Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
статья по музыке на тему
В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки является воспитание патриотизма. В программе по музыке под руководством Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа.Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_mlad._shk.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Большакова Н.В.,
учитель музыки МКОУ « СОШ № 29 »
« Патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки.»
В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки является воспитание патриотизма, через эмоционально – чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального , изобразительного искусства и литературы, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим.
Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств.
В программе по музыке под руководством авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С, Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты. Младшие школьники на уроках музыки знакомятся с произведениями отечественных композиторов, художников, поэтов, фольклором.
Моя деятельность, направлена на передачу исторического и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-патриотического опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника. Великий русский педагог В. А. Сухомлинский, писал: «Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества».
Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.
Работая с младшими школьниками я использую прием сравнения при слушании музыки, рассматривания картин, прочтения литературных произведений и оценке этих произведений, высказывания собственного отношения к ним.
Я уделяю внимание на постановку вопроса, направленного на выяснение того, что услышали дети в том или ином произведении, какая музыкальная мысль обостряет их восприятие и побуждает их к оценочному суждению.
Одним из ярких примеров патриотического воспитания является опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». На уроке я рассказываю об истории создания оперы, о исторических событиях 1612 года, борьбе русских ополченцев во главе Минина и Пожарского и о подвиге крестьянина – Ивана Сусанина.
На уроке с ребятами мы слушаем последний ответ Ивана Сусанина полякам:
« Велик и свят наш, край родной. Встает земля на подвиг свой…» я предлагаю учащимся сравнить этот музыкальный ответ врагам Сусанина из оперы М.И.Глинки с поэтическим ответом Сусанина из стихотворения К.Рылеева.
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
Дети отмечают что в обоих ответах Ивана Сусанина лежит одна идея – любовь к родной земле, к Отчизне. Но когда звучит музыка, дети отмечают, что испытывают гордость, силу, уверенность.
Знакомство с арией Ивана Сусанина « Чуют правду » начинаю с разучивания главной мелодии. Дети поют её как вокализ, важно чтобы они прочувствовали серьёзность, сосредоточенность исполняемого произведения. Это создаст атмосферу для вдумчивого вслушивания в музыку. После прослушивания арии, учащиеся отвечают на вопрос: « Как композитор передал душевное состояние человека, готового идти на смерть во имя спасения Родины?». Школьники отмечают мужественную сдержанность музыки, её суровые и в то же время скорбные краски, выразительность звучания низкого мужского голоса ( баса ), исполняющего арию.
Образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, встающего на защиту своей Родины раскрыт в работе В.В.Верещагина « Не замай! Дай подойти.» ( « Партизаны »).
Предлагаю учащимся рассмотреть картину, рассказать что на ней изображено?- Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан.
Сравните образ крестьянина на картине В.Верещагина с образом Ивана Сусанина?
Учащиеся и в живописи и в музыке выделяют великий национальный дух, мужество и самоотверженность русского народа, вступившего на нелегкий путь борьбы с врагом.
Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся. Совместная деятельность детей на уроке прослушивание музыки, исполнение песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами, игра создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Этот процесс длительный по времени и сложный по содержанию.
Литература:
1Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, М., Просвещение 1999г.-130с.
2Алиева,С.А.Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста. Начальная школа. – 2007г. - № 9. - С. 17 - 20.
3 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 №795
4Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М., Новая школа 1993г -.360с.
5 Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М., Знание, 1998г. – 79с.
6 Винникова С.А. Воспитание гражданственности у младших школьников .Воспитание школьников. – 2008г.- № 5. – с. 14-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки"
Презентация к статье " Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки"....
Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Патриотическое воспитание школьников является одним из важнейших на- правлений в системе образования России, так как способствует формированию у детей чувства любви к Родине, высокого патриотиче...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором школа является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравств...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках адыгейской литературы
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках адыгейской литературы...
Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ", 2016,сборник статей ОмГПУ
В статье рассматриваются возможности применения новой формы обучения: квест - технологии в патриотическом воспитании младших школьников на уроках музыки....