«Тайны симфонического оркестра»
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волчихинская средняя школа№2»
Тема урока: «Тайны симфонического оркестра»
Учитель: Лоскутова О.И
Волчиха 2015
Тема урока: «Тайны симфонического оркестра»
Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Вход: «Наш дом приглашает друзей» (Музыка №1)
Ход урока:
Учитель (У) Колокольчик наш поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
(У) – Давайте друг друга поприветствуем: Слайд 2
Здравствуй мир!
Здравствуй друг!
Сколько нас, друзей вокруг!
Сколько крепких наших рук!
Здравствуй, здравствуй милый друг! (садятся)
(У) – Вот и пропели мы друг другу, добрые слова приветствия.
Что вы почувствовали от теплого и вместе с тем звучного слова «Здравствуй!» (ответы детей)
- А теперь поприветствуйте меня и друг друга улыбкой. Мне приятно видеть вас, быть с вами вместе, и я думаю, что начав нашу встречу с доброжелательности, улыбки и общей песни, мы сохраним настрой и дальше
- Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
- Итак, начнем урок.
- Наш урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре.
- Поэтому тема сегодняшнего урока называется так:
«Тайны симфонического оркестра» Слайд 3
- Давайте вспомним от какого слова произошло слово «оркестр»?
(орхестро)
- Какое слово в 17-18 веке заменило слово оркестр? (капелла)
- А что такое оркестр? Слайд 4
- А какие оркестры существуют? (ответы детей) Слайд 5
- Название оркестра зависит т того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные тембровые и динамические возможности.
- А теперь небольшая «Звучащая викторина».
Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра. Слайды 5-9
- Скажите, а какой оркестр самый большой из всех перечисленных? (Симфонический)
- А сколько групп инструментов входит в состав симфонического оркестра?
(4) Слайд 10
- Итак, первая группа – Струнно – смычковая.
Почему они так называются? (Скрипка – рассказать о ей)
(потому что звук извлекается при помощи удара смычка по струнам)
- Какие инструменты входят в эту группу? Слайд 11
- Следующая группа – Духовые.
А им почему дали такое название?
(звук извлекается путем выдувания из них воздуха)
- Какие инструменты входят в эту группу? Слайд 12
- За деревянно-духовыми идут медно-духовые.
Какие инструменты входят в эту группу? Слайд 13
- А какие инструменты звучат, если по ним ударишь? (Ударные)
Какие инструменты входят в эту группу? Слайд 14
- А какие клавишные и одиночные инструменты могут также входить в состав оркестра? Слайд 15
- Скажите, ребята, а как рассаживаются музыканты в симфоническом оркестре? Слайд 16
- А сейчас «Музыкальная минутка» Слайд 17
Представьте, что вас заколдовал волшебник, но предоставил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы представили? Передайте жестами звучание этого инструмента.
Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан»
Дети импровизируют под музыку.
- Инструменты симфонического оркестра настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют упражнения, т.е. разогревают руки.
Но вот все музыканты замолкают и приветствуют человека входящего на сцену. Послушайте, и скажите о ком идет речь в загадке? Слайд 18
Кто невежливый такой,
Повернулся к нам спиной?
Стал размахивать руками,
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку?
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это... (дирижер)
- При помощи чего управляют оркестром? Слайд 19
Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
Движениями рук, мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
- Посмотрите на выдающихся российских дирижеров. Слайд 20
Евгений Светланов (1928-2002) – выдающийся советский и российский дирижер, пианист и композитор, народный артист СССР.
Вероника Дударова (1916-2009) – ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.
Владимир Спиваков – всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы».
Юрий Башмет – известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля «Солисты Москвы».
- Музыканты играют свою партию по нотам. А как называются эти ноты?
(Партитура)
- А что такое Партитура?
- Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.
(звучит тема из симфонической сюиты Н.А. Римского –Корсакова «Шахерезада») Слайд 21
- 18 марта исполняется 107 лет со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков во все мире известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории . Творческое наследие композитора огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шахерезада» и «Испанское каприччио») много численные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.
- А теперь прослушайте фрагмент знакомого вам музыкального произведения, и скажите, как оно называется и кто композитор? Слайд 22
(С. Прокофьев «Петя и волк»)
- О чем хотел рассказать С. Прокофьев этой сказкой? (об инструментах симфонического оркестра)
- О чем эта сказка?
- А теперь мы проверим свои знания. Слайд 23
- «Третий лишний». Из ряда слов , укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку.
- Труба, валторна, флейта
- Литавры, арфа, тарелки
- Скрипка, контрабас, саксофон
- Гобой, труба, кларнет
- Барабан, альт, тарелки
- Тромбон, фагот, валторна
- А теперь посмотрите на эти инструменты (скрипка, балалайка, барабан)
И скажите, о какой песне идет речь? Слайд 24
(«Веселый музыкант» Филиппенко)
- Но прежде чем вспомнить эту песню, мы распоемся.
Распевка «Гармоника»
- Как играют на гармошке, вы наверное все видели, меха инструмента то сдвигаются, то раздвигаются. Когда руки широко раздвинуты, поем гласную «О» - громко, в полный голос. Когда руки сдвигаются, убавляем звучание.
Исполняем песню 2 р. (с движением)
Рефлексия
- У вас на парте солнышко. Я сейчас включу музыку, а вы под ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышка очертание рта - ∪ - радость, ∩ - грусть, ⎯ - безразличие.
(дети подходят и прикрепляют солнышки на доске)
Д/з
- Я раздам вам изображения инструментов симфонического оркестра, вы дома должны раскрасить их.
На этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. Мы будем еще и еще наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому – Симфонический оркестр.
- И в заключение урока, я хочу пожелать:
«Слушайте музыку и будьте здоровы !» Слайд 25
- Урок окончен, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2
Презентация к уроку музыки в 4 классе. По программе Критской Е. Д., "Музыка. 4 класс." Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...
«Тайны симфонического оркестра»
Конспект урока музыки в 4 классе...
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Презентация к одноимённому уроку музыки во 2 классе....
Тайны симфонического оркестра.
Тайны симфонического оркестра - конспект урока....
Тайны симфонического оркестра.
Тайны симфонического оркестра - конспект урока....
"Тайны симфонического оркестра"
Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра....