Открытый урок Джаз
план-конспект урока по музыке на тему
Сформировать у учащихся понятие о джазе, как о новом направлении музыкального искусства 20 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vechera.dzhazdzhaz_dzhaz.doc | 94.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_muzyki_dzhaz_-_isskustvo_20_veka_.docx | 36.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЖАЗ, ДЖАЗ, ДЖАЗ,,,
В-1. Музыка и мода. Моден ли джаз? Мода – временное господство тех или иных вкусов, каждый человек воспринимает моду по-своему – это зависит от его возраста, воспитания, характера, культуры, одним словом – от личности. А джаз сейчас моден?
В-2. Джаз – музыка вне моды. Как вся классическая музыка, созданная вплоть до наших дней, своими корнями уходит в творчество великого немецкого композитора И.С. Баха, так и джаз стоит у истоков поп-музыки. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок-н-роллу, рок-музыке. С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура.
В-1.У истоков джаза.
Как же получилось, что негритянская музыка становится интересной и популярной в стране, где процветала расовая нетерпимость? Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч негров, не могли себе представить, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит весь мир. Первые форты белых людей в Гвинейском заливе на побережье Западной Африки возникли уже в 1482 г. Ровно 10 лет спустя произошло знаменательное событие - открытие Колумбом Америки. В 1620 г. на современной территории США появились первые черные рабы, которых удобно было переправлять на кораблях через Атлантический океан именно из Западной Африки. За последующие сто лет их количество выросло там уже до ста тысяч, а к 1790 г. это число увеличилось в 10 раз
В-2. Если мы говорим "африканский ритм", то надо иметь в виду, разумеется, что западноафриканские черные никогда не играли "джаз" как таковой - речь идет всего лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным "хором барабанов" с его сложной полиритмией и многим другим. Но рабы не могли брать с собой в Новый Свет никаких музыкальных инструментов, и первое время им в Америке даже запрещалось изготавливать самодельные барабаны, образчики которых значительно позднее можно было увидеть только в этнографических музеях. К тому же никто из людей любого цвета кожи не рождается с готовым чувством ритма, все дело в традициях, т.е. в преемственности поколений и окружающей обстановке, поэтому негритянские обычаи и ритуалы сохранялись и передавались на территории США исключительно устно и по памяти от поколения к поколению афро-американских негров.
В-1. Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой. Эти культуры обладали принципиально разными качествами. Африканская музыка по природе своей импровизационна, .важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие. В европейской же музыке более развито мелодическое и гармоническое начало. Музыка для африканцев часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, с культом и выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой, декламацией, т е синкретична.
В-2. В возбужденном состоянии африканцев их интонирование гораздо более свободно, чем у закованных в нормированный звукоряд европейцев. В африканской музыке широко развита вопрос-ответная форма пения.
Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом, ладовые мажор-минорные стандарты, гармонические возможности и многое другое. Вообще, условно говоря, африканская эмоциональность, интуитивное начало столкнулось с европейским рационализмом.
В-1. Похищенных с берегов западной Африки негров сотнями загоняли в трюмы и везли в таких условиях, что половина гибла в пути. Оставшихся в живых продавали и использовали для тяжелых работ на обширных плантациях, при строительстве плотин, портов, набережных.
В-2. Чему же посвящали эти негры свои редкие часы отдыха? Музыке. Негры обладали развитым музыкальным инстинктом, природной склонностью к музыке, особым чувством ритма. Закончив трудовой день, негры собирались в поле или на берегу реки и начинали петь, аккомпанируя себе ударами палок по ящикам, пустым бидонам, по всему, что оказывалось под рукой, а то и просто хлопая в ладоши. Это были африканские песни и ритмы.
В-2.Миссионеры, их хозяева, старались привить неграм культуру, обращали рабов в христианство, обучали их гимнам европейского происхождения. Но негры пели эти мелодии по-своему, в песнях они просили Бога вывести их из мира горя, нищеты и угнетения. Так появились негритянские религиозные песнопения – спиричуэлс.
В-1. Черные не возражали против приобщения к новой вере, ведь она давала им надежду на освобождение. Церковь трактовалась ими и как возможность ухода от страшной реальной жизни. Спиричуэлс сочетают в себе отличительные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. Они представляли африканца как мыслящее человеческое существо и были первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянской музыкой.
В-2.Религиозная музыка американских негров очень многообразна и включает такие виды песен, как :
-"ринг-шаут" (песня "исполняется" всем телом во время танца всех участников по кругу против часовой стрелки);
-"сонг-сермон" (песни-проповеди)
-"госпел" и
-"джюбили сонгс" (песни прославления с короткой, ритмичной мелодией).
Наиболее древним жанром духовной музыки считается ринг-шаут - групповой танец поющих в молитве негров. В своей кульминации этот обряд достигает высокого эмоционального накала, участники его кричат, впадают в экстатическое состояние. Жанр спиричуэл - это уже церковные гимны, песнопения, подвергнувшиеся изменениям, пришедшим из ринг-шаут, это смешивание европейских и африканских традиций. Он значительно повлиял на зарождение, формирование и развитие джаза.
В-1. В начале прошлого века (1901г.) компания говорящих машин «Виктор» выпустила первую пластинку, граммофонная промышленность превратилась в серьезный бизнес, в основном записывались выдающиеся оперные исполнители. Записывать на грампластинки джаз – это еще никому не приходило в голову. Чтобы услышать джаз и насладиться им, нужно было лично придти туда, где его играли. В 1917 году джаз наконец-то попал на граммофонную пластинку в Нью-Йоркской студии компании «Виктор». Так в жизнь американцев вошел джаз.
В-2. И сейчас у нас есть уникальная возможность послушать голос Махелии Джексон, одной из ярких исполнительниц спиричуэлс, записанный на пластинку в 20-х годах прошлого века. Спиричуэлс называется «Молитва»- вызывает грустные, печальные чувства, исполнитель обычно рассказывает о своих трудностях и несчастьях, выпавших на его долю.
В-1. Это молитва надежды, а не отчаяния, т.к. ближе к завершению звучит приподнято, возвышенно, более уверенно. Хочется верить, что есть средство от несправедливости. Молитвы нашей церкви звучат монотонно, на одном звуке, а молитва негров похожа на песню. Красота, поэтичность и богатство мелодий спиричуэлс дает представление о необычайной их музыкальности. СЛУШАЕМ «МОЛИТВУ»
В-1. С отменой рабства в 1865 году несчастья негров не кончились. Между негром и белым все время пытались установить отношения низшего к высшему: негры были домашними слугами, чернорабочими. И понятно, что негритянская музыка развивалась обособленно, лишь изредка соприкасаясь с музыкой белых. В этот период расцветает народная песня американских негров – блюз. (Это слово произошло от сочетания двух слов: «блу», «девл» - меланхолия, хандра, грусть, печаль).
В-2. Главная черта блюза – так называемые блюзовые ноты, которые соответствуют 3 и 4 ступеням гаммы. Они не принадлежат к мажору или минору, а являются чем-то средним. Поэтому блюзовые ноты нельзя извлечь на инструменте со строго определённой высотой звуков, например на фортепиано. Ведь блюзовые ноты не совпадают со звучанием фортепианных клавиш, но зато их можно воспроизвести на гитаре, потянув струну.
В-1. Поэтическое содержание блюза чаще всего печально рассказывает о событиях обычной жизни. Самые старые блюзовые формы, по-видимому, существовали без аккомпанемента, в них на первом месте была в основном просто мелодия, а потом уже появились банджо, гитара. Как во всякой народной музыке, авторы многих старых блюзов неизвестны, но позднее появились грамотные музыканты, которые стали собирать и записывать на ноты фольклорный блюзовый материал).
В-2. Блюз до сих пор живет среди нас - как в популярной музыке, так и в джазе. После гражданской войны и отмены рабства в 70-е - 80-е годы 19 века негритянское население Северной Америки постепенно перемещается в города, где и возникает новый вариант блюза, называемый городским. В городской среде он начинает постепенно профессионализироваться. Его исполнителями, в основном, остаются мужчины. Выход блюза на коммерческую эстраду в начале 20-х годов привел к появлению в этом жанре женщин, многие из которых достигли необыкновенных высот, затмив мужчин. (ЗВУЧИТ БЛЮЗ),
В-1. Если спиричуэлс – песни надежды, то блюзы песни отчаяния. Блюз – это жалоба, крик протеста. Негры поют блюз не для того, чтобы расчувствоваться и отяжелеть от своего страдания, от своих несчастий, а чтобы освободиться от них.
В-2. Эта особенность характера негров находит отражение и в тексте блюзов: на музыку с драматическим оттенком часто поются комические куплеты и наоборот. «Блюз Западной окраины» в исполнении оркестра под управлением Луи Армстронга. «Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий» - об этом поет Луи Армстронг. (ЗВУЧАНИЕ).
В-1. 3. Дальнейшее развитие блюза протекало в рамках т.н. "современного" блюза, имеющего целый ряд видов, из которых стоит отдельно отметить ритм-энд-блюз. Это развлекательно - танцевальное направление, впитавшее в себя черты не только блюза, но и спиричуэл, приемы шаут. Оно пошло по пути упрощения и стандартизации музыкального языка, характерное для поп-музыки. Появился этот стиль еще в 30-е годы, достиг пика своего развития в 50 - 60-е годы и послужил отправной точкой для рождения рок-н-ролла, рок-музыки, музыки соул и многих других направлений современного музыкального мира. С ритм-энд-блюзом связаны такие имена, как Джо Тернер, Рэй Чарльз, Ти-Боун Уолкер.
В-2. Джаз – дитя двух культур.
В вихре начала 20 в. произошел синтез, слияние спиричуэлс, блюза и регтайма – танцевальной музыки с «рваным» ритмом, где звуки появляются между долями такта, синкопы. (Слайд с регтаймом). В это время в Европе бурно расцветала романтическая фортепианная школа, включавшая в свой репертуар музыку от Шуберта, Шопена и Листа до маршей и полек. Все это звучало и в Соединенных Штатах, но в типичном афро-американском преломлении с использованием мощного, порой сложного ритма и с большей динамикой, интенсивностью.
В-1. Источником рэгтайма явилось творчество первоначально провинциальных негров - пианистов. Для их импровизационной манеры было характерным использование ритмических сдвигов, "неправильных" акцентов. Слияние спиричуэлс, блюза и рэгтайма дало начало принципиально новой музыке. Вначале никто даже не понимал толком, что именно происходит, и этот результат, этот стиль музыки назвали словом джаз.
В-2. Историки жанра полагают, что название возникло из бытовавшего тогда выражения: «джэзинг ит ап», т.е. «играть с воодушевлением, энергично, грубо, беспорядочно». Каждый участник оркестра должен уметь импровизировать на своем инструменте, т.е. сочинять музыку на ходу, что может далеко не каждый. Ведь основа джаза – импровизация, джазмен немыслим без умения импровизировать.
В-1. Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложный и разнообразный ритм – это и синкопы, и полиритмия, и свинг (эффект раскачивания), грубоватый тембр звучания – это влияние африканской культуры.
В-2. Джаз. Колыбелью джаза стал город Нью-Орлеан. Считается, что произошло это 17 ноября 1887года. Одним из отцов джаза был темнокожий весельчак Термидус Браун, музыкант-любитель,парикмахер, имевший кличку Джаз-бо (джазовичок-страшилка)-уж очень этот Браун любил модные костюмы. Ночью 17 ноября в новоорлеанском ресторанчике «У Чокнутого» этот самый Браун вытащил свой видавший виды КОРНЕТ-духовой медный инструмент, похожий на трубу, и начал наигрывать незатейливую мелодию. Но вдруг Браун начал сбиваться с мелодии, которая благодаря этому приобрела совершенно необычный ритм и странную тональность. Эта удивительная мелодия привела публику ресторанчика в неописуемый восторг.
В-1. Такое необычное, с неровным ритмом звучание, вскоре переняли многие музыканты из оркестров, исполнявших в Нью-Орлеане танцевальную музыку. В такой манере стал играть и Чарлз Болден по кличке Бадди-Дружище, который работал репортёром в маленькой газете. Прославился Бадди прежде всего тем, что в новомодной манере играл ужасно громко. Благодаря громкой игре именно Бадди, а не Термидус Браун, остался в истории джаза как основатель этого нового музыкального направления.
В-2. (СЛАЙДЫ С МУЗ ИНСТРУМЕНТАМИ) Особенностями джаза являются сложный ритм с акцентами (резким выделением одного звука), бит – пульс, удар, биение, драйв – гонка, езда, атака, свинг – ход, мерное качание. Джаз – музыка оркестровая. В состав джаз-оркестров входят труба, тромбон, кларнет, саксофон, виолончель, контрабас, фортепиано, гитара (банджо), разнообразные ударные инструменты. Первое время в джаз-оркестрах играли только чернокожие музыканты – джазмены. А когда появились белые исполнители, их джазовые ансамбли стали именоваться диксилендами.
В-1. Знаете ли вы?
Маккензи Уильям по прозвишу Рэд – Рыжий – единственный в мире джазовый музыкант, который избрал своим инструменто расчёску с бумагой. В 1930-х годах он возглавлял группу под названием «Трубачи-хвастуны из Маунд-сити», в которой не только играл на расчёске, но был вокалистом и проделывал различные фокусы с другими «звучащими» бытовыми предметами
НОВОСТИ: Джаз будут изучать в средних школах.
Все школьники Нового Орлеана сейчас, вероятно, молятся всем известным и неизвестным богам, лишь бы только их школу миновала участь быть выбранной для участия в программе, придуманной смекалистыми местными властями.
Вот до чего они (власти) додумались: начиная с осени 2003-го года, в пяти средних школах города регулярно будут проводиться уроки джаза. Такое предложение выдвинули Университет Нового Орлеана совместно с Образовательным фондом имени Луи Армстронга.
В-1. Изначально идея преподавания джаза в средних школах родилась в голове выдающегося пианиста Эллиса Марсалиса - патриарха знаменитой джазовой семьи, в которую также входят трубач Вайнтон, саксофонист Брэнфорд, тромбонист Дельфо и барабанщик Джейсон. Декан музыкального факультета Новоорлеанского университета Джефф Кокс с радостью поддержал эту мысль.
В настоящее время ведется активный поиск средств для того, чтобы идея обрела материальную основу. Деньги нужны прежде всего затем, чтобы привлечь пять джазовых музыкантов (американцев или из-за рубежа), которые согласились бы давать регулярные концерты и обучать школьников основам джазового мастерства.
В-2.Выдающиеся джазовые исполнители.
Луи Армстронг. Родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать – прачкой Мэри Энн. Любовь сына к матери. Родители разошлись. Воспитывала бабушка по отцовской линии. Начал играть на корнете с 14 лет, не зная нот. В 23 года – лучший джазмен своего времени. 28 лет – серия записей, решительно повлиявших на развитие джаза. Удивительно, что он вышел. 1913 год – Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних цветных. «Уэйорс Хоум». Там медный духовой оркестр, его привлекли к творческой работе. Руководитель – Питер Девис, он сделал его горнистом колонии, затем научил играть на корнете. «Эта колония для меня была скорее школой – пансионатом, нежели тюрьмой». (Он хорошо овладел игрой на корнете). Через 3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака отца), сбежал к (матери. 16 лет – разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик, который играл в дешевых барах и на вечеринках.
- 18 лет – ведущий корнетист.
- 24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.
- 25 лет – первые грамзаписи.
- 1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра. Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире. Много гастролировал. Челюсти стали железными. Длительная гастрольная поездка по Европе.
- 1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года. «Хелло, Долли», «Мэки Найф».
В-2. Одной из выдающихся джазовых исполнительниц считается Билли Холидей.
В-1. Элла Фитцджеральд.
Ее вокал по праву считается самым изящным во всей истории джаза, хотя многие могут поставить на высшую ступень также и Билли Холидей. Наделенная природой великолепным голосом с широким диапазоном, Элла могла перепеть кого угодно. Люди всегда понимали, что именно она поет, каждое ее слово.
Единственным ее постоянным недостатком было то, что Элла была крайне жизнерадостной и не могла петь слишком лирически, как того требовал текст песни.
В-2. Как бы то ни было, если оценивать ее карьеру целиком, то певиц такого класса больше попросту не было. В начале своего творческого пути Элла Фитцджеральд никогда не отличалась жестким голосом, который был присущ Билли Холидей. Из-за сильной нищеты в определенный момент Элла осталась по-настоящему бездомной. В пении наступил большой перерыв. В 1934 она выступает в Аполло театре, в Гарлеме, где побеждает в любительском конкурсе с песней Judy.
В-1 После непродолжительной работы с Tiny Bradshaw, Benny Carter (посетивший Аполло) представил Эллу вниманию музыканта по имени Chick Webb. Его не очень впечатлила внешность девушки, и он с неохотой предложил 17-летней Элле попеть в клубе с его оркестром. Испытание было пройдено успешно, и известный барабанщик очень быстро понял, что она обладает серьезным коммерческим потенциалом. Начиная с 1935 Элла представляет собой поп-свинговую певицу, сильную в балладах, с необыкновенно юным голосом. Ее голос набирает должную силу.
В-2. 16 июня 1939 Chick Webb скончался. По всеобщему решению Элле пришлось возглавить оркестр, и это несмотря на то, что до этого она мало занималась репертуаром и наймом и увольнением музыкантов. Ей удалось удержать популярность, и когда в 1941 она распустила группу, то не составило большого труда начать сольную карьеру. За 10 лет в пении Эллы случились большие изменения. Во время тура с биг-бзндом Dizzy Gillespie она освоила бибоп и в ее манере пения появились моменты нового стиля.
В-1.В 1948-52, после свадьбы с басистом Ray Brown, Элла начинает выступать вместе с трио своего мужа. Кроме того, в 1950 и 1954 она записала несколько пластинок в дуэте с Ellis Larkins, где спела в своей манере песни Джорджа Гершвина.
В пик своей карьеры, в 60-х, Элла записала в Берлине живую пластинку Mack the Knife, очень веселый альбом, во время записи которого она полностью забыла слова и придумывала на ходу собственные. Этот альбом впоследствии стал классикой.
В-2. По прошествии 70-х голос Эллы стал заметно увядать, и в 80-х карьера певицы подошла к закату, да и возраст, естественно, давал о себе знать. Проблемы со зрением и сердцем временами заставляли надолго забывать Эллу о музыке, но ее редкие выступления всегда отличались великолепным чувством свинга и неизменной радостью в голосе. В1994 Элла Фитцджеральд окончательно ушла на пенсию, а через два года скончалась, но по сей день ее имя остается слишком хорошо известным. Большое количество сделанных ею записей было переиздано на компакт-дисках.
В-1. Джаз – музыка танцевальная.
Музыка джаза – не только выражение чувств в пении, игре, джаз – это танцевальная музыка (рэгтайм, мамбо, самба, ча-ча-ча, румба.) 1910 год. Фокстрот становится самым модным танцем в Европе и США.
В-2.
В Чикаго и Нью-йорке получил распространение и развитие диксиленд-джаз. Местные музыканты, как и приезжающие на гастроли негритянские оркестры, заложили основы для обновления джазовой стилистики, а так же для формирования новых типов джаз-бэнда: КОМБО – малого ансамбля с поочерёдно выступающими солистами и БИГ-БЭНДА – большого состава оркестра, что предопределило постепенный переход в 1920-е г к СВИНГУ (анг «качание). Приобретает популярность новая разновидность блюза – БУГИ-ВУГИ.
В-1.
ДЖАЗ-МУЗЫКА ОПЕРНАЯ. (Д. Гершвина)
Создателем первой американской оперы считают композитора Джорджа Гершвина. Он создатель эстрадной музыки, множества оперетт, мюзиклов, музыкальных комедий, музыки к кинофильмам. Всё в его творчестве было новым и необычным. В его музыкальных произведениях соединялись традиции европейской музыкальной классики и афро-американского фольклора. Вершиной творчества Джорджа Гершвина является опера «Порги и Бесс», написанная в 1935году, либретто которой основывается на реальном происшествии. Бездомный калека-негр застрелил жену за то, что его посадили в тюрьму. Но в опере Гершвина всё заканчивается относительно хорошо: Бесс уезжает, а Порги отправляется на её поиски.
В-2 Что бы лучше узнать быт и нравы своих чернокожих героев, Гершвин почти год жил в негритянском рыбачьем посёлке Фолли-Айленд, что в Южной Каролине. Он изучал негритянский фольклор, записывал народные песни, даже пел в негритянском хоре. В опере используются африканский барабан и банджо (это нововведение), спиричуэл, трудовые песни и блюзы вместе с эстрадными мелодиями. (ЗВУЧИТ «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»)
Джаз в России.
В-1. 1922г. В Советской России поэт и хореограф Валентин Парнах под впечатлением от услышанных им в Париже негритянских джаз-оркестров сформировал свой «эксцентрический шумовой джаз-бэнд» и дал несколько концертов. Но воспринимался отечественный джаз не как музыка, а как экзотическое действо.
В-2. 1926г. Гастроли в России негритянской водевильной группы «Шоколадные ребята» с оркестром Сэма Вудинга при участии Сидни Беше и других джазовых знаменитостей.
В-1. 1927г. В Москве Александр Цфасман дебютировал со своим регтайм-бэндом «АМА-Джаз». В Ленинграде начал выступать концертный джаз-бэнд Леопольда Теплицкого (первый в СССР профессиональный эстрадно-джазовый коллектив).
В-2. 1929г. Подошла к концу «золотая эра» классического джаза. Центр джазовой жизни из Чикаго переместился в Канзас-Сити, затем в Нью-йорк. На первый план стали выдвигаться оркестры коммерческой танцевально-развлекательной музыки в свинговом стиле и шоу-бэнды.
В-1. В СССР с успехом прошли первые концерты ленинградской джаз-капеллы Георгия Ландсберга и «Теа-джаза» Леонида Утёсова, Якова Скоморовского. В те годы джаз на советской сцене звучал примерно так…
(ПЕСНЯ «ДЖАЗ-БОЛЕЛЬЩИК»).
В-2. 1930г. Начало «эры свинга», продолжавшейся в течение следующего десятилетия. Всеобщий танцевальный бум в США, период процветания танцевальных оркестров.
В-2. 1934г. На экраны вышел первый советский «песенно-джазовый» кинофильм «Весёлые ребята», музыку к которому написал Исаак Дунаевский.
В-1. 1938г. В Москве основан Госджаз СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого (первое выступление этого оркестра открылось исполнением популярной песни «Катюша». Позднее «госджазы» появились и в других советских республиках.
В-2. 1940г. Закат свинговой эры. Эксперименты в области «нового звучания», зарождение стиля «прогрессив» (освоение крупных концертных форм, симфонизация биг-бэндов (больших оркестров).
В-1. 1941г. Во время Второй мировой войны джаз стал неотъемлемой частью репертуара американских военных биг-бэндов.
В-2. 1948г. «В США рождаются новые джазовые направления КУЛ-джаз («прохладный», «холодный» джаз и в1954г ХАРД-БОП (жёсткий боп).
А в СССР Постановление ЦК РКП(б) осуждает «буржуазные влияния» в советской популярной музыке. Джаз причислен к явлениям, чуждым социалистической идеологии. В СССР начался так называемый «период разгибания саксофонов».
Очень хорошо об этом рассказано в кинофильме «Мы из джаза». Песня «СТАРЫЙ РОЯЛЬ»
В-1. Долгие годы джаз как вид музыки у нас был не то чтобы под запретом, но воспринимался с большим сомнением: а музыка ли это вообще? Впервые джазовый концерт состоялся в «самом главном» концертном зале страны – Большом зале Московской консерватории – только в октябре 1997года. Тогда выступали три лидера (трио) отечественной джазовой музыки: Д. Крамер (фортепиано), А.Кузнецов (гитара), Г.Гаранян (саксофон).
В-2. Джаз на отечественной сцене не вытеснил песню, не стал основой легкой музыки, а был обогащен народными традициями. Сегодня на нашей эстраде мы очень часто встречаемся, сами того не замечая, с различными джазовыми стилями. А Лариса Долина считается одной из лучших исполнительниц джаза в нашей стране. («ОСЕННИЙ ДЖАЗ»-ПЕСНЯ).
В-1. На протяжении своего существования джаз и терпел поражение, и возрождался, и переживал кризисы, но, тем не менее, искусство джаза сохранило свою притягательную силу.
В-2. И город Томск ежегодно проводит джазовые фестивали, которые собирает полные залы. Каждую осень в Томске в Большом Концертном зале проходят джазовые концерты, в которых участвуют известные исполнители – музыканты из Москвы, Еревана, и других городов и других стран.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Саидова Светлана Юрьевна
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №118 Выборгского р-на г. Санкт-Петербург
Предметная область: Музыка.
Класс: 6 класс.
Учебник (УМК): Е.Д. Критская «Музыка» 6 класс.
Тип урока: Комбинированный.
Форма проведения: урок-исследование
Формы организации учебной деятельности: работа в парах, группах, индивидуальная работа.
Тема урока: Джаз — искусство 20 века.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о джазе, как о новом направлении музыкального искусства.
Задачи:
- Образовательная
Познакомить учащихся:
- с одним из современных музыкальных направлений 20 века — джаз;
- с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз);
- со стилем “джаз”;
- с историей возникновения этого музыкального направления;
- с характерными особенностями стиля;
- со знаменитыми исполнителями джазовой музыки;
- выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
- Развивающая
- Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Минкова “Старый рояль”;
- Развивать умения анализировать, сравнивать, рассуждать
- Воспитательные
- Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус;
- Воспитывать уважение к культуре разных народов;
- Формировать коммуникативные навыки посредством групповой и парной работы
Результаты обучения:
- Предметная: Познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, сформировать представление о джазе.
- Личностная: Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке. Воспитание позитивно отношения к искусству.
- Метапредметная: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность.
- Общеучебные: Поиск необходимой информации. Составить конспект выступления.
- Логические: Формулировать выводы. Выделять главное.
- Коммуникотивные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.
Оборудование:
- магнитофон,
- диски с записью джаза
- Фортепьяно
- Компьютер
- Проектор
- Презентация PowerPoint
Этап урока | Методическая характеристика тапа: задачи, методы создания развивающей среды | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции |
Организационный | Приветствие. Задача: Настроить обучающихся на познавательною деятельность Личностные: выражать положение отношение к процессу познания, проявлять внимательность Коммуникативные: компетентность | Когда ребята входят в класс звучит песня Л. Армстронга. Мы на каждом уроке узнаем что-то новое. Для того что бы сегодня совершить настоящие открытие, нам необходимо задать себе вопрос: «Что я хочу узнать»? | Приветствие учителя, гостей. Настраиваются на работу |
Изучение нового учебного материала Постановка цели, мотивация Планирование предстоящей работы. Совместное открытие новых данных Осмысление и закрепление учебного материала | Задача: Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием. Методы: Коллективное целеполагание (учебно-познавательная компетенция). Задача: определять содержание и последовательность действий для решения поставленных задач Методы: моделирование деятельности (учебно-познавательная компетенция). Задачи: - формирование основ теоритического мышления; - развитие умений находить общее, отличное, закономерности. - воспитание способность высказывать свою точку зрения. - формирование способности учащихся к участию в парах, малых группах. Методы: - поиск информации в справочной литературе (информационная компетенция) - работа с учебником - обработка информации, выстраивание логических, причинно-следственных связей(информационная, общекультурная компетенция) - учебный диалог (коммуникативная компетентность) - самостоятельная работа в парах и группах (социально-трудовая, коммуникативная, учебно-познавательная компетенции) -обсуждение (коммуникативная компетенция) -индивидуальные задания проблемного характера (общекультурная, научно-познавательная компетенции) - коллективное подведение итогов (учебно-познавательная компетенции) Физминутка Задача: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока Методы: - Учебный диалог - коллективное подведение итогов, оценивание работы (учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции) -задание группам для самостоятельной работы (социально-трудовая, коммуникативная компетенции) | Кому знакома эта музыка? Как Вы с ней познакомились? На доске написаны 3 слова (ДЖАЗ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, РИТМ). С помощью музыки, которая звучала в начале урока и слов написанных на доске мы определим для себя тему нашего сегодняшнего урока. И поставим учебную задачу. Запишем в тетрадь тему и проблемные вопросы. Сегодня на уроке Вы найдете ответы на интересующие нас вопросы. Чтобы представить образ Джаза, проследим историю его появления. Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы и африканского фольклора. Африканская музыка по природе своей импровизационна, важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие. В европейской же музыке более развито мелодическое и гармоническое начало. Музыка для африканцев часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, с культом и выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой. Миссионеры обращали негров-рабов в христианство, обучали их гимнам. В пенях они просили Бога вывести их из мира горя, нищеты и угнетения. Так появился стиль спиричуэлс. (негритянские религиозные песнопения). У каждой группы есть музыкальные словари. 1 группа ищет название своего тиля, прочитает и расскажет о его особенностях. В период отмены рабства в 1865 году расцветает Блюз 2 группа ищет название своего стиля, прочитает и расскажет о его особенностях. В 70 годы 19 века сложился еще один стиль предшественник блюза – регтайм. 3 Группа ищет в музыкальном словаре определение регтайм. В начале 20 века произошло слияние спиричуэлс, блюза и регтайма. И этот стиль назвали джаз. Название возникло из бытовавшего тогда выражения: «джэзинг ит ап», т.е. «играть с воодушевлением, энергично, грубо, беспорядочно». Каждый участник оркестра должен уметь импровизировать на своем инструменте, т.е. сочинять музыку на ходу, что может далеко не каждый. Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложный и разнообразный ритм – это и синкопы, и полиритмия, и свинг (эффект раскачивания), грубоватый тембр звучания – это влияние африканской культуры. Колыбелью джаза стал город Нью-Орлеан. Считается, что произошло это 17 ноября 1887года. Одним из отцов джаза был темнокожий весельчак Термидус Браун, музыкант-любитель, парикмахер, имевший кличку Джаз-бо (джазовичок-страшилка)-уж очень этот Браун любил модные костюмы. Ночью 17 ноября в новоорлеанском ресторанчике «У Чокнутого» этот самый Браун вытащил свой видавший виды КОРНЕТ-духовой медный инструмент, похожий на трубу, и начал наигрывать незатейливую мелодию. Но вдруг Браун начал сбиваться с мелодии, которая благодаря этому приобрела совершенно необычный ритм и странную тональность. Эта удивительная мелодия привела публику ресторанчика в неописуемый восторг. Такое необычное, с неровным ритмом звучание, вскоре переняли многие музыканты из оркестров, исполнявших в Нью-Орлеане танцевальную музыку. В такой манере стал играть и Чарлз Болден по кличке Бадди-Дружище, который работал репортёром в маленькой газете. Прославился Бадди прежде всего тем, что в новомодной манере играл ужасно громко. Благодаря громкой игре именно Бадди, а не Термидус Браун, остался в истории джаза как основатель этого нового музыкального направления. Особенностями джаза являются сложный ритм с акцентами (резким выделением одного звука), бит – пульс, удар, биение, драйв – гонка, езда, атака, свинг – ход, мерное качание. Джаз – музыка оркестровая. - Встали! Быстро потянулись! И в исходную вернулись! Сейчас мы прослушаем музыку и попробуем угадать, какие инструменты звучат. Включим наше воображение и поиграем на них. Теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого отберем инструменты, характерные лишь для него. Учитель показывает карточки с изображением инструменты. Какие инструменты входят в состав джаз-оркестров. - Прослушаем песню Р. Бойко «Дело было в Каролине»
Вокально-хоровая работа
| Джаз. Слышали такую музыку по телевизору, радио, родители любят джаз и часто слушают. Зачитывают проблемные вопросы: - Джаз что это за музыка? - Как возник джаз? История? - Какие инструменты исполняют джазовую музыку? -Какова роль ритма в джазе? -Моден ли джаз в наше время? 1 группа зачитывает определение стиля и особенность стиля. Спиричуэлс - негритянские религиозные песнопения (песни надежды). Они сочетают в себе отличительные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. Религиозная музыка американских негров включает виды песен, как
Главная черта блюза - блюзовые ноты, которые соответствуют 3 и 4 ступеням гаммы. Они не принадлежат к мажору или минору, а являются чем-то средним. Поэтому блюзовые ноты нельзя извлечь на инструменте со строго определённой высотой звуков, например на фортепиано. Ведь блюзовые ноты не совпадают со звучанием фортепианных клавиш, но зато их можно воспроизвести на гитаре, потянув струну. Поэтическое содержание блюза чаще всего печально рассказывает о событиях обычной жизни (песня отчаяния). регтайм. форма городской танцевально-бытовой музыки, исполнявшейся сев.-амер. неграми в кафе, танцевальных залах А дети сигнализируют о подходящем для Джаза инструменте. В состав джаз-оркестров входят труба, тромбон, кларнет, саксофон, виолончель, контрабас, фортепиано, гитара (банджо), разнообразные ударные инструменты. К джазовому. Сбивчивый ритм, преобладание ударных и духовых инструментов. |
Итоги урока | Задача: формирование способность объективно оценивать соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания Методы: составление когнитивной карты (учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции) | Молодцы, Вы отлично исполнили песню! Сейчас давайте вспомним проблемные вопросы, которые вы определили в начале урока. Можете ли Вы на них ответить? Подведем итоги: - Давайте проверим все ли вы запомнили и поняли из сегодняшнего уроке, остались ли у вас вопросы Поделитесь своим впечатлением о Джазе, какие ассоциации у Вас вызывает Джаз? Моден ли джаз? | Ребята высказывают свое мнение о джазе. А на листочках кратко пишут, что они узнали о джазе. |
Домашнее задание | Задача: закрепить дома полученный результат, выучить песню наизусть. И написать краткие сообщения о выдающихся джазовых исполнителях (портреты джазовых исполнителей на слайдах) Методы: задание по выбору для самостоятельной роботы (социально-трудовая компетенция) |
Всем спасибо за урок! Звучит джазовая музыка | Дети выходят из класса под джазовую музыку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
конспект открытого урока по джаз-танцу " Основы джазового танца.Введение"
Конспект отерытого урока по джаз-танцу....