Рабочая программа с КТП по музыке для 2 кл "Школа 2100", Усачева, Школяр
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Рабочая программа с КТП по музыке для 2 кл "Школа 2100", Усачева, Школяр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_2_klass.docx | 51.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(2009 г.);
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.2.Просвещение, 2011г. ;
- Авторская программа «Музыка» В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр по концепции Д. Кабалевского, М. «БАЛАСС» 2011 г.
-Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тучубаево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан. Начальная школа .(приказ от 03.09 2011 г. №110);
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ педагогическими работниками муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тучубаево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан (приказ от 28 августа 2013 г.)
- Учебный план МОБУ СОШ с. Тучубаево на 2014- 2015 учебный год.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
- Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
- обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.
Раздел 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической);
в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям;
в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку и др.
В целом, эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Раздел 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебным планом МОБУ СОШ с. Тучубаево на 2014- 2015 учебный год на изучение музыки во 2 классе отведено 34 часа (1 час в неделю, 34 недели за год)
Раздел 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Раздел 5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Раздел 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Три кита в музыке – песня, танец, марш. (9 часов)
Проблемный контекст уроков |
Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки – ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. • Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев – важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки». • Самостоятельное узнавание, определение учащимися трёх типов музыки. Восприятие особенных черт и разновидностей песен, танцев и маршей на основе разнообразных форм исполнительской деятельности. • Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков в опоре, на «трёх китов» – песню, танец и марш. |
О чём говорит музыка. (7 часов) |
• Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. • Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). • Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью. • Соответствие характера исполнения учащимися произведений характеру музыки. |
Куда ведут нас «три кита». (10 часов) |
• Путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. • Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. • Активное привлечение различных форм музыкальной деятельности детей с использованием элементов театрализации музыкальных произведений. Взаимосвязь характера музыки с характером её исполнения. |
Что такое музыкальная речь. (8 часов) |
• Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе. • Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. • Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. 2 класс. - М. : Баласс, 2011
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (интерактивная доска, музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, USB, а также магнитных записей), наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.
Раздел 7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды деятельности | ||
План | Факт | Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||
Три кита в музыке – песня, танец, марш. | 9 | Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель». Знать/ понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш. Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Уметь: выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Личностные: - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; -реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; -позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. Метапредметные: - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; - наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. | беседа, диалог, импровизации, наблюдение, сравнение, слушание музыки; разучивание песен, пение; игра на детских музыкальных инструментах | |||
2.09 | Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»). | 1 | |||||
9.09 | Марш. | 1 | |||||
16.09 | Разнообразие маршей. | 1 | |||||
23.09 | Танец. | 1 | |||||
30.09 | Разнообразие танцев. | 1 | |||||
7.10 | Песня. | 1 | |||||
14.10 | Мелодия, напев – важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки». | 1 | |||||
21.10 | «Киты» встречаются вместе. | 1 | |||||
28.10 | Обобщение «Три кита». | 1 | |||||
О чём говорит музыка. | 7 | Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок. Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | |||||
11.11 | Музыка выражает чувства человека | 1 | |||||
18.11 | Музыка выражает различные черты характера. | 1 | |||||
25.11 | Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей. | 1 | |||||
2.12 | Музыка изображает различные состояния и картины природы. | 1 | |||||
9.12 | Музыка изображает дв ижение. | 1 | |||||
16.12 | Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. | 1 | |||||
23.12 | Обобщение по теме «О чём говорит музыка». | 1 | |||||
Куда ведут нас «три кита». | 10 | Знать/ понимать: определение жанров: опера, симфония, концерт, балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый. Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные, интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; назвать понравившееся произведения, дать его характеристику; сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации. | |||||
30.12 | Введение в тему: «Куда ведут нас «три кита»?». | 1 | |||||
20.01 | Знакомство с крупными жанрами: опера, балет, симфония. | 1 | |||||
27.01 | Песня ведёт в оперу, в симфонию. | 1 | |||||
3.02 | Песня ведёт в концерт. | 1 | |||||
10.02 | Танец ведёт в балет. | 1 | |||||
17.02 | Марш ведёт в оперу. | 1 | |||||
24.02 | Марш ведёт в балет. | 1 | |||||
3.03 | «Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят» | 1 | |||||
10.03 | Музыка о родном крае. | 1 | |||||
17.03 | Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита». | 1 | |||||
Что такое музыкальная речь. | 8 | Знать/понимать формы построения музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные; название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания; названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Уметь: различать формы построения музыкального произведения; распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов; распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания инструментов симфонического оркестра; сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. | |||||
7.04 | Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему «Что такое музыкальная речь». | 1 | |||||
14.04 | Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков | 1 | |||||
21.04 | Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная) | 1 | |||||
28.04 | Знакомство с простейшими музыкальными формами (двухчастная) | 1 | |||||
5.05 | Знакомство с простейшими музыкальными формами (трёхчастная) | 1 | |||||
12.05 | Выразительные возможности русских народных инструментов в создании музыкальных образов. | 1 | |||||
19.05 | Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов. | 1 | |||||
26.05 | Обобщение по теме «Что такое музыкальная речь». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа 2100"
по программе Критской...
Календарно - тематическое планирование по музыке по программе «Школа 2100» 2 класс
1. Роль и место дисциплиныМузыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.2. АдресатПрограмма адресована учащимся 1 -4 ...
Календарно-тематическое планирование по музыке. 1 класс. Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по музыке. 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по музыке. 4 класс. Школа 2100.
Рабочая программа по музыке для 4 класса (ФГОС, ОС "Школа 2100")...
Рабочая программа по музыке. 1 класс. Школа 2100.
Включает Рабочую программу и Тематическое планирование....
Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа 2100"
«Музыка» (Л.В. Школяр, В.О. Усачёва) 4 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа с КТП по музыке 1 кл "Школа 2100"
Рабочая программа с КТП по программе Школяр, Усачевой...