Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Данная программа «Музыка» для 4 класса разработана на основе:
Авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г., рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом Гимназии №9 г. Химки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.doc | 219.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №9
г. Химки Московской области
Рабочая программа по музыке
(базовый уровень)
4 «Б» класс
Составитель: Гущенская Ирина Петровна
учитель начальных классов высшей категории
2015 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
Пояснительная записка
Данная программа «Музыка» для 4 класса разработана на основе:
Авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г., рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом Гимназии №9 г. Химки, составленной в соответствии со стандартами второго поколения.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставление их с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод создания «композиций»;
- метод игры;
- метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
Формы контроля:
в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
Рабочей программе соответствует учебник: Е. Д. Критская «Музыка» 4 класс. –М.: «Просвещение», 2012 г. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.
Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.
- Раздел I «Россия - Родина моя» - 4 ч.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
- Раздел II «День, полный событий» - 5ч.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
- Раздел III «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
- Раздел IV «В концертном зале» - 4ч.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
- Раздел V «В музыкальном театре» - 7ч.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
- Раздел VI «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся песен всего учебного года.
- Раздел VII «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
- Раздел VIII «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
- Раздел IX «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
- музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
- тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
- основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.
Уметь:
- выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
- умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально творческой деятельности;
- Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
- Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса
обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
1) Учебник «Музыка» для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г.)
2) Нотная хрестоматия для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г.)
3) Фонохрестоматия для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)
4) Методические рекомендации для 4 года обучения
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г)
5) Поурочное планирование для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г)
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 4 классе
№ п/п | Тема урока | Дата/Факт | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат | Домашнее задание | |
Предметные УУД | Метапредметные и личностные УУД | ||||||
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню» | 04.09 | Изучение нового материала | – Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, 1-я часть, С. Рахманинов; – «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; – «Песня о России», В. Локтев; – «Школьный корабль», Г. Струве, сл. К. Ибряева | Уметь: – проникаться эмоциональным содержанием музыки; – внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений; – правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам | расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров | Найти стихи о родине, родном крае, созвучные этой музыке |
2 | «Чего не выразишь словами?» | 11.09 | Закрепление знаний | – «Вокализ», С. Рахманинов (сопрано); – «Школьный корабль», Г. Струве, сл. К. Ибряева; – «Все начинается со школьного звона», Я. Ду-бравин, сл. В. Суслова | Знать певческие голоса, произведения С. Рахманинова. Уметь: размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей | Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта |
3 | «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | 18.09 | Закрепление знаний | Многообразие жанров народных песен. Ненецкие песни и их жанры. – «Колыбельная», обработка А. Лядова; – «У зари-то, у зореньки», русская народная песня; – «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня; – «Милый мой хоровод», русская народная песня; – «А мы просо сеяли», русская народная песня | Знать жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности. Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст | расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров | Нарисовать рисунок по теме |
4 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | 25.09 | Закрепление знаний | Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. – «Вставайте, люди русские!» (№ 4). Хор из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев; – «Мертвое поле» (№ 6) из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев; | Знать певческие голоса, виды хоров, оркестров. Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – петь легко, свободно, не форсируя звук, уметь правильно дышать (цепное дыхание) | развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы | Выучить текст песни |
5 | Приют спокойствия, трудов и вдохновения | 02.10 | Изучение нового материала | Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). – «В деревне», М. Мусоргский; – «Пастораль», «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пуш-кина «Метель», Г. Свиридов; – «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года», П. И. Чайковский; – «Родная песенка», Ю. Чичков, сл. К. Ибряев | Уметь: – сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей | Вспомнить стихотворения А. С. Пушкина |
6 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда! | 09.10 | Закрепление знаний | Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музыке. – «Сказочка» из альбома «Детская музыка», С. Про-кофьев; – «Три чуда», оркестровое вступление ко 2-й картине 4-го действия из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков; – «Родная песенка», Ю. Чичков, сл. К. Ибряева | Знать названия музыкальных инструментов. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей | Вспомнить сказки А. С. Пушкина |
7 | Ярмарочное гулянье | 16.10 | Урок повторения, контрольный урок | – «Девицы, красавицы», хор из оперы «Евгений Онегин», П. Чайковский; – «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин», П. И. Чайковский; – «Все сбывается на свете», Е. Крылатов | Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: – определять на слух основные жанры музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы | Вспомнить русские народные песни, которые использовали композиторы |
8 | Приют, сиянием муз одетый | 23.10 | Изучение нового материала | – Вступление к опере «Борис Годунов», М. П. Мусоргский; – «Венецианская ночь», М. Глинка, сл. И. Козлова – «Все сбывается на свете», Е. Крылатов | Уметь: – внимательно слушать музыку, размышлять о ней; – петь напевно, легко, с хорошей дикцией, на цепном дыхании – проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слу-шают | Придумать программу музыкального вечера | |
9 | Зимнее утро. Зимний вечер | 30.10 | Закрепление знаний | Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»). – «Зимнее утро» из фортепианного цикла «Детский альбом», П. И. Чайковский; – «Зимняя дорога», В. Шебалин, сл. А. С. Пушкина; | Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях Уметь: – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; – петь легко, звонко, не форсируя звук | развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы | Нарисовать рисунок по теме |
10 | Композитор – имя ему народ. | 2 четверть 13.11 | Изучение нового материала | Песни разных народов мира. – «Реченька», белорусская народная песня, обработка А. Свешникова; – «Солнце, в дом войди», грузинская народная песня, обработка Д. Аракишвили; – «Вишня», японская народная песня; – «Аисты», узбекская народная песня; | Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инстру- менты. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей | Вспомнить знакомые русские народные песни |
11 | Музыкальные инструменты России | 20.11 | Изучение нового материала | – Русские народные проигрыши | Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инстру- менты. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей | Вспомнить знакомые русские народные песни |
12 | Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей» | 27.11 | Закрепление знаний, контрольный урок | Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. – «Светит месяц», русская народная песня; – «Камаринская» из фортепианного цикла «Детский альбом», П. И. Чайковский; – «Пляска скоморохов», из оперы «Снегурочка», Н. А. Римский-Корсаков; – «Все сбывается на свете», Е. Крылатов | Знать название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров. Уметь: – передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; – правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией | Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок» | |
13 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) | 04.12 | Закрепление знаний | Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский. – «Ноктюрн» из оперы «Князь Игорь», А. П. Бородин; – фрагмент Струнного квартета, А. П. Бородин; – «Музыкант», Б. Окуджава; – «Школьный корабль». Г. Струве, сл. К. Ибряева; – «Тонкая рябина», вариации на тему русской народной песни (гитара) | Знать названия музыкальных инструментов. Уметь: – размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе уроков музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Вспомнить басню И. А. Крылова «Квартет» |
14 | «Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов | 11.12 | Закрепление знаний | Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). – «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки», М. Мусоргский; – «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко; – «Мир похож на цветной луг», В. Шаинский, сл. М. Пляцковского; – «Снежная песенка», Д. Львов-Компанеец– «Сирень», С. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой (сопрано); | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | Сочинить рассказ к музыке | |
15 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы | 18.12 | Закрепление знаний | Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена. – Полонез № 3 (ля-ма-жор), Ф. Шопен; – Вальс № 10 (си-минор), Ф. Шопен; – «Желание», Ф. Шопен, сл. С. Витвицкого; – «Снежная песенка», Д. Львов-Компанеец | Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: – передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; – петь легко, свободно, не форсируя звук | развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Выучить текст песни |
16 | Годы странствий. М. И. Глинка Царит гармония оркестра | 25.12 | Изучение нового материала | Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. – «Баркарола» (июль) из цикла «Времена года», П. И. Чайковский; – «Арагонская хота», М. Глинка; | Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Нарисовать рисунок по теме |
17 | Опера «Иван Сусанин», М. Глинка. Бал в замке польского короля (2-е действие) | 3 четверть 15.01 | Изучение нового материала | Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка – «Полонез», «Мазурка», «Краковяк», «Вальс» из оперы «Иван Сусанин», М. Глинка (2-е действие); – «Резиновый ежик», С. Никитин, Ю. Мориц; – «Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – определять на слух основные жанры музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Выучить текст песни |
18 | Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка | 22.01 | Закрепление знаний | Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. – Сцена «Иван Сусанин с поляками в лесу» из 4-го действия оперы «Иван Сусанин», М. Глинка; – «Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина | Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | Придумать ритмический рисунок |
19 | Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргский | 29.01 | Закрепление знаний | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. – «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», М. Мусорский; – Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина», М. Мусоргский; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности музыкальных произведений; – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | Выучить текст песни |
20 | Русский Восток. «Сезам, откройся!». | 05.02 | Закрепление знаний | Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). – «Пляска персидок» из оперы «Хованщина», М. Мусоргский; – «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила», М. Глинка; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина | Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам | • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Нарисовать рисунок по теме |
21 | «Восточные мотивы» | 12.02 | Закрепление знаний | Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). – «Колыбельная Гаянэ», «Танец с саблями» из ба-лета «Гаянэ», А. Хачатурян; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина | Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам | • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Нарисовать рисунок по теме |
22 | И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» | 19.02 | Изучение нового материала | Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле. – «Ярмарка», 1-я картина из балета «Петрушка», И. Стравинский; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина; – «С чего начинается Родина?», В. Баснер | Знать и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники). Уметь: – внимательно слушать, сравнивать, делать разбор музыкального произведения | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | Вспомнить масленичные песни, игры, забавы |
23 | Театр музыкальной комедии. | 26.02 | Изучение нового материала | Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. – «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», И. Штраус; – «Я танцевать могу», сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди», Ф. Лоу; – «Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова | Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – определять на слух основные жанры музыки; – петь легко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт |
24 | Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд» | 04.03 | Изучение нового материала | Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена. – «Прелюдия», С. Рахманинов; – Прелюдии № 7, 20, Ф. Шопен; – Этюд № 12 («Революционный»), Ф. Шопен; – «С чего начинается Родина?», В. Баснер | Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования | Выучить текст песни |
25 | Мастерство исполнителя | 11.03 | Изучение нового материала | Авторская песня. Мастерство известных исполнителей. – «С чего начинается Родина?», В. Баснер – «Сказка по лесу идет», С. Никитин, сл. Ю. Мориц | Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования | Назвать известных исполнителей классической музыки |
26 | Патетическая соната. | 19.03 | Изучение нового материала | Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен. | Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления. | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования | |
27 | Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец | 4 четверть 01.04 | Урок повторения и контроля | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. – «Земля Русская», стихиры русским святым; – «Былина об Илье Муромце», былинный напев; – Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородин; | Знать русских святых, традиции родного края. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – ясно, грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования | Нарисовать рисунок по теме |
28 | Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». | 08.04 | Закрепление знаний | – «Ангел вопияше», П. Чесноков (хор, сопрано); – «Христос воскресе!» (тронарь); – «Богородице дево, радуйся!», С. Рахманинов; | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; – петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией | расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров | Выучить текст песни |
29 | Светлый праздник пасха | 15.04 | Закрепление знаний | Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. | Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Понимать значение колокольных звонов; сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | |
30 | Кирилл и Мефодий | 22.04 | Закрепление знаний | – «Величание Кириллу и Мефодию», обиходный распев; – «Гимн Кириллу и Мефодию», П. Пипков, сл. О. Михайловски; | Уметь: – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; – петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования | Придумать ритмический рисунок |
31 | Народные праздники. Троица | 29.04 | Изучение нового материала | Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день. Троицкие песни.– Троицкие народные песни: «Ты, березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел»; – «Во поле березка стояла», русская народная песня; – Симфония № 4 (финал), П. И. Чайковский; | Знать народные песни, музыкальные традиции русского края (праздники и обряды). Уметь: – сочинять простенькие мелодии на заданный текст; – определять на слух основные жанры музыки; – петь, не форсируя звук, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам, определять характер разучиваемого произведения | развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы | Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая» |
32
| Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков | 06.05 | Закрепление знаний | Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). – «Шехерезада», симфоническая сюита, Н. А. Римский-Корсаков, 1-я часть. – «Сказка по лесу идет», С. Никитин, сл. Ю. Мориц; – «Пожелание друзьям», слова и музыка Б. Окуджавы | Знать и понимать: – творчество Н. А. Римского-Корсакова, его особенности; – названия изученных музыкальных произведений и их авторов. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк») |
33 | «Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский | 13.05 | Урок-повторение | – «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», М. П. Мусоргский; – «Пожелание друзьям», слова и музыка Б. Окуджавы; – Музыкальная викторина «Угадай мелодию» | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений; – петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией; – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | |
34 | Обобщение | 20.05 | Закрепление, обобщение знаний. | Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы. | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...