Рабочая программа с КТП по музыке для 2 кл "Школа 2100", Усачева, Школяр
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Султанова Рушания Фаритовна

Рабочая программа  с КТП по музыке для 2 кл  "Школа 2100", Усачева, Школяр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_2_klass.docx51.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по музыке разработана  в соответствии  со следующими нормативными документами:

   -Федеральный  государственный образовательный  стандарт начального общего образования(2009 г.);

 -  Примерные  программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.2.Просвещение, 2011г. ;

 - Авторская  программа  «Музыка» В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр по концепции Д. Кабалевского, М. «БАЛАСС» 2011 г.

-Основная образовательная программа  муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа  с. Тучубаево  муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан.   Начальная школа .(приказ  от 03.09 2011 г. №110);

- Положение о разработке и утверждении  рабочих  программ педагогическими работниками муниципального  общеобразовательного  бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа  с. Тучубаево муниципального района Балтачевский район  Республики Башкортостан (приказ  от 28 августа 2013 г.)

  - Учебный  план МОБУ СОШ с. Тучубаево на 2014- 2015 учебный год.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
  • Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
  • Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства

Основные содержательные линии:

 - обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке и       музыкальным занятиям;

 -  усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

 -  овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

 -  обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие  в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.                      

Раздел 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической);

в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям;

в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку и др.

В целом,  эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Раздел 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебным планом МОБУ СОШ с. Тучубаево  на 2014- 2015 учебный год на изучение музыки  во 2  классе отведено 34 часа (1 час в неделю, 34 недели за год)

Раздел 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Раздел 5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Раздел 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Три кита в музыке – песня,  танец,  марш. (9 часов)

 

Проблемный контекст уроков

Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш  как  три коренные  основы  всей   музыки – ведущая проблема года,  пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе.

• Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и  маршей и  их  взаимопроникновение. Древняя легенда  про  «трёх китов»,  на  которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев –  важнейшая  часть разных музыкальных         жанров, «душа музыки».

• Самостоятельное узнавание, определение учащимися трёх  типов музыки. Восприятие особенных черт  и  разновидностей песен, танцев и маршей на основе  разнообразных  форм исполнительской деятельности.

• Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских  навыков  в  опоре,   на «трёх китов» – песню, танец и марш.

О чём говорит музыка. (7 часов)

• Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога  и  др.), различные черты характера  (силу  и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные  портреты людей, сказочных  персонажей и др.

•  Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение  птиц, журчание  ручья, грозу  и бурю,  колокольный  звон  и др.), движение (поступь, шаг  человека, движение поезда, конницы и др.).

•  Взаимосвязь выразительности и изобразительности.  Сходство и  различие между музыкой и живописью.

•  Соответствие характера  исполнения         учащимися        произведений характеру музыки.

Куда ведут нас «три кита». (10 часов)

• Путь  введения в оперу,  балет, симфонию,         концерт.         Музыкальные образы в произведениях крупных форм.

• Общее   и  различное  в  характере песен, танцев, маршей из опер, балетов,  симфоний, концертов.

• Активное привлечение различных форм  музыкальной деятельности детей  с использованием элементов театрализации музыкальных произведений. Взаимосвязь характера музыки с характером её исполнения.

Что   такое    музыкальная речь. (8 часов)

• Осознание выразительных средств музыки в том или  ином  художественном образе.

• Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт  собственной  исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия.

• Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.

                        МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Усачёва В.О., Школяр Л.В.    Музыка. Учебник. 2 класс. - М. : Баласс, 2011


Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (интерактивная доска, музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, USB, а также магнитных записей),  наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

  Раздел 7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.

п/п

Дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды деятельности

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Три кита в музыке –

песня,  танец,  марш.

9

Знать/ понимать:  правила поведения на уроке музыки. Правила  пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель».

Знать/ понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш.

Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

Уметь: выявлять характерные особенности  жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

 Личностные:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Метапредметные:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

беседа,

диалог,

импровизации, наблюдение,

 сравнение,

слушание музыки;

разучивание песен,

пение;

игра на детских

музыкальных инструментах

2.09

Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как  три коренные основы всей музыки («три кита»).

1

9.09

Марш.

1

16.09

Разнообразие маршей.

1

23.09

Танец.

1

30.09

Разнообразие танцев.

1

7.10

Песня.

1

14.10

Мелодия, напев –  важнейшая  часть разных музыкальных         жанров, «душа музыки».

1

21.10

«Киты» встречаются вместе.

1

28.10

Обобщение «Три кита».

1

О чём говорит музыка.

7

Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок.

Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

11.11

Музыка выражает чувства человека

1

18.11

Музыка выражает различные черты характера.

1

25.11

Музыка создаёт музыкальные  портреты людей, сказочных  персонажей.

1

2.12

Музыка изображает различные состояния и картины природы.

1

9.12

Музыка изображает дв

ижение.

1

16.12

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке.

1

23.12

Обобщение по теме «О чём говорит музыка».

1

Куда ведут нас «три кита».

10

Знать/ понимать: определение жанров: опера, симфония, концерт, балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый.

Уметь: вслушиваться  в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные, интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое

впечатление в пении, игре или пластике; назвать понравившееся  произведения, дать его характеристику; сопоставлять,  сравнивать, различные жанры музыки: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации.

30.12

Введение в тему: «Куда ведут нас «три кита»?».

1

20.01

Знакомство с крупными жанрами: опера, балет, симфония.

1

27.01

Песня ведёт в оперу, в симфонию.

1

3.02

Песня ведёт в концерт.

1

10.02

Танец ведёт в балет.

1

17.02

Марш ведёт в оперу.

1

24.02

Марш ведёт в балет.

1

3.03

«Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят»

1

10.03

Музыка о родном крае.

1

17.03

Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита».

1

Что такое  музыкальная речь.

8

Знать/понимать формы построения  музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные; название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок  и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания; названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; что в музыке любого народа  отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине.

Уметь: различать формы построения  музыкального произведения; распознавать духовые  и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания  народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов;

распознавать духовые  и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания  инструментов симфонического оркестра; сопоставлять звучание народных и профессиональных  инструментов,  выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

7.04

Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему «Что такое  музыкальная речь».

1

14.04

Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков

1

21.04

Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная)

1

28.04

Знакомство с простейшими музыкальными формами (двухчастная)

1

5.05

Знакомство с простейшими музыкальными формами (трёхчастная)

1

12.05

Выразительные возможности русских народных инструментов в создании музыкальных образов.

1

19.05

Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.

1

26.05

Обобщение по теме «Что  такое     музыкальная речь».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по музыке по программе «Школа 2100» 2 класс

1. Роль и место дисциплиныМузыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.2. АдресатПрограмма адресована учащимся 1 -4 ...

Календарно-тематическое планирование по музыке. 1 класс. Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по музыке. 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по музыке. 4 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по музыке для 4 класса (ФГОС, ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа по музыке. 1 класс. Школа 2100.

Включает Рабочую программу и Тематическое планирование....

Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа 2100"

«Музыка» (Л.В. Школяр, В.О. Усачёва) 4 класс ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа с КТП по музыке 1 кл "Школа 2100"

Рабочая программа с КТП  по программе Школяр, Усачевой...