Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (2 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_po_muzyke_2_klass.doc140.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

______________________

Протокол №____     

от«   »__________20___г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

Протокол №_____

от «   » _____________20___г.  

УТВЕРЖДЕНО

Директор  МОУ СОШ №3

        ___________________

                             

Приказ №______

от «    » ________20___г.

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по учебному предмету

«МУЗЫКА»

2 а, б, в классы

 

 

Составитель:

Изосимова Светлана Алексеевна

учитель музыки

  2014 - 2015 учебный год

                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  4. Программы формирования универсальных учебных действий.
  5. Учебного плана школы.
  6. Основной образовательной программы МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области.
  7. Требований к оснащению учебного процесса.

 

Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов МОУ СОШ №3.

Цель уроков музыки во 2 классе – формирование музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи:

  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
  • понимание учащимися содержания  простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.

Срок реализации программы 1 год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2012 г., рекомендованной (допущенной)  Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом  образовательного  учреждения, составленной в соответствии со стандартами второго поколения.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство».  

Рабочая программа «Музыка» рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 2 класс. –М.: «Просвещение», 2012 г. Программа «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. используется в данной рабочей программе без изменений.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умений;
  • овладение УУД.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Теоретический раздел программы включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические понятия введены в образные названия содержательных тем ( « Тембры- краски», « Знаки препинания в музыке» ), другие представлены в рисунках и фотографиях, третьи даны в форме текстов на страницах учебника. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод создания «композиций»;
  • метод игры;
  • метод художественного контекста.

Виды музыкальной деятельности:

  • - хоровое и ансамблевое пение;
  • - слушание музыки и размышление о ней;
  • - игра на детских музыкальных инструментах;
  • - музыкально-ритмические движения;
  • - импровизация;
  • -  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
  • -освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Планируемые предметные результаты освоения программы:

Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 2 класса;
  • понимать главные отличительные особенности музыкально- театральных жанров - оперы и балета;
  • узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, изученные музыкальные сочинения, пройденные в 1 классе;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
  • Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)

музыкально творческой деятельности;

  • Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
  • Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало  музыки;
  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета на конец года.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств;

- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  

1 четверть (9 часов)

Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 3 ч.

Урок 1. Мелодия.

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Урок 2. Музыкальные образы родного края. Здравствуй, Родина моя!

Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Элементы нотной грамоты.  Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев).

Урок 3. Гимн России.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Авторы гимна.

Раздел 2. «День, полный событий» - 6ч.

Урок 4.  Музыкальные инструменты (фортепиано).

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные возможности. Музыкальный инструмент – фортепиано. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. «Детская музыка» С.Прокофьев. «Детский альбом» П.Чайковский     

Урок 5. Природа и музыка. Прогулка.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков  и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева. Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, отношение к природе, к жизни.

Урок 6. Танцы, танцы, танцы.

Основные средства музыкальной выразительности (ритм). «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковского. Тарантелла С. Прокофьева

Урок 7. Эти разные марши.

Интонация шага. Ритмы маршей. Разнообразие маршевой музыки. П.И.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков». М.И.Глинка «Марш Черномора»

Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Сказочные образы в музыке С. С. Прокофьева и П. И. Чайковского. Колыбельные - самые древние песни. Интонация колыбельной, темп, динамика, выразительность исполнения.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

2 четверть (7 часов)

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» - 7ч.

Урок 10. Великий колокольный звон.

Разнообразие колокольных звонов, голоса - тембры колоколов. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. «Великий колокольный звон» М.Мусоргский. «Праздничный трезвон».

Урок 11. Русские народные инструменты.

Народные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты России.

Урок 12. Святые земли русской.

Александр Невский. Сергий Радонежский. Национальные герои, которых любят, чтят и помнят. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».

Урок 13. Молитва.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах пьес П.И.Чайковского из цикла «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «В церкви».

Урок 14. С Рождеством Христовым!

Праздники православной церкви. Евангелие. Сочельник. Колядки. Песнопения.

Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике.

Исполнение  песен для новогодних праздников.

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти.

3 четверть (10 часов)

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Урок 17. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, пляски, наигрыши. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. «Калинка» - р.н.п. «Светит месяц» - вариации на тему рус. нар. песни. «Камаринская» - р.н.п.      Песня – игра: «Бояре, а мы к вам пришли»; «Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра.

Урок 18. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Знакомство с особенностями русского фольклора,  воспитание бережного отношения к истории и традициям Родины. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Урок 19. Проводы зимы. Встреча весны.

Обряды и праздники русского народа. Разучивание масленичных песен, весенних закличек, игр.

Раздел 5. «В музыкальном театре» - 4ч.

Урок 20. Детский музыкальный театр. Опера.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса. Хор, солист.

Урок 21. Балет. 

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.

Урок 22. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра.

Музыкальные театры. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижёрские жесты.

Урок 23. Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 24. Увертюра. Финал.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Увертюра к опере. Финал.

Раздел 6. «В концертном зале» - 5ч.

Урок 25. Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьева.

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Концертный зал. Большой зал Московской консерватории. Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.

4 четверть (8 часов)

Урок 27. «Картинки с выставки». Музыкальные впечатления.

Музыкальные портреты и образы в сюите М. П. Мусорского «Картинки с выставки». Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки.

Урок 28. Звучит нестареющий Моцарт.

Знакомство обучающихся с жизнью и творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Урок 29. Симфония №40. Увертюра.

Жанры музыки. Знакомство обучающихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта – Симфонией №40, увертюрой к опере «Свадьба Фигаро».

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6ч.

Урок 30. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И это всё – Бах!

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателей.  Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальные инструменты. Орган. Знакомство с произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха.

Урок 31. Всё в движении. Музыка учит людей понимать друг друга.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как способ передачи информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).  М.Глинка «Попутная песня».  Г.Свиридов «Тройка».

Урок 32. Два лада. Природа и музыка. Печаль моя светла.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, ритм, темп).

Урок 33. Мир композитора.

Музыкальные произведения П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева. Международные конкурсы. Международный конкурс им. П.И.Чайковского.

Урок 34. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В качестве форм промежуточного  и итогового контроля (в конце каждой четверти) могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания.

           

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

        

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата С. ПрокофьевА
«Александр Невский»: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».      

Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
Плясовые наигрыши:
«Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». АШнитке.
Русские народные песни:
«Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.

«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М.Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С.Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П.Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М.Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Симфоническая сказка «Петя и волк». С.Прокофьев.
«Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М.Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.А.Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.А.Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М.Глинка.
«Песня о картинах». Г.Гладков, слова Ю.Энтина.

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.С.Бах.
«Весенняя». В.А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т.Сикорской.
«Колыбельная». Б.Флис —  В.А.Моцарт, русский текст С.Свириденко.
«Попутная песня», «Жаворонок». М.Глинка, слова Н.Кукольника.
«Песня жаворонка». П.Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П.Чайковский.
 
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д.Кабалевский.
«Музыкант». Е.Зарицкая, слова В.Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А.Островский, слова Л.Ошанина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  3.  «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  5. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  7. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  10. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  11.  Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  12. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  13. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  14.  «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  15. Песенные сборники.
  16. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  18. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  19.  Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  20.  «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  21. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  22. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

                                             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...