Урок музыки в 3 классе по теме: "Интонация"
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Баронина Татьяна Викторовна

Урок соответствует программе В.В.Алеева,Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, теме года "О чём рассказывает музыка".Это третий урок по теме "Интонация.Дидактический аспект рассматриваю как подборку занимательного  материала, как эффективного способа развития интереса к учебному предмету. Цель личностно ориентирована-роль "Хорошего ученика" важность познания нового. Принцип: развивай и воспитывай через связь науки с жизнью.Детей организовала в группы. Важно было прочно запомнить музыкальные характеристики интонации. Методы ТРИЗ активно здесь  использовались: ММЧ,Удивляй, Угадай,Корзина фактов, составь паспорт, Аналогии...Методы ТРИЗ объединяют усилия педагога и учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.moy_otkrytyy_urok.doc917.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

« Интонация»

3 класс

По программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Разработала :Баронина Татьяна Викторовна,

 учитель музыки МКОУ Подовинновская СОШ

Челябинская область Октябрьский район

Опорная схема проекта урока

Предмет_Музыка________________________________________________________________

Класс__3 _________________________________________________________________________

Продолжительность___40 мин___________________________________________________

Тема года___ «О чём рассказывает музыка»______________________________

Тема урока___ « Интонация» (третий урок в теме «Интонации»)

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:___важность исполнения роли «хорошего ученика», важность учебы и познание нового

У учащихся могут быть сформированы:____ общечеловеческие, гуманистические  ценности, в том числе, ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей , патриотические чувства к своей Родине

Планируемые метапредметные результаты освоения:

  • Регулятивные

Учащиеся научатся:  работая, по плану сверять свои действия с целью__

Учащие получат возможность научиться:___ оформлять свои мысли в письменной и устной речи с учетом своих учебных  навыков, определять основные интонации - вопрос, восклицание , жалость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами

  • Познавательные

Учащиеся научатся:___ выполнять анализ, производить синтез_

Учащиеся  получат возможность научиться:_ выстраивать логическую цепь суждений, наблюдать, делать выводы, обобщать знания, применять их в разных областях знаний предметов: литературе, природоведении, технологии

  • Коммуникативные

Учащиеся научатся:___активное использование речевых средств, готовность слушать собеседника и вести диалог__

Учащие получат возможность научиться:_____готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою___

Планируемые предметные результаты освоения

Учащиеся научатся:  выявлять выразительную и изобразительную интонацию в речи и музыке__

Учащиеся  получат возможность научиться:__активно использовать возможности интонации при музыкальном         исполнении_______

Тип урока   обобщение знаний, открытие новых знаний

Ведущий метод    ТРИЗ     (ММЧ, символическая    аналогия, Создай паспорт, раскадровка, корзина фактов… )эвристический

Достигнутый результат:___

ТСО: мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, баян, детские ударные инструменты

Дидактические материалы: блок-схемы, наборы для кластера(домик, солнышко, цветок), рисунки для раскадровки песни «Доброе утро», куклы, микроскопы, оборудование для химического опыта(штатив, таблетки глюконата кальция, сухой спирт)

Этапы урока (с временной раскладкой):

  1. Вход. Музыкальное приветствие.2мин.
  2. Сообщение темы и целей урока.  3 мин.
  3. Обобщение  пройденного материала. 16 мин
  4. физминутка.1 мин
  5. Разучивание песни 10 мин.
  6. Простейшие  под микроскопом 1 мин.
  7. Опыт «Змея Фараона» 3
  8. Д/З  
  9. Итоги. Оценки.3 мин

  1.  (Вход в класс под музыку  «Добрый день»)

-«Добрый день, ребята!»

-У нас срочный заказ на  актрису- исполнительницу песни из русской народной сказки «Крошечка -Хаврошечка».Нужно выбрать самую талантливую, артистичную. У нас три команды. Кастинг пройдёт по плану:    (СЛАЙД1) Прочитайте его.

Критерием отбора будет свойство личности , владеющей чем ?

Ваши задачи:

  • Смастерить кластер по теме ИНТОНАЦИЯ;
  • Выяснить значение интонации в жизни человека, животного и простейших организмов – инфузорий;
  • Выбрать актрису;
  •  Оценить знатоков интонаций;
  • Разучить новую песню;
  1. Обобщение пройденного материала
  1. Игра «Эхо»

(учитель здоровается с детьми с разной интонацией, дети тихонько, раскатисто, как эхо, отвечают)

1-я группа: -Добрый день!!!

2-я группа: Добрый день?..........

3-я группа: Добрый день............

- Что заметили?

  1. Слушание , анализ произведения М.П.Мусоргского «С куклой»

-Так что такое интонация?

-Какая бывает интонация?

(слайд 3)

Чтобы понять  музыкальную интонацию, нужны средства музыкальной выразительности, ведь музыкальная интонация – это выразительное отражение происходящего с помощью музыкальных звуков.

Что включает в себя интонация?(слайд 5)

-Приглашайте (ММЧ) маленьких человечков, для путешествия в музыку. Закрываем глаза , слушаем. (Звучит М.П. Мусоргский «С куклой»)

- Что услышали, что увидели человечки?

-Эту пьесу написал композитор, который написал «Балет невылупившихся птенцов». Назовите его.

 (слайд 6. )         На  доску вывешивается  портрет композитора

-Перед вами лист с портретами композиторов. Покажите столько пальцев, количество которых будет соответствовать  номеру портрета М.П. Мусоргского.

(слайд 7,8)

-Приглашаются по 1 девочке с куклой от группы для выразительного исполнения  убаюкивания , а мы выберем самую артистичную девочку.  

-Что услышали?

-Дайте характеристику  лада, темпа, тембра, регистра, динамики, ритма, мелодии.

-Кто лучший театральный исполнитель?

(слайд 9, 10)- Заполним паспорт:

ИМЯ:                              С КУКЛОЙ

СОЗДАТЕЛЬ:                М.П. МУСОРГСКИЙ

ПРОПИСКА:                   РОССИЯ

ГДЕ СЛУЖИТ :                в концертном зале, на уроках, музыки

ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ:    колыбельная, нежная, напевная, добрая, плавная, мягкая, протяжная .

 -Составим кластер к слову интонация (дети по группам  из заготовок  делают кластер в виде солнышка, домика, цветка) Объясните значение слов.

(сл. 10,11)

-Какое слово повторяется  упрямо, упорно?

Такой настойчивый повтор называется    «остинато».

Теперь проверим какие кластеры у вас получились.

I V   Физминутка.(по методике Стрельниковой) «Ладошки»

V Опыт.

Как животные реагируют на интонацию?

(Они только её и понимают, но не понимают человеческой речи)

 (Из «корзины фактов» достаю микроскопы, ставлю по одному на команду. В микроскопе под стеклом – простейшие.)

-Внимательно посмотрите по очереди - что живёт под стеклом, не спугните.

(После минутной работы детей учитель неожиданно  включает очень громко музыку  Рамштайна . Дети резко оборачиваются на учителя )

-Почему вы обернулись?

-А простейшие под стеклом?

-Да, ребята, от такой музыки, такой интонации простейшие в целях безопасности, замирают, не двигаются.

Вывод.

- Интонация помогает жить, чувствовать, передавать эмоциональную информацию.

V  Вокально-хоровая работа.

  1. Попевка  «Солнышко»(Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко)
  2.  СЛАЙД   12 .  Раскадровка песни: композитор Дубравин, слова В. Суслова «Добрый день»

-У  вас на партах комплект картинок . Я исполняю песню, а вы подбираете кадры по смыслу, в соответствии с текстом.

3.Проверка раскадровки по слайду. . СЛАЙД   13,14)

-Есть ли здесь остинато?

4.  (cлайд  15  Исполнение 3 куплета   mf,продолжить     mp  (-)3

5.-Что пожелаете и с  какой интонацией своей стране, родному краю-селу Подовинное, которому исполнилось   95 лет?

(На доске открывается контур карты РОССИИ)

-Подойдите к карте России и, прикрепив рисунки солнышка, пожелайте нашей стране добра и процветания.

-Ребята, сейчас закройте на несколько секунд глаза , воспользуйтесь методом маленьких человечков (ММЧ) и представьте картину, а когда разрешу открыть глаза сравните ваше восприятие интонации с происходящим.

(Звучит восточная музыка. На подставке для опытов зажигаю спиртовку вместе с тремя  таблетками глюконата кальция. В процессе горения поднимается структурный пепел в виде трёхглавого змея .Опыт называется «Змея Фараона» )

Итог: Что узнали нового? Какие знания пригодятся в жизни?

-Подсчитайте количество ноток-жетонов, заработанных на уроке. Кто  победитель на роль Крошечки- Хаврошечки?

Д/З- Выучить слова песни «Доброе утро»

Спасибо за работу.

Оценки.

-До Свидания , дети! (учитель пропевает)

Звучит музыка, дети покидают класс.

-«Добрый день , учитель!»(хоровое исполнение)

-Интонацией?(на слайде ребус со словом «интонация»)

(На доску прикрепляется на яркой полоске бумаги название темы урока.)

-Вы здоровались с разной интонацией

-Главное свойство музыки, выражающее настроение,чувства

-Выразительная, изобразительная (на доску вывешиваются  слова Выразительная, изобразительная )

-Лад, темп, тембр, регистр, динамику, ритм, мелодию

-Колыбельную, грустную песенку

.- Модест Петрович Мусоргский

 

 (№5

-Девочка укладывает куклу, кукла не засыпает. Мелодия меняется: -Тяпа, спать! Колыбельная с мелодией мягкой, протяжной, доброй, наивной.  

(выбирают)

  • Мелодия-передаёт главные художественные образы;
  • Ритм-чередование длительности музыкальных звуков;
  • Лад- настроение, взаимосвязь звуков по высоте
  • Тембр – окраска голоса (сопрано,альт, баритон)
  • Регистр –низкий, высокий
  • Динамика – р,mр

-Тяпа, спи, усни!

Дети настороженно  рассматривают.

-Испугались.

- Они замерли!

-И людям, и животным, и всему живому важна интонация в голосе, в музыке, в движениях.

 По одному человеку от группы подыгрывают учителю на ударных инструментах.

Мира, добра, урожая,…….

Дети подходят к доске , в прорези на контуре карты втыкают «солнышки»

Дети открывают глаза и заворожённые смотрят на «Чудо». Делятся впечатлениями.

Дети подсчитывают и выявляют победителя.

 

Дети поют: до свидания, учитель!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Интегрированный урок в 3 классе по теме: «Интонации зимы в музыкальных и литературных произведениях»

Знакомство с видами интонаций в музыкальных и литературных  произведениях.Задачи:1.Дальнейшее изучение выразительных и изобразительных интонаций в произведениях искусства....

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ    ....

Урок в 3-м классе на тему "Интонация"

Урок дает представление, что такое интонация, зачем она нужна, какое значение имеет; о приеме скороговорки....

Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»

Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи,  дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Интегрированный урок музыки и риторики в 3-м классе по теме "Интонация"

Задачи:Образовательныепознакомить с музыкальными произведениями – песней С.С. Прокофьева на слова А. Барто «Болтунья», пьесами Д.Б. Кабалевского «Плакса», «Резвушка...