РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Веселые музыканты» во 3 классах
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Веселые музыканты»
во 3 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyol_muz_3_kl.docx | 35.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Видновская гимназия»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Видновская гимназия»
______________________
«31»_августа_____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Веселые музыканты»
в 3 классах
учителя музыки
Саушевой Евгении Александровны
на 2016 – 2017 учебный год
г. Видное
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселые музыканты»» для учащихся 3 классов начальной школы на 2016-2017 учебный год относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально - эстетического воспитания младших школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности младших школьников.
Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
Образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
Рабочая программа составлена на основе программы Т. Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва,2004г созданной по системе музыкальной педагогики Карла ОРФА.
В соответствии с образовательной программой начальной школы на изучение данного курса выделено 1 час в неделю (34 часа в год).
В авторскую программу изменения не внесены.
Важнейшими условиями реализации данной программы в МАОУ «Видновская гимназия» являются:
1) формирование гражданской и этнической идентичности младшего школьника, уважительного отношения к культурным и семейным ценностям, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Выбор данной программы мотивирован следующими особенностями: Курс внеурочной деятельности «Веселые музыканты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа «Весёлый музыкант» развивает музыкальные способности учащихся, обучет игре на народных инструментах и приобщает детей к творческой деятельности.
Цели программы
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
- развитие навыков ансамблевой и сольной игры на элементарных народных инструментах;
- обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
- развивать певческие навыки при пении в ансамбле и вокальном исполнении (дыхание, звукообразование, дикция, строй);
- формировать у детей потребность общения с высокохудожественными
образцами песенной музыки; - учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;
- воспитание музыкально развитых школьников;
- воспитывать музыкальный вкус;
- воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.
Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки, навыки игры на инструментах;
- развивать музыкальное мышление, память, речь, слуховое восприятие;
- развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Направления работы:
- знакомство с русскими народными инструментами;
- самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах;
- работа с вокальными ансамблями, состоящими из детей с хорошими музыкальными данными;
- индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;
- работа с хоровыми группами, которые организуются по мере необходимости.
В основе программы лежат следующие принципы:
- творческой направленности;
- максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей;
- этического отношения к личности ребенка;
- конструктивного общения;
- добровольности.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов на освоение раздела |
1 | Вводный урок. Знакомство с музыкальными инструментами. | 4 |
2 | Кабалевский Д. «Игры» | 4 |
3 | Русская народная песня «Калинка» | 5 |
4 | Русская народная песня «Во поле берёзка стояла» | 5 |
5 | Шостакович Д. «Вальс шутка» | 5 |
6 | Стрибогг И. «Вальс петушков» | 5 |
7 | Кабалевский Д. «Маленький марш» | 5 |
8 | Итоговый урок-концерт. | 1 |
ИТОГО | 34 |
Содержание программы
3 класс 34 часа в год (1 час в неделю)
Вводный урок. Знакомство с музыкальными инструментами. 4ч.
Учащиеся познакомятся с понятиями: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, долгие и короткие, звонкие и глухие, тихие и громкие.
Кабалевский Д. «Игры»4ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы. Изучение метроритмики: короткие и долгие звуки; сильная и слабая доли; ровное движение.
Русская народная песня «Калинка»5ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы. Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной ноте, затем на соседних звуках
«Во поле берёзка стояла»5ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы. Разучить и исполнять русские народные песенки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.
Шостакович Д. «Вальс шутка»5ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы. Научится исполнять простейшие ритмические формулы; уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;
Стрибогг И. «Вальс петушков»5ч.
Разучивание и детской пьесы. Исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки русских народных песенок и попевок;
Кабалевский Д. «Маленький марш», 5ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы.
Итоговый урок-концерт. 1ч.
Закрепление и усложнение полученных навыков. Использование более сложного музыкального материала. Накопление репертуара.
Реализация программы «Весёлый музыкант».
Основной формой работы являются групповые занятия по расписанию.
Общая структура занятия включает следующие разделы:
1. Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.
2. Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.
3. Основная часть включает в себя технические задачи (заучивание текста песни, разучивание приемов игры на инструментах, работа над фразировкой, дыханием, интонацией) и творческие задачи (работа над исполнительским мастерством).
4. Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что - непонятным...)
Ожидаемая результативность учебно-воспитательного процесса
В результате занятий по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
- различать тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных);
- играть индивидуально и в ансамбле на музыкальных инструментах простейшие мелодические импровизации, мелодически и гармонически озвучивать стихи;
- выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать дирижёрские жесты. Уметь петь тихо и громко, легато и стаккато, с различными эмоционально-смысловыми оттенками в голосе, владеть тембром голоса;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, дуэт, хор, ансамбль;
- петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство;
- понимать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Учащийся научится:
- целеполаганию в постановке учебных задач в опоре на имеющий жизненно-музыкальный опыт при изучении новых музыкальных сочинений при восприятии и разных формах музицирования;
- музицированию на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;
- способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
Учащийся получит возможность научиться:
- оценивать собственную музыкально-творческой деятельности.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
- совершенствовать умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
- поиску способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения;
Учащийся получит возможность научиться:
- совершенствованию представлений о музыкальной культуре своей родины, толерантности к культуре других стран и народов.
Познавательные:
Учащийся научится:
- закреплению представлений о музыкальном языке произведений, средствах музыкальной выразительности, формы-композиции в различных жанрах народной и профессиональной музыки;
- логическим действиям сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа песен;
- формированию на этой основе словаря музыкальных терминов и понятий;
Учащийся получит возможность научиться:
- совершенствованию умений и навыков интонационно-образного жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности;
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- углублённое понимание социальных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни;
- усвоение жизненного содержания музыкальных образов на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах;
- этические чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Учащийся получит возможность для формирования:
- усвоения единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества.
- позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.
Методы оценки результативности программы:
- посещаемость;
- фиксация занятий в рабочем журнале;
- отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);
- практический результат.
Способы определения результативности программы:
- игра на 2-х и 3-х ложках;
- игра на русских народных инструментах с пением и движением;
- самостоятельное исполнение разученных песен;
- использование полученных вокальных навыков при работе с новым репертуаром;
- развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на сцене.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
- зачетное занятие;
- конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива;
- участие в календарных и тематических школьных праздниках;
отчетный концерт.
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Тема урока. | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Дата | |
План | Факт | ||||
1 | Вводный урок. | 1 | Учащиеся познакомятся с понятиями: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, долгие и короткие, звонкие и глухие, тихие и громкие. | 01.09-02.09 | |
2 | Знакомство с музыкальными инструментами. | 1 | Метроритмические навыки: - короткие и долгие звуки; - сильная и слабая доли; - ровное движение. Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной ноте, затем на соседних звуках; разучить и исполнять русские народные песенки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах. Практические навыки: - уметь исполнить простейшие ритмические формулы; - уметь определить и исполнить сильную и слабую доли; - практически познакомиться с шумовыми инструментами; - уметь исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки русских народных песенок и попевок; - уметь прохлопать простейшие ритмические рисунки изучаемых песенок и попевок. | 05.09-09.09 | |
3 | 1 | 12.09-16.09 | |||
4 | 1 | 19.09-23.09 | |||
5 | Кабалевский Д. «Игры» | 1 | Разучивание пьесы. | 26.09-30.09 | |
6 | 1 | 03.10-07.10 | |||
7 | 1 | 10.10-14.10 | |||
8 | 1 | Концертное исполнение. | 17.10-21.10 | ||
9 | Русская народная песня «Калинка» | 1 | Разучивание пьесы. | 24.10-28.10 | |
10 | 1 | 07.10-11.11 | |||
11 | 1 | 14.11-18.11 | |||
12 | 1 | 21.11-25.11 | |||
13 | 1 | Концертное исполнение. | 28.11-02.12 | ||
14 | «Во поле берёзка стояла»
| 1 | Разучивание пьесы. | 05.12-09.12 | |
15 | 1 | 12.12-16.12 | |||
16 | 1 | 19.12-23.12 | |||
17 | 1 | 26.12-28.12 | |||
18 | 1 | Концертное исполнение. | 11.01-13.01 | ||
19 | Шостакович Д. «Вальс шутка» | 1 | Разучивание пьесы. | 16.01-20.01 | |
20 | 1 | 23.01-27.01 | |||
21 | 1 | 30.01-03.02 | |||
22 | 1 | 06.02-10.02 | |||
23 | 1 | Концертное исполнение. | 13.02-17.02 | ||
24 | Стрибогг И. «Вальс петушков» | 1 | Разучивание пьесы. | 20.02-24.02 | |
25 | 1 | 27.02-03.03 | |||
26 | 1 | 06.03-10.03 | |||
27 | 1 | 13.03-17.03 | |||
28 | 1 | Концертное исполнение. | 20.03-24.03 | ||
29 | Кабалевский Д. «Маленький марш» | 1 | Разучивание пьесы. | 03.04-07.04 | |
30 | 1 | 10.04-14.04 | |||
31 | 1 | 17.04-21.04 | |||
32 | 1 | 24.04-28.04 | |||
33 | 1 | Концертное исполнение. | 01.05-05.05 | ||
34 | Итоговый урок-концерт. | Исполнение полюбившихся произведений, Закрепление и усложнение полученных навыков. Использование более сложного музыкального материала. | 08.05-12.05 |
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ю.Б. Алиев» Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
- Н.Н. Рябенко « Уроки музыки в 1-7 классах» М. 2006.
- В.С. Кукушкин «Музыка, архитектура и изобразительное искусство»М.2005.
- «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
- М.А. Давыдова «Уроки музыки» м.2008..
- М.С. Осеннева, Л,А. Безбородова « Методика музыкального воспитания младших школьников»М.2001.
- Л.В.Школяр,М.С. Красильникова,Е.Д.Критская, В.О.Усачева,В.В, Медушевский,
В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
- Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
- Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
Литература для детей.
- «Молодежная эстрада» журналы
- «Молодежный меридиан» журналы
- «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
- «100 великих композиторов» М.,1999.
- А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика", 2 класс
Программа внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработанадля занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год
ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Веселые музыканты» в 1 классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Веселые музыканты»в 1 классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Веселые музыканты» во 2 классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Веселые музыканты»во 2 классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Веселые музыканты» во 4 классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Веселые музыканты»во 4 классах...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый английский 1 класс"
Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе. Разработана для кружка "Веселый английский".Составлена для того, чтобы в игровой форме ребята начали изучать иностранный яз...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш" 1 - 4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш" 1 - 4 классы...