Рабочая программа по музыке 2-4 классов
рабочая программа по музыке (2, 3, 4 класс)
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части духовной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.v.shkolyar_2-4_kl.rabochaya_programma.muzyka.doc | 344 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное искусство
Пояснительная записка
Класс – 2, количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю - 1 час.
При организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствуюсь следующими документами:
- стандарт общего образования по музыке;
- примерные программы по музыке;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по музыке.
План составлен на основе концепции развивающего обучения, реализуемой на основании учебно-методического комплекса «Искусство слышать» И.В. Кадобновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой, О.В. Кузьминой.
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.
Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
- Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до понимания философско-эсте- тической сущности искусства;
- деятельностное освоение искусства;
- моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство
детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти ви-
ды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.
Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.
Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.
- Первая включает содержание, раскрывающее идею музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.
- Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
Основные требования к уровню подготовки
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
- проявлять устойчивый интерес к музыке;
- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
- приобретать навыки слушательской культуры;
решать учебные и практические задачи:
- определять жанровые признаки;
- характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
- называть запомнившиеся формы музыки;
- определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен- Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы мелодии;
- делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
- проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать не случайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей.
№ | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка уч-ся, ч | Теоретическое обучение, часы |
1 | « Музыка в жизни» | 8 | 8 |
2 | «Музыка-искусство интонируемого смысла». |
10 | 10 |
3 | «Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа | 10 | 10 |
4 | «Развитие» как становление художественной формы. | 6 | 6 |
итого |
34 |
34 |
Тематическое планирование по дисциплине «Музыкальное искусство» 2 класс
2 класс «Музыка» по программе В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Тема | Музыкальный материал для слушания | Музыка для исполнения | Домашнее задание | Примечания | Дата проведения урока | |
Всеобщее в жизни и в музыке(8ч.) | ||||||
1 четверть | ||||||
1.Что общего в жизни и в музыке. | 5 симфония Л.В.Бетховена (фрагмент) Ж.Бизе «Кармен» (вступление к опере) С.С.Прокофьев «Мимолётности»№1,5 | Р.н.п «Во поле берёза стояла», Д.Кабалевский «Зачем нам выстроили дом?» Популярные детские песни | Поразмышлять о всеобщем в жизни и музыке | Конкурс в течение года на лучшего исполнителя, слушателя, сочинителя музыки, на лучшую творческую работу по теме: «По следам Пера Гюнта» «Музыка живая?», «Музыка и я», «Моё любимое произведение» | ||
2. Песенность, танцевальность, маршевость | П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» | Работа над репертуаром Р.н.п «Во поле берёза стояла»,Д.Кабалевский «Зачем нам выстроили дом?» Популярные детские песни | Подбирать слова, отражающие содержание музыки | |||
3. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека | Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты | Работа над репертуаром | Знать названия пьес | |||
4. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека | П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты | Работа над репертуаром | Подбирать слова, отражающие содержание музыки | |||
5. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека | П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты | Работа над репертуаром | Подбирать слова, отражающие содержание музыки | |||
6. Всеобщее в жизни и в музыке | П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты | Работа над репертуаром | Повторить слова песен | |||
7. Тест-викторина по теме «Всеобщее в жизни и в музыке» | Угадай мелодию | Конкурс на лучшее исполнение | Закрепить основные понятия и термины | Подведение итогов творческого конкурса | ||
8. Урок-концерт | Любимые музыкальные произведения | Конкурс на лучшее исполнение | Подведение итогов творческого конкурса | |||
2 четверть | ||||||
Музыка-искусство интонируемого смысла(10ч.) | ||||||
1.Музыка-искусство интонируемого смысла | С.С. Прокофьев «Болтунья» | Р.н.п. «Новогодние поздравления Овсени и Таусени, «Котёнок и щенок» Популярные детские песни | Учиться распознавать интонации | Конкурс в течение года на лучшего исполнителя, слушателя, сочинителя музыки, на лучшую творческую работу по теме: «По следам Пера Гюнта» «Живая музыка?», «Музыка и я», «Моё любимое произведение» | ||
2.Интонация | С.В.Рахманинов «Вокализ», «Богородице, Дево, радуйся» | Работа над репертуаром: Р.н.п. «Новогодние поздравления Овсени и Таусени, «Котёнок и щенок» Популярные детские песни | Выразительное чтение стихотворений | |||
3.О чем говорит и что выражает музыка? | А.С.Даргомыжский романсы «Титулярный советник», «Старый капрал» | Работа над репертуаром | Распознавать интонации в музыке | |||
4.Изобразительность в музыке | А.П.Бородин «Спящая княжна», «В монастыре» | Работа над репертуаром | Распознавать интонации в музыке | |||
5.Интонация | Фрагмент из народного свадебного обряда («Рязанская свадьба») и из обряда заупокойной службы | Работа над репертуаром | Анализировать интонации в музыке | |||
6.Очем говорит и что выражает музыка? | С.иТ.Никитины «Снег идёт» | Работа над репертуаром | Повторить термины и понятия | |||
7.Тест –викторина по теме «Интонация» | Угадай мелодию | Конкурс на лучшее исполнение | Передать интонации в собственном пении | Подведение итогов творческого конкурса | ||
8.Урок-концерт | Конкурс на лучшее исполнение | Подведение итогов творческого конкурса | ||||
3 четверть | ||||||
Музыка-искусство интонируемого смысла (продолжение темы) | ||||||
1.Музыка-искусство интонируемого смысла | М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Н.А.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» | Р.н.п. «Мать Мария», «Добрая сказка» А.Пахмутова Популярные детские песни | Повторить термины и понятия | Конкурс в течение года на лучшего исполнителя, слушателя, сочинителя музыки, на лучшую творческую работу по теме: «По следам Пера Гюнта» «Живая музыка?», «Музыка и я», «Моё любимое произведение» | ||
2.О чем говорит, что выражает, что изображает музыка? | И.О.Дунаевский увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», «Весёлый ветер» | Работа над репертуаром: Р.н.п. «Мать Мария», «Добрая сказка» А.Пахмутова Популярные детские песни | Распознавать интонации в музыке | |||
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа(10 ч) | ||||||
3. «Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа | Ф.Шопен Полонез А-dur и «Юношеский» полонез g-moll, cis-moll, прелюдии №7,20 | Работа над репертуаром | Поразмышлять над темой урока | |||
4. «Живая» музыка | Р.Шуман фортепианные пьесы «Порыв», «Отчего?» | Работа над репертуаром | Подобрать стихотворение, соответствующее настроению пьесы | |||
5. «Живая» музыка | К.Дебюсси «Ветер на равнине» К.Сен-Санс «Аквариум» | Работа над репертуаром | Нарисовать рисунок | |||
6. Музыкальная речь | И.С.Бах Хоральные прелюдии Es- dur, f- moll | Работа над репертуаром | Подобрать иллюстрации к музыке | |||
7. Всё растёт, всё изменяется | Ф.Шуберт «Форель» | Работа над репертуаром | Подобрать иллюстрации к музыке | |||
8. Развитие в музыке | Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт» | Работа над репертуаром | Повторить названия частей сюиты | |||
9.Итоговый урок-викторина по теме развитие в музыке | Музыкальная викторина | Конкурс на лучшее исполнение | Повторить термины и понятия | Подведение итогов творческого конкурса | ||
10.Урок-концерт | Любимые произведения | Конкурс на лучшее исполнение | Подведение итогов творческого конкурса | |||
4 четверть | ||||||
1.«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа | М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» | Колыбельная песня, «Разговор с кактусом», Популярные детские песни | Повторить слова песен | Конкурс в течение года на лучшего исполнителя, слушателя, сочинителя музыки, на лучшую творческую работу по теме: «По следам Пера Гюнта» «Живая музыка?», «Музыка и я», «Моё любимое произведение» | ||
2.«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа | Н.А.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» | Работа над репертуаром: Колыбельная песня, «Разговор с кактусом», Популярные детские песни | Инсценировать песню | |||
«Развитие» как становление художественной формы(6 ч) | ||||||
3.Развитие в музыке | Работа по пройденному в году музыкальному материалу | Работа над репертуаром | Научиться различать особенности построения музыки | |||
4.Простые музыкальные формы | Работа по пройденному в году музыкальному материалу | Работа над репертуаром | Научиться различать особенности построения музыки | |||
5.Простые музыкальные формы | Работа по пройденному в году музыкальному материалу | Работа над репертуаром | Научиться различать особенности построения музыки | |||
6. Форма вариаций и рондо в музыке | Работа по пройденному в году музыкальному материалу | Работа над репертуаром | Повторить Понятия и термины | |||
7.Итоговый тест по теме «Развитие как становление художественной формы» | Музыкальная викторина | Подведение итогов конкурса на лучшего исполнителя | Знать названия произведений | Подведение итогов творческого конкурса | ||
8.Урок – концерт любимых произведений | Подведение итогов конкурса на лучшего слушателя музыки | Подведение итогов конкурса на лучшего исполнителя | Подведение итогов творческого конкурса |
Пояснительная записка
Класс – 3, количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю - 1 час.
При организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствуюсь следующими документами:
- стандарт общего образования по музыке;
- примерные программы по музыке;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по музыке.
План составлен на основе концепции развивающего обучения, реализуемой на основании учебно-методического комплекса «Искусство слышать» И.В. Кадобновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой, О.В. Кузьминой.
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.
Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
- Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до понимания философско-эсте- тической сущности искусства;
- деятельностное освоение искусства;
- моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство
детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти ви-
ды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.
Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.
Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным среством общения, передачи духовных ценностей.
Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержатель ные линии.
- Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
- Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной
музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).
Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
- выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
- узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
- Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН). синкретики народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
- выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
- узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
1 | «Характерные черты русской музыки» | 8 | 8 |
2 | «Народное музыкальное творчество-«энциклопедия» русской интонационности. Народная музыка Бурятии. |
12 | 12 |
3 | Истоки русского классического романса. | 6 | 6 |
4 | Композиторская музыка для церкви. | 2 | 2 |
5 | Народная и профессионально-композиторская музыка в русской и бурятской музыкальной культуре. | 6 | 6 |
итого | 34 | 34 |
Тематическое планирование «Музыкальное искусство» 3 класс
3 класс «Музыка» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Дата проведения урока | Тема | Материал для слушания | Домашнее задание | Примечания | |
Характерные черты русской музыки(8ч.) | |||||
1 четверть | |||||
1.Интонационно-образный язык русской музыки | М.И.Глинка «Патриотическая песнь», хор «Славься»из оперы «Иван Сусанин», «Камаринская», «Вальс – фантазия», «Я помню чудное виденье», «Ноченька» | Знать слова гимна России | Подготовка творческих работ, конкурс на лучшего исполнителя, слушателя русской песни | ||
2.Музыкальный портрет П.И.Чайковского | П.И.Чайковский финал 4 симфонии, «Средь шумного бала», «У камелька», «На тройке» | Найти общее в музыке | |||
3.Музыкальный портрет М.П.Мусоргкого | М.П.Мусоргский» «С няней», «В углу», «Средь шумного бала», сцены из оперы «Борис Годунов», «Богатырские ворота», «Гопак», «Трепак» | Найти общее в музыке | |||
4.Интонационно-образный язык музыки русских композиторов | С.В.Рахманинов Фортепианный концерт ре минор, «Вокализ» | Найти общее в музыке | |||
5.Музыкальная культура России | Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка» (ария Снегурочки, хор), «Садко» | Повторить понятия | |||
6.Музыкальная культура России | А .П.Бородин «Богатырская симфония», «Князь Игорь» | Знать слова песен | |||
7.Итоговый урок по теме: «Характерные черты русской музыки» | Музыкальная викторина | Термины и понятия | |||
8.Урок-концерт | Подведение промежуточных итогов | ||||
Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности(12ч.) | |||||
2 четверть | |||||
1. Обрядовость - ведущее начало русского и бурятского фольклора | Подлинные мелодии народных сказителей . | Драматизация песен | Подготовка творческих работ, конкурс на лучшего исполнителя, слушателя русской песни и бурятской. | ||
2. Героика в народном былинном эпосе | Народный былинный эпос. Были «Алёша Попович и Тугарин(Сокольник), «Ой по морю было по морюшку», «Садко и морской царь», Бурятский эпос «Гэсэр» | Нарисовать рисунок | |||
3. Знаменный распев | Знаменные распевы, улигеры бурятские народные | Разыгрывание песен, распев. | |||
4. Протяжная песня как особый интонационный склад русской и бурятской музыки | «Как Иван-то ходит, бродит», «Ургэнхэн Баргуужан» | Выразите-льное исполне-ние песен | |||
5. Частушки и страдания | «Частушки под язык», «Дудик-дудик», шуточные бурятские песни | Сочинить частушку | |||
6. Танцевальные жанры | Плясовые «Камаринская», «Калинка»,хоровод «Во поле берёза», Бурятский ёхор, Тетерин наадан | Знать названия танцев | |||
7.Урок- викторина по теме « Народное музыкальное творчество | По теме четверти | Термины и понятия повторить | |||
8.Урок –концерт | Подведение промежуточных итогов | ||||
3 четверть | |||||
1.Инструментальные плясовые наигрыши. Бурятские народные инструменты. | Русская плясовая «Калинка», Ёхор наадан. | Узнавать на слух жанры музыки | Подготовка творческих работ, конкурс на лучшего исполнителя, слушателя русской и бурятской песни | ||
2.Обрядовые песни | «Не по погребу бочонок» обрядовые песни бурятского народа «Буубэйхэн» рождение ребенка | Узнавать на слух жанры музыки | |||
3.Путешествие по страницам русской и бурятской музыки | Музыкальная викторина и игра | Узнавать на слух жанры музыки | |||
4.Урок- тест | Узнавать на слух жанры музыки | ||||
Истоки русского классического романса(6ч) | |||||
5.Интонационная сфера городского музицирования | Ковой-то нету,а мне больно жаль»,песни в исполнении Ф.Шаляпина «Ноченька», «Прощай радость, жизнь моя» | Знать стилевые особенности | |||
6. Крестьянская песня и городской салонный романс | «Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу», «Степь да степь кругом» | Знать стилевые особенности | |||
7. Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс | «Коробейники», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Утро туманное», «Домик – крошечка» | Знать стилевые особенности | |||
8. Урок-исследование: взаимодействие музыки городского музицирования | Обзорно классический, старинный романс и песня | Повторить термины, понятия | |||
9. Тест по теме, викторина | Музыкальная викторина | Знать слова песен | |||
10.Урок - концерт | Подведение промежуточных итогов | ||||
Композиторская музыка (2ч.) | |||||
4 четверть | |||||
1.Музыка для церкви как часть культуры России | П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя» | Сопоставить музыкальные образы | Конкурс «Знаток русской музыки». | ||
2. Композиторская музыка | Исполнение композиторских произведений | Сопоставить музыкальные образы | |||
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре(6ч.) | |||||
3. Обработки народных песен | Инструментальные плясовые наигрыши ,старинные бурятские песни в обработке «Энэ нугаара» . | Творческая работа | |||
4.Композиторская музыка в русском стиле | Обзор музыкальной картины России | Творческая работа | |||
5. Творческие работы по теме «Народная музыка» | Обзор музыкальной картины России и Бурятии | Творческая работа | |||
6. Защита творческих работ | Обзор музыкальной картины России | Творческая работа | |||
7. Итоговый тест по теме «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской и бурятской музыкальной культуре», викторина | Музыкальная викторина, итоги конкурса « Знаток – русской и бурятской музыки» | Повторить понятия и термины | Подведение итогов творческих конкурсов | ||
8. Урок-концерт |
Пояснительная записка
Класс – 4, количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю - 1 час.
При организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствуюсь следующими документами:
- стандарт общего образования по музыке;
- примерные программы по музыке;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по музыке.
План составлен на основе концепции развивающего обучения, реализуемой на основании учебно-методического комплекса «Искусство слышать» И.В. Кадобновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой, О.В. Кузьминой.
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.
Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
- Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до понимания философско-эсте- тической сущности искусства;
- деятельностное освоение искусства;
- моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство
детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти ви-
ды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.
Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.
Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Основная идея содержания четвертого года обучения — развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чем и как она «учила» зарубежную музыку.
Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь), а акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и что обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.
4 класс — итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
- проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы,
любимые жанры, любимые исполнители — 2-3 примера);
- мотивировать выбор той или иной музыки (что он «ищет в ней, чего ждет от нее);
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении
в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
- выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от
начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
4 класс «Музыка» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Дата проведения | Тема | Материал для слушания | Домашнее задание | Примечания | |||
Многоцветие музыкальной картины мира(7ч.) | |||||||
1 четверть | |||||||
1.Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии | Гимн России .И.С.Бах «токката и фуга ре минор» | Знать слова гимна России | |||||
2.Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США | П -де Сарасате «Цыганские напевы», Испанская народная малагуэнья, дуэт гитар. Гершвин «Колыбельная» | Подготовка творческих работ: сообщений, исследований | |||||
3.Специфика музыкального высказывания | В.А.Моцарт «Фантазия ре минор», «Фантазия до минор», «Весенняя песня», «Турецкий марш»,Л.В.Бетховен Симфония №3 «Героическая»,финал 9 симфонии | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | |||||
4.Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи | Итальянские народные песни «Ты, моё солнце», «Санта Лючия»,Дж.Россини Увертюра к опере «Сорока -воровка»,Дж.Верди «Стретта Манрико» из оперы»Трубадур» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
5.Особенности западно-европейской музыки | Ф.Шуберт Вальс си минор, песни, «Аве Мария», Ф.Шопен Мазурки, полонезы, прелюдии | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
6..Соотнесение особенностей западной и русской музыки | И Брамс «Венгерские танцы» и Н.А.Римский –Корсаков «Шехерезада» | Подготовка творческих работ: сообщений, исследований | |||||
7.Музыкальная картина мира-итоговый урок, викторина | По изученным музыкальным произведениям | Подготовка творческих работ: сообщений, исследований | |||||
8.Урок –«Музыкальное турне» | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | |||||
Музыка мира сквозь «призму» русской классики(8ч) | |||||||
2 четверть | |||||||
1. Музыка мира сквозь «призму» русской классики | А.П.Бородин «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | Подготовка творческих работ, сообщений | ||||
2.Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики | М.И.Глинка «Арагонская хота»,персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | |||||
3.Путешествие в Италию | С.С.Прокофьев «Тарантелла» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
4.Путешествие в Испанию | М.И.Глинка «Арагонская хота»,персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
5.Путешествие в Японию | Д.Б.Кабалевский .Вариации на японскую песню» «Вишенка» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
6.Путешествие на Украину | «Веснянка», «Гопак» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
7.Тест по теме, викторина | По изученным музыкальным произведениям | Подготовка творческих работ: сообщений, исследований | |||||
8 .Урок - концерт | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | |||||
3 четверть | |||||||
1.Музыкальное общение без границ | М.Глинка «Жаворонок», «Ты, моё солнце» Ит.н.п | Подготовка творческих работ, сообщений | |||||
2.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь, Украина | «Перепёлочка», «Лявониха» | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | |||||
3. Знакомство с музыкой ближнего зарубежья -Молдова, Казахстан, Балтия | «Молдавеняска», «Камаджай», «Вей, ветерок» | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | |||||
4.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур | А.И.Хачатурян «Русская пляска» из балета «Гаянэ» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
5.Музыкальный салон как форма музыкального представительства | Г.Гусейнли «Цыплята» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
6. Музыкальный салон как форма музыкального представительства | А.Г.Рубинштейн «Персидская песня» (в исполнении Ф.Шаляпина) | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
7. Музыкальный салон как форма музыкального представительства | А.Александров «Нас много на шаре земном» | Подготовка творческих работ | |||||
8.Творческие работы | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | |||||
9.Тест по теме, викторина | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | |||||
10 .Урок - концерт | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | |||||
Искусство слышать музыку(9ч) | |||||||
4 четверть | |||||||
1.Искусство слышать музыку | Обзор музыкальных произведений русских классиков | Подготовка творческих работ, сообщений | |||||
2.Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека | Обзор музыкальных произведений Западной Европы | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
3.Русская опера | М.И Глинка «Руслан и Людмила» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
4.Западная опера | В.А.Моцарт «Волшебная флейта» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | |||||
5.Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии | По изученным музыкальным произведениям | Подготовка к защите творческих работ | |||||
6. .Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | |||||
7.Защита творческих работ | По изученным музыкальным произведениям | Повторить термины, понятия | |||||
8.Итоговый тест, викторина | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | |||||
9. Защита творческих работ | По изученным музыкальным произведениям | Знать слова песен | Защита творческих работ, сообщений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс
УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...
Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по музыке составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...
Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...