свою деятельность

Предметные: размышлять о музыке с личной оценкой её содержания, понимать содержание произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 3 классе «Танцевальные образы в балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского»

Цели урока:1.Познавательные:познакомить учащихся с творчеством П.И.Чайковского и балетом «Щелкунчик»;раскрыть понятия: балет, либретто, увертюра, декорация, пантомима. 2.Развивающие:развивать муз...

Программа внеурочной деятельности «Детский музыкальный театр»

Образовательной областью данной программы является искусство. Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, по...

Путешествие в музыкальный театр. Балет

Презентация к уроку музыки во 2 классе....

Музыкальный брейн ринг по балету "Щелкунчик" П.И.Чайковского

В данной игре используются интересные вопросы из истории появления балета, содержании, а также музыкальные фрагменты....

Музыка. «Музыкальный театр .Балет»

Музыка. «Музыкальный театр .Балет»...