Рабочая программа по музыке ФГОС 1 класс ПНШ
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Быструшкина Ольга Леонидовна

Рабочая программа по музыке  ФГОС 1 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_-_muzyka.docx32.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, Примерной программы по математике и на основе авторской программы «Музыка» Челышева Т.В., Кузнецова В.В. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель: формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира; обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества.

Задачи:

- развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

- развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

- развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

- развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитании его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние на формирование как эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.

Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется: в опоре на жизненный опыт детей; в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания; в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников; в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса; в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.

То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского — оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно наблюдается и совпадение принципов данных концепций.

Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности), от общего, то есть от постигнутой закономерности, к частному, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 „Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования“ учебного плана школы на изучение „Музыки“ отводится 1 час в неделю ( 33 часа)  

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и   младших, забота о продолжении рода;

- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных  результатов.

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
  • участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мир музыки в мире детства»

Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего, с жизнью самого ребенка. Это — звуки, окружающие его. Это — музыка природы и дома. Это — музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это — звучащий образ родины и народные напевы.

Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. — в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.

Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический замысел — «Мир музыки в мире детства» — является темой данного года музыкального образования.

В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, З. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.

В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, С.М. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.

Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.

В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально-художественных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности (языком музыки, ее жанрами и формами) и имеющих преемственность с программой 2 класса.

1-я четверть — «Звуки вокруг нас»

Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: начало большого путешествия в мир музыки от родного порога.

Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме — мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной песни и другой похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома — к «поющей природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе.

2-я четверть — «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Темы: Музыка про разное. Звучащий образ родины. Здравствуй, гостья-зима.

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: от музыки в жизни ребенка — к звучащему образу родины.

Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах. Образ родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках.

3-я четверть — «Так и льются сами звуки из души!»

Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: музыка вокруг ребенка — музыка в душе ребенка — музыка в его художественном творчестве.

Выразительные возможности музыки. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых мам и бабушек.

4-я четверть — «Волшебная сила музыки»

Темы: Композитор–исполнитель–слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: музыка преображает человека.

Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка — вечный спутник человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1

Звуки вокруг нас

9

  • Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
  • Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
  • Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
  • Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
  • Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
  • Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.
  • Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
  • Осуществлять первые опыты сочинения.

Музыкальные встречи Маши и Миши

7

  • Сравнивать разные музыкальные произведения.
  • Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.
  • Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
  • Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.
  • Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
  • Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа родины, родной сторонки.
  • Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
  • Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации

Так и льются сами звуки из души!

10

  • Выявлять выразительные возможности музыки.
  • Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
  • Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
  • Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
  • Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
  • Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
  • Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
  • Инсценировать песни, фрагменты опер.

Волшебная сила музыки

7

  • Осознавать преобразующие функции музыки.
  • Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
  • Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
  • Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
  • Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.
  • Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:

  1. Различные презентации к урокам по темам курса: «Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой; «Колыбельная самим себе». Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой; «Кикимора». Симфоническая картинка. А. Лядов; Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков; «Часы». Музыка Н. Метлова; «Тик-так». Музыка А. Островского, слова З. Петровой; «В гостях у королевы». Музыка Г.

Технические средства обучения:

1)        Ноутбук

2)        Мультимедийный проектор

3)        Принтер

4)        Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц

5)        Магнитная доска

6)        Экспозиционный экран

7)        Персональный компьютер

9)        Интерактивная доска

Нормативные источники:

1.        Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.\М.: «Просвещение». -2010. – 191 с.

2.        Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) \М.: «Просвещение». – 2010. – 204 с.

Учебно-методическая литература учителя:

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 1 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Музыка. Нотная хрестоматия : Методическое пособие для учителя :  / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. – М. : Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература для обучающихся:

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 1 класс. – М. : Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа по музыкеФГОС (1-4)классы

Разработка программы по ФГОС "МУЗЫКА" (1-4классы)...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...