Методическая разработка уроков - праздников по предмету "Слушание музыки" 3 класс
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему
Методическая разработка уроков - праздников: "Золотая осень", "Рождество. Святочные посиделки", "Масленица", "Веснянка". Праздник можно провести по сценарию на уроке или как внеклассное мероприятие. В приложении есть необходимый материал для работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка уроков - праздников. 3 класс | 443.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая разработка
уроков – праздников по предмету
«Слушание музыки» 3 класс
Сливкова Галина Борисовна
Преподаватель теоретических дисциплин
Луховицы 2015
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена методике организации уроков - праздников для учащихся 1-3 классов по предмету «Слушание музыки» в системе дополнительного образования детей.
Данная методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, педагогам музыки в общеобразовательных школах.
Данная методическая разработка может быть использована для проведения уроков – праздников в ДШИ или в ДМШ, а также как внеклассное занятие.
Пояснительная записка
Цель урока – праздника:
познакомить учащихся с фольклором русского народа.
Задачи урока – праздника:
- Способствовать развитию интереса к произведениям народного творчества.
- Развивать речевые умения, музыкальные и творческие способности.
- Воспитывать любовь к своей стране.
- Знакомство с видами русской народной песни.
Фольклор охватывает самые разные виды человеческой деятельности. Это и сочинение песенных мотивов, танцевальной музыки, и произведения народной живописи, создание одежды, изготовление посуды, постройку зданий, храмов, изготовление игрушек и т.д.
В программу по учебному предмету ПО.02.УП.02. «Слушание музыки» входят темы по народному творчеству.
Третий год обучения
Раздел 1: Народное творчество. Годовой круг календарных праздников.
Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен.
Народное творчество - этимология слов. Традиции, обычаи разных народов. Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря.
Музыкальный материал: Колыбельные, потешки, считалки, хороводные,
игровые: «Каравай», «Заинька», «У медведя во бору», «Во саду ли»
(два варианта), «Курочки и петушки», «Дрема», «Где был, Иванушка».
Раздел 2: Протяжные лирические песни, плачи.
Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Чтение текстов песен, пение и анализ.
Музыкальный материал: «Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле дороженька», «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль моя».
Раздел 5: Обычаи и традиции зимних праздников.
Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки.
Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания.
Драматизация, разыгрывание сюжетов.
Музыкальный материал: Песни «Зазимка-зима», «Сею-вею», «Коляда-маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Слава», «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Ой, авсень», «Уж я золото хороню» и др.
Раздел 7: Масленица. Цикл весенне-летних праздников.
Сретенье - встреча зимы и весны. Масленица - один из передвижных
праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы в опере Н.А.Римского-
Корсакова «Снегурочка». Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки.
Различные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла.
Музыкальный материал: «А мы Масленицу», «Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися, плетень», «Ай, во поле липенька», «Во поле береза», «Со вьюном», «Ходила младешенька», «Бояре».
На моих уроках в 1-3 классах ведётся беседа о календарных и народных праздниках по плану. Учащиеся слушают песни и песнопения к проходящим праздникам: Рождество Христово, Святки, Масленица, Пасха, весенне – летним праздникам. Урок превращается в праздник, где можно петь, водить хороводы, поиграть в весёлые народные игры. Предварительно я знакомлю детей с темой урока, раздаю листочки с готовым материалом. Мы читаем, пропеваем, записываем и объясняем непонятные слова (см. Приложение)
Цель составления методических разработок:
Оказать методическую помощь педагогам, организаторам воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.
От использования данных методических разработок можно ожидать хорошего результата в подготовке и проведения школьного урока - праздника для учащихся младшего школьного возраста, дети узнают и полюбят русские народные песни.
Особенность методических разработок является то, что они выходят из многолетнего опыта проведения различных детских праздников: календарных, православных, народных, с применением сюжетных игр, оркестра детских инструментов, народные игры, праздники с применением различных технологий и различных форм: игровые, концертные.
Содержание методических разработок.
- Урок – праздник «Золотая осень»
Дети в классе встали по кругу. Песни, игры поются с движениями по тексту.
Педагог: Поворотило лето на осень. Подул ветер – «Осенник», принёс с собой «Осенницу» – пасмурную, холодную, дождливую погоду. А уж дождь полил, все лунки налил. Солнце взялось «засыпаться». Журавли на юг потянулись. «Колесом дорога» - кричат дети, чтобы их воротить, а, увидев «Гусепролёт», кричат вдогон диким гусям:
«Гуси: Га-га-га! Вы куда? Вы куда?
Уга-уга-уга, до юга-юга-юга;
Север-шуг, север-шуг,
С севера на юг, с севера на юг».
Окончив жатву, убрав последнюю копну с поля, и сложив хлеб в одонья и клади, праздновали «Осенины». Дети забирали последний сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы. Хозяевам дарили снопики, желали добра и сытости на весь год и пели песни, призывая осень с её щедрыми, богатыми «дарами».
Педагог: Давайте споём на простой мотив:
Осенница» - царица
По злату мастерица,
С пряльцем, с донцем,
С гребнем, с веретёнцем,
С высоким колосочком –
С широким снопочком –
Журавли – то за моря!
«Осенница» - на поля!
Педагог: Ребята, посмотрите песню «Осень, осень, в гости просим». Давайте сначала споём песню, а потом повторим песню с движениями.
(Поём все вместе песню)
Я спою следующую песню «Осень, осень пришла», а вы подпевайте и показывайте руками дождевые струи.
(Поём все вместе песню)
Педагог: Давайте поиграем в игру «Дождик».
(Дети стоят по кругу)
Дети: Дождик, дождик лей сильней,
Разгони моих гусей,
Мои гуси дома, не боятся грома.
«Дождик» в центре: Радуга – дуга
Перекинься на луга – 2р.
Перебей дождя.
(Дети приседают, а ребёнок – «дождик» пытается поймать того, кто не успел присесть. Игра повторяется)
Педагог: Осень до трескучих зимних морозов ещё далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идёт подготовка к листопаду. В листьях происходит удивительные превращения. Перво - наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он поглощается более сильным - зелёным. Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень дождливая – окраска листвы от избытка влаги будет тусклой. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – солнечными и яркими.
Педагог: Давайте споём на простой мотив:
Осень, осень,
Погости недель восемь;
Со громами сильными,
Со дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!
Педагог: Давайте поиграем в игру «Солнышко».
( Дети, разделились на 4-е группы - квадрат )
Поём и двигаемся хороводным шагом, «солнышко» в центре.
Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошко.
Где твои детки? Сидя на загнетке.
Лепёшки валяют! Тебя дожидают.
Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошко.
(Дети разбегаются, а ребёнок – «солнышко» пытается поймать того, кто не успел убежать. Игра повторяется)
Педагог: Ребята, посмотрите песню «У нас серпы – то золотые». Давайте сначала споём песню, а потом повторим песню с движениями.
Педагог: Осень, осень, в гости просим,
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Педагог: Садитесь, ребята. Нарисуем журавлей и послушаем «Осеннюю песню» П.И.Чайковского. Домашнее задание: сыграйте и спойте ещё раз календарные песни – жнивные и покосные.
Приложение.
(Для самостоятельной работы)
Календарные осенние обряды.
Жнивные обряды не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва в отличие от пахоты и сева была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни - прежде всего женские.
Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:
- зажиночные - в начале уборки урожая;
- жнивные - во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле);
- дожиночные (обжиночные) - поются после окончания жатвы.
В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев ("бороду") и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом. "Завивание бороды" было направлено на то, чтобы возродить силу земли, отданную ею на взращивание колосьев.
Жали мы, жали,
Жали – пожинали,
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью.
У нас серпы то золотые,
А мы жнеи молодые.
Время жито жать,
Во снопочки вязать,
На ток возить,
Цепами молотить,
У печи сушить,
Тесто месить,
Пирогами всех кормить!
- Урок – праздник «Святочные посиделки»
Звучит колядка, дети встали по кругу.
Педагог: Гости мои дорогие, пожилые и молодые.
Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки,
Как когда – то наши прадедушки,
Ну а с ними и прабабушки, приходили на весёлые святки,
На песни, пироги да на колядки.
Ребёнок: Что не слово, то загадка.
Это что такое – святки?
Педагог: Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели – веселились две недели
С Рождества и до Крещенья, приготовив угощенья!
По дворам ходили в святки, пели разные колядки.
Праздник ждали и любили, наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!
Дети (в руках колокольчики, трещётки, бубенцы) поют все:
Коляда пришла – Рождество принесла,
Мы малёшеньки – колядошеньки,
Пришли прославлять – хозяев величать!
Хозяину – жития сто лет!
Хозяюшке – да здоровица!
Малым детушкам – послушаньица!
Кто подаст пирога, тому радость три ведра!
Кто не даст ни копейки – тому завалим все лазейки!
У скупого мужика – родись рожь хороша,
Колосками пуста, соломкой густа!
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были!
Много лет прожили!
Ребёнок: Принимай, хозяйка, гостей со всех волостей!
Педагог: Милости прошу! Для дорогих гостей и двери настежь!
Ребёнок: А сорить тут у вас можно?
Дети (хором): Сорите сколько хотите – приберёмся!
Дети идут по кругу, будто берут из мешочка зерно и, рассыпая по полу, припевают:
Сеем, веем, посеваем, мы пшеницей посыпаем,
С Новым годом поздравляем, вам здоровья всем желаем!
Сеем, веем, посеваем, мы пшеницей посыпаем,
Чтобы было много сил, чтоб достаток в доме был!
Сеем, веем, посеваем, мы пшеницей посыпаем,
Чтобы новый урожай подарил нам каравай!
Дети (хором): Ты, хозяйка, не скупись,
Всем, чем можешь – поделись!
Педагог: Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте –ка загадки.
Будет вам и угощенье, всем гостям на удивленье!
А теперь послушайте мои загадки!
(Загадывает загадки)
Педагог: Молодцы, ребятки! Давайте поиграем!
Игра «Звонари»
( Все дети встали по кругу, несколько человек с колокольчиками в кругу; бегают под музыку из круга и в круг, а дети «Закрывают» и «открывают воротики».
Ребёнок: Дайте нам передохнуть и водички отхлебнуть.
Педагог: А зачем вам воду пить? Самовар пора вносить!
Мы заварим крепкий чай, а ну, дружище, выручай!
( Под музыку выносят самовар)
Педагог: Чай хорош от всех болезней,
Защитит от всех недуг,
Он всех снадобий полезней,
Чай здоровью первый друг.
Ребёнок: В чае я души не чаю,
Пью я утром чашку чая,
Ну а на ночь с мёдом пью,
Это дело я люблю!
Хороводная песня «На столике самовар»
- На столике самовар, самовар, самовар,
Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,
Да кто ж будет хозяин, хозяин, хозяин,
Эван – лёли хозяин, хозяин, хозяин.
- На столике самовар, самовар, самовар,
Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,
А хозяйка кто у нас, кто у нас, кто у нас,
Эван – лёли кто у нас, кто у нас, кто у нас.
- На столике самовар, самовар, самовар,
Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,
Иван – сударь хозяин, хозяин, хозяин,
Эван – лёли хозяин, хозяин, хозяин.
- На столике самовар, самовар, самовар,
Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,
Выпей чашку за меня, за меня, за меня
Эван – лёли за себя, за себя, за себя.
- На столике самовар, самовар, самовар,
Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,
Ну а третью за гостей, за гостей, за гостей
Эван – лёли за гостей, за гостей, за гостей.
Педагог: А вот, ребятушки дорогие, и пироги удалые:
Румяные с начинкой, с капустной серединкой.
Есть пряники, ватрушки, поджаристые плюшки,
Крендельки, печенье – всем на угощенье!
Дети (хором): Сеем, веем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!
Счастья будет пусть горой, урожая воз большой.
1-й ребёнок: Уродись у вас овёс, чтобы на два метра в рост.
2-й ребёнок: Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.
3-й ребёнок: Чтоб гостей невпроворот в доме было целый год.
На столе большой пирог, лёгких вам всегда дорог!
Сценарий составлен на основе сборника «Святочные посиделки» Автор Л.А. Яртова. Издательский дом «Родник- Московия», 2004.
Приложение.
(Для самостоятельной работы)
Рождественские праздники – одни из немногих в христианском календаре, в которых тесно переплетаются церковные и народные традиции. И сегодня не утратила своей актуальности прекрасная традиция колядования, когда дети ходят по домам, поют рождественские песни-колядки и желают хозяевам мира и процветания, посыпая при этом пол, "засевая" зернами пшеницы или ячменя, что по поверьям несет в дом благосостояние и счастье. В благодарность хозяева одаривают детей сладостями и монетками, которые, как верят многие, приносят удачу на весь год.
Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.
Рождественские святки - это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился - славите!». Во многих школах и детских садах проходят рождественские утренники. Дети делают вертепы, где показывают историю, которая произошла более двух тысяч лет назад. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!
Рождество Христово является одним из самых красивых христианских праздников.
Во всем христианском мире, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок.
Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января).
Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»
Рождественские святки - это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился - славите!» Дети делают вертепы, где показывают историю, которая произошла более двух тысяч лет назад. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, выплывает ангел и возглашает Радостную Весть! Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, простенькие куклы оживают - и свершается чудо!
- Урок – праздник «Масленица»
Сцена 1:
(Приветствие, ребята встают в круг и поют песню)
Песня «Ой, вставали мы ранёшенько»:
- Ой, вставали мы ранёшенько,
Умывалися белёшенько
Припев:
Пришла к нам масленица!
Принесла блины и маслице.
- Ой, ребята собирайтеся
Во наряды наряжайтеся!
Припев.
- Будем вместе хороводы мы водить
Надо нам ещё и зиму проводить.
Припев.
- Ой, стояли мы у жаркой печи –
Выпекали мы блины и калачи.
Припев.
Педагог: Мир вам, люди добрые – и большим, и малым! Слышите, что нынче делается? То первые капели звенят! То звонкие птичьи голоса звучат! Весна к нам в окошки стучится. Её нынче встречали – а с ней свет, тепло, пробуждение жизни! Встали, ребята, в две шеренги.
Хороводная песня «Вот уж зимушка проходит»:
- Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит – 2р.
- Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит,
Люли, люли, приводит – 2р.
- Встаёт солнышко пораньше,
Светит красное подольше,
Люли, люли, подольше – 2р.
- Тёплый луч на снег бросает,
От него снежок растает,
Люли, люли, растает – 2р.
- Почернеет на дорожках,
Побежит ручьём в канавках,
Люли, люли, в канавках – 2р.
- Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки,
Люли, люли, дружочки – 2р.
Чтец: Собрался народ – во широкий хоровод;
Чтец: Масленицу отгулять;
Чтец: Да с зимою провожать!
Чтец: Весну красную встречать!
Пост Великий привечать!
Сцена 2:
Педагог: Масленицу, говорят, гуляем. Пост Великий привечаем! А что же это, честной народ, за время такое - Масленицей зовётся?
(Слушаем ответы детей)
Верно, Масленица – неделя перед началом Великого поста, когда люди блинками объедаются, маслицем угощаются, гуляют – потешаются!
Чтец: У древних славян существовал старинный обычай; встречая весну, совершать изгнание Зимы.
Чтец: И таким обычаем был праздник – Масленица.
Чтец: Каждый день Масленицы имел своё название:
понедельник – «Встреча».
Педагог: В этот день мастерили соломенное чучело, похожее на человека. Это чучело Масленицы возили на санях по деревне. Детвора радостно кричала: «Масленица приехала». Встали, ребята, по кругу.
Хороводная песня «Мы Масленицу состречали»:
- Мы Масленицу состречали – 2р.
Люли, люли, состречали – 2р.
- На горушке мы побывали – 2р.
Люли, люли, побывали – 2р.
- Наши горушки катливы,
Наши девушки игривы,
Люли, люли, да игривы – 2р.
- Молодушки все веселые – 2р.
Люли, люли, веселые – 2р.
- Стары бабушки ворчиливы – 2р.
Люли, люли, ворчиливы – 2р.
- Вы бабушки не ворчите,
Дайте Масленицу погуляти,
Люли, люли, погуляти – 2р.
Педагог: Второй день – вторник, назывался «заигрыш». Парни и девушки катались и с ледяных гор и на санях. Сани украшали цветными лентами, колокольчиками, а ещё веселились, играли в игры и пели в избах весёлые песни да частушки.
Плясовая песня «Как на масляной неделе»:
1. Как на масляной неделе
Со стола блины летели
И сметана, и творог –
Всё летело под порог.
Припев:
Эдак-так, да эдак-так
Да вот эдак, да вот так.
2. Эх, шире круг, 3. Эх, топни нога,
Рукавички с рук. Топни правенькая
Моя правая нога Я плясать пошла,
Заплясала трепака. Хоть и маленькая.
Припев. Припев.
4. Плясать пойду 5. Уж я топну ногой,
По соломушке. Да притопну другой.
Раздайся народ, Выходи ко мне (Серёжа)
По сторонушке. Попляши-ка ты со мной.
Припев. Припев.
6. Дроби бей, дроби бей 7. Я плясала в три ноги,
Под ногою воробей. Потеряла сапоги,
Под другою серый гусь, Оглянулася назад –
Я плясать-то не боюсь. Сапоги мои лежат.
Припев. Припев.
8. Пляши (Андрей) 9. Встал наш (Ваня) на носок
Не жалей лаптей. А потом на пятку
Сходим, лыка надерём – Стал он «русскую» плясать
Лапти новые сплетём. А потом вприсядку.
Припев. Припев.
10. Уж, ух, во весь дух
Попляши (Иван) за двух.
А ты, (Гриша) – пастушок,
Подыграй-ка нам в рожок.
Припев.
(Все хором): Всё!
Сцена 3:
Педагог: Среда – «лакомка», немыслима Масленица без вкусных, горячих блинов, похожих на жаркое солнышко, которое так все ждали после холодной зимы.
Чтец: Как дрова в печи пылают,
Круглобоки и пышны,
Гордой шапкой восседают
Бело-жёлтые блины.
Чтец: Ой, мамочка, что же ты стоишь? Ты же тесто для блинков замесила! Как бы твоя квашня по дому не пошла.
Педагог: Ой, и впрямь – что же я стою? Разговоры разговариваю! Ой! Кабы моя квашня по дому не пошла! Где моя кадушка? Где моё тесто?
(Звучит музыка. Дети встают в два круга.)
Педагог: Ой, в кадушке мало места.
Дети: «Подымалось наше тесто!
Вылезало наше тесто!
Убегало наше тесто!»
Педагог: У меня квашня по избе пошла!
Песня - игра «А у нас квашня»:
- А у нас квашня по избе пошла
Ну да, ну да, ну да ну!
По избе пошла.
- До дверей дошла – двери выставила!
Ну да, ну да, ну да ну!
Двери выставила!
- Вот пойду, пойду вдоль по улице гулять
Ну да, ну да, ну да ну!
Вдоль по улице гулять.
- Вдоль по улице гулять – свое тесто догонять.
Ну да, ну да, ну да ну!
Своё тесто догонять.
Педагог: (вместе с детьми): Тесто, тесто - знай своё место.
Педагог: Четверг – «разгуляй четверток», самый разгар праздника!
А в пятницу – «на тёщины вечёрки» - угощали блинами близких родственников и просто знакомых. Садитесь, ребята, рисуем солнышко и блины. Слушаем русскую народную песня «Субботея».
Педагог: Суббота – «золовкины посиделки» - молодая невестка принимала у себя гостей, родных мужа.
Песня «Субботея»:
- У нас нонче – субботея,
А назавтра – воскресенье.
Барыня ты моя, сударыня ты моя.
Э-эх! Воскресенье.
- А к нам нонче друг Ванюша приходил,
Наш Ванюша три кармана приносил.
Барыня ты моя, сударыня ты моя.
Э-эх! Три кармана.
- Первый карман со деньгами,
Другой карман с орехами.
Барыня ты моя, сударыня ты моя.
Э-эх! С орехами.
- Третий карман со изюмом,
Третий карман со изюмом.
Барыня ты моя, сударыня ты моя.
Э-эх! Со изюмом.
Педагог: Так, так, так.… Погодите, постойте. Скажите – ка, наелись вы блинчиков на масленичной неделе? В понедельник длины ели? Во вторник ели? В среду? В четверг? Ой, это дело опасное. Проверить бы надо – не повредились ли в уме от обжорства.… А то, знаете, как бывает: заплывут мозги маслом и всё… не до ученья. А ну – ка! Послушайте загадки.
- Весной веселит, летом холодит.
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
- Маленький, удаленький,
Сквозь землю пошёл,
Красну шапочку нашёл. (Гриб)
- В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравейник)
Педагог: Давайте прочитаем стихи о празднике.
Чтец: Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Чтец: Она пешей к нам не бывает,
Всё на кониках приезжает,
Её коники вороные, у них гривы золотые,
А саночки расписные.
Чтец: Идёт Масленица по льду,
Несёт блинов сковороду.
Чтец: Принимайте молоду –
Разбирайте по блину!
Чтец: Ты весёлая наша Масленица
Ты на чём же к нам приехала?
Все хором: На лошадках, на кареньках.
Да на саночках маленьких.
Что сама-то под пологом,
Рукава долги-то под полозом.
Педагог: Масленица во двор въезжает,
Широкая на двор выступает,
А мы, девушки, её встречаем,
А мы, красивые, её привечаем
Чтец: Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!
Чтец: А я, Масленица, солнышка боюсь,
Я, широкая, тёплого страшусь!
Чтец: Солнышко то – за морями,
Тёплое то – за высокими горами.
Чтец: Солнышко, Солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни за горы,
Выгляни до вешней поры!
Педагог: Воскресенье – « прощёный день», просили друг друга прощение. Прощались с Масленицей. Давайте послушаем русскую народную песню «Прощай масленица»
Песня «Прощай, Масленица»:
- Раным-рано петухи запели,
Про весну-красну возвестили.
Прощай, прощай, прощай, Масленица! – 2р.
- Уж проталины меж снегом зачернели,
С крыш сосульки звонко зазвенели.
Прощай, прощай, прощай, Масленица! – 2р.
- Мы весны-красны прихода ожидаем,
С пеньем зимушку провожаем.
Прощай, прощай, прощай, Масленица! – 2р.
Педагог: Вот мы на Масленицу повеселились, поиграли, а пост нам для того дан, чтобы и душа возрадовалась, к празднику великому приготовилась. Вот послушайте пословицы.
Чтец: Умеренность – мать здоровья!
Чтец: Не все за раз – оставь про запас!
Чтец: Не хлебом душа жива – молитвою!
Чтец: Не гордись брюхом, смирись духом.
Педагог: Без смиренья – нет спасенья. С миром пришли, с миром и пойдём. С добрым настроением и бодрым духом проведём последние денёчки масленичной недели. Прощенье друг у друга испросив, в Великий пост вступим.
Приложение
(Для самостоятельной работы)
Масленица.
На Масленицу, по народной примете, зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка, со своего хотенья только потеет.
Встречают Масленицу в феврале или начале марта, а уж февраль солнце на лето поворотит, рассечёт зиму пополам, сам слывёт бокогреем, да таким, что медведю в берлоге бок греет.
И всё же как зима ни даёт отчаянный бой выезжающей на солнечных лучах молодой весне, после этих дней старая зима наутёк торопится, избегая весны. Вот и день подрастает всё заметнее, стоят оттепели, с крыш льёт капель. Всё ликует на земле, чувствуя приближение весны.
Поэтому с незапамятных пор слывёт Масленица самым весёлым, разгульным, предвесенним праздником. Ожидая добрый урожай, труженик – земледелец начинал готовиться к предстоящим полевым работам.
Празднуя Масленицу, он как бы способствовал весеннему и летнему плодородию земли, приближал весну и отодвигал в прошлое зиму, устраивал ей проводы.
На Масленицу было принято особенно широко веселиться и пировать, вот и прозвали её: «широкая, весёлая, честная, затейливая, сырная».
На Масленицу – необычайные пиршества, изобилие всяческих яств, всевозможные весёлые развлечения, всё это символизировало благополучие, которое мог принести с собой будущий богатый урожай. К традиционным обычаям относилось приготовление и поедание блинов, форма которых была как бы символическим «знаком» солнца, а так же традиционное катание на лошадях – вокруг деревень.
Масленица продолжалась целую неделю.
Встреча её проходила в понедельник. С первой зарёй строили снежные горы, забирались на них, пели масленичные песни и кричали:
«Душа ль ты наша Масленица, перепелиные косточки, бумажное тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широкий двор, на горох кататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться! Приезжай к нам на семидесяти семи санях козырных, на лошадках вороных – к нам не пир пировать, а блины поедать! Слава тебе, барыня Масленица! Слава тебе!»
Вторник - второй день Масленицы, звался «заигрышным». В этот день начинали собираться игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катание с ледяных гор, воздвигались снежные городки.
Среда – «лакомка», в этот день лакомились масленичными яствами. А детвора обходила дворы, и за исполнение масленичных песен получали от хозяев блины.
Четверг - слыл разгульным и назывался «широкий четверг», или «разгуляй – четвертог», на него жгли масленичные костры.
Пятница и Суббота были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.
Воскресение – последний день Масленицы – проходил как обычай «Проводы зимы» - сжигалось соломенное чучело, а главное прощёное воскресение – «Прощение друг, у друга испросив, в Великий пост вступим».
- Урок – праздник «Веснянка»
Педагог: Встречают весну в начале марта, когда прилетают первые весенние птицы – грачи. А коли грачи, прямо на старые гнёзда летят, весна, по старинной примете, будет ранняя. В эти дни бегают деревенские ребята к роще, занятой прошлогодними грачиными гнёздами – «грачей следить». Послушайте загадку:
Чтец: Всех перелётных птиц черней,
Чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовётся птица - … (хором) Грач!
Педагог: Встали, ребята, по кругу. Споём закличку про птиц.
Все хором: Грачи летят, на всю Русь кричат,
Гу-Гу-Гу-у, мы несём весну.
Журавли летят, на всю Русь кричат,
Гу-Гу-Гу-у, не догнать нас никому.
Педагог: Солнце – символ возродившееся весны. В апреле, по старинному преданию, солнце начинало играть на небе, радуясь победе над зимой, происходили «солнечные заигрыши». Рано на зорьке молодёжь выходила на пригорки и холмы – смотреть игру солнца. По народной примете считалось, если семь дней кряду солнце на безоблачном небе – быть красному лету и богатому урожаю.
Хороводная песня «Веснянка».
(Дети встали по кругу)
- Ой, бежит ручьём вода, нету снега, нету льда!
Ой, вода – 2 раза. Нету снега, нету льда!
- Прилетели журавли и соловушки малы.
Журавли – 2 раза. И соловушки малы.
- Мы весняночку поём – Весну красную зовём.
Ой, поём – 2 раза. Весну красную зовём.
Педагог: Послушайте загадки Весны – красны:
- Птицы прилетают, почки набухают, солнце пригревает, когда это бывает? (весной)
- Скажите, кто на улице поёт весной весь день?
Одну и ту же песенку: «Кап – кап, динь – дон?» (капель)
Педагог: А сейчас наш хоровод будет журчать как ручеёк.
Хороводная, игровая песня « Идёт матушка – весна»
(двое детей встали « воротами »)
Идёт матушка – весна, отворяй – ка ворота:
Первым март прошёл, всех детей провёл.
А за ним - апрель – отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май – сколько хошь теперь гуляй.
Первый раз прощается, второй запрещается, а на третий навсегда закрываем ворота.
(дети опускают руки и пойманные дети становятся «воротами»)
Педагог: Все дети встают в две шеренги. Хоровод «стенка на стенку».
Хороводная песня «Вот уж зимушка проходит»
- Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит.
Люли, люли проходит – 2 раза.
- Снег и холод прочь уводит, весну красную приводит.
Люли, люли приводит – 2 раза.
- Встаёт солнышко пораньше, светит красное подольше.
Люли, люли подольше – 2 раза.
- Тёплый луч на снег бросает, от него снежок растает
Люли, люли растает – 2 раза.
- Почернеет на дорожках, побежит ручьём в канавках
Люли, люли в канавках – 2 раза.
- Прощай, саночки, конёчки, наши зимние дружочки.
Люли, люли дружочки – 2 раза.
Педагог: Дождь с незапамятных времён олицетворялся в природе с плодородием. Древний земледелец видел зависимость урожая от того – прольёт ли дождь вовремя, напоит ли землю. Прочитаем стихи про дождь.
- Дождик лей, лей, лей,
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки,
На зелёненьком лужочке.
- Туча, туча, дождь не прячь,
Лейся, дождик, дам калач!
- Дождик, лей! Дождик лей!
На меня и на людей.
Чтец: С просьбой прекратить зарядивший в ненастье дождь – дети обращались к радуге. Прочитаем стихи о радуге.
- Радуга – дуга, принеси дождя!
Нам по ложечке,
Медведю по плошке,
Серому волку – по целому ведёрку!
- Пала радуга – дуга,
На зелёные луга,
На холодную водицу,
На шелковую травицу.
- Радуга – дуга!
Не пей нашу воду
Перекинься на колоду!
Педагог: Ну, что ж! давайте Весну звать – закликать!
Чтец: Весна! Приди! Землю от сна пробуди!
Чтец: Солнышко – солнце, плесни, Весна, в оконце!
Чтец: Приди, Весна с радостью
Приди с Божьей милостью:
С рожью зернистою
С пшеницей золотистою.
Чтец: Приди, Весна с Божьей милостью!
С красной калиной,
Со сладкою малиной,
С солнцем ясным,
С Пасхой красной!
Все вместе: Приди Весна, буди землю ото сна!
Педагог: Давайте споём закличку на простой мотив:
Нам, зиму провожать,
Весну – красну закликать.
Гу – у.
С солнышком, с цветами,
С песнями с журавлями!
Гу – у.
Побежит кругом вода,
Растает снег, не будет льда.
Гу – у.
Педагог: Полно, беленький снежок, на талой земле лежать.
Время, беленький снежок, тебе таять, пропадать.
Во долину стекать и сыру землю питать.
Педагог: Давайте запишем пословицы и поговорки о природе, послушаем пьесы «Март» и «Апрель» П.И.Чайковского «Времена года».
Пословицы и поговорки о природе:
- Много снега – много хлеба.
- Вода с гор потекла – весну принесла.
- Апрель с водой, май с травой.
- Май, май, да шубу не снимай.
- Жаворонки, прилетите – красно лето принесите.
- Землю красит солнце – а человека труд.
Приложение
(Для самостоятельной работы)
Встречаем весну.
Есть много песенок-приговорок, посвященных весне, например:
Весна-красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке.
Ржаном колесочке!
Весна-красна! Что ты нам принесла?
Красное летечко!
Дети, забираясь на солнечные пригорки, залезая на крыши домов, прямо на резные коньки весело распевали весенние заклички:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Будем песней закликать весну:
«Нам зиму провожать, весну – красну закликать. Гу-у-у!
С солнышком, с цветами, с песнями, с журавлями. Гу-у-у!
Побежит кругом вода, растает снег, не будет льда. Гу-у-у!»
Споём закличку про солнышко:
«Солнышко – 2 р. красное вёдрышко, где твои детки, сидят на загнетке,
Лепёшки валяют, тебя дожидают. Солнышко – 2 р. красное вёдрышко»
- Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей.
И в овраге звонко льётся разговорчивый ручей.
После зимней тишины, после стужи зимней,
Из – за гор, из – за морей прилетают птицы.
В эти весенние дни бегают деревенские ребята к роще, занятой прошлогодними грачиными гнёздами – «грачей следить».
Споём закличку про птичек:
«Ой, кулики, жаворонушки, прилетайте к нам в одонушки,
летел кулик из- за моря, принёс кулик девять замков,
кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну, тёпло летечко»
Жаворонок – предвестник весны. Они могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, находилась недосягаемая для человека обитель духов – покровителей. Поэтому эта птица является символом добра и счастья.
Жаворонки – жаворонушки, прилетите к нам!
Принесите лето тёплое, лето красное.
Лета дорогого, с сохой, бороной
И с кобылой вороной.
Жаворонки – жаворонушки, летите из – за моря,
Несите здоровья! Кому крошку, кому ложку,
А мне – целую лепёшку!
Преображение природы связывали с солнцем и дождем. Весной ребятишки призывали на землю дождик, манили солнечный жар:
Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошко:
Посыплю горошку.
Дни за днями бегут
В красненьких сапожках,
В беленьких чулочках.
Твои детки плачут,
Пить, есть хотят.
Дождик, дождик, пуще!
Дадим тебе гущи;
Дождик, дождик, пуще —
Дай хлеба гуще!
Дождичек, роси, роси,
Девушка, расти, расти!
Я у Бога сирота,
Отпираю ворота
Ключиком, замочком,
Золотым платочком.
ЛИТЕРАТУРА:
- Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2006.
- Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: «ВАКО», 2006.
- Картушина М.Ю. Народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Тарасова Т., Хрестоматия (по программе Гармония). – М.: Центр «Гармония», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival"
Методическая разработка открытого урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival". Урок можно просести в рамках недели английского языка. Урок разработан в форме сор...
Методическая разработка.Урок-праздник "До, свидания, 1 класс".
В данном материале содержится урок-праздник, который можно провести в конце 1 класса....
Методическая разработка урока - праздника "Путешествие в Страну Знаний"
Урок - праздник "Путешествие в Страну Знаний" - запоминающееся яркое событие! Тут и игры, и весёлые задачи. и занимательные конкурсы, и даже лепка из солёного теста своего колобка...Детей ждёт увлекат...
Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе "Зимний праздник"
Добрый день, уважаемые коллеги! Данный урок возможно провести с 1 по 4 классы, облегчая или усложняя задания с учётом развития художественных навыков детей и их возвастных особенностей развития....
Методическая разработка урока - праздника « Прощай, букварь!»
Заключительный урок по обучению грамоте, проходящий в нетрадиционной форме, напрвленный на обощение знаний воспитанников о звуках и буквах русского языка....
Методическая разработка урока-праздника «Американский праздник Halloween»
Урок-праздник «Американский праздник Halloween» является заключительным уроком первой четверти. На подготовительном этапе урока учащиеся вспоминают лексику, связанную с темой урока и уже и...