Учителю в помощь к урокам музыки
методическая разработка по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
АНСАМБЛЬ - от французского _________ (вместе) – означает совместное исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего оно подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения.
В соответствии с количеством исполнителей, ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для четырех), квинтетом и т.д. ансамбли могут быть вокальными или инструментальными. Последние всегда относятся к области камерной музыки, первые же, чаще всего, являются эпизодами оперного спектакля.
Ансамблем называется не только произведение, написанное для нескольких инструментов. Но и состав исполнителей, которым оно предназначено. Многие ансамбли имеют строго определенное количество участников. Например: вокальные или фортепианные дуэты, инструментальные трио или квартеты. Один из таких ансамблей – Квартет имени Л.Бетховина. Нередко ансамблем называют объединение исполнителей на разных инструментах, певцов, танцоров. За последние годы большое распространение получили вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие эстрадную музыку.
И, наконец, слово ансамбль имеет еще одно значение. Представьте себе, что певица с нежным серебристым голосом поет изящный романс, а пианист, который ей аккомпанирует, играет слишком громко и тяжеловесно. О таком исполнении можно сказать, что у певицы и пианиста очень плохой ансамбль, а вернее, его совсем нет. Зато, какое высокое наслаждение испытываешь, слушая, как голос и рояль словно сливаются в единое целое. Тогда хочется воскликнуть: «Какой чудесный ансамбль!» Таким образом, слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями.
ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ (ВИА)
В конце 50-х начале 60-х гг.20 века широкое распространение во всем мире получила рок-музыка, которая явилась результатом развития различных направлений популярной музыки, фольклора, джаза. Рок-музыка вызвала к жизни и своеобразные исполнительские составы – бит-группы, рок-группы. От эстрадных ансамблей прошлых лет эти коллективы отличались тем, что здесь не было ярко выраженного деления на солистов вокалистов и аккомпаниаторов. Помимо участников вокальной группы. Пели и подпевали все музыканты ансамбля, образуя многоголосье. Стали широко использоваться электроинструменты: электрогитары, электроорганы.
В нашей стране подобные коллективы возникли в середине 60-х гг. и получили название ВИА – вокально-инструментальные ансамбли. Термин ВИА вошел в лексикон эстрадной музыки в 1966 году, когда коллектив «Поющие гитары» (руководитель А.Васильев) показал публике свою первую программу.
Первые ВИА были связаны с молодежной «гитарной» песней и песнями бардов, например состав «Самоцветы». В становлении стиля ВИА большую роль сыграл ансамбль «Песняры» под управлением В.Мулявина. Используя старинные народные инструменты (лира, рожки и др.), ансамбль интерпретировал произведения национального фольклора.
В начале 70-хгг. Облик ВИА окончательно сформировался. К числу типичных отечественных ВИА можно отнести московские ансамбли «Пламя», «Лейся песня», «Надежда».
В 80-е годы появились молодежные ансамбли рок-группы. Некоторые самодеятельные ВИА и рок-группы вышли на профессиональную сцену.
*****************************************************************************
- Что такое ансамбль? Перечисли все его значения.
- Какие могут быть ансамбли в соответствии с количеством исполнителей?
- Расскажи о возникновении ВИА. Перечисли наиболее известные ансамбли 60-х и 80-х гг. в нашей стране.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
БАЛАЛАЙКА Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным музыкальным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни, про нее складывали сказки.
Балалайка – струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуты три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями – ударом указательного пальца по всем струнам сразу.
Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал простонародному «мужицкому» инструменту дать новую жизнь: привести ее в концертные залы. Прежде всего, Андреев решил балалайку усовершенствовать. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в ее реконструкции, а, кроме того, создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили название пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
Сейчас русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для нее свои произведения.
БАРАБАН Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-нибудь обруч натягивать звериные шкуры.
Если вам случалось видеть африканские или восточные пляски, то вы, наверное, помните, что в них барабан – одно из «главных действующих» лиц. Он сопровождает пляску прихотливым, капризно меняющимся ритмом. В некоторых африканских странах барабан и сейчас используют в качестве «телефона»: барабанная дробь далеко разносится в воздухе, передавая условным языком важные сведения, предупреждая об опасности.
Были у барабана когда-то и трагические функции: под его мерную дробь вели на казнь революционеров, прогоняли солдат через строй.
Существует две разновидности барабана – большой барабан и малый барабан. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» - одной линейке, на которой отмечен только ритм.
Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют в изобразительных целях. Так, например, Бетховен в Шестой, Пасторальной симфонии с его помощью передал звук грома; Шостакович в Одиннадцатой симфонии применил большой барабан для изображения пушечных выстрелов. Играют на большом барабане с помощью деревянных палочек с мягкими колотушками, покрытыми пробками или войлоком.
Малый барабан – военный, походный инструмент. У него звук сухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Малый барабан может стать солистом симфонического оркестра. В «Болеро» Равеля он не умолкает на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия. А в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела 9 января 1905 года.
О музыке
Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Она служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни.
Обряды славян, живших на территории Древней Руси, включали заклинания людей, пение, игру на музыкальных инструментах. Боевые песни славянских дружин послужили основой героического русского эпоса.
Долгое время на Руси профессиональными музыкантами были скоморохи. Их инструменты – гусли, трубы, сопелки, гудки, бубны.
С принятием христианства развивается церковная музыка. Реформы Петра I подготовили условия для утверждения в России новых форм музыкальной жизни, заимствованной в Западной Европе. Возникают музыкальные капеллы при дворе, а также в домах вельмож и помещиков. Создана придворная опера.
Началом нового этапа развития русской музыки в XIX века явилось творчество Михаила Ивановича Глинки – основоположника национальной классики. В музыке XIX века центральным жанром остается опера.
Классический период русского балета связан с творчеством Петра Ильича Чайковского.
В XX веке в русской музыке воплощаются революционные идеи. Большое развитие получают жанры хоровой музыки – от песни до оратории и кантаты.
Мобилизирующую роль сыграла песня в годы Великой Отечественной войны. «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым на стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача, была впервые исполнена в июне 1941 года на Белорусском вокзале в Москве артистами Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Её мелодия, суровость, сдержанность так захватили бойцов, которые готовились к отправке на фронт, что песню пришлось повторять пять раз. Сотни тысяч концертов дали артисты и музыканты в действующей армии. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения симфонической музыки. Музыка вдохновляла бойцов и прошла с ними через все испытания к победе.
В нашей жизни музыка занимает важное место. Она способна выражать глубочайшие мысли, чувства. Народная песня или сочиненная композитором симфония, романс или музыка современного танца – все это серьезная музыка, все это должно войти в нашу жизнь, обогатить наш внутренний мир. Люби музыку: она раскроет перед тобой картину нашего мира.
*****************************************************************************Капелла- пение без сопровождения инструментального аккомпанемента
Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: музыку, драматургию, балет, изобразительное искусство.
*****************************************************************************
Контрольные вопросы
- Для чего служит музыка?
- Кого долгое время на Руси считали профессиональным музыкантом? Назови их инструменты?
- Какая музыка развивается с принятием христианства?
- Назови новые формы музыкальной жизни, которые были заимствованы в Западной Европе.
- Кто является основоположником национальной классики?
- Какую роль играла музыка в годы Великой Отечественной войны? Приведи пример.
- Запиши в тетрадь основные термины: капелла, опера. Что они означают?
Пение
Пение – это исполнение музыки голосом. Пение может быть со словами и без слов; сольным (одноголосым), ансамблевым (на два голоса – дует, на три – трио, на четыре – квартет и др.). Различаются три основных стиля пения: кантиленный (певучий), колоратурный (умение петь в быстром темпе и выполнять украшения) и декламационный (приближающийся к интонациям речи). Профессиональный певческий голос – результат специальной тренировки голосового аппарата (постановка голоса). Обычный голос возникает благодаря тому, что голосовые связки приходят в движение – смыкаются и колеблются. Так появляется звук. Когда звук проходит через нос и рот, он усиливается резонансом и приобретает индивидуальный, неповторимый характер. Чем активнее колеблются голосовые связки, тем голос сильнее, тембр же (окраска звука) зависит от частичных призвуков – обертонов.
Звучание певческого голоса во многом зависит от возраста. Детские голоса не такие сильные, как у взрослых. Чистота и прозрачность детских голосов – незаменимое качество в хоровом пении. В 12-14 лет голос меняется «ломается». Гортань растёт, и звучание голоса «взрослеет». У девочек это не так заметно, у мальчиков же голос обычно понижается на целую октаву.
Голос требует заботы и бережного отношения. Предохранять его от простуд помогает закаливание организма. Нельзя петь зимой на улице. Не надо громко говорить, а тем более кричать. Во время пения необходимо следить за осанкой: спина должна быть прямой; корпус, голова, шея не напряженными, дыхание надо брать свободно, не поднимая плеч. Петь нужно напевным, лёгким, естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания; правильно формировать гласные и согласные.
Большие возможности для охраны и развития голоса заложены в хоровом пении. Учитесь петь, и вы научитесь лучше использовать все богатства нашего голоса.
Хор – певческий коллектив, исполняющий вокальное произведение с инструментальным сопровождением, а капелла – без сопровождения. По составу голосов хоры бывают однородными (женские или мужские) и смешанными. Минимальное количество участников хора – 12 человек ( по три человека в хоровой партии). По манере голосообразования различают хоры академические и народные. Обычный смешанный хор включает 4 партии: сопрано, альты (женские голоса), тенора и басы (мужские голоса). Детский хор – дисканты (высокие голоса) и альты (низкие голоса).
*****************************************************************************
Контрольные вопросы
- Что такое пение? Объясни значение слова.
- каким может быть пение?
- Что такое постановка голоса?
- Как появляется звук?
- От чего зависит звучание певческого голоса?
- Почему голос нужно беречь? Перечисли правила пения.
- Что такое хор? Каким он бывает по составу голосов? Каким бывает хор по манере голосообразования?
*****************************************************************************
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Какие песни, какая музыка запомнилась и полюбилась тебе с детства? Кто их пел?
- Какая музыка больше всего нравится тебе сейчас? Как ты думаешь, ты скоро её забудешь или запомнишь надолго?
- Вспомни несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему (природа, мифы, сказки, былины, литературные произведения). Попробуй объяснить, в чём состоит притягательность таких тем для композиторов?
**************************************************************************
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Какие песни, какая музыка запомнилась и полюбилась тебе с детства? Кто их пел?
- Какая музыка больше всего нравится тебе сейчас? Как ты думаешь, ты скоро её забудешь или запомнишь надолго?
- Вспомни несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему (природа, мифы, сказки, былины, литературные произведения). Попробуй объяснить, в чём состоит притягательность таких тем для композиторов?
**************************************************************************
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Какие песни, какая музыка запомнилась и полюбилась тебе с детства? Кто их пел?
2.Какая музыка больше всего нравится тебе сейчас? Как ты думаешь, ты скоро её забудешь или запомнишь надолго?
3.Вспомни несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему (природа, мифы, сказки, былины, литературные произведения). Попробуй объяснить, в чём состоит притягательность таких тем для композиторов?
**************************************************************************
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Какие песни, какая музыка запомнилась и полюбилась тебе с детства? Кто их пел?
2.Какая музыка больше всего нравится тебе сейчас? Как ты думаешь, ты скоро её забудешь или запомнишь надолго?
3.Вспомни несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему (природа, мифы, сказки, былины, литературные произведения). Попробуй объяснить, в чём состоит притягательность таких тем для композиторов?
**************************************************************************
МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ СОВРЕМЕННОЙ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА?
«Классический» - в переводе на русский язык значит «образцовый», «первоклассный». Наука о прекрасном – эстетика – вкладывает в это понятие два смысла. Во-первых, классическим называют античное искусство периода высшего расцвета греческой демократии (VI –V века до н.э.). Принцип меры, гармонии содержания и формы, идеальной соразмерности частей и целого, благородная простота композиции, языка и стиля делали античное искусство недосягаемым образцом.
Во-вторых, под классическим искусством подразумевается нестареющая эстетическая ценность, имеющая мировое значение и являющаяся шагом вперёд в художественном развитии человечества. Классическое искусство утверждает идею красоты и гармонии мира, веру в совершенство человека, безграничные возможности разума. Классическое искусство устремляет идеалы своей эпохи в будущее, вскрывает главные проблемы общечеловеческого содержания. Таковы творения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспира, Пушкина, Л.Толстого, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Рахманинова и многих других художников.
- Вправе ли мы называть современной классику?
- Какой смысл мы вкладываем в понятие «современное искусство»?
- Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников, или их произведения ценны для нас лишь как памятники истории?
*****************************************************************************
«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем…»
Д.Кабалевский
«…Если кто-то проживет всю свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими великими и могущими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много».
Д.Кабалевский
Жизненное кредо Л.Бетховена
- «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
- «Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монаршего престола от истины не отрекаться».
- «Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
- Близки ли вам бетховенские принципы?
- Какой из них бы мог стать определяющим в жизни? Почему?
Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости». «Дайте мне хотя бы один день чистой радости».
ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ?
Музыка всегда бездонна,
Это значит –
Хвалят иль порочат –
Каждый в ней находит то,
что хочет…
Л.Мартынов
Музыка всех континентов, всех направлений и стилей живёт в современной культуре человечества. Она не только украшает нашу жизнь, но и сама становится участницей важнейших событий.
- Кто он - наш современник?
- Вмещается ли понятие «современность» в понятие «мода»? Или наоборот?
- Какая музыка нужна молодому человеку?
Мы живём в сложнейшую эпоху не только революционных переворотов, прорыва человечества в космос, небывалого взлёта человеческой мысли, но и наибольшей угрозы ядерной и экологической катастрофы. Разве можно назвать современным человека модного, молодого, которого не волнуют главные проблемы человечества?
- Какое же искусство необходимо современному молодому человеку?
Сегодня нужна музыка открытая «всем ветрам» современности, которая соответствует мыслям, чувствам, стремлениям прогрессивного человечества, обогащает красотою.
«Красота спасёт мир». Ф.М. Достоевский.
Отображая нашу жизнь, музыка не может не меняться вместе с ней. За многовековую историю человечество собрало бессчетные богатства в области музыки: возникали и совершенствовались музыкальные инструменты, видоизменялись и совершенствовались новые жанры музыки, менялись разные музыкальные стили. В культуре каждого народа появились имена прославленных композиторов и исполнителей. Из века в век люди бережно сохраняют бесценный дар музыкальных шедевров, который имеет дивную особенность не только рассказывать о своём времени, но и волновать людей будущего, отзываясь на их радости и тревоги, пробуждая их мечты и память.
Музыка минувших эпох может быть глубоко современной благодаря тем мыслям и чувствам. Которые в ней отображены: воспевание любви, добра, красоты – вечная.
Поэтому настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности.
- Можете ли вы назвать ваше любимое произведение (песню), которое на ваш взгляд, будет современно и будущим поколениям? Почему? Докажите.
ЗАДАНИЕ: записать в тетрадь текст любимой песни. Проанализировать с художественной точки зрения.
- Будет ли она современна через 10 лет? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».
Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...
Презентации к урокам Музыки в 5 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки
Презентации к урокам Музыки в 5 классе "Фольклор"для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...