Рабочая программа по музыке 3 класс (школа 21 век)
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 3 класс (школа 21 век)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_3_klass_shkola_21_vek.doc | 197 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по музыке
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009г. №373), авторской программы «Музыкальное искусство», - М.:Вентана – Граф, 2013. Авторы программы: В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластических движений и импровизация).
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Место учебного предмета в учебном плане.
Общий объём времени, отводимого на изучение музыки в 3 классе, составляет 34 часа. В 3 классе урок музыки проводится 1 раз в неделю.
Согласно годовому календарному графику МОУ лицея №2 и расписанию уроков на 2014-2015 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 35 уроков.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и
творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-
образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение
знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на
дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной
связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом
воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организацию своего культурнопознавательного доcуга.
Основное содержание учебного материала
Характерные черты русской музыки (8ч.)
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И.Глинки, П.И.Чайковского, М.П.Мусогорского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка – различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее- интонационные корни.
Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности (12ч.)
Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Истоки русского классического романса (6ч.)
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
Композиторская музыка для церкви (2ч.)
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6ч.)
Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути-точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.
Величие России в музыке русских классиков.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения материала
Предметные результаты
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Основные закономерности музыкального искусства
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Обучающийся получит возможность овладеть:
-представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;
-музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)
-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
-различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки..
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Музыка в жизни человека
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Музыкальная картина мира
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Виды деятельности, формы работы | Планируемые результаты обучения | Плановые сроки | Корректировка | ||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | ||||||
Характерные черты русской музыки (8ч.) | |||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Путешествие на родину русского музыкального языка. | Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества. | Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям; ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека | Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 4.09 | ||
2 | Едем в фольклорную экспедицию. | Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки. | Слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации. | Регулятивные: совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. Личностные: проявлять интерес к историческим традициям своего края и России. | 11.09 | ||
3 | Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов. | Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.) | Разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: преобразовывать информацию: представлять её в виде схемы, таблицы, текста, рисунка. Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Личностные: испытывать потребность в самореализации. | 18.09 | ||
4 | Мировая слава русской классической музыки. | Пропевать главные интонации (мелодии)изучаемых произведений композиторов-классиков. | Слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации | Регулятивные: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 25.09 | ||
5 | Интонационно- образный язык музыки М.Глинки, П.Чайковского,М.Мусогорского. | Запоминать главные имена корифеев музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. | Узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. | Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Личностные: испытывать потребность в самореализации в доступной. | 2.10 | ||
6 | Понятия «русская» и «российская» музыка-различное и общее. | Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов. | Сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов. | Регулятивные: выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 9.10 | ||
7 | Особенности народной песни. | Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества. | Ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 16.10 | ||
8 | Своеобразие песенного фольклора кубанских казаков. | Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов. | Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 23.10 | ||
Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности (12ч.) | |||||||
9 | Мелодизм, напевность народной песни. | Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки. | Представлять результаты проектной деятельности. | Регулятивные: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты. Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 30.10 | ||
10 | Жанры народной песни. | Разучивать и исполнять народные песни разных жанров. | Выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 13.11 | ||
11 | Исторические песни и былинный эпос. | Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера. | Разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты. | Регулятивные: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 20.11 | ||
12 | Героико-патриотическая тематика.
| Разучивать и исполнять былинные напевы. | Сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 27.10 | ||
13 | Лирические песни. | Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно- мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. | Передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений. | Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 4.12 | ||
14 | Походные песни. | Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно- мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. | Передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений. | Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 11.12 | ||
15 | Календарные песни.
| Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно- мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. | Передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений. | Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 18.12 | ||
16 | Обрядовые песни.
| Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры. | Распределение ролей в проектной группе и их использование. | Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 25.12 | ||
17 | Инструктаж по ТБ. Частушки и страдания. | Разучивать и исполнять народные песни разных жанров, частушки и страдания. | Выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: проявлять интерес к историческим традициям своего края и России. | 15.01 | ||
18 | Плясовые наигрыши. | Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры. | Передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 22.01 | ||
19 | Народная песня в царских палатах. | Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно- мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. | Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 29.01 | ||
20 | Связь народной и композиторской музыки. | Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки. | Ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 5.02 | ||
Истоки русского классического романса (6ч.) | |||||||
21 | Русский романс. | Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. | Приводить примеры известных музыкальных жанров, форм. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 12.02 | ||
22 | Крестьянская песня. | Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. | Выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения. | Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 19.02 | ||
23 | Городская лирика. | Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. | Выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения. | Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 26.02 | ||
24 | Старинный романс. | Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического. | Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 5.03 | ||
25 | Городской салонный романс. | Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А.Гумилёв, А.Алябьев, А.Варламов). | Импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни. | Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 12.03 | ||
26 | Лирический романс. | Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания. | Выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения. | Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 19.03 | ||
Композиторская музыка для церкви (2ч.) | |||||||
27 | Музыка в храме. | Размышлять о роли музыки в церкви. | Распределение ролей в проектной группе. | Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 2.04 | ||
28 | «Богородице Дево, радуйся». | Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки. | Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Регулятивные: выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 9.04 | ||
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6ч.) | |||||||
29 | Обработка народных песен. | Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе. | Понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека. | Познавательные: преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. | 16.04 | ||
30 | Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов. | Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера. | Соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д. | Познавательные: преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 23.04 | ||
31 | Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов. | Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры. | Передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений. | Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), правила работы в парах. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 30.04 | ||
32 | Картины народной жизни в музыке композиторов. | Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора. | Овладеть представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. и др. ) исполнительском творчестве. | Познавательные: преобразовывать информацию: представлять её в виде текста, схемы, таблицы. Регулятивные: выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 7.05 | ||
33 | Сказка ложь, да в ней – намёк. | Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции. | Проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку. | Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Личностные: отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь. | 14.05 | ||
34 | Русская сказка в произведениях композиторов. | Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов. | Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов. | Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 21.05 | ||
35 | Урок-обобщение | Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов. | Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов. | Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 28.05 |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Музыка: программа: 1-4 классы. В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. М: «Вентана-ГрафФ», 2013.
Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. М: «Вентана-ГрафФ», 2013.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school.соllection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школa». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/education
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www. Festival.1september.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.uroki.ru
Информационно-коммуникативные средства:
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия для начальной школы. (CD).
Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Видеопроектор.
5. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
Магнитная доска для таблиц.
Стеллажи для хранения таблиц, книг, дидактического материала, аудиовизуальных средств (слайдов, дисков и др.)
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Зам. директора по УМР
ЛМО учителей начальных классов ________________ Паламарчук В.Н.
_________________ Сальхина С.И. ________________ 2014 год
_________________ 2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 3 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 4 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 2100" 2 класс
Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 2100" 3 класс
Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 2100" 4 класс
Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного...