Программа кружков
рабочая программа по музыке на тему
Программа кружков для начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_notki_4_klass.docx | 34.12 КБ |
domisolka_1_klass.docx | 35.92 КБ |
muzykalnaya_mozaika_2_klass.docx | 27.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Весёлые нотки.
4 класс
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них» В.Г. Белинский. |
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии. Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки,вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.
Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:
секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.
Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».
Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.
Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки;
формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;
Задачи:
· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;
· воспитание желания и потребности музыкальной классики;
· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;
· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;
· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;
· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;
· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.
Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:
1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.
2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.
Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.
Методы обучения:
1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его болееобразным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Условия и необходимые для работы средства:
· помещение для занятий;
· ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
· баян;
· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
· видеомагнитофон с видеофильмами;
-компьютер, презентации.
Планируемые результаты:
1.Личностные:
*Формирование личного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
*Развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительное отношение к традициям своего народа.
*Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
*Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его ценности, художественном и самобытном разнообразии.
*Приобретение и начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей.
*Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
*Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.
2.Метапредметные.
*Наблюдение за ритмичными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание, понимание их специфики и эстетического многообразия.
*Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)
*Овладение способностью к реализации собственных творческих через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
*Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.
*Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
*Умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
*Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия.
3.Предметные:
*Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различными видами музыкально – творческой деятельности.
*Развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, умение размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека.
*Общие понятия о роли музыки в жизни человека и духовно – нравственном развитии, значение основных закономерностей музыкального искусства.
*Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этической, региональной самобытности музыкального искусства.
*Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности.
*Готовность применять полученные знания и приобретены опыт творческой деятельности при реакции различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
*Участие в создании театрализованных ии музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ансамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Желаемый результат:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
Построение работы определяется в несколько этапов:
1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.
2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики
3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.
4. Приобщение детей к концертной деятельности.
5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.
6. Использование элементов ритмики, как одного из способов музыкальной деятельности.
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Слушание музыки | 25 |
2 | Вокально-хоровая работа | 24 |
3 | Пластическое интонирование | 21 |
Итого: | 70 |
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Слушание музыки | |||
1-2 | «Как зародилась музыка?» | 2 | |
3-4 | «Голосовые игры» | 2 | |
5-6 | «Сказка о музыкальных капельках» | 2 | |
7-8 | Легенда о «Трёх китах» | 2 | |
9-10 | «Голосовые игры» | 2 | |
11 -12 | «Здравствуй, Осень» | 2 | |
13 - 14 | Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка» | 2 | |
15-16 | Пластическое интонирование. « К нам гости пришли» | 2 | |
17-18 | «Осенние забавы» | 2 | |
19-20 | «Весёлые нотки» | 2 | |
21-22 | «Голосовые игры» | 2 | |
23 | «Музыкальные инструменты» | 1 | |
25 | Игра на маракасе | 1 | |
26 | Игра на румбе | 1 | |
Вокально-хоровая работа | |||
27-28 | «Зачем у флейты дырочка?» | 2 | |
29-30 | Разыграй песню. «Раз морозною зимой» | 2 | |
31-32 | Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка» | 2 | |
33-34 | «Зимние забавы» | 2 | |
35-36 | П.И Чайковский «Детский альбом» | 2 | |
37-38 | Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков» | 2 | |
39-40 | «Голосовые игры» | 2 | |
41-42 | «Болезнь куклы» | 2 | |
43-44 | «Новая кукла» | 2 | |
45-46 | Музыкальные портреты. «Три подружки» | 2 | |
47-48 | Разыграй песню «Антошка» | 2 | |
49-50 | Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга» | 2 | |
Пластическое интонирование | |||
51-52 | «Голосовые игры» | 2 | |
53-54 | «Весенние забавы» | 2 | |
55 | Проводы весны | 1 | |
56-57 | П.И Чайковский «Песня жаворонка» | 2 | |
58-59 | «Голосовые игры» | 2 | |
60-61 | Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик» | 2 | |
62-63 | «Путешествие по музыкальной лесенке» | 2 | |
64 | Инсценирование песен | 1 | |
65-66 | Разыграй песню «Львёнок и черепаха» | 2 | |
67 | «Голосовые игры» | 1 | |
68 | «Здравствуй, лето!» | 1 | |
69 | 1 июня – День защиты детей | 1 | |
70 | Концерт, ура, Каникулы! | 1 | |
Итого: | 70 час. |
Литература.
- Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995.
- Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Курушина Т.А. Творческое развитие учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
- Кудряшов А.В. Песни для детей: Настольная книга музыкального руководителя.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
- Поплянова Е.М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Смешной человечек на крыше живет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – (Лучшие песни для детей).
- Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха: Учеб. пособие по сольфеджио для детских муз. школ и детских школ искусств. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Б-ка детской музыкальной школы).
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/212760/
www.schcola3.znaet.ru/site.xp/049053051.html
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности младших школьников
художественно-эстетического цикла
«Домисолька» (1 класс)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки,вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся. Адаптированная программа вокального кружка «Домисолька» разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса» ; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей».
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.
Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.
Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений
Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально – хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи:
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.
- Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
6. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений.
7. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Особенности набора детей:
наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Режим занятий.
Общее количество часов в год –66 часов.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Прогнозируемые результаты
1.Личностные:
*Формирование личного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
*Развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительное отношение к традициям своего народа.
*Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
*Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его ценности, художественном и самобытном разнообразии.
*Приобретение и начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей.
*Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
*Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.
2.Метапредметные.
*Наблюдение за ритмичными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание, понимание их специфики и эстетического многообразия.
*Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)
*Овладение способностью к реализации собственных творческих через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
*Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.
*Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
*Умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
*Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия.
3.Предметные:
*Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различными видами музыкально – творческой деятельности.
*Развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, умение размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека.
*Общие понятия о роли музыки в жизни человека и духовно – нравственном развитии, значение основных закономерностей музыкального искусства.
*Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этической, региональной самобытности музыкального искусства.
*Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности.
*Готовность применять полученные знания и приобретены опыт творческой деятельности при реакции различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
*Участие в создании театрализованных ии музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ансамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Дети должны:
Знать:
Петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.
Уметь:
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.
Условия и необходимые для работы средства:
· помещение для занятий ;
· ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
· баян;
· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
· видеомагнитофон с видеофильмами;
-компьютер, презентации.
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
- Работа над певческой установкой и дыханием.
(11 часов ) Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
- Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
(11часов) Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
- Работа над дикцией и артикуляцией.(15 часов) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
- Формирование чувства ансамбля.(15 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
5.Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (14часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
музыкальный инструмент (синтезатор), магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5.А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка»,
6. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй.- М., 2000
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/212760/
www.schcola3.znaet.ru/site.xp/049053051.html
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Работа над певческой установкой | 5 |
2 | Музыкальный звук. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 8 |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией | 7 |
4 | Формирование чувства ансамбля. | 8 |
5 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой | 5 |
Итого: | 33 |
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | К-во часов по программе | К-во часов по планиров | Дата проведения |
Работа над певческой установкой | ||||
1 | Первое знакомство с музыкальными инструментами | 1 | 1 | |
2 | Поющие музыкальные инструменты | 1 | 1 | |
3 | Самые громкие - самые тихие звуки | 1 | 1 | |
4 | Термины: пиано, форте | 1 | 1 | |
5 | Музыкальное настроение | 1 | 1 | |
Музыкальный звук. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||||
6 | Здравствуйте, новые нотки! | 1 | 1 | |
7 | Разучивание гаммы | 1 | 1 | |
8 | Нотки шагают | 1 | 1 | |
9 | Проговаривание нот | 1 | 1 | |
10 | Нотки шагают и поют | 1 | 1 | |
11 | Пение по номам | 1 | 1 | |
12 | Нотный хоровод | 1 | 1 | |
13 | Разучивание песни о нотах | 1 | 1 | |
Работа над дикцией и артикуляцией | ||||
14 | Игрушки-музыканты | 1 | 1 | |
15 | Поющие игрушки | 1 | 1 | |
16 | Музыкальные полеты | 1 | ||
17 | Музыкальные игры | 1 | 1 | |
18 | Кем быть? | 1 | 1 | |
19 | Профессия «Музыкант» | 1 | 1 | |
20 | Игра на муз инструментах | 1 | 1 | |
Формирование чувства ансамбля. | ||||
21 | Музыка моих соседей | 1 | 1 | |
22 | Музыка далеких стран | 1 | 1 | |
23 | Музыкальный зоопарк | 1 | 1 | |
24 | Секреты маэстро Ключа Скрипичного | 1 | 1 | |
25 | В гостях у гномов | 1 | 1 | |
26 | Музыка танцует на празднике детском | 1 | 1 | |
27 | Летние забавы | 1 | 1 | |
28 | Музыкальный лейтмотив | 1 | 1 | |
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | ||||
29 | Музыкальная фраза | 1 | 1 | |
30 | Музыкальный диалог | 1 | 1 | |
31 | Давай сочиним оперу! | 1 | 1 | |
32 | Моя любимая музыка | 1 | 1 | |
33 | Обобщающее занятие года | 1 | 1 | |
Всего: | 33 | 33 |
Предварительный просмотр:
2 класс
Кружок «Музыкальная мозаика»
Пояснительная записка
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовать багаж знаний, полученных на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусств.
Для успешного художественного развития учащихся надо позаботиться о том, чтобы запас сведений, который приобретается ими на уроках, был позднее востребован и творчески пролонгирован в течение неурочных занятий. Словом, школьники на кружковых занятиях погружаются в музыкальный мир, где они сначала выступают в привычных для себя ролях – как певцы и слушатели. Но вместе с тем, они нарабатывают потенциальную базу самостоятельного творчества – возможность не только исполнять и слушать музыку, но и преобразовывать её исполнение и даже сочинять её. Дети приобщаются к идеалам красоты и гармонии. Тренировать нужный уровень художественного сознания им помогают встречи с подлинными музыкальными шедеврами.
Задачи учителя музыки в этот момент - создание художественной среды, в русле которой учащиеся могли бы общаться с музыкальной классикой, удивляясь и радуясь встрече с ней , открывая в ней всё новые возможности для собственного развития.
Цели:
- Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки.
- Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, уважение к истории, духовным традициям, музыкальной культуре разных народов.
- Развитие восприятия музыки, интереса к музыке, музыкальной деятельности, музыкальной памяти, слуха, певческого голоса, творческих способностей.
- Обогащение знаний о музыкальном искусстве, овладение умениями и навыками в учебно – творческой деятельности.
Задачи:
1.Развивать творческие способности учащихся.
2.Помочь почувствовать и понять самобытную красоту музыки.
3.Через музыку привить любовь к школе, Родине, друзьям.
4.Активно участвовать в жизни школы.
Формы занятий:
Одно из главных условий обучения и развития творчества обучающихся – индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, индивидуальных форм организации на занятии. Кроме того, приготовленные на занятиях музыкальные номера, используются как поздравления (учителю, маме, родным и т. д.) Общественное положение результатов музыкальной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Среди форм занятий есть такие как: музыкальные викторины, игры, беседы, праздники, концерты, развлечения.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут, всего: 70 часов.
Планируемые результаты:
1.Личностные:
*Формирование личного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
*Развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительное отношение к традициям своего народа.
*Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
*Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его ценности, художественном и самобытном разнообразии.
*Приобретение и начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей.
*Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
*Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.
2.Метапредметные.
*Наблюдение за ритмичными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание, понимание их специфики и эстетического многообразия.
*Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)
*Овладение способностью к реализации собственных творческих через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
*Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.
*Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
*Умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
*Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия.
3.Предметные:
*Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различными видами музыкально – творческой деятельности.
*Развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, умение размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека.
*Общие понятия о роли музыки в жизни человека и духовно – нравственном развитии, значение основных закономерностей музыкального искусства.
*Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этической, региональной самобытности музыкального искусства.
*Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности.
*Готовность применять полученные знания и приобретены опыт творческой деятельности при реакции различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
*Участие в создании театрализованных ии музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ансамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Ожидаемые результаты программы:
В течение учебного года обучающие будут принимать участие в общешкольных, районных, областных мероприятиях, показывать художественную самодеятельность:
*День учителя, день Матери, новогодние представления, линейка, посвящённая 23 февраля, 8 марта, 9 мая, 1 июня – день Защиты детей.
*Участие в тематических классных праздниках совместно с родителями: «Здравствуй, осень», «Посвящение в первоклассники», , «Прощание с букварём», «Праздник цифр», «Прощание с первым классом».
К концу года обучающиеся должны:
*Проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
*Проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
*Знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира человека;
решать учебные практические задачи:
*выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
*ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и т. д.)
*различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные способности;
*применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинение и импровизации, художественном движении).
Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС 2014 года и расписанием уроков. В основу построения занятий взято пособие М. А. Давыдовой «Уроки музыки» под редакцией Н. Ф. Виноградовой, сборник программ к комплекту учебников.
Методическое обеспечение:
*Сборник программ к комплекту учебников – М. Витлина – граф, 2013 год – 176 стр.
*Пособие для учителя: М. А. Давыдова «Уроки музыки» - М., «ВАКО», 201ё2 год.
Материально – техническое обеспечение:
- Музыкальный словарь,
- Книги о музыке и композиторах,
- Рабочие тетради,
- Учебники с 1 по 9 класс автор: Алеев,
- Хрестоматии,
- Журналы: «Музыкальный руководитель» и «Искусство».
- Диски с музыкальными произведениями.
- Караоке,
- Минусовки,
- Детские музыкальные инструменты, баян.
- Наглядность, костюмы.
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/212760/
www.schcola3.znaet.ru/site.xp/049053051.html
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
Тематическое планирование (Музыкальная мозаика)
№ | Тема | Часы |
1. | Звуки музыкальные, смешные, печальные. Наш гость - марш | 10 |
2. | Наша гость – песня. Наш гость – танец. Встреча музыкальных жанров. | 8 |
3. | Музыкальная речь | 9 |
4. | Средства музыкальной выразительности | 8 |
Всего: | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Содержание учебного материала | Дата | Факт. |
Звуки музыкальные, смешные и печальные. Наш гость – марш. | |||
1 | Музыка – искусство звуков. | ||
2 | Музыка – искусство звуков. Ритмический диктант. | ||
3 | Игровые моменты: «Угадай – ка» | ||
4 | Игровые моменты: Ритмический диктант | ||
5 | Звуки высокие и низкие | ||
6 | Разучивание попевок | ||
7 | Звуки нашего настроения | ||
8 | Сила звука | ||
9 | Разучивание песен об осени | ||
10 | Наш гость - марш | ||
Наш гость – наша песня. Наш гость – танец. | |||
11 | Признаки жанра. | ||
12 | Характер танцев. | ||
13 | Нотопись. | ||
14 | Хоровод: «Во поле берёза стояла» | ||
15 | Танец под пение песни «Камаринская» | ||
16 | Танец под пение песни «Камаринская» | ||
17 | Знакомство с понятием песня. | ||
18 | Песня «Весёлые путешественники». | ||
Музыкальная речь | |||
19 | Музыкальная речь | ||
20 | Мелодия | ||
21 | Регистр | ||
22 | Тембр | ||
23 | Музыкальная сказка «Снегурочка» | ||
24 | Инсценирование музыкальной сказки «Снегурочка» | ||
25 | Музыкально – выразительные средства. Форма | ||
26 | Музыкально – выразительные средства. Мелодия, песня | ||
27 | Музыкальная речь | ||
Средства музыкальной выразительности | |||
28 | Динамика | ||
29 | Посещение Д К. | ||
30 | Праздник : «Музыкальная мозаика» | ||
31 | Подготовка к празднику: «День Победы» | ||
32 | Праздник «День Победы» | ||
33 | Разучивание песен ко Дню Защиты Детей | ||
34 | Праздник: «День Защиты Детей» | ||
35 | Концерт художественной самодеятельности: «Да, здравствуют, каникулы!!!» |
| |
Итого: 35 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
ПРОГРАММА КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...
Программа кружка «Азбука добрых дел» (программа "Школа России")
Программа кружка «Азбука добрых дел»...
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...