Планирование внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному и социальному направлениям
рабочая программа по теме
Программа по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Спортивно-оздоровительное направление 3 класс | 175.5 КБ |
Спортивно-оздоровительное направление 4 класс | 169 КБ |
Социальное направление 3 класс | 80 КБ |
Социальное направление 4 класс | 103 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
« Если хочешь быть здоровым ».
Направление « Спортивно-оздоровительное ».
3 класс.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно- оздоровительное направление. В рамках данного направления разработана программа кружка «Если хочешь быть здоровым». Предлагаемая программа в 3 классе рассчитана на 62 часа (из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа кружка « Если хочешь быть здоровым » направлена на:
- профилактику и коррекцию нарушений здоровья, общее оздоровление организма;
- учит обучающихся правильным действиям в ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
- помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Приобретаемые на уроках физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений:
- утренней зарядке;
- гимнастике до уроков;
- физминутках и подвижных играх во время перемен и прогулок;
- дополнительных занятий во внеурочное время.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа включает в себя и вопросы физического и духовного здоровья.
Цели программы:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;
- создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формировать здоровый образ жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;
- расширять кругозор обучающихся в области физической культуры и спорта;
- профилактика вредных привычек;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п/п | Нормативные документы |
1 | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
2 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
3 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373» |
4 | Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
5 | Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области» |
6 | Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 |
Программа включает принципы:
- научности (анализ статистических медицинских исследований по сотоянию здоровья обучающихся);
- доступности (содержание курса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся);
- системности (взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса).
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга;
- обеспечение мотивации (быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни).
Предполагаемый результат:
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни, выпускник начального общего образования.
В результате усвоения программы обучающиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
Обучающиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения обучающиеся учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать поведение собственное и окружающих.
Особенности организации работы.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д Оздоровительные минутки включают физические упражнения. Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и упражнения для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому обучающемуся для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Формы проведения занятий:
- беседы, лекции, тренинги;
- игры, упражнения, конкурсы, творческие мастерские;
- экскурсии.
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Содержание занятий | Дата занятия | |||||||||||||||||||
теория | практика | план. | факт. | ||||||||||||||||||||
1 | 1 | Что такое здоровье. Знакомство с доктором «Здоровье». | Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучи-вание пословиц и поговорок. | Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором «Свежий Воздух». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». | 01.10 | ||||||||||||||||||
2 | 1 | Русская народная игра «У медведя во бору». | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 06.10 | |||||||||||||||||||
3 | 1 | Дружи с водой. Советы доктора «Вода». | Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр». Советы доктора Воды. | Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи сло-вечко». | 08.10 | ||||||||||||||||||
4 | 1 | Русская народная игра «Филин и пташка». | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | 13.10 | |||||||||||||||||||
5 | 1 | Дружи с водой. Друзья: вода и мыло. | Повторение правил доктора «Вода». Сказка о микробах. | Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. | 15.10 | ||||||||||||||||||
6 | 1 | Русская народная игра «Горелки». | Правила игры. Проведение игры. | 20.10 | |||||||||||||||||||
7 | 1 | Глаза-главные помощники человека. | Беседа об органах зрения. Правила береж-ного отношения к зрению. Разучивание по-словиц и поговорок. | Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | 22.10 | ||||||||||||||||||
8 | 1 | Русская народная игра «Кот и мыши». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | 03.11 | |||||||||||||||||||
9 | 1 | Уход за ушами. Чтобы уши слышали. | Беседа. Правила сохра-нения слуха. | Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная ми-нутка. «Самомассаж ушей». | 05.11 | ||||||||||||||||||
10 | 1 | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | Правила игры. Проведение игры. | 10.11 | |||||||||||||||||||
11 | 1 | Уход за зубами. Почему болят зубы. | Знакомство с доктором «Здоровые Зубы». Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы». Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка. Игра «Угадай-ка!». | 12.11 | ||||||||||||||||||
12 | 1 | Русская народная игра «Зарница». | Правила игры. Проведение игры. Эстафета. | 17.11 | |||||||||||||||||||
13 | 1 | Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми. | Беседа. Знакомство с доктором «Здоровая Пища». Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар». Практическая работа. Тест. | 19.11 | ||||||||||||||||||
14 | 1 | Игры на развитие восприятия. | Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | 24.11 | |||||||||||||||||||
15 | 1 | Как сохранить улыбку красивой? | Встреча с доктором «Здоровые Зубы». Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. | Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». | 26.11 | ||||||||||||||||||
16 | 1 | Упражнения и игры на внимание. | Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». | 01.12 | |||||||||||||||||||
17 | 1 | Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека. | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать». | Оздоровительная минутка. Игра - соревнование «Кто больше?» Практическая работа. | 03.12 | ||||||||||||||||||
18 | 1 | Игры на развитие памяти. | Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | 08.12 | |||||||||||||||||||
19 | 1 | Забота о коже. Зачем человеку кожа. | Встреча с доктором «Здоровая кожа». Беседа. Правила ухода за кожей. | Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов. Игра «Угадай-ка». | 10.12 | ||||||||||||||||||
20 | 1 | Игры на развитие воображения. | Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». | 15.12 | |||||||||||||||||||
21 | 1 | Надёжная защита организма. | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи». | Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа. | 17.12 | ||||||||||||||||||
22 | 1 | Игры на развитие мышления и речи. | Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». | 22.12 | |||||||||||||||||||
23 | 1 | Забота о коже. Если кожа повреждена. | Рассказ учителя о повреждениях кожи. | Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» | 24.12 | ||||||||||||||||||
24 | 1 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. | Игры «Баба Яга», «Три характера». | 29.12 | |||||||||||||||||||
25 | 1 | Как следует питаться. Питание-необходимое условие для жизни человека. | Повторение правил здоровья. Встреча с доктором «Здоровая Пища». Разучивание пословиц и поговорок. | Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». | 12.01 | ||||||||||||||||||
26 | 1 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. | 14.01 | |||||||||||||||||||
27 | 1 | Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи. | Беседа по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». | Оздоровительная минутка. Золотые правила питания. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». | 19.01 | ||||||||||||||||||
28 | 1 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. | 21.01 | |||||||||||||||||||
29 | 1 | Как сделать сон полезным? Сон-лучшее лекарство. | Стихотворение С. Михалкова «Не спать». Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам». | 26.01 | ||||||||||||||||||
30 | 1 | Игра с мячом «Охотники и утки». | Комплекс ОРУ с мячом. Строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | 28.01 | |||||||||||||||||||
31 | 1 | Настроение в школе. Как настроение? | Беседа. Встреча с доктором «Любовь». | Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. | 02.02 | ||||||||||||||||||
32 | 1 | Весёлые старты с мячом. | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | 04.02 | |||||||||||||||||||
33 | 1 | Настроение после школы. Я пришёл из школы. | Беседа. Работа с пословицами. | Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ». | 09.02 | ||||||||||||||||||
34 | 1 | Игра «Волк во рву». | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | 11.02 | |||||||||||||||||||
35 | 1 | Поведение в школе. | Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» | 16.02 | ||||||||||||||||||
36 | 1 | Я - ученик. | 18.02 | ||||||||||||||||||||
37 | 1 | Весёлые старты со скакалкой. | Комплекс ОРУ со скакалкой. | 25.02 | |||||||||||||||||||
38 | 1 | Вредные привычки. | Беседа «Это красивый человек». | Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет». | 02.03 | ||||||||||||||||||
39 | 1 | Игра с прыжками «Попрыгунчики- воробушки». | Правила игры. Проведение игры. | 04.03 | |||||||||||||||||||
40 | 1 | Мышцы, кости и суставы. Скелет - наша опора. | Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. | 11.03 | ||||||||||||||||||
41 | 1 | Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». | Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. | 16.03 | |||||||||||||||||||
42 | 1 | Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина. | Встреча с доктором «Стройная Осанка». | Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. | 18.03 | ||||||||||||||||||
43 | 1 | Игра «Белки, волки, лисы». | Правила игры. Проведение игры. | 01.04 | |||||||||||||||||||
44 | 1 | Полезен ли спорт для здоровья. | Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». | Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья». | 06.04 | ||||||||||||||||||
45 | 1 | Игра «Совушка». | Правила игры. Проведение игры. | 08.04 | |||||||||||||||||||
46 | 1 | Как закаляться. Если хочешь быть здоров. | Сказка о микробах. Правила закаливания. | Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно! | 13.04 | ||||||||||||||||||
47 | 1 | Игра «Удочка». | Игры со скакалкой, мячом. | 15.04 | |||||||||||||||||||
48 | 1 | Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей. | Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами. | Экскурсия. Просмотр фильма. | 20.04 | ||||||||||||||||||
49 | 1 | Игра «Перемена мест». | Построение. Строевые упражнения, перемещение. | 22.04 | |||||||||||||||||||
50 | 1 | Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. | Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. | 27.04 | ||||||||||||||||||
51 | 1 | Игра «Салки с мячом». | Правила игры. Проведение игры. | 29.04 | |||||||||||||||||||
52 | 1 | Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья. | Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь». | Оздоровительная минутка. Творческая работа. | 04.05 | ||||||||||||||||||
53 | 1 | Игра «Прыгай через ров». | Совершенствование координации движений. | 06.05 | |||||||||||||||||||
54 | 1 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность». Работа с пословицами. | Оздоровительная минутка. Игра «Продолжи сказку». | 11.05 | ||||||||||||||||||
55 | 1 | Футбол. | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 13.05 | |||||||||||||||||||
56 | 1 | Почему мы болеем? | Рассказ учителя. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа в группах. | 18.05 | ||||||||||||||||||
57 | 1 | Баскетбол. | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. | 20.05 | |||||||||||||||||||
58 | 1 | Кто и как предохраняет нас от болезней? | Встреча с доктором «Здоровье». Повторение правил. | Оздоровительная минутка. Коллективная работа. | 25.05 | ||||||||||||||||||
59 | 1 | Футбол. | Проведение игры. | 27.05 | |||||||||||||||||||
60 | 1 | Кто нас лечит? Сегодняшние заботы медицины. | Беседа «Из чего получают лекарства». | Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает». | |||||||||||||||||||
61 | 1 | Солнце и витамины. | Беседа «Человек и его здоровье». | Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода» | |||||||||||||||||||
62 | 1 | Как помочь сохранить себе здоровье. | Встреча с «Докторами здоровья». | Игра «Хорошо - плохо». Памятка здорового ребенка. |
Литература
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.М.: Сфера, 2007.
- Коротков И. М. Подвижные игры во дворе.- М. : Знание, 2010.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А. А. «Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся».
- Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.-М.:ВАКО, 2013 .
- В. М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. –Новосибирск:СУИ, 2002.
- Зверев А. Т. Экологические игры.-М.:Оникс 21 век, 2007.
- Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.-Минск:Асвар, 2009.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
« Если хочешь быть здоровым ».
Направление «Спортивно-оздоровительное».
4 класс.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно- оздоровительное направление. В рамках данного направления разработана программа кружка « Если хочешь быть здоровым ». Предлагаемая программа в 4 классе рассчитана на 62 часа (из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа кружка направлена на:
- профилактику и коррекцию нарушений здоровья, общее оздоровление организма;
- учит обучающихся правильным действиям в ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
- помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Приобретаемые на уроках физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений:
- утренней зарядке;
- гимнастике до уроков;
- физминутках и подвижных играх во время перемен и прогулок;
- дополнительных занятий во внеурочное время.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа включает в себя и вопросы физического и духовного здоровья.
Цели программы:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;
- создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формировать здоровый образ жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;
- расширять кругозор обучающихся в области физической культуры и спорта;
- профилактика вредных привычек;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п/п | Нормативные документы |
1 | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
2 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
3 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373» |
4 | Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
5 | Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области» |
6 | Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 |
Программа включает принципы:
- научности (анализ статистических медицинских исследований по сотоянию здоровья обучающихся);
- доступности (содержание курса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся);
- системности (взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса).
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга;
- обеспечение мотивации (быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни).
Предполагаемый результат:
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни, выпускник начального общего образования.
В результате усвоения программы обучающиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
Обучающиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения обучающиеся учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать поведение собственное и окружающих.
Особенности организации работы.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д Оздоровительные минутки включают физические упражнения. Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и упражнения для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому обучающемуся для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Формы проведения занятий:
- беседы, лекции, тренинги;
- игры, упражнения, конкурсы, творческие мастерские;
- экскурсии.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт. |
«Школа - наш второй дом» | ||||
1. | Правила безопасного поведения на занятиях. Личная гигиена. | 1ч | 07.10 | 07.10 |
2. | Беседа «Мой Додыр». | 1ч | 09.10 | 09.10 |
3. | Оазис здоровья. | 1ч | 14.10 | 14.10 |
4. | Подвижные и народные игры. Игра «Построение в шеренгу», «Кошки-мышки». | 1ч | 16.10 | 16.10 |
5. | Подвижные и народные игры. Игра «Ребят порядок строгий», «Хитрая лиса». | 1ч | 21.10 | 21.10 |
6. | Урок-игра «Энергия на весь день». | 1ч | 23.10 | 23.11 |
7. | На зарядку становись! | 1ч | 06.11 | 23.10 |
8. | Звуки природы (дыхательная гимнастика). | 1ч | 11.11 | 06.11 |
9. | Подвижные и народные игры. «У ребят порядок строгий», «Попрыгунчики воробушки». | 1ч | 13.11 | 11.11 |
10. | Урок о культуре поведения. | 1ч | 18.11 | 13.11 |
11. | Поиграем в гости. | 1ч | 20.11 | 18.11 |
12. | Мы пешеходы и пассажиры. | 1ч | 25.11 | 20.11 |
«Я и мое здоровье». | ||||
13. | Окружающая среда. Оглянись вокруг вокруг. | 1ч | 27.11 | 25.11 |
14. | Что такое экология. | 1ч | 02.12 | 27.11 |
15. | Игра «Земля, вода, воздух». | 1ч | 04.12 | 02.12 |
16. | Режим дня. | 1ч | 09.12 | 04.12 |
17. | Подвижные и народные игры. «Быстро встань в колонну», «Мяч соседу». | 1ч | 11.12 | 09.12 |
18. | Я и мой день. | 1ч | 16.12 | 11.12 |
19. | Здоровый образ жизни. | 1ч | 18.12 | 16.12 |
20. | Подвижные и народные игры. «К своим флажкам», «Зайцы, сторож, Жучка». | 1ч | 23.12 | 18.12 |
21. | Поиграем- отдохнем! | 1ч | 25.12 | 23.12 |
22. | Игры на свежем воздухе. | 1ч | 30.12 | 25.12 |
23. | Внеклассное мероприятие: «Солнце – источник жизни на земле». | 1ч | 13.01 | 30.12 |
«Спорт - это здорово!» | ||||
24. | Подвижные и народные игры. «Класс, смирно», «Мяч сбоку». | 1ч | 15.01 | |
25. | Формирование навыка правильной осанки. Акробатические упражнения. Игра «Самолёт». | 1ч | 20.01 | |
26. | Моё здоровье – в моих руках! | 1ч | 22.01 | |
27. | Гигиена и ее значение. | 1ч | 27.01 | |
28. | Чистота – залог здоровья. | 1ч | 29.01 | |
29. | Как правильно чистить зубы. | 1ч | 03.02 | |
30. | Богатырские потешки. | 1ч | 05.02 | |
31. | Подвижные и народные игры. «Класс, смирно», «Медведи и пчёлы». | 1ч | 10.02 | |
32. | Правила дорожного движения. Школа пешехода. | 1ч | 12.02 | |
33. | Хочешь здоровым быть, умей правильно питаться. | 1ч | 17.02 | |
34. | Беседа о видах спорта. | 1ч | 19.02 | |
35. | Веселые старты. | 1ч | 24.02 | |
36. | К тайникам силы. | 1ч | 03.03 | |
37. | Упражнения на равновесие . Акробатические упражнения. Игра «Шишки, жёлуди, орехи». | 1ч | 05.03 | |
38. | Дыхательная и звуковая гимнастика». | 1ч | 10.03 | |
39. | Мини – футбол. | 1ч | 12.03 | |
40. | Вредные привычки: «Ай, не буду, не хочу!». | 1ч | 17.03 | |
41. | Беседа о спортивных праздниках. | 1ч | 19.03 | |
42. | Укрепление мышечного корсета. Акробатические упражнения. Игра «Карлики, великаны». | 1ч | 02.04 | |
43. | Здоровый ребенок – хороший ученик. | 1ч | 07.04 | |
44. | Формирование навыка правильной осанки. Акробатические упражнения. Игра «Выше ноги от земли». | 1ч | 09.04 | |
45. | «Зимой и летом дружим с игрой и бегом». | 1ч | 14.04 | |
46. | А ну-ка, мальчики! А ну- ка, девочки! | 1ч | 16.04 | |
47. | Игры-тренинги на приобретение навыков общения, наблюдательности, внимания, самостоятельности, фантазии, активности | 1ч | ||
48. | Гимнастика для развития мелкой моторики. | 1ч | 21.04 | |
49. | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 1ч | 23.04 | |
50. | Растем здоровыми (профилактика инфекционных заболеваний). | 1ч | 28.04 | |
51. | В приемной у доктора Айболита. ( Сюжетно-ролевая игра). | 1ч | 30.04 | |
52. | Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. | 1ч | 05.05 | |
53. | Подвижные и народные игры. «Класс, смирно», «Мяч сбоку». | 1ч | 07.05 | |
54. | Сохраним природу – сохраним здоровье. | 1ч | 12.05 | |
55. | Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор? | 1ч | 14.05 | |
56. | Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. | 1ч | 19.05 | |
57. | Поговорим о здоровье (здоровое питание). Копилка витаминов. | 1ч | 21.05 | |
58. | Мой безопасный путь в школу. | 1ч | 26.05 | |
59. | Умывайтесь, умывайтесь по утрам и вечерам. | 1ч | 28.05 | |
60. | Воспитание здоровых привычек. | 1ч | ||
61. | Зачем человек спит, или как сделать сон полезным. | 1ч | ||
62. | Профилактика утомления, связанная с учебной деятельностью. | 1ч |
Литература
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.М.: Сфера, 2007.
- Коротков И. М. Подвижные игры во дворе.- М. : Знание, 2010.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А. А. «Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся».
- Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.-М.:ВАКО, 2013 .
- В. М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. –Новосибирск:СУИ, 2002.
- Зверев А. Т. Экологические игры.-М.:Оникс 21 век, 2007.
- Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.-Минск:Асвар, 2009.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Путешествие в страну этикета».
Направление « Социальное ».
3 класс.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом организация знаний по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Одним из направлений внеурочной деятельности является социальное направление. В рамках данного направления разработана программа кружка «Путешествие в страну этикета». Программа в 3 классе рассчитана на 31 час (из расчета 1ч в неделю).
Цель программы: формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания обучающихся, личностное развитие каждого, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.
Задачи программы:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- формирование способности у обучающихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Основным условием развития обучающихся и важнейшим фактором формирования личности является навык общения. Общение играет особую роль в психологическом развитии обучающихся: благодаря общению возникают возможности для обучающихся копировать образцы поведения других детей и взрослых; вследствие благоприятного общения друг с другом возникают условия для раскрытия творческого потенциала у обучающихся; на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого формируются положительные поведенческие реакции обучающихся.
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, психологии, педагогики. Разнообразие организационных форм и расширение социальной сферы каждого обучающегося (включая детей одаренных и с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, формирование социальной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п/п | Нормативные документы |
1 | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
2 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
3 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373» |
4 | Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
5 | Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области» |
6 | Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 |
Основой данной программы является воспитание умения жить вместе.
Программа по воспитанию у обучающихся умений жить вместе и быть самостоятельными дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, услышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях обучающиеся научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважать любое мнение, равноправие позиций, взаимной доброжелательности; осуществлять самостоятельный выбор который требует от человека определенной личностной зрелости, что невозможно без осмысленной инициативы и определенной компетентности. Умение быть самостоятельным — целостное проявление человека. В нем проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее обучающихся.
Принципы проведения занятий
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- психологическая комфортность.
Формы организации внеурочной деятельности
- беседы, викторины;
- тренинги общения;
- обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;
- ролевые игры;
- просмотр и обсуждение фильмов;
- классные часы;
- наблюдения учащихся за событиями в городе, стране.
Итог работы подводится в конце каждого занятия с помощью использования технологии цветописи . Регулярная фиксация обучающимися своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно для обучающегося , оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.
Планируемые результаты
- понимание обучающимися ценностей человеческой жизни;
- проявление коммуникативной активности;
- соблюдение норм поведения и общения;
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- повышение уровня самосознания, самодисциплины;
- духовный и культурный подъем.
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | |
план. | факт. | |||
1 | Знакомство с понятием «этикет». | Познакомить с понятием «этикет». | 06.10 | |
2 | Кто я среди других? | Помочь обучающимся осознать свои социальные роли. | 13.10 | |
3 | Для чего люди общаются? | Показать необходимость людей в общении. | 20.10 | |
4 | В человеке все должно быть прекрасно. | Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. | 03.11 | |
5 | Мои чувства, эмоции. | Закрепить знания об органах чувств. | 10.11 | |
6 | Мое настроение. | Научить обучающихся с пониманием относиться к эмоциональному состоянию другого человека. | 17.11 | |
7 | Этика — наука о нравственности. | Дать понятие «этика», как свод правил поведения и отношений к себе и другим людям. | 24.11 | |
8 | Школьный этикет. | Рассмотреть целесообразность соблюдения правил поведения на уроке и в школе. | 01.12 | |
9 | Правила вежливости. | Дать понятия: вежливость, хорошее поведение. | 08.12 | |
10 | Вместе — легче. | Подвести к пониманию о необходимости человеку общения. | 15.12 | |
11 | Товарищи и друзья. | Сформулировать понятия: товарищ, друг, дружный коллектив. | 22.12 | |
12 | Я — это ты. | Научить осознавать самого себя и своих одноклассников. | 29.12 | |
13 | Чем мне нравится сосед по парте? | Научить понимать то, почему возникает симпатия, дружба. | 12.01 | |
14 | Моя семья. | Сформулировать правила взаимопомощи между детьми и родителями. | 19.01 | |
15 | Твои поступки и твои родители. | Подвести обучающихся к осознанному уважению, заботе и вниманию к своим родителям. | 26.01 | |
16 | Ты и твои обязанности в школе и дома. | Показать необходимость выполнения своих обязанностей. | 02.02 | |
17 | День рождения. | Сформулировать правила поведения для гостя. | 09.02 | |
18 | Наш класс. | Акцентировать внимание на специфике отношений в коллективе класса. | 16.02 | |
19 | Давайте жить дружно. | Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». | 02.03 | |
20 | Кто я и как я выгляжу. | Сформулировать понятия: аккуратность, опрятность, бережливость, личная гигиена, внешний вид. | 16.03 | |
21 | Я — личность. | Дать понятия: личность, индивидуальность, неповторимость; внешний и внутренний мир человека. | 06.04 | |
22 | Я и мои роли. | Мои роли сегодня - кто я? Какие роли я играю и какие правила общения применяю в жизни. | 13.04 | |
23 | Добро и зло в сказках. | Рассмотреть добрые и злые поступки и их последствия; главное в сказках- победа добра над злом. | 20.04 | |
24 | Отношение к старшим. | Подчеркнуть важность проявления уважения к старшему поколению; взаимопомощь в семье. | 27.04 | |
25 | Отношение к учителю. | Напомнить о правах и обязанностях учителя и ученика; уважение к УЧИТЕЛЮ. | 04.05 | |
26 | Одному всегда плохо. | Раскрыть мысль о важности общения и взаимодействия между людьми. | 11.05 | |
27 | Дружба крепкая не сломается... | Определить, чем отличается настоящая дружба. | 18.05 | |
28 | Узнать себя в другом человеке. | Универсальные правила общения и взаимодействия. | 25.05 | |
29 | Настроение другого человека. | Подвести обучающихся к осознанному уважению других людей и их эмоционального состояния. | ||
30 | Вежливость и этикет. | Рассмотреть необходимость для людей вежливости и этикета. | ||
31 | Удовольствие — в игре. | Сформулировать основные этические правила в игре. Делу время - потехе час. |
Литература
- Аграшенков А. В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты.- М.: Вече-АСТ, 1997.
- Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе.- М.: Просвещение, 1993.
- Битянова М .Я. Я говорю, ты говоришь, мы говорим. Особенности человеческой коммуникации./ Школьный психолог №30, 1999.
- Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. - Москва, 2003.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №3.- С. 71-125.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №4.-С.69-142.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №5.-С.79-131.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №6.-С.47-123.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - М.,1997.
- Крыжан Э., Орлик Ю. Как вести себя: о правилах приличия.- Братислава, 1970.
- Платонов К. К. Занимательная психология.- Спб: Питер Пресс, 1997.
- Толстых А. В. Наедине со всеми: о психологии общения. - М.,1990.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Путешествие в страну этикета».
Направление « Социальное ».
4 класс.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом организация знаний по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Одним из направлений внеурочной деятельности является социальное направление. В рамках данного направления разработана программа кружка «Путешествие в страну этикета». Программа в 4 классе рассчитана на 32 часа (из расчета 1ч в неделю).
Цель программы: формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания обучающихся, личностное развитие каждого, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.
Задачи программы:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- формирование способности у обучающихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Основным условием развития обучающихся и важнейшим фактором формирования личности является навык общения. Общение играет особую роль в психологическом развитии обучающихся: благодаря общению возникают возможности для обучающихся копировать образцы поведения других детей и взрослых; вследствие благоприятного общения друг с другом возникают условия для раскрытия творческого потенциала у обучающихся; на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого формируются положительные поведенческие реакции обучающихся.
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, психологии, педагогики. Разнообразие организационных форм и расширение социальной сферы каждого обучающегося (включая детей одаренных и с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, формирование социальной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п/п | Нормативные документы |
1 | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
2 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
3 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373» |
4 | Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
5 | Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области» |
6 | Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 |
Основой данной программы является воспитание умения жить вместе.
Программа по воспитанию у обучающихся умений жить вместе и быть самостоятельными дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, услышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях обучающиеся научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважать любое мнение, равноправие позиций, взаимной доброжелательности; осуществлять самостоятельный выбор который требует от человека определенной личностной зрелости, что невозможно без осмысленной инициативы и определенной компетентности. Умение быть самостоятельным — целостное проявление человека. В нем проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее обучающихся.
Принципы проведения занятий
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- психологическая комфортность.
Формы организации внеурочной деятельности
- беседы, викторины;
- тренинги общения;
- обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;
- ролевые игры;
- просмотр и обсуждение фильмов;
- классные часы;
- наблюдения учащихся за событиями в городе, стране.
Итог работы подводится в конце каждого занятия с помощью использования технологии цветописи. Регулярная фиксация обучающимися своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно для обучающегося , оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.
Планируемые результаты
- понимание обучающимися ценностей человеческой жизни;
- проявление коммуникативной активности;
- соблюдение норм поведения и общения;
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- повышение уровня самосознания, самодисциплины;
- духовный и культурный подъем.
Календарно - тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Этика – наука о морали. | 1 | принятие позиции субъекта детского коллектива принимать и сохранять учебную задачу стремиться к координации разных позиций в коллективе | 01.10 | |
2 | Дисциплина в классе. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; -уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике -— приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 08.10 | |
3 | Зачем быть вежливым. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; -уметь анализировать своё и чужое поведение, задавать вопросы по интересующей тематике -— приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 15.10 | |
4 | Сказка о вежливости. | 1 | 22.10 | ||
5 | Посещение школьной библиотеки. Закрепление правил поведения в общественных местах. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; -уметь анализировать рассказ работников библиотеки, задавать вопросы по интересующей тематике -— приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 05.11 | |
6 | Добро и зло в сказках. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; — рассказывать о добре и зле в литературных произведениях | 12.11 | |
7 | Моя семья. | 1 | рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей | 19.11 | |
8 | Твои поступки и твои родители. | 1 | 26.11 | ||
9 | Обязанности ученика в школе и дома. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; | 03.12 | |
10 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; -уметь анализировать своё и чужое поведение, задавать вопросы по интересующей тематике -— приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 10.12 | |
12 | Сопереживание, помощь друзьям. | 1 | -уметь анализировать своё и чужое поведение, задавать вопросы по интересующей тематике — приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 17.12 | |
13 | Вежливые слова. | 1 | - уметь в жизненной ситуации использовать вежливые слова | 24.12 | |
14 | Дал слово — держи его. | 1 | — рассказывать о дружбе и друзьях, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет друзей | 14.01 | |
15 | Диалоги со сверстниками. | 1 | -уметь анализировать своё и чужое поведение, задавать вопросы по интересующей тематике — приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 21.01 | |
16 | Правила поведения, отраженные в народных сказках. | 1 | - выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения; | 28.01 | |
17 | Чем богат человек. | 1 | - выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения | 04.02 | |
18 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 1 | 11.02 | ||
19 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | 1 | -уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике | 18.02 | |
20 21 | Учусь всё делать сам. Русские традиции отношения к старшим, к труду. | 1 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; -уметь задавать вопросы по интересующей тематике -приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 25.02 | |
22 | Беречь результаты труда. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета; — рассказывать об особенностях труда и быта людей в разные исторические времена | 04.03 | |
23 | Взаимопомощь дома и в школе. | 1 | -уметь рассказывать о своих поступках; -приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 11.03 | |
24 | Правила личной гигиены. | 1 | -приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 18.03 | |
25 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами; -приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 01.04 | |
26 | Каждой вещи своё место. | 1 | 08.04 | ||
27 | Практическое закрепление правил пешехода. Экскурсия за территорию школы. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; -уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике | 15.04 | |
28 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; | 22.04 | |
29 | Правила поведения на улице, в транспорте. | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; -уметь анализировать ситуации на улице, дорогах, задавать вопросы по интересующей тематике | 29.04 | |
30 | Бережное отношение к природе. Экскурсия на природу Подведение итогов экскурсии | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; -уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике | 06.05 | |
31 | Мы любим свой город. (Экскурсия по городу Повторение правил поведения в обшественных местах) | 1 | - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах; -уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике -— приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт | 13.05 | |
32 | Правила поведения на улице и в общественных местах. | 1 | 20.05 |
Литература
- Аграшенков А. В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты.- М.: Вече-АСТ, 1997.
- Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе.- М.: Просвещение, 1993.
- Битянова М .Я. Я говорю, ты говоришь, мы говорим. Особенности человеческой коммуникации./ Школьный психолог №30, 1999.
- Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. - Москва, 2003.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №3.- С. 71-125.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №4.-С.69-142.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №5.-С.79-131.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №6.-С.47-123.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - М.,1997.
- Крыжан Э., Орлик Ю. Как вести себя: о правилах приличия.- Братислава, 1970.
- Платонов К. К. Занимательная психология.- Спб: Питер Пресс, 1997.
- Толстых А. В. Наедине со всеми: о психологии общения. - М.,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружок «Здоровейка»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»
Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой...
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению спортивный час "Юный спортсмен" для учащихся 1-4 классов (учитель физической культуры Соловьева Елена Владимировна).
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (спортивный час «Юный спортсмен») для учащихся 1-4 классов разработана на основе Комплексной...
ПРОГРАММА Внеурочной деятельности Чемпион Спортивно-оздоровительной направленности направление
для учащихся начальных классов...