Методическая разработка плана - конспекта занятия по фортепиано на тему "Интонация - как элемент музыкального образа"
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему

Никитина Юлия Анатольевна

Методическая разработка плана - конспекта занятия по фортепиано на тему "Интонация - как  элемент музыкального образа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_zanyatiya_intonatsiya.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План – конспект

индивидуального  занятия по фортепиано

на тему «Интонация – как  элемент музыкального образа»

Ю.А.Никитина, педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Выборгского района Санкт - Петербурга

Программа дополнительного образования детей: «Игра на фортепиано».

Срок обучения : 3 года

Раздел: работа над репертуаром.

Тип занятия: индивидуальное, с обучающимся 1 –го года.

Тема: « Интонация - как элемент музыкального образа».

Цель: ознакомление обучающегося с понятием музыкальная интонация.

Задачи:

-обучающие:

1) формирование правильного воспроизведения знаний на практике;

-воспитательные:

1)способствование общекультурному развитию,

2)воспитание личностных качеств – воли и терпения;

-развивающие:

1)развитие свободного владения игровым аппаратом;

2)развития внимания и памяти,

3)развитие музыкального слуха;

-охрана здоровья:

1)снятие зажимов,

2)правильное воспроизведение игровых движений.

Ход занятия

I.Организационный момент. Сообщение темы занятия и постановка учебной задачи.

II.Основная часть. Обсуждение с учеником, что такое интонация в живописи, литературе, музыке.

«Интонация» - в переводе с латинского означает - пение.

В живописи она проявляется в виде цвета, тона, красок и их сочетания.

В литературе  можно фразу произнести с разной интонацией, ударениями.

Ученику предлагается прочесть  четверостишие с разной интонацией: повествовательной, вопросительной и восклицательной.

От этого меняется смысл предложения.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет?

Наша Таня громко плачет!

Какая интонация была в первом предложении, втором, третьем?

А затем прочитать  это четверостишие с ударением на разные слова:

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

Здесь следует обратить внимание ученика на то, что выделение того или иного слова меняет смысловые акценты в предложении.

Музыкальное развитие, его законы и логика сродни литературным. Речь и музыка имеют общее содержание, образ. Мелодия стремится приблизиться к вокальной и разговорной  речи.  Музыкальная интонация – это

осмысленное, правильное пропевание звуков на инструменте, элемент (часть) музыкальной речи.

Интонация складывается из сплава средств музыкальной выразительности.

Педагог: «Вспомни, какие средства музыкальной выразительности ты знаешь?»

Ученик: «Штрихи, динамика, фразировка, темп, ритм».

     

III.Игра педагога на фортепиано пьесы Д. Штейбельта «Адажио».

Педагог: «Какой характер пьесы?»

Ученик: «Печальный, напевный»

Педагог: « О чем тебе рассказала эта музыка? Опиши мелодию»

Ученик: «Плавная, напевная, задумчивая»

Педагог: «Как ты думаешь, что помогает ей быть такой плавной, певучей?»

Ученик: «Средства музыкальной выразительности: темп - медленный, игра штрихом легато, минорный лад, плавный ритмический рисунок).

Педагог: «Какую интонацию вначале пьесы  мы слышим?»

Ученик: «Интонацию вздохов, жалобную интонацию»

Педагог: «Правильно, она получается за счет нисходящей мелодической линии»

Существуют различные приемы звукоизвлечения. В данном случае пальцы мягко «переступают». Один звук переливается в другой.

    IV.Физкультминутка.

Упражнения для освобождения игрового аппарата:

  • Винт (вращение из стороны в сторону)
  • Мельница (вращение руками вперед и назад)
  • Заводная кукла (постепенное расслабление кистей, рук, корпуса)

V.Разбор учеником  отдельно каждой рукой пьесы Д. Штейбельта «Адажио».

Обращение внимания на игру «тяжелой» рукой, весом, сохраняя плавность движения, так, чтобы достигалась глубина звучания и связность. Акцентирование внимания на точность аппликатуры, штрихов и фразировки, которая помогает передать интонацию вздохов (два звука под лигой). При работе над мелодией можно добавить подтекстовку и пропеть со словами музыкальные фразы для лучшего понимания смысла музыкальной интонации.

VI.Подведение итогов. Информация о  домашнем задании. Рефлексия ученика.

Список использованной литературы.

1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Москва.: Издательство “Советский композитор”, 1987

2. Смирнова Т.И. «Фортепиано. Интенсивный курс»: пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. - М.: Издательство ЦСДК,1994,56 с.

3.Милич Б. Воспитание ученика - пианиста.- М.: Кифара, 2002

4.Геталова О. Визная И. В музыку с радостью. – Санкт-Петербург: Композитор, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на ...

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Методическая разработка плана-конспекта занятия «Игровой подход в изучении темы «Средства музыкальной выразительности»

Данная работа представляет собой план - конспект занятия по предмету сольфеджио, или музыкальная литература в учреждениях дополнительного образования для учащихся 1 года обучения. Занятие является обо...