Использование ИКТ на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке по теме
Пришла к выводу: необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка»
Освоение компьютерных технологий позволяет учителю, используя компьютерные программы, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по музыке ( разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом).
Работая несколько лет в начальной школе учителем музыки по программе «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. и анализируя результаты сформированности знаний детей по предметам «Искусство», я пришла к выводу:
• Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
• Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
• Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, КПК и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.
• Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями.
Пройдя обучение на курсах, я, на основе консультаций со специалистами, определила параметры необходимого технического оснащения кабинета. Администрация школы включила их в школьную программу «Мультимедиа в школе». Результатом этого стало оснащение кабинета всем необходимым оборудованием, включая мультимедийный комплекс.
Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, видеороликов оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Анализ результатов анкетирования учащихся, проведенного Службой сопровождения школы, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ, оценка, и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения двух авторов – П.И. Чайковского, и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.
Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки предлагается создать реферат на определенную тему, используя компьютерные технологии. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают собственные работы и представляют ее на уроке. Часто темы таких работ позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, работы, созданные к уроку музыки, могут быть использованы как на уроках музыки, так и на уроках литературного чтения.
Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Шедевры музыки», электронные учебные пособия по музыке(«Кирилл и Мефодий»), «Шедевры Мировой Художественной Культуры»(МХК), серия дисков по искусству: «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов, DVD- диски с м/ф и х/ф, «Уроки тётушки Совы» и т.д..
Что даёт использование компьютерных технологий на уроке музыки?
- Расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной программы. («Энциклопедия классической музыки»).
- Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия учеников: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную и др. Примером может служить использование программ: М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», К. Сен-Санс «Карнавал животных» при изучении темы «Музыка и живопись».
- Значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении уроков-презентаций.
- Способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.
- Разнообразные формы проведения урока, контроля усвоения знаний как урок-экскурсия, урок-концерт и др. Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала.
- Использование так называемой «минусовки» и «караоке», позволяет значительно расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении школьных мероприятий, а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения каждым учеником. Если при разучивании в сопровождении фортепиано удавалось разучить 2-3 новые песни, то с применением компьютера их число возросло в несколько раз.
- Ученики наряду с усвоением программы курса «Музыка» приобретают навыки владения компьютером, особенно при проведении интегрированных уроков в компьютерном классе.
- Заставляет преподавателя постоянно совершенствовать свои знания и умения.
Что дает использование ИКТ?
- соответствие требованиям к современному уроку
- более эффектное и качественное воспроизведение музыки
- элемент новизны – мотивация учащихся
- реализация творческих способностей учащихся
Компьютерные программы, используемые при подготовке и проведении уроков музыки:
- Microsoft Word
- Microsoft Excel
- Microsoft Power Point
- Internet Explorer
- Проигрыватель Windows Media
Microsoft Word
Можно использовать для составления:
- карточек
- тестов
- дидактических материалов с печатной основой
- тематического планирования
- для подготовки учащимися сообщений
Microsoft Excel
Можно использовать для составления:
- тестов
- кроссвордов
- карточек
Microsoft Power Point
Можно использовать для создания:
- презентаций (учителем к уроку и детьми при подготовке домашних заданий)
- интерактивных тестов
- интерактивных кроссвордов
Internet Explorer
Можно использовать для:
- поиска информации для уроков в Интернете
- поиска музыкальных произведений в Интернете
Проигрыватель Windows Media
Можно использовать для:
- прослушивания музыкальных произведений из файлов,
с дисков CD, MP3
- просмотра видеозаписей из файлов, с дисков
Сайты, содержащие музыкальные произведения, а также биографии композиторов:
Сайт, на котором можно скачать ноты:
Использование DVD-дисков
- «Уроки тётушки совы»
- «Петя и волк» (М\ф)
- «Мама»
- «Любимые песни из детских фильмов и мультфильмов»
(200 клипов)
Использование компьютерных CD-дисков
- Школа развития личности Кирилла и Мефодия
«Учимся понимать музыку»(практический курс)
- Шедевры «МХК».
- «Энциклопедия театра» - «Опера», «Балет».
Использование CD и MP3-дисков
- «Русские былины» (литературное чтение с музыкальным сопровождением)
- «Шедевры русской классики»
- Классическая музыка из кинофильмов
- «Праздничный календарь с музыкальным сопровождением»
- «77 лучших песен для детей»
- Сборник лучших детских песен
- «Путешествие в страну знаний» (вокальные композиции с мюзиклом)
- Сборник песен В. Высоцкого
Домашнее задание
- Презентация – PowerPoint
- Программки к операм, балетам
- Видеоклип
- Сообщение, реферат, документ в формате Microsoft Word
Заключение:
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, картинной галерее, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в изобразительном искусстве и литературе. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач в области межпредметных связей, достижению нового качества обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/29/picture-46811-1472474789.jpg)
Использование мультимедийных пособий на уроках музыки.
Мультимедийное пособие «Времена года» по произведению П.И. Чайковского разработано в рамках предмета «Музыка». Оно адресовано у...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-63771-1350630514.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе
Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-608347-1426430467.jpg)
Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.
Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-700066-1446478563.jpg)
Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида
Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-1098189-1546524713.jpg)
Использование загадок на уроках музыки в начальной школе
Загадки являются эффективным средством в воспитании и обучения детей. Мир загадочен. А в загадках – реальный мир, понятный детям, он помогает формировать конкретные представления.Загадки оживляю...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205170-1361018455.jpg)
Статья "Использование свирели на уроках музыки"
Обучения игре на свирели на уроках музыки качественно сказывается на всех видах деятельности учащихся на уроке. А методы, которыми пользуется учитель на уроке музыки, обучая детей игре на свирели, осо...