Рабочая программа 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Минцева Инна Викторовна

УМК "Школа России" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_muzyka_2015.doc222 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение

«Пристанская школа»

Таврического района Омской области

Утверждено

Директор _____________ Л.В. Альтергот

М. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для УМК «Школа России»

1 класс

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. примерной программы по музыке и на основе авторской   программы Критской Е.Д.,  Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.   «Музыка».

Программу разработала: И.В. Минцева

 учитель начальных классов

МОУ «Пристанская СОШ»

                                                                                          Программа рассмотрена на заседании

МО учителей начальных классов

МОУ «Пристанская СОШ»

Протокол № ___ от « __»_____20__г.

Рук. МО ______________ И.В. Минцева

Согласовано

«___»________20___ г.

Зам. директора по УВР

МОУ «Пристанская СОШ»

___________ Н.А. Хомякова

Программа рассмотрена на педагогическом совете

МОУ «Пристанская СОШ»

Протокол № ___ от « __»_____20__г.

2015

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

Программа по предмету «Музыка»  составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

4. Цели и задачи

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

5. Специфика  программы

Отличительная  особенность данной программы - охват широкого культуро-логического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой  развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, на пример, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, их  «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

6. Основные содержательные линии курса

«Музыка вокруг нас»

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

 «Музыка и ты»

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.

7. Структура программы

 Структуру  программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».

8. Требования к результатам

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.

 Личностными результатами изучения музыки являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей

действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Выпускники  начальной школы научатся:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;

выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

  • выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыкам (координация  слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции);
  • петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.); общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;

знать песенный репертуар клaссa, участвовать в концертном исполнении;

  • эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования; создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;
  • участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;
  • владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах;

понимать элементы музыкальной грамоты как средства

осознания музыкальной речи;

  • эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);

  • высказывать личные впечатления от общения с музыкой

разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • иметь представление об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • анализировать содержание, форму, музыкальный язык

произведений разных  жанров;

  • импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
  • использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
  • знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
  • иметь представление о музыке разных народов, стилей,

композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать

творческий почерк русских и зарубежных композиторов;

  • узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов;
  • выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;
  • понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
  • понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
  • личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.

9. Планируемые результаты

Формирование личностных УУД

Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностносмысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Виды заданий:

высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;

анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

Формирование регулятивных УУД

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

выполнять учебные действия в качестве слушателя;

выполнять учебные действия в качестве композитора;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

использовать установленные правила в контроле способа решения.

Формирование познавательных УУД

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

поиск и выделение необходимой информации;

формулирование учебной задачи;

ориентация в способах решения задачи.

Формирование коммуникативных УУД

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Виды заданий:

подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

инсценирование и драматизация;

рисование музыки;

участие в диалоге.

умение участвовать в хоровом пении (работа в группе).

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Учащиеся получат возможность научиться:

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

10. Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие, выставка.

11. Итоговый и промежуточный контроль

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.

Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы на печатной основе.

12. Объём и сроки изучения

Программа курса общим объемом 33 часа в год, 1 час в неделю изучается в течение всего года

1 четверть – 9 ч

2 четверть – 7 ч

3 четверть – 10 ч

4 четверть – 7 ч

Учебно-методический комплект:

Критская Е.Д.,  Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка. 1-4 классы» – М.: Просвещение,2011;

 Учебники

Критская Е.Д.,  Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение,2011;


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

«Музыка вокруг нас»  (16 ч)

«И  Муза вечная со мной!». Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед первоклассниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.

Хоровод   муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство  с  понятием   “хор”,  “хоровод”, с  музыкой,  которая  в  самых  различных  жизненных  обстоятельствах   становится  частью жизни. Праздничный  день. Все  поют, танцуют,  веселятся.  Разве можно  в  такой  день  обойтись  без  музыки?  Хоровод - древнейший  вид  искусства,   который  есть  у  каждого  народа.  Сходство  и  различие  русского  хоровода, греческого  сиртаки,  молдавской  хоры. Характерные  особенности  песен  и  танцев  разных   народов  мира. Хоровод муз объединяет непохожие друг на друга музыкальные образы, делает понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов.

Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Знакомство  с  народными   песенками-попевками. их сочинил сам народ, откликаясь  на   различные  явления  природы  и  жизни  человека.  Ролевая  игра  “Играем  в  композитора”.  Погружение  в  увлекательный  мир   композиторского творчества.  Определение  характера,  настроения  песенок, их  жанровой  основы. Мелодекламация стихотворных строчек. Импровизации- сочинения на слова народных песенок.

Душа музыки – мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь  на  простые  жанры – песню,  танец,  марш  выявление  их  характерных особенностей.  В   марше - поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня - напевность,  широкое  дыхание,  плавность   линий мелодического  рисунка.  Танец - движение  и  ритм,  плавность  и  закругленность  мелодии,  узнаваемый  трехдольный  размер   в  вальсе,  подвижность,  четкие  акценты,  короткие  “шаги”  в  польке.  В  песне учащиеся  играют  на  воображаемой  скрипке.  В  марше  пальчики - “солдатики”  маршируют  на  столе,  играют  на  воображаемом  барабане.  В  вальсе  учащиеся  изображают  мягкие  покачивания  корпуса. Создание в сознании детей три разных образа, три характера, три настроения на примерах трех пьес П.И.Чайковского из «Детского альбома» - «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» (или «Полька»).

Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связь  жизненных   впечатлений  об  осени  с  художественными  образами  поэзии,  рисунками  художника,  музыкальными   произведениями Чайковского,  Свиридова,  детскими  песнями. Постижение детьми  чувств и настроении, выраженных в  стихотворениях  А.Плещеева, А.С.Пушкина, народной заклички.  Музыкальность  стихов  переплетается  с  образами  музыкальных  сочинений.  Передавая  определенное  эмоциональное  состояние,   композитор,  как  и  поэт,   и  художник,  выбирает  соответствующие   музыкальные   краски:  яркие,  светлые  (мажор, минор)   или  более  приглушенные,  неяркие,  а  подчас и  темные. Сравнение  рисунков  с   музыкой,  изображающих  осеннюю  природу.  Изобразительные    и  выразительные  интонации.  Куплетная  форма  песен. Знакомство с  понятием  “хор”, “солист”.  Фразировка,  распределение  дыхания  по  фразам.  Навыки  кантилены,   унисонного  пения  в  процессе  музицирования,  усвоение  дирижерского жеста.

Сочини  мелодию.  Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Продолжение  развития  темы  природы  в  музыке. В центре урока ролевая игра «Играем в композитора». Что нужно композитору для того, чтобы сочинить музыку? Выразительное  чтение  стихотворений.  Понятие  “выразительно”.  Сочинение детьми небольших песенок на стихи А.Барто «Золотая осень». Закрепление  понятия  мелодия,  которая  передает  главную  мысль,  и  аккомпанемент (сопровождение).  Украшение  вокальной  музыки  импровизациями  (ударные   инструменты - карандаши, треугольник, самодельные  инструменты-погремушки).

«Азбука, азбука  каждому  нужна…» Роль музыки   в  отражении  различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну. Разучивание песен об азбуке и школе. Куплетная  форма  песен. Знакомство с  понятием  “хор”, “солист”.  Фразировка,  распределение  дыхания  по  фразам.  Навыки  кантилены,   унисонного  пения  в  процессе  музицирования,  усвоение  дирижерского жеста.

Музыкальная азбука. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Современное нотное письмо, нотный стан. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот – знаков для обозначения музыкальных звуков. Разучивание песен «Семь подружек» (В.Дроцевич), «Домисолька» (О.Юдахина).

Обобщающий  урок  1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.

Музыкальные  инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Знакомство  со звучанием  народных  инструментов – свирели,  дудочки,  рожка,  гуслей. Каждый  народ  имел  свои  народные  музыкальные  инструменты,  своих  умельцев-исполнителей  и  мастеров- изготовителей,  имена  которых  до  нас  не  дошли. Однако  о  некоторых   из  них  народ  сложил  легенды,  былины,  мифы  и  сказки.

“Садко”.  Из  русского  былинного  сказа. Наблюдение народного творчества. Знакомство  с  народным  былинным  сказом  “Садко”. Знакомство  с  жанрами  музыки (песня-пляска, песня-колыбельная), их  эмоционально-образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента - гуслей.

Музыкальные  инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление  звучания  народных  инструментов  со  звучанием профессиональных инструментов:  свирель-флейта,  гусли-арфа-фортепиано. Отличие наигрышей  на   народных  инструментах  от  музыки,  написанной  для  флейты,  арфы, фортепиано.

Звучащие  картины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Погружение  учащихся  в  атмосферу  различных  эпох. Восприятие национального  колорита  “звучащих” с  картин   музыкальных  произведений,  их  принадлежность  к  народной  и  профессиональной  музыке,  внешний  вид   инструментов  и  исполнителей.  Направление   на  воспитание  у  учащихся  чувства  

стиля. На  каких  картинах  “звучит”  народная  музыка, а  на каких  - профессиональная,  сочиненная  композиторами?

Разыграй  песню. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие  умений  и  навыков выразительного  исполнения  песни  и  составления  исполнительского  плана на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л.Книппер. Выявление  этапов  развития  сюжетов. Подойти  к  осознанному  делению  мелодии  на  фразы,  осмысленному  исполнению.     Основы  понимания  развития  музыки. Ориентация на графическую запись мелодии.

“Пришло  Рождество,   начинается  торжество”.   “Родной  обычай   старины”. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.  Знакомство  с  сюжетом  о  рождении Иисуса  Христа  и  народными  обычаями  празднования  церковного праздника  - Рождества  Христова. Осознание  образов  рождественских  песен,  народных песен-колядок. Прикосновение  к  высоким  темам  духовной  жизни  людей.  Представление  о  религиозных  традициях.  

Добрый праздник среди зимы.  Обобщающий  урок 2 четверти. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новому году. Знакомство  со  сказкой   Т.Гофмана и музыкой  балета  П.И.Чайковского «Щелкунчик»,  который  ведет детей в мир чудес, волшебства,  приятных   неожиданностей. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 2 четверть.

Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных инструментах.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Знакомиться с элементами нотной записи.

Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

«Музыка и ты» (17 ч)

Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Отношение  к  Родине,  ее  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.  Идея  патриотического  воспитания. Понятие  “Родина” раскрывается учащимся  через  эмоционально-открытое,  позитивно-уважительное  отношение  к  вечным  проблемам  жизни  и  искусства,  как  материнство,  любовь,  добро,  счастье,  дружба,  долг.  В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение  труженикам  и  защитникам  родной  земли, гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни  испытаний  и  трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь. Разучивание песен о родном крае.

Поэт, художник,  композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.  Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства  для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их  в  ярких  запоминающихся  слушателям, читателям,  зрителям  художественных  образах. Обращение  к  жанру  пейзажа,  зарисовкам  природы  в  разных  видах  искусства.  Музыкальные  пейзажи - это  трепетное  отношение  композиторов  к  увиденной, “услышанной  сердцем”, очаровавшей  их  природе.  Логическое  продолжение  темы  взаимосвязи  разных  видов  искусства,  обращение  к  жанру  песни  как  единству  музыки  и  слова.

Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст  музыкальных  произведений,  которые  рисуют  картину утра. У  музыки  есть удивительное  свойство - без  слов  передавать  чувства,   мысли,  характер  человека, состояние  природы.  Характер  музыки  особенно  отчетливо  выявляется  именно  при сопоставлении  пьес. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмического  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развития  формы.  Выражение  собственного  впечатления  от  музыки  в  рисунке.

Музыка вечера. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение  в  тему  через  жанр колыбельной  песни. Особенности   колыбельной, как музыки вечера. Особенность  вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность,  настроение). Исполнение  мелодии  с  помощью  пластического интонирования:  имитирование  мелодии  на  воображаемой  скрипке.  Обозначение динамики,  темпа,  которые  подчеркивают   характер  и  настроение  музыки. Разучивание и исполнение колыбельных песен.

«Музы не молчали». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность  в  родственных  словах. Память  о полководцах,  русских  воинах, солдатах,  о  событиях  трудных  дней  испытаний  и тревог,  сохраняющихся  в  народных    песнях,  образах,  созданными  композиторами. Музыкальные  памятники  защитникам  Отечества.

Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.  Музыка,  рисующая  портреты обычных  людей,  наших  современников,  персонажей  из  сказок.  Тайна  замысла  композитора  в  названии  музыкального произведения.  Сходство  и  различие  музыки  и разговорной  речи. Отношение  авторов  произведений  поэтов  и  композиторов  к   главным  героям  музыкальных  портретов.

Разыграй   сказку  (“Баба-Яга”,  русская народная   сказка). Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство  со  сказкой  и  народной   игрой  “Баба-Яга”. Встреча  с  образами  русского  народного  фольклора.  

Мамин праздник. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Осмысление  содержания  произведения,  посвященного   самому  дорогому  человеку - маме,  на  сопоставлении  поэзии  и  музыки. Главное свойство, которое их объединяет – это песенное начало. Напевность, кантилена  в  колыбельных  песнях,  которые  могут  передать  чувство  покоя,  нежности,  доброты,  ласки. Разучивание песен о маме, о бабушке, о весеннем празднике.

Обобщающий  урок 3 четверти.  Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3   четверть.

У  каждого  свой   музыкальный  инструмент. Музыкальные инструменты.  Музыкальные  инструменты. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  (лютня,  клавесин). Сопоставление  звучания  произведений,  исполняемых  на  клавесине  и  фортепиано, лютне и гитаре.   Мастерство  исполнителя-музыканта. Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Разучивание эстонской народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент». Музыкальные  инструменты. Музыкальные  инструменты. Региональные музыкальные традиции.  Звучание  музыкальных  инструментов. Знакомство с особенностями  фортепиано. Вывод, к которому должны прийти дети, - звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса самых разных музыкальных инструментов.

“Чудесная   лютня” (по  алжирской  сказке). Звучащие  картины. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство  с  музыкальными  инструментами,  через  алжирскую  сказку  “Чудесная лютня”.  Размышление  о  безграничных возможностях  музыки  в  передаче  чувств,  мыслей  человека,  силе  ее  воздействия.  Обобщенная  характеристика  музыки, дающей  представление  об  особенностях  русской  народной  протяжной,  лирической песни и разудалой  плясовой.  Ответ на главный вопрос урока: какая   музыка  может  помочь  иностранному  гостю  лучше  узнать  другую  страну? Художественный  образ.  Закрепление  представления  о  музыкальных  инструментах и  исполнителях.  Характер  музыки  и  ее  соответствие  настроению  картины.

Музыка  в  цирке. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Знакомство с музыкой в цирке, которая  создает  праздничное  настроение, помогает  артистам  выполнять  сложные  номера,  а  зрителям  подсказывает  появление  тех  или  иных  действующих  лиц  циркового представления.

Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.  Введение учащихся в мир музыкального   театра.  Через  песенность,  танцевальность  и  маршевость в музыке можно  совершать  путешествие  в  музыкальные  страны  - оперу  и  балет.  Герои  опер - поют, герои  балета   танцуют. Пение  и  танец  объединяет  музыка.  Сюжетами  опер  и  балетов  становятся  известные  народные  сказки. В  операх  и  балетах  встречаются песенная,   танцевальная  и  маршевая  музыка.

Опера  -  сказка. Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои яркие  музыкальные  характеристики – мелодии-темы.  Герои  опер  могут  петь  по одному  (солисты)  и  вместе  (хором)  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка.

“Ничего  на  свете  лучше нету». Музыка для детей: мультфильмы. Музыка, написанная специально для  мультфильмов. Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни. Знакомство с фрагментами музыкальной фантазии Г.Гладкова «Бременские музыканты».  

Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях.

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника.

                         

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

(цель)

Планируемый результат

Содержание.

Музыкальный материал. Понятие

Кол-во часов

УУД

Характеристика деятельности учащихся

1

3

4

5

6

7

8

1

И  муза вечная со мной

(Урок-экскурсия в  природу)

Пр. Как воспринимать музыку?

Ц. Дать понятие о музыке, звуке, как виде искусства

Композитор, исполнитель, слушатель: звуки шумовые и музыкальные Учиться слушать музыку на примере произведения Муз. материал: П.И.Чайковского «Щелкунчик»

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

 Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки

Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных инструментах.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Знакомиться с элементами нотной записи.

Выявлять сходство иразличие музыкальных и живописных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

2

Хоровод муз

 (Урок-игра)

Пр. Как водить хоровод?

Ц. Дать понятие танцевальной музыке разных народов мира о хороводе

Хор, хоровод 

Муз. Материал: Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Научиться водить хоровод и петь хороводную песню– «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского;

– «Песня о школе»

Д. Кабалевского, В. Викторова;

– «Музыкант» Б. Окуджавы

1

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую

Познавательные: ориентация в способах решения задачи

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

(Работа в паре, группе)

3

Повсюду музыка слышна.

Пр. Как различить многообразие детских песенок-попевок?

Ц. Помочь войти в роль композитора

Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня, песня-закличка. Научиться сочинять и исполнять песенки-попевки с использованием ритмического сопровождения. Муз.материал:

– «Во поле береза стояла», русская народная песня;

– «Береза», русский хоровод, обр.

Е. Кузнецова;

– «Хора и сырба», молдавские народные наигрыши;

– «Сиртаки» М. Теодоракиса

1

Регулятивные:  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью.

4

Душа музыки - мелодия

(Урок- игра)

Пр. Как определить мелодию, опираясь на жанры  музыки: песню, танец и марш?

Ц. Дать понятия песни, танца и марша

Мелодия, песня, Научиться определять характерные черты различных жанров  музыки

(На примере произведений П.И.Чайковского) Муз. материал: «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Полька»

танец и марш

1

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (Работа в паре, в группе)

5

Музыка осени

(Урок-экскурсия в природу)

Пр. Как определить характер осенней музыки?

Ц. Помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе

Музыка, живопись, литература. Характер музыки, динамика, напевность Научиться слушать мотивы осенних мелодий на примере произведений П.И. Чайковского «Осенняя песня» Г.Свиридова

«Осень» – «Осенняя песнь» П. И. Чайковского;

– «Так уж получилось» Г. Струве;

– «Осень, осень», русская народная песня;

– «Дождик накрапывает» А. Александрова;

– «Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой;

– «Пёстрая песенка. Сентябрь»

И. Якушенко, З. Петровой;

– «Скворушка прощается» Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен

1

Регулятивные:  формулировать учебную задачу.

Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

6

Сочини  мелодию

(Урок-игра)

Пр. Как сочинить музыку?

Ц. Познакомить с вариантами сочинения мелодий

Мелодия аккомпанемент, ритм.  Научиться находить (выбирать)

различные способы сочинять простейшие мелодии.

Муз.материал:

– Ролевая игра «Играем в компози-тора»;

– литературный материал для импровизации;

– «Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой;

– «Золотая осень. Октябрь» И. Якушенко, З. Петровой;

– «Пестрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко, З. Петровой

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

 Познавательные : использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

7

Азбука, азбука каждому нужна

 (Урок-путешествие в музыкальном кабинете)

Пр. Как песня помогает человеку?

Песня Научиться слушать песню, различать части песни ( куплет, припев)

Муз.материал:

– «Школьный корабль» Г. Струве;

– «Песня о школе»

Д. Кабалевского,

В. Викторова;

– «Алфавит»

Г. Струве;

– «Азбука» А. Ост-

ровского, З. Петро-

вой;

– «Спасибо вам, учителя» Г. Струве, В. Викторова

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении 

(Работа в группе)

8

Музыкальная азбука

(Урок-игра)

Пр. Как ты понимаешь музыкальную азбуку?

Мелодия аккомпанемент, ритм, звук, нота, нотная запись Научиться различать понятия: звук, нота, мело-дия, ритм; исполнять простейшие ритмы. (На примере произведений Д. Кабалевского).

Муз. материал:

«Песенка о школе», Струве

«Нотный бал» – «Семь подружек» В. Дроцевича, В. Сергеева;

– «Домисолька»  О. Юдахина,

В. Ключникова;

– «Нотный хоровод» В. Герчика, Н. Френкеля;

– «Музыка всегда  с тобой» Г. Струве,

В. Семернина;

– «Музыкальный корабль» Г. Струве,

В. Семернина

1

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи 

Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач

9

Музыкальные инструменты; народные инструменты. Урок коррекции знаний. Урок-диалог

 (Экскурсия в музыкальный класс)

Пр. Какие бывают музыкальные инструменты?

Научиться различать разные виды музыкальных инструментов: Свирель, дудочка, рожок, гусли, опера, былина. Муз. материал.

– «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);

– «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок);

– «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли);

– «Пастушья песня», французская народная песня,

сл. Т. Сикорской;

– «Пастушья песенка» на тему из 5-й части «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена,

сл. К. Алемасовой;

– «Камышинка-дудочка» В. Поплянова, сл. В. Татаринов

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения

10

Музыкальные инструменты. Урок-путешествие.

Пр. Что такое «тембр»?

Ц. Познакомиться с тембровой окраской музыкальных инструментов.

«Тембр» Научиться различать тембровую окраску музыкальных инструментов.

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения

11

«Садко». Из русского былинного сказа.

Закрепление нового материала. Урок-сказка

Пр. Что такое жанры музыки?

Ц. Показать связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах

Жанры музыки. Знать жанры музыки

Муз. материал:– «Былинные наигрыши» Д. Локшина;

– песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова;

– «Колыбельная Волховы» из оперы

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве былинного героя

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения

12

Музыкальные инструменты. Закрепление знаний. Урок-концерт

Пр. Какие основные отличия народной и профессиональной музыки?

Ц. Сопоставление звучания народных  инструментов.

Народная  и профессиональная музыка Научиться различать

народную  музыку от профессио-нальной музыки.

Муз. материал: – «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);

– тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева (флейта);

– «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта);

– «Фрески Софии Киевской», часть I, «Орнамент» В. Кикта (арфа);

– «Кукушка»

Л.-К. Дакена (арфа)

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения

13

Звучащие картины.

Закрепление знаний. Урок-экскурсия

Пр. Что такое репродукции известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох?

 Ц. Познакомиться с музыкой звучащих картин

Репродукции. Научиться различать - на  каких  картинах  «звучит»  народная  музыка, а  на каких  - профессиональная, сочиненная  композиторами

Муз. материал: – «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);

– «Былинные наигрыши» Д. Локшина (гусли);

– «Кукушка»

Л.-К. Дакена (арфа);

– «Шутка» из оркестровой сюиты

№ 2 И.-С. Баха (флейта)

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения 

Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения

14

Разыграй песню Урок-повторение. Урок-игра

Пр. Что такое выразительность и изобразительность музыкальной интонации?

Ц. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве

Выразительность, изобразительность. Научиться развитию  умений и навыков выразительного исполнения   песни. Муз. материал.: – «Почему медведь зимой спит?» Книппер;

– «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта);

– «Фрески Софии Киевской», часть I, «Орнамент»  В. Кикта (арфа);

– «Кукушка» Л.-К. Дакена  (арфа)

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

15

Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины. Изучение нового материала. Урок-путешествие

Пр.  Что такое музыкальный фольклор народов России и мира?

Ц. Народные музыкальные традиции родного края

Фольклор. Узнать о религиозном празднике, традициях, песнях. Муз. материал: – «Тихая ночь», международный рождественский гимн Ф.Груббера;

– «Щедрик», украинская народная колядка;

– «Риу, риу, риу», европейская народная колядка;

– «Рождество Христово», колядка;

– «Все идут, спешат на праздник», колядка;

– «Пойдем вместе

в Вифлеем» Е. Каверина;

– «Ночь тиха над Палестиной»

(народное славянское песнопение);

– «Колыбельная»

(польская народная песня);

– «Поспешают к Вифлеему пастушки» (датская народная песня);

– «Зимняя сказка» С. Крылова

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

16

Обобщающий урок

2 четверти.

Добрый праздник среди зимы. Контрольный урок

Пр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Ц. Побывать в

мире чудес,

волшебства,  приятных   неожиданностей

Балет. Познакомиться со  сказкой  

Т. Гофмана

 и музыкой  балета  П.И.Чайковского «Щелкунчик». Муз. материал:

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

17

Край, в котором ты живешь. Изучение нового материала. Урок доброты

Пр. Что такое   «Родина»?

Ц. Познакомиться с сочинениями отечественных композиторов о Родине          

«Родина» Научиться знакомству с  музыкой  о родной  стороне,  утешающей  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшей силы  в  дни испытаний  и  трудностей,  вселяющей  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь… Муз. материал:

– «Моя Россия» Г. Струве, Н. Соловьева;

– «Что мы Родиной зовем» Г. Струве, В. Степанова;

– «Добрый день!» Я. Дубравина, С. Суслова;

– «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные:  использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях.

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника.

18

Художник, поэт, композитор.

Закрепление знаний

Пр. Что такое образная природа музыкального искусства?

Ц. Познакомиться со средствами музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности. Научиться находить взаимосвязь в разных  видах искусства,  к обращению    жанру  песни  как единству  музыки  и  слова.

Муз. материал: – «Пастораль»

А. Шнитке;

– «Пастораль»  Г. Свиридова;

– «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева;

– «Добрый день!» Я. Дубравина

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения

19

Музыка утра.

Закрепление знаний. Традиционный

с элементами игры.

Пр. Как музыка рассказывает  о жизни природы?

Ц. Познакомить детей с музыкальными интонациями  как с основой музыкального искусства

Музыкальные интонации  Научиться выражать  свои впечатления  от

музыки  к  рисунку. Муз. материал: – «Зимнее утро»

(из «Детского альбома» П. Чайков-

ского);

– «Утро» Э. Грига (из музыки к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена);

– «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д. Кабалев-

ского на стихи  Ц. Солодаря;

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

20

Музыка вечера.

Закрепление изученного материала

Пр.  Что такое жанр - колыбельной  песни?

Ц. Продолжить знакомить детей с музыкальными интонациями  как с основой

музыкального искусства

Жанр - колыбельная песня Научиться музыкальным интонации-ям как основе музыкального искус-ства, отличающего его от других искусств. Муз. материал: – «Ай-я, жу-жу, медвежонок», латышская народная песня;

– «Колыбельная Умки» из мультфильма «Умка» (муз. Е. Крылатова, стихи Ю. Яковлева);

– «Спят усталые игрушки» А. Островского, стихи З. Петровой;

– «Колыбельная» Б. Флисса, В.-А. Моцарта, русский текст С. Отриденко;

– «Утро в лесу», «Вечер» В. Салманова;

– «Вечерняя музыка» В. Гаврилина (из симфонии-действа «Перезвоны»)

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

21

Музы не молчали .

Изучение нового материала. Урок – историческое путешествие

Пр. Что такое «Музы не молчали»?

Ц. Обобщить представление исторического прошлого в музыкальных образах

Музы. Научиться уважать память  о  полководцах,  русских  воинах, солдатах,  о  событиях  трудных  дней  испытаний  и  тревог,  сохра-няющихся  в  народных    песнях,  образах,  созданными  композито-рами. Муз.материал:

– «Богатырская симфония»

А. П. Бородина;

– «Солдатушки, бравы ребятушки»;

– «Песенка о маленьком трубаче»

С. Никитина, Т. Крылова;

– «Учил Суворов» А. Новикова,

М. Левашова;

– «Песня о веселом барабанщике»;

– «Песенка о бумажном солдатике»

Б. Окуджавы

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

22

Музыкальные портреты. Закрепление знаний. Урок-загадка

 

Пр. Что такое музыкальный портрет?

Ц. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе

Научиться интонационно-осмысленному воспроизведению различных музыкальных образов.

Муз.материал: – «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского;

– «Баба-Яга», детская песенка;

– «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М. Иорданского;

– «Менуэт» Леопольда Моцарта;

– «Болтунья» С. С. Прокофьева

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

23

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Урок-повторение. Ролевая игра

Пр. Как понимать детский фольклор?

Ц. Познакомиться с музыкой  в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры

Научиться народным музыкальным играм. Муз.материал: – Песенка бабушки-рассказчицы «Баба-Яга»;

– «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М. Иорданского;

– «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательны:  использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: инсценирование и драматизация

24

Мамин праздник.

Контрольный урок. Урок-концерт

Пр. Какова роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя?

Ц. Сопоставление поэзии и музыки

Поэзия и музыка Научиться напев-ному, исполнению  колыбельных

песен,  которые могут  передать

чувство  покоя, нежности,  доброты,  ласки.

Муз. материал: – «Спасибо»

И. Арсеева,  А. Петровой;

– «Вот какая  бабушка» Т. Попа-

тенко, И. Черницкой;

– «Праздник  бабушек и мам»

И. Славника,  М. Когановой;

– «Колыбельная»  Г. Гладкова;

– «Колыбельная»  М. Канслаева

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации 

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

25

Обобщающий урок

3 четверти.     Урок коррекции. Урок-концерт 

Ц. Обобщить

музыкальные впечатления первоклассников за  3 четверть.

Музыкальные впечатления. Научиться обобщать свои музыкальные впечатления. Муз. материал: – «Сладкая греза» П. И. Чайковского;

– «Волынка»  И.-С. Баха;

– «Вот какая бабушка» Т. Попатенко, И. Черницкой;

– «Спасибо»И. Арсеева,А. Петровой;

– «Праздник бабушек и мам»

И. Славника, М. Когановой

1

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные: ориентация в способах решения задачи

Коммуникативные: адекватно

оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений

26

Музыкальные инструменты.

У каждого свой музыкальный инструмент Контрольный урок. Урок-концерт

Пр. Что такое инструментовка  и  инсценировка    песен?

Ц. Послушать

 звучание   народных  музыкальных  инструментов

Инструментовка  и  инсценировка    Научиться инсценировать   песни. муз. материал: – «Менуэт»

И. Кондари (лютня);

– «Тонкая рябина», обр. русской народной песни  (гитара);

– «Тамбурин»  Ж. Рамо (клавесин);

– «Кукушка»  К. Дакена

(фортепиано)

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: подготовка устных рассказов в паре об услышанном

27

Музыкальные инструменты. Контрольный урок. Урок-концерт

Пр. Как звучат инструменты: арфа, флейта, клавесин?

Ц. Послушать тембровую окраску музыкальных инструментов и изучить  их выразительные возможности

Арфа, флейта, клавесин Научиться особенностям звучания различных видов оркестров:  симфонического и народного.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи

Коммуникативные: подготовка устных рассказов в группе об услышанном

28

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Урок-сказка.

Пр. Что за инструмент эта лютня?

Ц. Размышление  о  безграничных возможностях  музыки  в  передаче  чувств,  мыслей  человека,  силе  ее  воздействия

Лютня Научиться слушать музыку как средству общения между людьми. Муз. материал: Вечер. В. Салманов.;

Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях

29

Музыка в цирке .

Урок-повторение. Урок – цирковое представление.

Пр.  Как воспринимать музыку в цирке?

Ц. Цирковое  представление  с  музыкой,  которая  создает  праздничное  настроение

Цирковое  представление.  Научить-ся своеобразию музыкального произ-ведения в выражении чувств челове-ка и окружающего его мира. Муз. материал: – «Выходной марш» И. Дунаевского;

– «Галоп» И. Дунаевского;

– «Мы катаемся на пони» С. Крылова, Садовского;

– «Лошадки» Лещинской, Кучинской;

– «Слон и скрипочка» Журбина, Шленского;

– «Клоуны» Д. Б. Кабалевского

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

30

Дом, который звучит. Урок-повторение. Урок – путешествие в театр

Пр.  Что такое опера, балет, мюзикл?

Ц. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров

Опера, балет, мюзикл. Научиться путешествовать в музыкальные страны Муз.материал: – Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова;

– «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского;

– «Золотые рыбки» из балета «Конек-горбунок» Р. Щедрина;

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях

31

Опера – сказка Урок-повторение. Урок – путешествие

Пр. Что это такое виды музыки?

Ц. Познакомить детей с вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой

музыкой в опере  - сказке  

Вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая музыка. Научиться различать вокальную, инструментальную; сольную, хоровую, оркестровую музыку в опере  - сказке.

Муз.материал: – Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова;

– «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского;

– «Золотые рыбки» из балета «Конек-горбунок» Р. Щедрина;

– «Мелодия» К. Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»;  

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные: формулировать учебную задачу

Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).

32

«Ничего на свете  лучше нету» Закрепление знаний. Урок-путешествие

Пр. Кто такие композиторы песенники?

Ц. Познакомиться  с  композиторами-песенниками,  создающими  музыкальные  образы

Композиторы песенники Научиться различать композиторов-песенников, от других композиторов.  – Муз. материал:«Песня друзей» («Песня Трубадура») из к/ф «Бременские музыканты»

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: формулировать учебную задачу

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

33

Обобщающий урок. (Урок-концерт)

Ц. Обобщить музыкальные впечатления первоклассников за 4 четверть и год

Музыкальные впечатления Научиться обобщать свои музыкальные впечатления. Муз.материал: Вокальная импровизация на заданную интонацию или стихотворный текст с использованием музыкальной грамоты; исполнение фрагмента детской оперы; конкурсы знакомой песни, конкурсы дирижёров, барабанщиков; исполнение всеми присутствующими песен; выход под праздничную музыку

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные: ориентация в способах решения задачи

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...