Тематическое планирование по музыке 5-8 классы (Науменко, Алеев)
рабочая программа по музыке на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак:
«Музыка. Рабочая программа 5-9 классы»-М.Дрофа 2013.с 225.,и в соответствии с базисным учебным планом 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта :
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 6 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 7 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 8 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 9 кл. - М.: Дрофа, 2013.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки зем
— практике применения информационно-коммуникационных технологий;
способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе ля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
— развивать интеллектуальный потенциал;
— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческойприобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Усиление интегративного характера курса в 8—9 классах потребовало реализации в программе следующих задач:
— овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;
Обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vinogradova_t.p._rabochaya_programma_po_muzyke_5-8_klassy_naumenko_aleev.docx | 155.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета « Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак:
«Музыка. Рабочая программа 5-9 классы»-М.Дрофа 2013.с 225.,и в соответствии с базисным учебным планом 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта :
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 6 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 7 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 8 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 9 кл. - М.: Дрофа, 2013.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки зем
- практике применения информационно-коммуникационных технологий;
способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе ля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческойприобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Усиление интегративного характера курса в 8—9 классах потребовало реализации в программе следующих задач:
- овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;
Обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства
Общая характеристика учебного предмета
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1—4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов — Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Грод- зенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5—9 классов.
Другие отличительные особенности программы отразились:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства1;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
- в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Формы контроля
Формы проверки по теме или разделу зависят от усвоенного обучающимися материала и могут варьироваться в зависимости от ситуации. Это может быть:
- фронтальный опрос,
- контрольная викторина,
- тесты по музыкальному и теоретическому материалу,
- устные выступления учащихся,
- участие их в концертах и театральных постановках,
- сочинения и рефераты.
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Методы проверки и оценки знаний: устный опрос, контрольные работы (тесты, викторины, презентации)
Нормой освоения является оценка «3».
Место курса в учебном плане
Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5— 9 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5—7 классах из расчета не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе), «Искусство» в 8—9 классах из расчета не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
5 КЛАСС
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музы ки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
6 КЛАСС
В области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
- умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
7 КЛАСС
В области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
- умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
- умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
- умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
- осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
8 КЛАСС
В области личностных результатов:
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
- обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
- инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
- наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
- творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
- умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
- установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
- сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
9 КЛАСС
В области личностных результатов:
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
- обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
- инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
- соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;
- навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
- контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
- творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование
действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
В области предметных результатов:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- понимание художественных явлений действительности в их многообразии;
- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
- овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;
- опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС (34 ч)
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз Истоки.
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня — верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке Живописность искусства.
«Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.
6 КЛАСС (34ч)
Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?
Музыка души.
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство — память человечества.
В чем сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм
«Вначале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия
«Мелодия-душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги.
Фактура
Какой бывает музыкальная фактура.
Пространство фактуры.
Тембры
Тембры — музыкальные краски.
Соло и тутти.
Динамика
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки По законам красоты.
Подводим итоги (обсуждение с учителем).
7 КЛАСС (34ч)
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
О единстве содержания и формы в художественном произведении.
Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр «Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Формула красоты.
8 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»
Музыка «старая» и «новая» (вместо введения).
Настоящая музыка не бывает старой.
О традиции в музыке
Живая сила традиции.
Вечные темы в музыке
Сказочно-мифологические темы
Искусство начинается с мифа.
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
«Благословляю вас, леса…».
Мир человеческих чувств Образы радости в музыке.
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
«Слезы людские, о слезы людские…»
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Два пушкинских образа в музыке.
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
В поисках истины и красоты Мир духовной музыки.
Колокольный звон на Руси.
Рождественская звезда.
От Рождества до Крещения.
«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня.
О современности в музыке Как мы понимаем современность.
Вечные сюжеты.
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония»
О. Мессиана.
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.
Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки.
Диалог времен в музыке А. Шнитке.
«Любовь никогда не перестанет».
Подводим итоги.
9 КЛАСС (35 Ч)
Тема года: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
ЧТО ТАКОЕ «МУЗЫКА СЕГОДНЯ»?
О понятии «современная музыка» (вместо введения). Почему меняется музыка.
Как меняется музыка.
О неизменном в музыке.
Музыкальная среда.
Какая музыка нам нужна.
«Новая» жизнь «старой» музыки.
Современное композиторское творчество.
Виды музыки в современном мире.
Человек в музыке
«Искусство — это твой собственный голос».
Музыка и музицирование.
О любительской музыке.
Авторская песня.
Герой авторской пенсии.
Рок-музыка.
Герой рок-песни.
О разности вкусов.
Новые музыкальные взаимодействия
О музыке «легкой» и «серьезной»: история.
О музыке «легкой» и «серьезной»: современность. Стилевые взаимодействия.
Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.
Зачем мы ходим на концерт.
Музыкальная сцена сегодня.
Выход за пределы сцены.
Музыка — целый мир (вместо заключения).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (35 часов)
Тема года «Музыка и другие виды искусства»
Название раздела(темы) | Основные виды деятельности | |||
1. Музыка рассказывает обо всем (1 ч) |
| |||
ДРЕВНИЙ СОЮЗ (3 ч) | ||||
2. Истоки (1 ч) |
| |||
3. Искусство открывает мир (1 ч) |
| |||
4. Искусства раз- личны, тема еди- на (1 ч) |
| |||
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. СЛОВО И МУЗЫКА (3 ч) | ||||
5. Два великих начала искусства (1ч) |
| |||
6. «Стань музыкою, слово!» (1ч) |
| |||
7. Музыка «дружит» не только с поэзией (1 ч) |
| |||
Песня (3 часа) | ||||
8. Песня — верный спутник человека (1 ч) |
в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей) | |||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) | Урок-обобщение
в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей) | |||
9. Мир русской песни (1ч) |
| |||
10. Песни народов мира (1 ч) |
| |||
РОМАНС (2 ч) | ||||
11. Романса трепетные звуки (1 ч) |
| |||
12.Мир человеческих чувств (1 ч) |
| |||
ХОРОВАЯ МУЗЫКА (2 ч) | ||||
13. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме (1ч) |
| |||
14. Что может изображать хоровая музыка (1ч) |
| |||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) | Урок-обобщение
в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей) | |||
ОПЕРА (2 ч) | ||||
15. Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч) |
| |||
16. Из чего состоит опера(1 ч) |
| |||
БАЛЕТ (2 ч) | ||||
17. Единство музыки и танца (1ч) |
| |||
18. Русские сезоны» в Париже -(1ч) | 1. Исследовать значение изобрази тельного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. .3.Восприни мать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произве дений, в исполнении). 4. Импровизировать, передавая в об- щих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). 5. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произве- дений в изобразительной деятельности |
МУЗЫКА ЗВУЧИТ В ЛИТЕРАТУРЕ (2 ч) | ||||
19. Музыкальность слова (1ч) |
| |||
20. Музыкальные сюжеты в литературе (1 ч) |
| |||
Музыка и изобразительное искусство ОБРАЗЫ ЖИВОПИСИ В МУЗЫКЕ (2 ч) | ||||
21. Живопись искусства (1ч) | 1. Исследовать значение изобрази- тельного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искус- ства. 3. Анализировать многообразие свя- зей музыки, литературы и изобрази- тельного искусства. 4. Понимать характерные особеннос- ти музыкального языка и передавать их в исполнении | |||
22. «Музыка — сестра живописи» (1 ч) | 1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 3. Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения2 музыки и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художест венной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Дневнике музыкальных наблюдений) | |||
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ (1 ч) | ||||
23. Может ли музыка выразить характер человека (1 ч) |
| |||
Пейзаж в музыке (3ч) | ||||
24. Образы приро- ды в творчестве му- зыкантов (1 ч) | 1. Анализировать многообразие свя- зей музыки и изобразительного ис- кусства. 2. Рассуждать об общности и разли- чии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. 3. Самостоятельно подбирать сход- ные поэтические и живописные про- изведения к изучаемой теме. 4. Использовать образовательные ре- сурсы Интернет для поиска художе- ственных произведений к изучаемой теме. 5. Импровизировать, передавая в об- щих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (вокально-танцевальная импровиза- ция) | |||
25. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов (1ч) |
| |||
26. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов (продолжение, 1ч) |
| |||
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» СКАЗОК И БЫЛИН (3 ч) | ||||
27. Волшебная красочность музыкальных сказок (1 ч) |
| |||
28. Сказочные ге- рои в музыке (1ч) |
| |||
29. Тема богаты- рей в музыке (1 ч) |
| |||
МУЗЫКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (2 ч) | ||||
30. Что такое музыкальность в живописи (1ч) |
| |||
31. «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» (1 ч) |
| |||
32 Подводим итоги. | 1. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критери- ев, представленных в учебнике). 2. Понимать специфику деятельнос- ти композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представлен- ных в учебнике). 3. Приводить примеры преобразую- щего влияния музыки (в рамках главной темы года). 4. Владеть специальными музыкаль- ными терминами в пределах изучае- мого курса |
6 класс (35 часов)
Тема года «В чем сила музыки?»
1. « Музыка души » (1 ч) |
| ||
«ТЫСЯЧА МИРОВ» МУЗЫКИ | |||
2. Наш вечный спутник (1ч) | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды | ||
3. Искусство и фантазия (1 ч) |
| ||
4. Искусство — память человечества (1 ч) |
| ||
5. В чем сила музыки (1ч) |
| ||
6. Волшебная сила музыки (1ч) |
| ||
7. Музыка объединяет людей (2 ч) |
| ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) |
(с учетом критериев, представленных в учебнике) | ||
8. Единство музыкального произведения (1 ч) |
| ||
РИТМ (6 ч) | |||
9. «Вначале был ритм» (1 ч) |
| ||
10. О чем расска- зывает музыкаль- ный ритм (2 ч) | 1. Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. | ||
11. Диалог метра и ритма (1 ч) |
| ||
12. От адажио к престо(1 ч) |
| ||
13. От адажио к престо(1ч) |
|
14. «Мелодия — душа музыки» (1ч) |
| ||
15. «Мелодией одной звучат печаль и радость» (1 ч) |
| ||
16. Мелодия «угадывает» нас самих (1ч) |
| ||
ГАРМОНИЯ (4 ч) | |||
17. Что такое гармония в музыке (1 ч) |
| ||
18. Два начала гармонии (1 ч) |
| ||
19. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии (1ч) |
| ||
20. Красочность музыкальной гармонии (1 ч) |
| ||
ПОЛИФОНИЯ (2 ч) | |||
21. Мир образов полифонической музыки (1ч) |
| ||
22. Философия фуги (1 ч) | 1. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубеж- ных композиторов (И. С. Баха). 2. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодикогармони- ческой организации, использованию полифонических приемов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха). 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности | ||
Фактура (2ч) | |||
23. Какой бывает музыкальная фактура (1 ч) | 1. Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. 2. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурно- го воплощения. | ||
24. Пространство фактуры (1ч) |
| ||
ТЕМБРЫ (3 ч) | |||
25. Тембры - музыкальные краски (1ч) |
| ||
26. Соло и тутти (1 ч) |
| ||
27. Соло и тутти (1 ч) |
| ||
ДИНАМИКА (2 ч) | |||
28. Громкость и тишина в музыке (1 ч) |
| ||
29. Тонкая палитра оттенков (1 ч) |
| ||
Чудесная тайна музыки | |||
30. По законам красоты (1 ч) |
| ||
31. По законам красоты (1 ч) |
| ||
32. Подводим итоги | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 5. Понимать выразительные особенности музыкального языка в произ- ведениях разного эмоционального и смыслового содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике для 6 класса) | ||
33. Заключительный урок | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 5. Понимать выразительные особенности музыкального языка в произ- ведениях разного эмоционального и смыслового содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике для 6 класса) | ||
7 КЛАСС (35 часов) Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ
| |||
1. О единстве содержания и фор- мы в художественном произведении (1 ч) |
| ||
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ (3ч) | |||
2. Музыку трудно объяснить словами (1 ч) |
| ||
3. В чем состоит сущность, музыкального содержания (1 ч) |
| ||
4. В чем состоит сущность музыкального содержания (1 ч) |
| ||
КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (4 ч) | |||
5. Музыка, которую можно объяснить словами (1ч) |
| ||
6. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1ч) |
| ||
7. Восточная тема у Н. Римского- Корсакова «Шахерезада» (1ч) |
| ||
8. Когда музыка не нуждается в словах (1 ч) |
| ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) |
Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов академической направленности | ||
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (3 ч) | |||
9. Лирические образы в музыке (1ч) |
| ||
10. Драматические образы в музыке (1ч) | 1. Анализировать особенности воплощения драматических образов в музыке. 2. Анализировать приемы взаимодействия различных образов в драматических произведениях. 3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в драматических произведениях. 4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в драматических произведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем | ||
11. Эпические образы в музыке (1ч) |
| ||
О ЧЕМ «РАССКАЗЫВАЕТ» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР (4 ч) | |||
12. «Память жанра» (1ч) |
| ||
13. Такие разные, песни, танцы, марши (1 ч) | 1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 3. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского) | ||
14. Такие разные, песни, танцы, марши (1 ч) | 1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Дж. Верди) | ||
15. Такие разные, песни, танцы, марши (1 ч) | 1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воп- лощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять круг музыкальных об- разов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. 4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Ф.Шопена) | ||
Форма в музыке | |||
16. «Сюжеты» и «герои» музыкального произведения (1 ч) |
| ||
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА (2 ч) | |||
17. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание (1 ч) |
| ||
18. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание (1 ч) |
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров | ||
19. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (1 ч) |
| ||
20. О роли повторов в музыкальной форме (1ч) |
| ||
21. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»:двухчастная форма (1ч) |
| ||
22. «Ночная серенада Пушкина — Глинки: трехчастная форма (1 ч) |
| ||
23. Многомерность образа: форма рондо (1 ч) |
| ||
24. Многомерность образа: форма рондо (1 ч) |
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике) | ||
25. Образ Великой Отечественной войны в « Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации (1ч) |
| ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) |
| ||
Музыкальная драматургия(7ч) | |||
26. О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии (1 ч) |
| ||
27. Музыкальный порыв (1ч) |
| ||
28. Развитие образов и персонажей в оперной драматургии (1 ч) |
| ||
29. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (1 ч) |
| ||
30. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (1 ч) |
| ||
31. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии (1ч) | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях. 3. Наблюдать за взаимодействием (столкновением) сходных и/или контрастных музыкальных тем. 4. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма). | ||
32. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии (1ч) |
аллегро.
| ||
33. Формула красоты (1ч) |
|
8 КЛАСС (35 часов)
Тема года «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»
1. Музыка «старая» и «новая» (1 ч) |
| ||
2. Настоящая музыка не бывает «старой» (1 ч) |
| ||
О традиции в музыке | |||
3. Живая сила традиции (1 ч) |
(с учетом критериев, представленных в учебнике).
| ||
Вечные темы в музыке СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (6 ч) | |||
4. Искусство начинается с мифа (1 ч) |
| ||
5. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» (1ч) |
| ||
6. Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского (1 ч) |
| ||
7. «Благословляю вас, леса...» (1 ч) | 1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки. 3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка. 6. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма). 7. Понимать характерные черты музыки П. Чайковского | ||
8. «Благословляю вас, леса...» (1 ч) | 1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки. 3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка. 6. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма). 7. Понимать характерные черты музыки П. Чайковского | ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) |
характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).
| ||
МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (10 ч) | |||
9. Образы радости в музыке (1ч) |
| ||
|
| ||
|
| ||
12. «Слезы людские, о слезы людские...» (1ч) |
| ||
13. Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (1ч) |
| ||
14. Два пушкинских образа в музыке (1 ч) |
в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания.
в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей | ||
15. Два пушкинских образа в музыке (1 ч) |
| ||
16. Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» (1 ч) |
| ||
17. Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»(1 ч) |
| ||
18. Мотивы пути и дороги в русском искусстве (1 ч) |
| ||
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ (5 ч) | |||
19. Мир духовной музыки (1ч) |
| ||
20. Колокольный звон на Руси (1ч) |
| ||
21. Рождественская звезда (1ч) | 1. Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 3. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. 4. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого (с учетом критериев, представленных в учебнике) | ||
22. От Рождества до Крещений (1ч) | 1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. 2. Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого. 3. Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 4. Самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме | ||
23. «Светлый Праздник». Православная музыка сегодня (1 ч) |
| ||
О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (9ч) | |||
24. Как мы понимаем современность (1 ч) |
| ||
25. Вечные сюжеты (1 ч) |
| ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) |
| ||
О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (продолжение) | |||
26. Философские образы XX века: «Турангалила- симфония» О. Мессиана (1 ч) |
| ||
27. Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов (1 ч) |
| ||
28. Новые области в музыке XX века (джазовая музыка) (1 ч) | 1. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполните- лей. 2. Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки. 3. Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки. 4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме | ||
29. Лирические страницы советской музыки (1ч) |
| ||
30. Диалог времен в музыке А. Шнитке (1 ч) |
| ||
31. «Любовь никогда не перестанет (1 ч) |
| ||
32. Подводим итоги (1 ч) |
3. Сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей) | ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) |
|
9 КЛАСС (35 Ч)
Тема года: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
1.О понятии «современная музыка» 1ч |
| ||
2. Почему меняется музыка (1ч) |
| ||
3. Как меняется музыка (1 ч) |
| ||
4. О неизменном в музыке (1ч) |
| ||
5. Музыкальная среда (1ч) |
| ||
6. Какая музыка нам нужна (1 ч) |
| ||
7. «Новая» жизнь «старой» музыки (1 ч) |
| ||
8. Современное. композиторское творчество(1 ч) |
| ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) |
| ||
ЧТО ТАКОЕ «МУЗЫКА СЕГОДНЯ» (продолжение) | |||
9. Виды музыки в современном мире (1 ч) |
| ||
|
| ||
ЧЕЛОВЕК В МУЗЫКЕ | |||
11. «Искусство — это твой собственный голос» (1ч) |
| ||
12. Музыка и музицирование (1ч) |
3. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства к изучаемой теме | ||
13. О любительской музыке (1 ч) |
| ||
14. Авторская песня (1ч) |
| ||
15. Герой авторской песни (1ч) |
| ||
16. Рок-музыка (1 ч) |
| ||
17. Рок-музыка (1 ч) |
| ||
18. Герой рок-песни (1 ч) |
| ||
19. Герой рок-песни (1 ч) |
| ||
20.О разности вкусов(1 ч) |
| ||
НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | |||
21. О музыке «легкой» и «серьезной»: история (1 ч) |
| ||
22. О музыке «легкой» и «серьезной»: современность (1 ч) | 1. Исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. 2. Понимать специфику современной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. 3. Воспринимать и сравнивать различные образцы легкой и серьезной музыки. 4. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 5. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и киноискусства | ||
23. О музыке «легкой» и «серьезной»: современность (1 ч) | 1. Исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. 2. Понимать специфику современной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. 3. Воспринимать и сравнивать различные образцы легкой и серьезной музыки. 4. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 5. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и киноискусства | ||
24. Стилевые взаимодействия (1ч) |
| ||
25. Стилевые взаимодействия (1ч) | 1.Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
| ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) | Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ритму и др.) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности | ||
НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (продолжение) | |||
26. Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище (1 ч) |
| ||
27. Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище (1 ч) |
| ||
28. Зачем мы ходим на концерт(1ч) |
| ||
29. Зачем мы ходим на концерт(1ч) |
| ||
30. Музыкальная сцена сегодня (1ч) |
| ||
31. Выход за пределы сцены (1 ч) |
| ||
32. Музыка — целый мир (вместо заключения) (1ч) |
| ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально -технического обеспечения | Коли чество | Примечания |
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | Д | Стандарт по музыке, примерная программа, рабочие программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки |
Примерная программа основного общего образования по музыке | Д | |
Рабочие программы по музыке | Д | |
Хрестоматии с нотным материалом | Д | Для каждого года обучения |
Сборники песен и хоров | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов) |
Наименование объектов и средств материально -технического обеспечения | Коли чество | Примечания |
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) | Д | Пособия могут входить в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества |
Методические журналы по искусству | Д | Федерального значения |
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке | К | При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета |
Рабочие тетради (Дневник музыкальных наблюдений/ размышлений) | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников |
Учебные пособия по электронному музицированию | ф | Для каждого года обучения |
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству | п | Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих |
работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки | ||
Справочные пособия, энциклопедии | Д/п | Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства») |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности | Д | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры | Д | |
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России | Д | |
Портреты композиторов | Д | Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
Портреты исполнителей | Д | |
Наименование объектов и средств материально -технического обеспечения | Коли чество | Примечания |
Атласы музыкальных инструментов | Д | |
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы | Д | |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ | ||
Карточки с признаками характера звучания | К | Комплект |
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | К | Комплект |
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности | К | Комплект |
Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.) | П | Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | ||
Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке | Д/п | Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе на игровую), носить проблемнотематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных |
предметных тем и разделов стандарта. В любом случае, эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля) | ||
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке | Д/п | Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на СD или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения) |
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы | Д/п | Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний |
Наименование объектов и средств материально -технического обеспечения | Коли чество | Примечания |
и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся | ||
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | ДПп | К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций |
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | Д/п | К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ | ||
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке | Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно, в цифровом виде) |
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов | Д | |
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей | Д | |
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей | Д | |
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов | Д | |
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов | Д | |
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов | Д | |
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов | Д | |
Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры | Д | |
Наименование объектов и средств материально -технического обеспечения | Коли чество | Примечания |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль); баян/аккордеон; скрипка; гитара; клавишный синтезатор | Д | Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала Для учителя |
Детские клавишные синтезаторы | К | |
Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта; глокеншпиль/колокольчик; бубен; барабан; треугольник; румба; маракасы; кастаньеты; металлофоны; ксилофоны. Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.). Дирижерская палочка | П | Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель |
Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе) | Д | |
Расходные материалы: нотная бумага: | К | Для оформления музыкально-графических схем |
цветные фломастеры; | Д | |
цветные мелки | Д | |
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) | В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков | |
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля | В комплекте не менее двух электрогитар и ударной установки | |
Персональный компьютер | Д | Для учителя |
Медиапроектор | Д | Для демонстрации электронных образовательных ресурсов |
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений: Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6—7 экз.).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
2. Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия (2 диска) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010.
2. Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия (2 диска) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010
2.Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3.Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия (2 диска) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010.
2.Музыка. 8 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3.Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия (2 диска) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010.
2.Музыка. 9 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3.Музыка. 9 класс. Фонохрестоматия (2 диска) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010.
4.Музыка. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам Т.И. Науменко, В.В. Алеева / М90 сост. Г.П. Попова, Л.В. Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 74с.
5.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль; учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина – 3-е изд. – М: Издательство «Глобус», 2010. – 170 с. 0 (Уроки мастерства).
6.Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л.В. Золина. – 2-е изд., стереотип. – М:Планета, 2010. – 176 с. – (Современная школа)
Литература для учащихся
1. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
1. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
1.Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
1.Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 8 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 8 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Болучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся изд. «Ленинград» Музыка, изд 11, дополненное 2010г.
- Газарян С., В мире музыкальных инструментов. М.: «Просвещение». 3 изд., 2010
- Куберский И.Ю., Минина Е.В. – Спб.: ООО «Диамант», 2010. – 576с., ил. – ( Книга в подарок) .
- Самин Д.К. – 100 великих композиторов. М.: «Вече», 2010
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, М/МЕДИА
1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Уроки музыки 1-8 классы. Мультимедийное приложение к урокам ООО «Глобус» 2008 г.
14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. ФЦИОР Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) 2008 г.
16. Энциклопедия Классической музыки «Интерактивный мир» 2002 г.
17. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения)
Планируемые результаты
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе
Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе, "Школа России"...
Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"
Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «...
Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса УМК "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе...
Календарно-тематическое планирование уроков музыки во 2 классе
Рабочая программа...
Тематическое планирование уроков музыки в 4 классе
Данное календарно-тематическое планирование уроков музыки в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России" из расчёта 1ч Х 34недели, всего 34 часа....
Календарно - тематическое планирование по музыке (Критская) 3 класс
Календарно - тематическое планирование с рабочей программой по музыке (Критская) для 3 класса...
Тематическое планирование по музыке 1 - 4 класс
Тематическое планирование по музыке 1 - 4 класс "Школа России" ФГОС...