Урок музыки во 2 классе "Картинки с выставки"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Лужецкая Ольга Евгеньевна

Урок музыки во 2 классе "Картинки с выставки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_luzhetskaya_musorgskiy.doc99.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                      МБОУ « Гимназия №17»

2011 – 2012 учебный год

2 класс

IV четверть

Урок № 27                                                                                                                         Дата 25.04.2012г.

ТЕМА УРОКА:   «Картинки с выставки».

ЦЕЛЬ УРОКА: способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определенных интонаций.

.

Задачи урока:

  • помочь формированию умения анализировать музыкальное произведение, проводить ассоциации музыки с цветом и рисунком;
  • углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи;
  • способствовать развитию ассоциативного мышления, цветового восприятия музыки, расширению кругозора, развитию музыкальной памяти, образного и чувственного мышления;
  • содействовать воспитанию чуткого отношения к живому, умению отличить истинные ценности, эстетическому развитию учащихся.
  • Познакомить с творчеством композитора М.П. Мусоргского.
  • Работать над эмоциональным исполнением песни.

Оборудование: 

  • Презентация к уроку. Портреты Мусоргского и Гартмана, Картины.
  • Мультфильм «Картинки с выставки»
  • Мп3 файлы   “Картинки с выставки”:
  • Проектор; компьютер.  
  • фортепиано.
  • цветные карандаши.

Музыкальный материал: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Сказки гуляют по свету», Песенка Бабы Яги, Волшебная музыка.

Методы: ассоциативный поиск, беседа, рассказ, сравнение, анализ, вывод.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: заочная экскурсия.

Структура урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Проверка ДЗ
  3. Вокально-хоровая работа.
  4. Введение в тему урока.
  5. Углубление в тему.
  6. Просмотр мультфильма.
  7. Итог.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Вход в класс под музыку М.П. Мусоргского «Прогулка»

Ребята, вы зашли в класс под музыку Мусоргского «Прогулка», с которой мы знакомились в первом классе

2. Музыкальное приветствие.

 

Учитель:    «Здравствуйте ребята, как вас всех зовут?»

Учащиеся: Каждый пропевает свое имя.

Учитель:  Я хочу вас познакомить с нашими гостями (пропевает имена гостей)

Учитель:   Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти

                  рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе

                  со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии и

                  улыбнитесь. Вот теперь вы спокойны, добры, и ласковы.

                  Присаживайтесь, пожалуйста.

II. Проверка ДЗ

Учитель:   Скажите, с каким композитором мы познакомились на прошлом уроке? А чтобы освежить вашу память давайте сейчас с вами поиграем в игру «Угадай-ка», я буду задавать вам вопросы, вы будете находить правильные ответы. ( Тест в виде презентации )

А с какой песней мы познакомились на прошлом уроке?        

Ученики:  С песней «Сказки гуляют по свету».

Учитель: Да, именно в сказку мы сегодня с вами и попадем, но прежде чем туда попасть, нужно  выполнить три задания.

III Вокально-хоровая работа.

  1. Упражнения на дыхание. (Задувание свечи)
  2. Упражнение на развитие артикуляционного аппарата. (
  3. Ручные знаки.

Учитель: Ну что ж, с заданиями вы справились, теперь  давайте вместе со мной вспомним мелодию этой песни. Попробуйте исполнить ее так, чтобы сказка нас услышала, а как это нужно сделать?

Ученики: красиво, нежно, трогательно, проникновенно, сказочно.

(учитель и дети исполняют песню)

IV. Введение в тему урока.

(звучит Волшебная музыка)

Учитель: Кажется Сказка нас услышала.  (достает коробочку ). Вам интересно что лежит внутри этой волшебной коробочки? (Открывает крышку, показывает мягкую подстилку). Смотрите, как  позаботились о том, чтобы это сохранилось. Давайте прислушаемся, что же здесь, какое оно.

Слушание «Балет невылупившихся птенцов»

Учитель: А какое оно то, что в коробке?

Ребята, что вам нарисовала музыка? ( слайд : Что рисует музыка?)

Ученики: Оно веселое, маленькое, смешное, трогательное, хрупкое…

Учитель: А если бы вы были художниками, каким цветом бы вы нарисовали того, кто здесь лежит?

Ученики: Теплыми цветами.

Учитель: Может быть кто-то догадался кто здесь? А как ты это понял Тогда отгадайте загадку:

                 

                  Был белый дом,

                  Чудесный дом.

                  И что-то застучало в нем.

                  И он разбился, и оттуда

                  Живое выбежало чудо, —

                  Такое теплое, такое —

                   Пушистое и золотое

Ученики:  цыпленок!

Учитель: Молодцы, а как вы думаете, что делают цыплята под эту музыку? Покажите. ( Звучит фрагмент пьесы) Как бы вы назвали это произведение? А композитор назвал это произведение «Балет невылупившихся птенцов».

(Звучат первые такты пьесы «Баба Яга») Ребята, кто-то к нам стучится, как вы думаете, кто? Какой он тот, кто за дверью. мы ведь совсем забыли что в сказках всегда есть и отрицательные герои.

(влетает БЯ на метле и поет)

Б.Я. : А я Баба Яга, костяная нога,

          Я по лесу лечу, всех поссорить хочу.

          Я метлой-помелом, размету все кругом,

          Чтобы был дикий лес полон всяких чудес!

Ну что, испугались?

Учитель: Ребята, вы испугались?

Ученики: Нет

Учитель: Нет, Б.Я. мы тебя не боимся, да и песенка у тебя совсем не страшная страшная.

Б.Я.: Тогда послушайте вот эту.

Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках».

Б.Я.: Ну что, притихли,  испугались? Что же вы теперь услышали и увидели?

Ученики: Музыка страшная, злобная, темная, угрожающая.

 Учитель: Ну не волнуйтесь, ребята, мы ведь с вами знаем, что в сказках добро всегда побеждает зло.

Б.Я. Не тут то было, я вашего цыпленочка одной левой!        

Учитель: Ребята, я знаю что нам нужно делать, мы сейчас Б.Я. отправим назад домой, в лес. Но как же нам это сделать? Давайте мы его с вами построим. А для этого произнесем волшебные слова: «Ничего не бойся, волшебный лес постройся!»

       

Ребята выходят на середину классной комнаты и начинают «строить» лес под музыку второй части «Избушки на курьих ножках», изображая деревья.

Учитель: А какие же деревья в дремучем лесу – ровные, стройные?

Ученики: Корявые, страшные!

Учитель: Верно. Вот вы и покажите мне это так, чтобы по вашим позам, лицам, движениям это стало понятно, и тогда Б.Я. захочется к себе домой.

Дети начинают более осмысленно изображать деревья в лесу, при этом пластическое «интонирование» не хаотично, движения образно связаны с музыкой.

Б.Я. Где же моя избушечка на курьих ножечках, надоело мне у вас, домой хочу. (Улетает)

Учитель: Молодцы, отлично справились с заданием, теперь наш цыпленок в безопасности. Скажите, а эту музыку как бы вы назвали? А какими бы красками нарисовали если бы были художниками? Поднимите карандаши этих цветов.

V Углубление в тему

Учитель: Кто такие художники?

Ученики: Художники - это люди, которые с помощью красок рассказывают нам обо всём, что

                нас окружает.

Учитель:  А кто такие композиторы?

Ученики:  Композиторы – это люди, которые с помощью звуков помогают нам увидеть всё

                  окружающее.

Учитель: А есть ли общее между художниками и композиторами?

Ученики: Их объединяет то, что через искусство они вводят нас в мир прекрасного.

Учитель: Правильно ребята! И художники, и композиторы изображают нам не только

                 внешнее окружение, но и выражают внутреннее состояние.

                 

Учитель: А что различает их?

Ученики: То, что композиторы выражают свои чувства и впечатления через звуки музыки, а

                 художники через цвета красок.  

Учитель: Мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе.   Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства. Давайте вспомним,

                 - Какие бывают звуки?

  Тихие, громкие, длинные, короткие, низкие, высокие и т. д.

- Какие цвета вы знаете?

Ученики:   Основные - красный, жёлтый, синий

  Составные – цвета, получаемые попарным смешиванием основных цветов (оранжевый, зелёный, фиолетовый)

  Тёплые – жёлтый, оранжевый, красный, жёлто-зелёный;

  Холодные – синий, голубой, фиолетовый, зелёный;

  светлые, тёмные, яркие, тусклые, прозрачные, мрачные и т. д.

  1. Игра- тест «Палитра».

Учитель:  Сейчас поиграем в игру.

                  Мы будем слушать отрывки из разных музыкальных пр-ний, а вы будете определять хар-р, а потом  вы должны будете показать цвет который

                  соответствует этому характеру. (это могут быть заранее приготовленные цветные

                  карандаши или полоски цветной бумаги)

                                             Во время показа дети дают объяснение выбранного цвета.

Мужественно

Празднично

Грозно

Шутливо

Ярко

Спокойно,

Раздражённо

Красный

Красный, зелёный, голубой, жёлтый, оранжевый и все яркие цвета.

Чёрный, тёмно синий, серый – тёмные цвета.

Жёлтый, салатновый, оранжевый.

Красный, светло зелёный,

Зелёный, белый, розовый.

Алый.

 Учитель: Ну что ж, вы хорошо справились с заданием, и теперь

                  самое время отправиться на выставку, которая состоит из работ художника  

                  Виктора Александровича Гартмана. (портрет) А вот его творчество:

Учитель показывает презентацию, на которой находятся три картинки:

«Городские ворота в Киеве», «Эскиз костюмов для балета «Трильби», «Избушка на курьих ножках»

Учитель: Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Нередко музыканты опираются на какие-то совершенно определенные произведения изобразительного искусства, и под впечатлением от увиденного создают музыкальные произведения. Так произошло и с композитором Мусоргским (портрет). Посетив посмертную выставку своего друга-художника В.А. Гартмана, Мусоргский за 3 недели создал в память о нём свою знаменитую сюиту «Картинки с выставки», в которой через музыку запечатлел некоторые увиденные картины, их было 10. А два произведения мы уже с вами послушали, как вы думаете, какая картина вдохновила Мусоргского на написание «Избушки на курьих ножках», а какая на «Балет невылупившихся цыплят»

Итак, композитор Мусоргский создаёт сюиту «Картинки с выставки».

 

«Сюита» - это французское слово и переводится оно как «последовательность», т.е. собрание небольших пьес, следующих одна за другой.

Учитель: А под впечатление музыки Мусоргского, современные художники-мультипликаторы создали мультфильм, давайте его посмотрим.

VI Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»

Вот так увидели музыку Мусоргского мультипликаторы, а как вы ее видите, это вы нарисуете дома.

Мы познакомились сегодня не со всеми пьесами, а только с двумя, какими? Но как вы уже узнали, пьес в сюите 10, и мы с вами обязательно когда-нибудь их еще послушаем.

VII Итог урока.

  1. Вывод.

Учитель: .

               

                  - Можем ли мы увидеть музыку?

                   - А что может музыка изобразить?

                  2. Творческое задание на дом:

                      Нарисовать иллюстрации к любой понравившейся «музыкальной картинке»

                      Мусоргского.

                  3.   Оценивание.

Учитель:   На этом наш урок закончен.

                                                                         Музыкальное прощание.

   - Прозвенел звонок – кончился урок. До свидания!

Ученики:   До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"

Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

конспект урока музыки 3 класс тема: М.П.Мусоргский " Картинки с выставки"

дать определение термину «сюита»; познакомить с творчеством М. П. Мусоргского; показать на примере пьесы «Картинки с выставки» переосмысление композитором художественного образа в музыкальном произвед...

Презентация к уроку музыки во 2 классе " Картинки с выставки"

Презентация к уроку музыки  во 2 классе " Картинки с выставки"...

Тест к уроку музыке "Картинки с выставки"

учебник "Музыка" Е. Д. Критская...

Конспект урока музыки для 2 класса по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной "Фортепианная сюита М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"

Этот урок был составлен на основе программы по музыке Критской, Сергеевой, Шмагиной для 2 класса. В уроке учтены многие виды деятельности: пение, пластическая импровизация, слушание музыки, тестовое з...

Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак "Картинки с выставки"

Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак "Картинки с выставки"...