Рабочая программа по музыке ФГОС 4 класс УМК " Перспектива"
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Большакова  Надежда  Владимировна

Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО, " Музыка" 4 класс, авторы Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина УМК " Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_fgos_4_klass.doc191 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                       

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе учебной программы «Музыка 1- 4 классы», авторов Е.Д.Критская,  Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина,

 М.., «Просвещение » 2011г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и РФ».                      

Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

 Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно

отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу,
  • к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

                                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора,

музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как

синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.     

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах                                                                                                                                                                                                                                                  В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

 Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

                              МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).

              ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе

постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

                                     РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

                                                  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной

речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

                                                            СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность,

танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

 Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

 

                                                    Планирование учебного процесса

                                                                    4 класс

                                          Планируемые результаты обучения

Требования   к   уровню  подготовки   учащихся  

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся научатся:

  •  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, пластические движения);
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,  импровизация и др.).

                                                      Учебно - тематический план

№ п/п

       Название темы

 

Количество часов

  Форма контроля

       1

       

      2

       

      3

       4

       

       

       5

       

   

      6

       

     7

   

   

   итого

Россия-Родина моя

О России петь – что стремиться в храм.

День, полный событий.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

В концертном зале.

В музыкальном театре.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

         3

       

         4

       

         6

          3

         

         

        5

         

         6

         

         7

         

           

       34

Творческие работы, устный опрос, групповое и хоровое исполнение.

Творческие работы, устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, определение на слух звучание музыкальных инструментов

Устный опрос, творческие работы, выразительное хоровое и групповое исполнение.

Определение на слух звучание русских музыкальных инструментов, творческие  работы, устный опрос ,

выразительное исполнение вокальных произведений.

Определение на слух звучание инструментов симфонического оркестра, творческие работы, выразительное вокальное исполнение, устный опрос.

Устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, творческие работы.

Творческие работы,

устный опрос, определение на слух звучание музыкальных инструментов, выразительное хоровое и групповое исполнение.

                                                     Тематическое планирование

Тематическое планирование

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

                                                                     4 класс (34 ч)

                                                               Россия-Родина моя (3ч)

1

2

3

Мелодия. Что не выразишь словами, звуком на душу навей.

Ты откуда, русская, зародилась, музыка

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

Раскрываются следующие содержательные линии. Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова

(инструментальный концерт,

вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера),

С. Прокофьева (кантата).

Примерный музыкальный материал.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части.

С. Рахманинов;

Вокализ. С.Рахманинов;

Песня о России. В. Локтев, сл.

О. Высотской;

Родные места. Ю. Антонов, сл.  М.Пляцковского;

Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня;

Колыбельная  в обраб. А. Лядова;

У зори- то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова;

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

 1

 

 1

 1

 

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни , участвовать в коллективных играх- драматизациях.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов.

Узнавать образцы народного музыкального- поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Выполнять творческие задания .

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.

                                                                                 

                                       О России петь - что стремиться в храм… ( 4ч )

4

5

6

7

Святые земли Русской. Илья Муромец

Кирилл и Мефодий.

Праздников праздник, торжество из торжеств.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли Русской

( равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец и др. ), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание ); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

Примерный музыкальный материал

Земле Русская, стихира;

Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых;

Симфония № 2 ( « Богатырская»), 1-я часть (фрагмент), А. Бородин;

Богатырские ворота. Из сюиты

 «Картинки с выставки». М. Мусоргского;

Величание святым Кириллу и Мефодию,  

Обиходный распев;

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, сл. С. Михайловски;

Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, сл. А. Толстого;

Тропарь праздника Пасхи;

Ангел вопияше. Молитва.

П. Чесноков;

Богородице Дево,радйся (№ 6). Из

«Всенощной». С. Рахманинова;

Не шум шумит, русская народная песня;

Светлый праздник. Финал Сюиты- фантазии № 1 для двух фортепиано.

С. Рахманинов.

 1

 1

 1

 1

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композитров.

Выполнять творческие задания.

                                                                                             

                                                     День, полный событий (6ч)

8

9

10

11

12

13

Приют спокойствия, трудов и вдохновения…

Зимнее утро.

Зимний вечер.

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

Ярмарочное гулянье.

Приют, сияньем муз одетый…

Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с А.С.Пушкиным. Михайловское: музыкально – поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский,

М. Мусорский, Н. Римский- Корсакова,

Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально – литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное  музицирование (ансамбль, дуэт).

Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Примерный музыкальный материал

В деревне. М. Мусоргский;

Осенняя песнь(Октябрь). Из цикла

«Времена года». П. Чайковский;

Пастораль. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина « Метель». Г. Свиридов;

Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский;

У камелька (Январь) Из цикла

«Времена года». П. Чайковский;

Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.

Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина;

Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Три чуда. Вступление ко 11 действию оперы « Сказка о царе Салтане».

Н. Римский- Корсаков.

Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку,хоры из оперы

«Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление; Великий колокольный звон.

Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Венецианская ночь. М. Глинка. сл.

И. Козлова.

 1

 1

 1

 1

 1

 1

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения ( формы) музыкальных и литературных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Участвовать в коллективной музыкально- творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, оперы и др.).

Выполнять творческие задания .

                                                                           

                                             Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3ч)

14

15

16

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Оркестр русских народных инструментов. Музыкант – чародей.

Народные праздники. (Троица).

Обобщающий урок.

Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня- летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублева.

Примерный музыкальный материал

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни;

Солнце, в дом войди; Светлячек; Сулико, грузинские народные песни;

Аисты,. Узбекская народная песня;

Колыбельная, английская народная песня;

Колыбельная, неаполитанская народная песня;

Санта Лючия, итальянская народная песня;

Вишня, японская народная песня.

Концерт №1 для фортепиано с оркестром.3-я часть П. Чайковский;

Камаринская; Мужик на гармошке играет. П. Чайковский;

Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов;

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка».

Н. Римский- Корсаков;

Троицкие песни.

1

1

1

 Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

 Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

 Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

 Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

 Выполнять творческие задания.

                                                                                           

                                                            В концертном зале (5ч)

17

18

19

20

21

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

Старый замок. Счастье в сирени живет…

Не молкнет сердце чуткое Шопена.. Танцы, танцы, танцы…

Патетическая соната. Годы странствий.

Царит гармония оркестра.

Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной  (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической

 (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина,

П. Чайковского, С.Рахманинова,

Л Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена

 (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии),

М. Глинки (баркарола,хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

Примерный музыкальный материал

Ноктюрн. Из Квартета №2 А. Бородин;

Вариации на тему рококо. Для виолончели с оркестром (фрагменты).

П. Чайковский;

Сирень. С. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой;

Старый замок. Ред. С. Василенко;

Полонез. Ля мажор;

Вальс си минор;

Мазурки ля минор, фа мажор, си- бемоль мажор. Ф. Шопен;

Желание. Ф. Шопен, сл. С. Витвицкого, пер. Вс. Рождествеского;

Соната№8 ( « Патетическая)

( фрагменты).Л. Бетховен.

Венецианская ночь.М. Глинка, сл.

И. Козлова;

Арагонская хота. М. Глинка.

Баркарола (Июнь)Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

1

1

1

1

1

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух.

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Передавать в пении, музыкально- пластическом движении образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Выполнять творческие задания.

 

                                                                                           

                                                        В музыкальном театре (6ч)

22

23

24

25

26

27

Опера « Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля.

За Русь мы все стеной стоим...

 Сцена в лесу.

Исходила младешенька.

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Балет « Петрушка».

Театр музыкальной комедии.

Раскрываются следующие содержательные линии. События отечественной истории в творчестве

М. Глинки, М. Мусоргского,

С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема-характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная  мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

  Примерный музыкальный материал

Интродукция, танцы из 11 действия, сцена и хор из 111 действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка;

Песня Марфы («Исходила младешенька»; Пляска персидок из оперы « Хованщина». М. Мусоргский;

Персидский хор. Из оперы « Руслан и Людмила». М. Глинка;

Колыбельная; Танец с саблями из балета « Гаянэ» А. Хачатурян;

Первая картина Из балета «Петрушка». И. Стравинский.

Вальс Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла « Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Звездная река. Слова и музыка В. Семенова;

Джаз. Я. Дубравин, сл. В. Суслова;

Острый ритм. Дж. Гершвин, сл. А. Гершвина.

1

1

1

1

1

1

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

 Выполнять творческие работы.

                                                                       

                                 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7ч)

28

29

30

31

32

33

34

Прелюдия. Революционный этюд Мастерство исполнителя.

 Музыкальные инструменты.

В интонации спрятан человек.

 Музыкальный сказочник.

Рассвет на Москве- реке.

Обобщающий урок года.

Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов- классиков (С. Рахманинов, Н. Римский- Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского- Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Примерный музыкальный материал

Прелюдия. С. Рахманинов;

Прелюдия №7. №20 Ф. Шопен;

Патетическая соната Л. Бетховен;

Рассвет на Москве- реке Из

«Хованщина» М. Мусоргского;

Увертюра. Из оперы «Русла и Людмила»

М. Глинка.

Увертюра. Из оперы «Свадьба Фигаро»

В. А. Моцарт.

 1

 1

 1

 1

 1

 1

 1

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку.

Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Определять  взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Выполнять творческие задания.

             Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция

 Авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Учебники 

* «Музыка. 4 класс».

Пособия для учителей

* «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.4 класс».

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

* «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.4 класс» (МР3).

Библиотечный фонд

* Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» .

* Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

* Книги о музыке и музыкантах.

* Справочные пособия ,энциклопедии.  

Печатные пособия

* Таблицы:  

– нотные примеры;

– признаки характера звучания;

– средства музыкальной выразительности.

* Схемы:

– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

– расположение партий в хоре;

* Портреты композиторов;

* Портреты исполнителей;

* Атласы музыкальных инструментов.

 Технические средства обучения

* Музыкальный центр.

* Мультимедийный компьютер.

Экранно-звуковые пособия

* Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;

* Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

* Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;

* Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов;

*  Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;

* Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

* Слайды :

- фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры;

- изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

Учебно-практическое оборудование

* Музыкальные инструменты:

- Фортепиано,

- Комплект детских музыкальных инструментов.

* Специализированная учебная мебель:

- Индивидуальные столы и стулья для учащихся;

- Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа составлена на основе программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы.  Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы....

Рабочая программа по музыке ФГОС 1 класс УМК " Перспектива"

Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО, " МУЗЫКА" 1 класс, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т. С.Шмагина ( УМК " Перспектива" )....

Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс УМК " Перспектива"

Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО, " Музыка" 2 класс, авторы Е.Д.критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина ( УМК" Перспектива")...

Рабочая программа по музыке ФГОС 3 класс УМК " Перспектива"

Программа по предмету "Музыка" для 3 класса общеобразоваткльного учреждения разработана в соответствии со стандартами второго поколения.Программа включает следующие разделы:- Пояснительная записк...

Рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по музыке 3 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа курса музыка разработана в соответствии с учебным планом  и ООП НОО  ГБОУ Школы № 1592 на 2018 – 2019 учебный год и рассчитана  в третьем классе на  34...

РАбочая программа по музыке. 3 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по  музыкепо системе учебников «Перспектива»авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина ________3____классБазовый уровень обучения на 2018-2019 уче...