Программа кружков
рабочая программа по музыке на тему

Программа кружков для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_notki_4_klass.docx34.12 КБ
Файл domisolka_1_klass.docx35.92 КБ
Файл muzykalnaya_mozaika_2_klass.docx27.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка. Весёлые нотки.  

4 класс

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»

В.Г. Белинский.

      В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии. Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки,вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.

       Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.

      Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

      Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:

секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.

Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».

Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.

Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки;

формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;

Задачи:

· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;

· воспитание желания и потребности музыкальной классики;

· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;

· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;

· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;

· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;

· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.

Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:

1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.

2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.

3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.

Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.

Методы обучения:

1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его болееобразным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Условия и необходимые для работы средства:

· помещение для занятий;

· ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);

· баян;

· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);

· видеомагнитофон с видеофильмами;

 -компьютер, презентации.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

*Формирование личного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

*Развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и                       сопереживания, уважительное отношение к традициям своего народа.

*Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

*Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его ценности,    художественном и самобытном разнообразии.

*Приобретение и начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей.

*Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

*Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

2.Метапредметные.

*Наблюдение за ритмичными явлениями жизни и искусства в учебной  и внеурочной деятельности, понимание, понимание их специфики и эстетического многообразия.

*Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)

*Овладение способностью к реализации собственных творческих через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

*Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

*Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.

*Умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

*Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия.

3.Предметные:

*Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различными видами музыкально – творческой деятельности.

*Развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, умение размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека.

*Общие понятия о роли музыки в жизни человека и духовно – нравственном развитии, значение основных закономерностей музыкального искусства.

*Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этической, региональной самобытности музыкального искусства.

*Использование  элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности.

*Готовность применять полученные знания и приобретены опыт творческой деятельности при реакции различных проектов для организации содержательного  культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

*Участие в создании театрализованных ии музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ансамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Желаемый результат:

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.

Построение работы определяется в несколько этапов:

1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.

2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики

3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.

4. Приобщение детей к концертной деятельности.

5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.

6. Использование элементов ритмики, как одного из способов музыкальной деятельности.

7. Развитие творческих способностей обучающихся.  

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Слушание музыки

25

2

Вокально-хоровая работа

24

3

Пластическое интонирование

21

Итого:

70

Календарно – тематический план

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Слушание музыки

1-2

«Как зародилась музыка?»

2

3-4

«Голосовые игры»

2

5-6

«Сказка о музыкальных капельках»

2

7-8

Легенда о «Трёх китах»

2

9-10

«Голосовые игры»

2

11 -12

«Здравствуй, Осень»

2

13 - 14

Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка»

2

15-16

Пластическое интонирование. « К нам гости пришли»

2

17-18

«Осенние забавы»

2

19-20

«Весёлые нотки»

2

21-22

«Голосовые игры»

2

23

«Музыкальные инструменты»

          1

25

Игра на маракасе

1

26

Игра на румбе

1

Вокально-хоровая работа

27-28

«Зачем у флейты дырочка?»

2

29-30

Разыграй песню. «Раз морозною зимой»

2

31-32

Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка»

2

33-34

«Зимние забавы»

2

35-36

П.И Чайковский «Детский альбом»

2

37-38

Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков»

2

39-40

«Голосовые игры»

2

41-42

«Болезнь куклы»

2

43-44

«Новая кукла»

2

45-46

Музыкальные портреты. «Три подружки»

2

47-48

Разыграй песню «Антошка»

2

49-50

Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга»

2

Пластическое интонирование

51-52

«Голосовые игры»

2

53-54

«Весенние забавы»

2

55

Проводы весны

1

56-57

П.И Чайковский «Песня жаворонка»

2

58-59

«Голосовые игры»

2

60-61

Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик»

2

62-63

«Путешествие по музыкальной лесенке»

2

64

Инсценирование песен

1

65-66

Разыграй песню «Львёнок и черепаха»

2

67

«Голосовые игры»

1

68

«Здравствуй, лето!»

1

69

1 июня – День защиты детей

1

70

Концерт, ура, Каникулы!

1

Итого:

70 час.

Литература.

  1. Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  3. Курушина Т.А. Творческое развитие учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Кудряшов А.В. Песни для детей: Настольная книга музыкального руководителя.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
  7. Поплянова Е.М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  8. Смешной человечек на крыше живет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – (Лучшие песни для детей).
  9. Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха: Учеб. пособие по сольфеджио для детских муз. школ и детских школ искусств. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Б-ка детской музыкальной школы).

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/212760/

www.schcola3.znaet.ru/site.xp/049053051.html

http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

http://www.notomania.ru/view.php?id=207

http://notes.tarakanov.net/

        



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности младших школьников

художественно-эстетического цикла

«Домисолька» (1 класс)

Пояснительная записка

           Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки,вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся.      Адаптированная программа вокального кружка  «Домисолька» разработана  на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса» ; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей».

             Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.

           Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.

          Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений

Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально – хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Основные задачи:

- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-

 хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.

Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.

  Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха.

3.Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.

4. Выработка подвижности голоса. 

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

          5Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

6. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений.

7. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию.

 В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Особенности набора детей:

         наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

Режим занятий.

Общее количество часов в год –66 часов.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Прогнозируемые результаты

1.Личностные:

*Формирование личного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

*Развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и  сопереживания, уважительное отношение к традициям своего народа.

*Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

*Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его ценности,    художественном и самобытном разнообразии.

*Приобретение и начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей.

*Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)  музицирования.

*Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

2.Метапредметные.

*Наблюдение за ритмичными явлениями жизни и искусства в учебной  и внеурочной деятельности, понимание, понимание их специфики и эстетического многообразия.

*Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)

*Овладение способностью к реализации собственных творческих через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

*Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

*Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.

*Умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

*Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия.

3.Предметные:

*Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различными видами музыкально – творческой деятельности.

*Развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, умение размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека.

*Общие понятия о роли музыки в жизни человека и духовно – нравственном развитии, значение основных закономерностей музыкального искусства.

*Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этической, региональной самобытности музыкального искусства.

*Использование  элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности.

*Готовность применять полученные знания и приобретены опыт творческой деятельности при реакции различных проектов для организации содержательного  культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

*Участие в создании театрализованных ии музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ансамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Дети должны:

Знать:  

Петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.

Уметь:

 Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.

Условия и необходимые для работы средства:

· помещение для занятий ;

· ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);

· баян;

· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);

· видеомагнитофон с видеофильмами;

 -компьютер, презентации.

Содержание программы

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

(11 часов ) Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

(11часов) Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией.(15 часов) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
  2. Формирование чувства ансамбля.(15 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

5.Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (14часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Методическое обеспечение программы.

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

музыкальный инструмент (синтезатор),  магнитофон,  аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу.

Основные способы  и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы        занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.

Используемая литература:

1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д.,   «Музыкально-певческое  воспитание  детей», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5.А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка»,

6. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй.- М., 2000

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/212760/

 www.schcola3.znaet.ru/site.xp/049053051.html

http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

http://www.notomania.ru/view.php?id=207

http://notes.tarakanov.net/

        

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Работа над певческой установкой

5

2

Музыкальный звук.  Работа над  звуковедением и чистотой интонирования.

8

3

Работа над дикцией и артикуляцией

7

4

Формирование чувства ансамбля.

8

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой

5

Итого:

33

Календарно- тематическое  планирование

№п/п

Тема

К-во часов по программе

К-во часов по планиров

Дата проведения

Работа над певческой установкой

1

Первое знакомство с музыкальными инструментами

1

1

2

Поющие музыкальные инструменты

1

1

3

Самые громкие - самые тихие звуки

1

1

4

Термины: пиано, форте

1

1

5

Музыкальное настроение

1

1

Музыкальный звук.  Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

6

Здравствуйте, новые нотки!

1

1

7

Разучивание гаммы

1

1

8

Нотки шагают

1

1

9

Проговаривание нот

1

1

10

Нотки шагают и поют

1

1

11

Пение по номам

1

1

12

Нотный хоровод

1

1

13

Разучивание песни о нотах

1

1

Работа над дикцией и артикуляцией

14

Игрушки-музыканты

1

1

15

Поющие игрушки

1

1

16

Музыкальные полеты

1

17

Музыкальные игры

1

1

18

Кем быть?

1

1

19

Профессия «Музыкант»

1

1

20

Игра на муз инструментах

1

1

Формирование чувства ансамбля.

21

Музыка моих соседей

1

1

22

Музыка далеких стран

1

1

23

Музыкальный зоопарк

1

1

24

Секреты маэстро Ключа Скрипичного

1

1

25

В гостях у гномов

1

1

26

Музыка танцует на празднике детском

1

1

27

Летние забавы

1

1

28

Музыкальный лейтмотив

1

1

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

29

Музыкальная фраза

1

1

30

Музыкальный диалог

1

1

31

Давай сочиним оперу!

1

1

32

Моя любимая музыка

1

1

33

Обобщающее занятие года

1

1

Всего:

33

33



Предварительный просмотр:

2 класс

Кружок «Музыкальная мозаика»

Пояснительная записка

Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовать багаж знаний, полученных на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусств.

    Для успешного художественного развития учащихся надо позаботиться о том, чтобы запас сведений, который приобретается ими на уроках, был позднее востребован и творчески пролонгирован в течение неурочных занятий. Словом, школьники на кружковых занятиях погружаются в музыкальный мир, где они сначала выступают в привычных для себя ролях – как певцы и слушатели. Но вместе с тем, они нарабатывают потенциальную базу самостоятельного творчества – возможность не только исполнять и слушать музыку, но и преобразовывать её исполнение и даже сочинять её. Дети приобщаются к идеалам красоты и гармонии. Тренировать нужный уровень художественного сознания им помогают встречи с подлинными музыкальными шедеврами.

Задачи учителя музыки в этот момент  - создание художественной среды, в русле которой учащиеся могли бы общаться с музыкальной классикой, удивляясь и радуясь встрече с ней        , открывая в ней всё новые возможности для собственного развития.

Цели:

  1. Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки.
  2. Воспитание эмоционально – ценностного  отношения к искусству художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, уважение к истории, духовным традициям, музыкальной культуре разных народов.
  3. Развитие восприятия музыки, интереса к музыке, музыкальной деятельности, музыкальной памяти, слуха, певческого голоса, творческих способностей.
  4. Обогащение знаний о музыкальном искусстве, овладение умениями и навыками в учебно – творческой  деятельности.

 

Задачи:

1.Развивать творческие способности учащихся.

2.Помочь почувствовать и понять самобытную красоту музыки.

3.Через музыку привить любовь к школе, Родине, друзьям.

4.Активно участвовать в жизни школы.

                                                                      Формы занятий:

Одно из главных условий обучения и развития творчества обучающихся – индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, индивидуальных форм организации на занятии. Кроме того, приготовленные на занятиях музыкальные номера, используются как поздравления (учителю, маме, родным и т. д.) Общественное положение результатов музыкальной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Среди форм занятий есть такие как: музыкальные викторины, игры, беседы, праздники, концерты, развлечения.

                                                                     

                                                                        Режим занятий:

                            Занятия проводятся 2 раза в неделю  по 40 минут, всего: 70 часов.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

*Формирование личного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

*Развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и                       сопереживания, уважительное отношение к традициям своего народа.

*Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

*Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его ценности,    художественном и самобытном разнообразии.

*Приобретение и начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей.

*Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

*Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

2.Метапредметные.

*Наблюдение за ритмичными явлениями жизни и искусства в учебной  и внеурочной деятельности, понимание, понимание их специфики и эстетического многообразия.

*Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)

*Овладение способностью к реализации собственных творческих через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

*Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

*Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.

*Умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

*Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия.

3.Предметные:

*Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различными видами музыкально – творческой деятельности.

*Развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, умение размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека.

*Общие понятия о роли музыки в жизни человека и духовно – нравственном развитии, значение основных закономерностей музыкального искусства.

*Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этической, региональной самобытности музыкального искусства.

*Использование  элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности.

*Готовность применять полученные знания и приобретены опыт творческой деятельности при реакции различных проектов для организации содержательного  культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

*Участие в создании театрализованных ии музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ансамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Ожидаемые результаты программы:

В течение учебного года обучающие будут принимать участие в общешкольных, районных, областных мероприятиях, показывать художественную самодеятельность:

*День учителя,  день Матери, новогодние представления,  линейка, посвящённая 23 февраля, 8 марта, 9 мая, 1 июня – день Защиты детей.

*Участие в тематических классных праздниках совместно с родителями: «Здравствуй, осень», «Посвящение в первоклассники», , «Прощание с букварём», «Праздник цифр», «Прощание с первым классом».

К концу года обучающиеся должны:

*Проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;

*Проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

*Знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира человека;

решать учебные практические задачи:

*выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

*ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и т. д.)

*различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные способности;

*применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинение и импровизации, художественном движении).

Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС 2014 года и расписанием уроков. В основу построения занятий взято пособие М. А. Давыдовой «Уроки музыки» под редакцией Н. Ф. Виноградовой, сборник программ к комплекту учебников.

Методическое обеспечение:

*Сборник программ к комплекту учебников – М. Витлина – граф, 2013 год – 176 стр.

*Пособие для учителя: М. А. Давыдова «Уроки музыки» - М., «ВАКО», 201ё2 год.

Материально – техническое обеспечение:

  • Музыкальный словарь,
  • Книги о музыке и композиторах,
  • Рабочие тетради,
  • Учебники с 1 по 9 класс автор: Алеев,
  • Хрестоматии,
  • Журналы: «Музыкальный руководитель»  и «Искусство».
  • Диски с музыкальными произведениями.
  • Караоке,
  • Минусовки,
  • Детские музыкальные инструменты, баян.
  • Наглядность, костюмы.

                                                                      Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/212760/

                                                      www.schcola3.znaet.ru/site.xp/049053051.html

http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

http://www.notomania.ru/view.php?id=207

http://notes.tarakanov.net/

                                  Тематическое планирование (Музыкальная мозаика)

Тема

Часы

1.

Звуки музыкальные, смешные, печальные. Наш гость - марш

10

2.

Наша гость – песня.  Наш гость – танец. Встреча музыкальных жанров.

8

3.

Музыкальная речь

9

4.

Средства музыкальной выразительности

8

Всего:

35

                                                           Календарно – тематическое планирование

Содержание учебного материала

Дата

Факт.

Звуки музыкальные, смешные и печальные. Наш гость – марш.

1

Музыка – искусство звуков.

2

Музыка – искусство звуков. Ритмический диктант.

3

Игровые моменты: «Угадай – ка»

4

Игровые моменты:  Ритмический диктант

5

Звуки высокие и низкие

6

Разучивание попевок

7

Звуки нашего настроения

8

Сила звука

9

Разучивание песен об осени

10

Наш гость - марш

Наш гость – наша песня. Наш гость – танец.

11

Признаки жанра.

12

Характер танцев.

13

Нотопись.

14

Хоровод: «Во поле берёза стояла»

15

Танец под пение песни «Камаринская»

16

Танец под пение песни «Камаринская»

17

Знакомство с понятием песня.

18

Песня «Весёлые путешественники».

Музыкальная речь

19

Музыкальная речь

   20

Мелодия

21

Регистр

22

Тембр

23

Музыкальная сказка «Снегурочка»

24

Инсценирование  музыкальной сказки «Снегурочка»

25

Музыкально – выразительные средства. Форма

26

Музыкально – выразительные средства. Мелодия, песня

27

Музыкальная речь

Средства музыкальной выразительности

28

Динамика

29

Посещение Д К.

30

Праздник : «Музыкальная мозаика»

31

Подготовка к празднику: «День Победы»

32

Праздник «День Победы»

33

Разучивание песен ко Дню Защиты Детей

34

Праздник: «День Защиты Детей»

35

Концерт художественной самодеятельности:

 «Да, здравствуют, каникулы!!!»

       

Итого: 35 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год

ПРОГРАММА  КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ  ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...