ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА УРОКАХ РИТМИКИ
учебно-методическое пособие по музыке (1 класс) на тему

Бухамер Наталья Геннадьевна

В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка, представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций, проводимых студентами на пробных уроках ритмики, а также на внеклассных мероприятиях.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх-Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА УРОКАХ РИТМИКИ

                  (разработка для уроков ритмики)

                                                Выполнила: учитель музыки

                                                                      Бухамер Н.Г.                        

                                                 2017г.

В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка, представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций, проводимых студентами на пробных уроках ритмики, а также на внеклассных мероприятиях.  

 Пояснительная записка

 Большое значение на уроке ритмики имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает  образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это  важнейший путь включение детей в  учебную деятельность способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский Ю А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин В. С. Мухина) утвердился взгляд  на игру как на ведущую деятельность детей.

Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит  то или иное задание.

Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и танцев. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать в уроке в зависимости от ситуации.

На уроках ритмики игра  может носить разный характер: на закрепление пройденного материала; на релаксацию - переключение внимания, состязательные игры, где проявляется ловкость, находчивость.

Цель разработки - помощь  педагогам в подборе музыкальных игр по направлениям музыкально – ритмического воспитания. В сюжетно - образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности. Тематика и содержание игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога, выразительное исполнение музыки позволяет детям дать свои индивидуальные оттенки при исполнении игры. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.

Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, импровизированность, где ребенок проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало. Данная разработка может быть использована как для пробных уроках, так и для внеклассных мероприятиях, и на физкульт минутках. Рекомендуемая литература поможет студенту в поиске дополнительного, увлекательного и интересного материала.

1.«Музыкальная змейка»

Цель: Закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить координацию, музыкальный слух.  

Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 -4 группы. Команды выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. ( Например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш). Аккомпаниатор проигрывает несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди команды ставится игрок хорошо знающий  танцевальный шаг.

 Правила игры: 

       1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию.

       2. По сигналу змейки  все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в  произвольном порядке.

Описание игры: Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению  должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а  следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее. По сигналу учителя змейка должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается  выигравшей.

2.«Дудочка».  

Дидактическая задача: развивать внимание, память, фантазию, воображение, координацию.

Игровые действия: Звучит музыка, все играющие двигаются по кругу, на специальное вступление все делают 2 хлопка в ладоши, 2 притопа (повторить 2раза), после этого звучит дудочка, под этот звук нужно придумать какое - нибудь движение и выдержать его до звучания дудочки. Еще раз повторяется мелодия, все двигаются по кругу, а на звуки дудочки  повторяют, то движение, которое уже исполняли, Следующий участник, стоящий по кругу придумывает новое движение и так же выдерживает его на звучание дудочки. Правила игры: 

  1. Пока звучит дудочка, держать исполнение движения  Правильно исполнить и повторить движение.  Движения не должны повторяться несколько раз и должны быть оригинальные и интересные.

3.« Сделай так»

 Цель игры: Мимикой, жестами, пластикой и звуком изобразить то, что написано на карточке. Игра развивает воображение, творчество, и владение выразительными средствами – мимикой, пластикой и жестами.

Правила игры: Дети встают в круг, учитель раздает им карточки, где написано то, что ученик должен изобразить без подготовки. Все остальные должны отгадать,  что показал ученик, если угадали, то показывающий верно справился с заданием. Задания должны подбираться по возрасту детей и соответствовать общей теме урока.

Задания:  встревоженный кот;  грустный пингвин;  восторженный кролик;   хмурый орел;  человек, который хорошо пообедал;  жмут ботинки;   человек, который неудачно пнул кирпич;  человек, у которого острый приступ радикулита;  горячий утюг;   будильник; и другие варианты, в зависимости от возраста детей.    

4.«Автомобили» 

Цель: Закрепление исполнения движений  и соединение иго с темпом музыки. Правила игры: дети стоят в шахматном порядке или в шеренгу. По команде «сели в машину» дети выполняют команду – изображая руками, что держатся за руль. По команде «завели моторы» дети издают звуки, имитирующий звук мотора. По команде «поехали» дети свободно передвигаются по залу, не сбивая друг друга под темп музыки. Учитель поднимает карточки  светофора, где написано задание исполнения движений:  красный – галоп; желтый – подскок; зеленый – бег с поджатыми ногами. По команде «машины в гараж» дети должны на 3 счета встать на свои первоначальные места, и кто не успеет поставить машину, тот выбывает из игры. Кто во время игры сталкивается и попадает в «аварию», тот тоже выбывает из игры. 5.«Дети и медведь» 

Правила игры: звучит веселая музыка, все дети свободно двигаются по залу, музыка прекращается, и дети замирают в различных позах. Из берлоги (отведенное в зале место) выходит «медведь» - водящий. Ребята могут шевелиться, но если  водящий увидит, то  уводит провинившегося ребенка  к себе в берлогу. Звучит музыка - «медведь» убегает, а дети исполняют  танцевальные движения  под музыку ( полька, вальс, русская мелодия и др ). При подведении итогов  отмечаются не только дети, которые ни разу не попали в «лапы медведя», но и те, которые хорошо и красиво исполняли танцевальные движения.

6.«Узнай по голосу». 

Цель: Развивать у детей тембровый слух, начинать и закачивать движение в музыку, реагировать на смену музыкальных частей и фраз.

Описание игры: дети стоят тесным кругом, в центре с закрытыми глазами - ведущий. 1 – 4 такты (вступление) расходясь энергичным шагом, дети расширяют круг. 5 – 8 такты – держась за руки, дети двигаются галопом вокруг водящего. 9 -12 такты дети медленно приседают, а водящий, вытянув руки вперед, приближается к детям, берет за руку любого ребенка. 13 -16 такты - все медленно поднимаются, водящий выводит ребенка на середину круга. Ребенок называет имя водящего,  который должен узнать, кто его позвал. Водящий открывает глаза, и они вместе танцуют в паре. Одновременно все дети двигаются по кругу галопом или хлопают в ладоши.   Звучит музыка, ребята вновь сходятся тесным кругом, в центре новый водящий,  игра продолжается.

7.«Чей кружок быстрее» 

Описание игры: Дети образуют 4 кружочка, в середине которого стоит водящий, в руках он держит платочек (или  игрушку). Играет хороводная музыка, дети водят хоровод, водящий исполняет движения русского характера. Изменяется характер музыки на плясовую, быструю, дети  свободно танцуют, исполняя быстрые движения (бег). Музыка останавливается, дети приседают и закрывают глаза. Водящий меняет свое место и поднимает платочек. С началом музыки дети открывают глаза и бегут к своему водящему, и становятся вокруг него в кружок. Побеждает тот кружок, который всех быстрее собрался и взялся за руки.   

8.«Запомни мелодию» 

Цель игры: Определить мелодию и закрепить танцевальные движения в характере исполняемой музыки. Описание игры: Играющие стоят в 2 – 3 колонны по 5 -6 человек. Перед каждой колонной стоит стул. Звучит мелодия (полька, вальс, хороводная, галоп) и участник должен  дойти до стула танцевальными движениями, той мелодии, которая звучит. Участники, выполнившие правильно движение приносят команде очко. Рекомендации: При отборе музыки учитывать уровень знаний музыкального и танцевального материала детей. Найди свою пару» Подготовка к игре: Играющие встают в два круга, (внутренний и внешний) и берутся за руки. При этом  во внешнем круге, на одного человека больше, чем во внутреннем.

Описание игры: Звучит музыка, играющие начинают движение (подскоком, бег с поджатыми ногами и т.д.). Один круг двигается по ходу часовой стрелки, другой - в обратном направлении. По сигналу учителя музыка останавливается, участники  игры произвольно  разбиваются по парам, причем стараются сделать это как можно быстрее. Тому участнику, кто остался без пары, учитель предлагает станцевать или рассказать скороговорку, отгадать загадку и т.д. После этого, все становятся в два круга, и игра повторяется.

9.«Заводные  игрушки». 

Цель игры: Отразить характер музыки через движение. Начинать движение после вступления, заканчивать точно с окончанием звучания музыки.

Описание игры: Движения передавать в характере музыки. Зайчики - прыгают на 2 –х ножках с небольшим продвижением вперед, на последний аккорд присаживаются (И. Штраус – «полка") Медвежата - кружатся, тяжело переступая, в конце музыки останавливаются (П.И. Чайковский «Выход и песня медведя»)   Лошадки скачут прямым подскоком по кругу (Д. Россини «Увертюра») «Ловишка» «Ловишка» стоит лицом к стене, спиной к ребятам,  которые стоят у другой стены. Когда начинается музыка,  дети танцевальными движениями подходят к «ловишке» и танцуют около него. Как только музыка останавливается, «ловишка» поворачивается  и ловит детей и кого он поймает, тот становится «ловишкой».

10.«Ходим кругом» 

Цель игры: закрепить проученные движения.

Описание игры: Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Двигаясь по кругу танцевальным шагом, играющие запевают песню, к которой упоминается имя водящего. Ходим кругом, друг за другом. Эй, ребята не зевать! Все, что (Коля) нам покажет Будем дружно выполнять. Круг останавливается, и водящий показывает какие либо движения. Все ребята повторяют эти движения. Водящий выбирает  кого – либо  из ребят и делает поклон. Тот, кого выбрали, становится водящим, игра продолжается.

11.«Слушай хлопки» 

Описание игры: Все дети двигаются по кругу ведущий (или учитель) хлопает в ладоши, 1 раз дети останавливаются и принимают позу цапли, 2 хлопка поза «лягушки», 3 хлопка  движение возобновляется.

12.«Деревянные и тряпичные куклы» 

Цель игры: Показать различия между деревянной куклой и тряпичной. Развитие творческого воображения и мышечного изображения, ощущений.

Описание игры: Деревянная кукла – дети напрягают мышцы ног и корпуса и  опущенные вдоль тела рук.  Под музыку выполняются повороты тела вправо и влево на маленьких, не высоких полупальцах. Изображение тряпичной куклы - дети стоят без лишнего напряжения в плечах и корпусе, руки висят пассивно, ноги чуть в свободном и расслабленном положении. Под музыку дети исполняют повороты  вправо и влево, при этом руки свободно обвивают тело, как у тряпичной куклы, ноги плотно стоят на полу. Движение кукол повторяется поочерёдно, чтобы дети могли  почувствовать разницу напряженных и расслабленных мышц.

13.«Здрасти»

 Описание игры: Выбирается ведущий, играющие стоят в кругу. За кругом ведущий исполняет шаг польки или подскок,   задевает одного стоящего в кругу, и продолжает движение. Тот, кого задели, начинает двигаться тем же движением, но в противоположную сторону. При встречи они громко здороваются, и кто первым дойдет до места выбранного игрока, становится в круг, а оставшийся ребенок становится ведущим. Игровая ситуация

14.«Прогулка».

 Цель урока: Закрепление проученных танцев 1 - го класса, развитие воображения.  

Ребята, сегодня мы пойдем  на прогулку в лес, но это будет в нашем воображении. Дорога будет трудная с препятствиями, так что нужно быть очень внимательными и осторожными. Ну что, пошли. (Да).

Начинается разминка с изображением перепрыгивания  с кочки на кочку,  ходьба на высоких полупальцах по узенькой дорожке.

Ну вот, пришли мы на поляну, а там много  цветов и бабочек. Ребята, давайте представим, что мы тоже цветы и бабочки и станцуем танец « Цветы и бабочки».

Ой, ребята посмотрите, кто же там, на картошку, с ложкой по полю побежал.  

Вот бегу я на картошку

Поработать, так сказать,

Я бы очень попросил вас

Для меня потанцевать.

Исполняют танец «Антошка». 

ЛИТЕРАТУРА

100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе (Колл.авт. «Материнской школы») – м.: ООО « Издательство  «Астрель «, К.,ГИППВ,2001. -288с..с ил.   Копилка игр Сибирячка. Игры, сказочки, считалки, потешки, поделки./ составитель С.М. Асламова. Художник Я.Ю. Лисицына. – Иркутск.: Редакция журнала «Сибирячок»,1995. -480 с., ил. ( биб – ка «Сибирячок  - малышам»).  Константинова И.В.  Игротренинг. Методическое пособие по развитию творческих способностей и психической пластики у детей дошкольного и школьного возраста. СПб 1996. -34с.    Коренева Т.Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В2 ч. – Учеб – метод. пособие. – (Воспитание и дошкольное образование детей). – (Б-ка муз. руководителя и педагога музыканта). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 112 с., Ч2. – 104 с: ноты.   Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 224 с. (стр. 337, 95, 99,125.)   Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры:Пособие для воспитателя детского сада / Редакция Л.В.Руссковой. – М.: «Просвещение», 1986. – 79с.: ил.  Поиграем, потанцуем: Игровые упражнения и пляски для детей младшего и среднего дошкольного возраста / Сост. Г. П. Федорова. – СПб. «Детство - пресс»,2002. -48с. – (Серия «Из опыта педагога»)  Страковская В.Л.  300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет,  - М.; Новая школа,1994, -288с.  Чибрикова – Луговская А.Е. Ритмика Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: Метод. пособие для воспитателей муз. Руководителей и учителей нач. шк. – М.: Дрофа,1998. -104 с.: ил, (стр. 66 - 95).  Фирилёва Ж.К., Сайкина Е.Г. «СА – ФИ - ДАНС». Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.– СПб.: «Детство - пресс»,352 с., ил.  Федорова Г.П. Играем, танцуем, поем! Методическое пособие.– СПб.: «Детство - пресс»,2002. – 48с. (Серия «Из опыта педагога»).   500 замечательных детских игр./Сост. А.Б. Бочарова, Т.М. Горева - М.: ООО «Фирма» изд – во АСТ, 1999. -384с. – (Популярная биб –ка для родителей и педагогов).

Источник: 
http://5fan.ru/wievjob.php?id=53379


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация .Игровые приёмы на уроке математики 1 класс..

Игровые приёмы на уроке математики 1 класс....

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Детские подвижные игры, как элемент игровой технологии на уроках ритмики в 1 классе.

ДЕТСКАЯ ИГРА - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты....

Доклад на тему: «Игровые приёмы на уроках ритмики»

Положительное влияние музыки на психофизические самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях русских ученых. Се...