Рабочая программа по музыке (хор) 4класс
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему

Данная рабочая программа разработана для гимназии с углубленным изучнием эстетических предметов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №34»

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/_ ЯрославцеваТ.П/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Гимназия № 34»:

___________ /__ ТкаченкоЛ.И. /

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия №  34»:

_____________/ Бортникова  Н.Ф/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ярославцевой Татьяны Петровны,

 учителя высшей квалификационной категории  

Ф.И.О., категория

по предмету «Музыка» (хор) в 4 «А»,4«Б»,

Предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «   » августа 2016 г.

2016 – 2017  учебный год

г.Саратов

        Данная рабочая программа  по «музыке» (хор) для 4«А»,4«Б» классов  разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), примерной программой  по музыке для 1-4 классов, на основе образовательной программы по хоровому пению «Хор» учителя музыки Ивановой О.В, разработанной по примерной программе учебного предмета «Хор» для музыкальных школ Министерства культуры Российской Федерации (разработчик: О.Ю.Глазева, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных), с учётом   условий общеобразовательного учреждения. При   разработке программы использовались основные принципы вокальной работы, заложенные в    программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной – М., Просвещение, 2014.

Рабочая программа предусматривает расширенное изучение предмета «Музыка» на базовом уровне.     В  учебном плане на изучение музыки (хор) во 4-х классах  предусмотрен 1 час в неделю (всего 33 часа). Занятия проводятся по подгруппам (12-15 человек).

1.Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные результаты:

–        чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе слушания и исполнения русских народных песен, а также песен современного музыкального искусства России;

–        умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

–        умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

–        уважительное отношение к культуре других народов;

–        сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

–        развитие мотивов исполнительской деятельности и личностного смысла участия в хоровом коллективе; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

–        реализация творческого потенциала в процессе коллективного и сольного исполнительства при воплощении музыкальных образов;

–        формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

–        развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимания его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты

–        овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

–        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

–        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

–        продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках хора, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

–        использовать знаково­символические средства в записи музыкального текста;

–        овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

–        контролировать действия свои и  партнера;

–        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных и творческих  задач;

–        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

–        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

–        позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

–        приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;

–        овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкального материала и других видов музыкально-творческой деятельности;

–        умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

–        соблюдать правильную певческую установку при пении сидя и стоя;

–        использовать в процессе пения правильное певческое дыхание;

–        петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, петь доступным по силе, не форсированным звуком;

–        петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения;

–        петь в диапазоне от до¹ (ре¹)  - до² октавы;

–        петь и определять на слух интервалы в мелодическом изложении;

–        применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

–        общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;

–        исполнять музыкальные произведения в разных видах деятельности (пение, музыкально-пластическое движение,  импровизация и др.);

–        чисто интонировать в унисон (уметь слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания; развивать внутренний слух);

–         понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

–        анализировать средства музыкальной выразительности: мелодическую линию, ритм, темп, динамику, лад, регистр

–        владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

–        определять характерные особенности музыкального языка, выстраивать фразировку.

–        эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

–        определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием;

В результате изучения музыки «Хор» выпускник начальной школы-

будет знать:

  • слова и мелодию Гимна Российской Федерации;
  • хоры по составу и стилю (манере) исполнения.
  • особенности народной и духовной музыки;
  • основные тембры голоса;
  • основные правила гигиены певческого голоса;
  • строение артикуляционного аппарата, значение дикции в исполнительской деятельности;
  •  особенности и возможности певческого голоса;
  • основные дирижёрские жесты; внимание, вдох,  начало звукоизвлечения   и   его окончание;
  • некоторые формы музыкальных произведений (куплетная, бескуплетная; 1,2,3-х частную, рондо, вариации);
  • некоторые жанры вокальной музыки(песня, романс, кантата,) ;
  • ручные обозначения ступеней, устойчивые и неустойчивые ступени;
  • интервалы (от примы до октавы);
  • основные приемы звуковедения ( legato, non legato, staccato);
  • средства музыкальной выразительности: мелодическая линия  (направление и виды звуковедения), ритм (размеры 2/4,3/4,4/4), регистры, темп, динамику (форте, пиано, крещендо, диминуэндо), лад (мажор и минор);
  • особенности певческого дыхания и его типы;
  • понятие ансамбль и строй в партии;
  • понятия - пение: в унисон, двухголосие, пение без сопровождения (a capella);
  • формы многоголосия (канон, подголосочное, остинато, движение параллельными интервалами)

получит возможность научиться:

  • исполнять  произведения 2х голосного изложения
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  •         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

2.Содержание (тематика) разделов учебного предмета «Хор» для 4 класса

 (всего 34 часа).

Певческая установка, звуковедение и дикция (6ч)

Фразировка в мелодии с преобладанием движения на одном звуке. 1ч

Дикция в песнях с быстрым темпом.1ч

Чередование приёмов звуковедения  в разнохарактерной песне.2ч

Значение акцента в движении мелодии скачками.1ч

Значение чёткой дикции и артикуляции в мелодии со скачками1ч

Ансамбль и строй, чистота интонации (7ч)

Гармонический слух.1ч

Ансамбль в партии при многоголосии1ч

Чистота интонации при движении мелодии скачками1ч

Выработка хорошего слухового контроля в партии.1ч

Слуховой контроль, как  основа чистотой интонации при пении многоголосия1ч

Развитие внутреннего слуха (теория,упражнения,песня) 2ч

Многоголосие и его разновидности        ( 4ч)

Многоголосие        1ч

Канон         1ч

Остинато.        1ч

Движение параллельными терциями 1ч

Освоение и применение теоретических знаний (4ч)

Песня- как одна из форм вокальной музыки        1ч

A capella        1ч

Приём Non legato  (Нон легато)1ч

Кантилена        1ч

Формирование исполнительских навыков в работе над репертуаром (9ч)

Работа над образом песни.        2ч

Взаимосвязь текста и музыки в песне 1ч

Работа с минусовой фонограммой        1ч

Создание разнохарактерного образа в песне 1ч

«Лирический образ» в песне        1ч

Чистота интонирования в движении параллельными терциями в песне        1ч

Выстраивание фразировки на основе текстовой   логики        2ч

Повторение (4ч)

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Содержание

Количество часов

Дата проведения занятия  

план

факт

4 «А»

4 «Б»

1

Песня- как одна из форм вокальной музыки

Куплетная форма, как  характерный признак песни,как как одной из форм вокальной музыки. Значение куплета и припева .

«Слышишь песню»- вспомнить.

«Песня  о дружбе»  повторение.

«Гранатовое дерево» повторение.

Прослушивание и деление на группы

1

08.09.

2016

2

A capella

Понятие а capella- пение без сопровождения объяснение особенностей исполнения данным приёмом, его применение.

«Слышишь песню» - петь а capella каноном

«Гранатовое дерево» повтор а capella

1

15.09.

3

Фразировка в мелодии с преобладанием движения на одном звуке

Объяснение необходимости «подталкивать вперёд» до акцента мелодии с преобладанием движения на одном звуке при выстраивании фразировки

«Барашеньки, крутороженьки»

«Четыре таракана и сверчок»- разучивание 1 куплета, припева, выстраивание фраз.

1

22.09.

4

        Дикция в песнях с быстрым темпом

Объяснение необходимости утрированно чёткой дикции в песнях с быстрым темпом. Отработка чёткой дикции в песне «Четыре таракана и сверчок»- разучивание 2-ого куплета и припева

1

29.09.

5

Работа над образом песни.

        Работа над развитием музыкального образа в зависимости от развития сюжета от начала до конца песни.

«Четыре таракана и сверчок»- разучивание 3 куплета и припева.  

1

06.10

6

Взаимосвязь текста и музыки в песне

«Дорога добра» прослушивание, беседа о взаимосвязи текста и музыки, разучивание 1 куплета.

1

13.10

7

 Отличие приёма исполнения «Non legato»  (нон легато) от «legato» (легато).

 Объяснить отличие приёма исполнения «нон легато» от «легато» и области их применения в песне. Отработка приёма «нон легато» в песне «Дорога добра» 2 куплет.

1

20.10

8

Работа с минусовой фонограммой

Объяснить особенность исполнения под  минусовую фонограмму, в которой задан определённый темп

 «Дорога добра»  разучивание 3 куплета. Соединить всю песню. Пропеть песню под фонограмму

1

27.10

9

Обобщающий урок.

Повторение  всех  понятий и разученных песен.

1

10.11

10

Чередование приёмов звуковедения в одной песне.

Вспомнить особенности основных приёмов звуковедения: легато, нон легато, стаккато, применять их чередование при разучивании песни.

«Песенка ослика» - разучивание 1 куплета.

1

17.11

11

подголосочное многоголосие

Объяснение исторических корней пения русских народных песен с использованием подголосочного многоголосия; примеры звучания многоголосия в записи

«Песенка ослика» - разучивание 2 куплета.

1

24.11

12

Остинато в песне

Понятие «многоголосие»- повторить,  Понятие-остинато, пример звучания в записи

«Странное дело»-  разучивание 1 куплета с остинато

1

01.12

13

Движение параллельными терциями

Понятие «Движение параллельными терциями». Объяснить причину большой востребованности данного приёма в вокальной музыке.

Распевание  параллельными терциями.

«Странное дело»-  разучивание 2 куплета. Припев -

Работа по голосам.

1

08.12

14

Канон как один из видов многоголосия.

Повтор понятия «канон», как одного из видов многоголосия и его характерных особенностей.

 «Слышишь песню у ворот» - повтор, отработка .

«Белая дорожка»- разучивание 1 куплета.

1

15.12

15

Обобщающий урок.

Повторение  пройденного, подготовка к новогоднему празднику. Повтор песни «Белая дорожка» «Белая дорожка»- разучивание 2,3 куплетов.

1

22.12

16

Ансамбль в партии при многоголосии

Повторение понятия «ансамбль в партии» роль ансамбля при исполнении многоголосия.

«Странное дело» соединение 2х голосного  фрагмента.  Повтор новогодних песен.

1

12.01.

2017

17

Гармонический слух.

Понятие гармонического слуха, важной роли его развития при пении многоголосия.

 «Слышишь песню у ворот» а capella.  Контроль за чистой интонацией.

1

19.01.

18

Чередование приёмов звуковедения  в разнохарактерной песне

Вспомнить особенности основных приёмов звуковедения: легато, нон легато, стаккато, применять их чередование при разучивании разнохарактерной  песни

«Точка, точка, запятая» прослушивание, приёмы звуко- ведения разучивание 1 куплета и 1припева

1

26.01

19

Чистота интонации при движении мелодии скачками

«Точка, точка, запятая» отработка чистоты интонации среднего эпизода в медленном темпе в пунктирном ритме.

1

02.02

20

Работа над образом

Создание «строгого, поучительного» образа в припеве путём грамотной фразировки, акцентов и приёма «нон легато»

1

09.02

21

Выработка хорошего слухового контроля в партии.

Значение слухового контроля для чистоты интонации в процессе разучивания произведения

«Точка, точка, запятая» разучивание 2 куплета и 2припева, следя за чистотой интонации.

1

16.02

22

Создание разнохарактерного образа в песне.

Практическая работа над созданием музыкального образа в песне, с использованием известных средств музыкальной выразительности и приёмов исполнения.

«Точка, точка, запятая» соединить всё в умеренном темпе, следя за сменой приёмов исполнения разных частей песни.

1

02.03

23

«Лирический образ» в песне

«Лирический образ» в песне – круг образов и используемых средств музыкальной выразительности и приёмов исполнения.

  «Мама»- разучивание 1 и 2 куплетов, пение с минусовой фонограммой

1

09.03

24

Кантилена в песне

Объяснение понятия «Кантилена» как музыкальный образ, используемых средств музыкальной выразительности и приёма исполнения на легато .

«Дай мне руку» - разучивание 1куплет и припев по голосам разучивание.

1

16.03

25

Чистота интонации при движении параллельными терциями в упражнениях

Практическая работа над развитием навыка слухового контроля за чистотой интонации при движении параллельными терциями в упражнениях

«Дай мне руку»  припев соединить 2х голосие, отработка чистоты интонации.

1

23.03

26

Слуховой контроль, как  основа чистотой интонации при пении многоголосия

Практическая работа над развитием навыка слухового контроля за чистотой интонации при пении многоголосия.

«Дай мне руку» разучивание 2куплета, соединить всё.

1

06.04

27

Развитие внутреннего слуха (теория, упражнение)

Понятие внутренний слух, как умение слышать звуки не пропевая их. Значение развития данного навыка Пение звукоряда с пропеванием  некоторых  ступеней про себя

«Прощай, начальная школа» разучивание 1 куплета, припев

1

13.04

28

Развитие внутреннего слуха

(выработка навыка в упражнениях)

Пение звукоряда скачками с возвращением на 1 ступень лада с пропеванием некоторых  ступеней про себя

«Прощай, начальная школа» 2 куплет

1

20.04

29

Развитие внутреннего слуха

в движении параллельными терциями

Пропевание звукоряда

2х голосно   в  терцию

вверх и вниз с пропуском некоторых ступеней.

«Прощай, начальная школа» 3 куплет, соединить всё.

1

27.04

30

Выстраивание фразировки на основе текстовой   логики

Работа над выстраиванием фразировки в песне

«Прощай, начальная школа», работа с минусовой фонограммой.

1

04.04

31

Значение акцента в движении мелодии скачками

Объяснение способов преодаления сложности исполнения мелодии со скачком.

«Добрые сказки» разучивание 1 куплета и припева с использованием акцентов в скачках.

1

11.05

32

Значение чёткой дикции и артикуляции в мелодии со скачками.

«Добрые сказки» разучивание 2 куплета, соединить всё. Дикционная работа. Пение с минусовой фонограммой.

1

18.05

33

Подготовка к отчётному концерту Обобщающий урок

Вспомнить песни: «Дай мне руку»,  «Точка, точка, запятая», р Песенка о дружбе», «Прощай, начальная школа», добрые сказки».работа над образом, пение с минусовой фонограммой

1

25.05

                                                                   Итого:

33ч

Приложение.

Учебно-методическое  и материально - техническое обеспечение учебного предмета

Учебно-методическое:  

1) М. Щетинин «Стрельниковкая дыхательная гимнастика для детей», методическое пособие 2005г

2) О.Ступина «Основы вокально-хоровой работы»,ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» Курган 2011г

3) В. Соколов «Школа хорового пения» выпуск1 Москва «Музыка» 1986г

4) В. Соколов «Школа хорового пения» выпуск2 Москва «Музыка» 1987г

5) Сборники детских песен

6) Раздаточный материал с текстами песен

       Сайты с плюсовыми и минусовыми фонограммами песен

http://www.ermolov.ru/

http://www.petryasheva.ru/ 

http://www.gdmitriev.ru/ 

http://kompozitor.moy.su/ 

http://www.breitburg.ru/ 

http://udarchev.narod.ru/ 

Материально-техническое:

Фортепиано, музыкальный центр



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...