"Шумовые и музыкальные инструменты" 1 кл.
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему
методическая разработка урока музыки для 1 класса по теме "Шумовые и музыкальные инструменты". методическая разработка включает сценарий урока и пояснительную записку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_muzyki_pyatkova_a.v.odt | 143.99 КБ |
poyasnitelnayazpiska_k_uroku_muzyka.odt | 29.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48»
СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЗЫКИ
«ШУМОВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(для учащихся 1 класса)
Составитель: Пяткова Алена Викторовна
учитель музыки
Новоуральский Городской округ
2014
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | формирующиеся УУД | ||
1 Этап. Организационный. Актуализация знаний (Постановка проблемы).(3 мин.). | ||||
Музыкальное приветствие., -посмотрите, у нас сегодня в гостях Буратино, он принес нам разные инструменты, они у вас на партах, он пришел за помощью, т.к. не знает: Можно ли назвать эти инструменты — музыкальными? -Так как вы не можете точно сказать, то чего вы не знаете? -Значит нам нужно узнать какие еще бывают инструменты, кроме музыкальных. Как же мы будем узнавать? Верно сегодня на уроке мы будем играть, слушать музыку и узнаем какие бывают виды инструментов. | Дети стоя приветствуют учителя, исполняя попевку. -Затрудняются, разные варианты ответов (да, нет). -какие еще бывают инструменты. -играть на иструментах, слушать звучание инструментов. | Личностные: положительный настрой к музыкальным занятиям; Мотивация учебной деятельности. коммуникативные: проявлять активность Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Самостоятельно выделять и формулироват цель. | ||
2 Этап. Организация познавательной деятельности. (Поисково-исследовательская деятельность. Организация слушательской и исполнительской деятельности). (20 мин). | ||||
-Возьмите инструменты в руки и попробуйте поиграть на них. -Какими способами вы играли, перечислите эти способы? -Какие звуки издают эти инструменты? -Где можно услышать звучание этих инструментов? Рассказ учителя: Верно, эти инструменты создают радостное настроение, и поэтому часто используютя во время народных праздников, которые проводятся на улице, например Масленница. -А что можно делать под эти инструменты? Верно. -Но есть еще инструменты, под которые можно петь и танцевать, послушайте звучание одного из таких инструментов. Слушание музыки: (звучит русская народная пляска «Камаринская» в исполнении балалайки). -Вы узнали этот инструмент? -Балалайка — это музыкальный инструмент? -Похоже звучание этого инструмента на те, что у вас? -Но на этих инструментах тоже можно сыграть быстро и задорно, в чем же разница ? Решение проблемы: Проведем эксперимент: я сыграю эту музыку на фо-но, а вы ее затем повторите на своих инструментах. Будте внимательны, точно передавайте, сколько я играю звуков, столько вы должны передать. (Учитель неторопливо играет мелодию Камаринской, сначала по музыкальным фразам, затем полностью музыкальное предложение, учащиеся повторяют на иснтрументах, сначало вместе с учителем, затем самостоятельно. Оценивается точноть передачи ритмического рисунка. в сравнении с эталоном показа учителя. Если кто-то из учащихся не точно исполнил ритмический рисунок, то предлагается скорректировать свое исполнении спомощью хлопков в ладоши и только затем на инструменте). -Получилось исполнить? -Почему? верно. т.е. не было мелодии. А то, что вы исполняли, называется ритмом. -Какое же назначение этих инструментов, для чего они служат? -Верно. тогда, как можно назвать эти инструменты? -Они называются — ШУМОВЫЕ! Повторите это название. Значит какие бывают виды инструментов? (фиксирую определения на доске, как тему урока). Практическое задание. Первичное закрепление и усвоение новых знаний: -Раз вы уже знаете виды инструментов, тогда помогите Буратино, который потерял все свои инструменты (всего их 8), для этого вам необходимо, работая в паре, рассмотреть картинку и найти музыкальные и шумовые инструменты, обозначая их разным цветом: шумовые — синим, музыкальные — красным. -Проверим вместе: назовите музыкальные инструменты; шумовые. 3 Этап. Рефлексия:-Что нам помогло справиться с заданием? -Что не могут исполнять шумовые инструменты? -В этом заключается их главное отличие. -Наш голос тоже считается инструментом, как вы думаете каким? -И как любой музыкальный инструмент перед исполнением его нужно настраивать. 4 Этап. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОКЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ.(10 мин). Артикулляционная гимнатика (3 мин).: Язычковая игра «Ехал странный пассажир. Вез в кошелке рыбий жир (язычок во рту по щечкам двигается). Чуть трамвай притормозит – пассажир вперед скользит (язык высунуть вперед и держать). Чуть трамвай прибавит ход – пассажир назад ползет (язык обратно в ротик). Все, кто ехал с пассажиром – вышли смазанные жиром (облизать губы). -В нашей песне, так как она быстрая особенно нужно хорошее произношение. Встаньте за стульчики. Исполним 1 куплет с припевом знакомую вам песню «Балалаечка» (2 мин.).(Учитель ставит перед учащимися задачу: точность вступлений и окончаний, а также передача настроения песни в исполнениии — выразительность интонаций). Вторичное закрепление пройденного материала (7 мин.): -Что мы можем добавить в исполнение песни? -А что мы можем исполнить с помощью этих инструментов? -Я предлагаю на припеве этой песни подыграть шумовыми инструментами, придуманный вами ритм( ролевая игра: концертместер и певцы). | -берут инструменты и пробуют играть. -ударять, трясти, стучать. -громкие, тихие, шумные, звонкие, короткие, глухие -на праздниках, на концертах. -петь, танцевать. -слушают музыку -Да, балалайка. -Да. -Нет. -веселая, быстрая.... -коллективно-исполнительская деятельность: игра на инструментах (музицирование). -несовсем, и да, и нет. -звук не менялся, все одинаково. -передавать ритм, шуметь, стучать. -ритмические, шумные -повторяют: шумовые -музыкальные и шумовые. -выполняют задание в парах. -скрипка. труба, гитара, гармошка, виолончель. -барабан, тарелки, колокольчик. -знания о видах инструментов: музыкальные и шумовые. -нет мелодии, только ритм. -музыкальным. -выполняют арикулляционную гимнастику, настраивая дикционно-артикулляционный аппарат. -эмоционально исполнение песни. -шумовые инструменты. -ритм -Исполнение песни с шумовыми инструментами. -исполняют функции: дети разделены на 2 группы: ансамбль концертместеров и певцов. | познавательные: использование общих приемов решения задач; овладение сведениями о сущности инструментов. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. Научатся: размышлять о свойствах инструментов. Личностные: позиция я слушатель, эмоциональная отзывчивость на восприятие музыки. определение эмоциональнл-образного содержания музыки Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникатиные: приобретение новых знаний в исполнительской и творческой деятельности; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие мелодтческого и ритмического слуха, в процессе коллективного музицирования. Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях инструментов. Регулятивные: принимать музыкально-исполнительскую задачу. Научатся работать в парах, соотносить во внутреннем плане, звучание шумовых и музыкальных инструментов. Коммуникативные: контролировать свои действия в парной работе и понимать важность их правильного выполнения Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, при исполнении песни вступать вовремя. Исполнять песню хором. Научатся координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | ||
5 Этап. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.). | ||||
-Наш урок подходит к завершению. Вы сегодны побывали в роли исполнителей, артистов, как «маленькие звезды», поэтому я предлагаю оценить наш сегодняшний урок следующим образом: у вас на партах лежат звездочки разных цветов, если вам понравилось, легко выполняли задания и узнали много интересного - то выбирите красный цвет; если же вам было не все понятно, затруднялись в выполнении заданий — то зеленый; и синий — если совсем ничего не поняли, не узнали и было скучно. -Наклейте свои звездочки на шумовой инструмент - барабан, который я держу в руках. Вот музыки закончился урок, Давайте подведем его итог – Вы все, друзья, сегодня постарались, С заданиями дружно вы справлялись. И ваше я старание ценю, И вам за все спасибо говорю. Спасибо, до встречи на следующем уроке. | -дети выбирают цвет звездочки, соответствующий его эмоциональному состоянию, деятельности на уроке и ее результатов. -подходят к учителю по очереди и наклеивают выбранные звездочки на барабан. -выходят из класса под музыку «Камаринская». | Выполнять самоанализ деятельности и ее результатов. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Практическое задание: ПОМОГИ БУРАТИНО НАЙТИ ВСЕ СВОИ ИНСТРУМЕНТЫ. Обведи карандашом (подсказка — всего их 8).
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку музыки в 1 классе
Работа представлена по направлению начальная школа
Автор: Пяткова Алена Викторовна, учитель музыки МАОУ «СОШ №48»
Тема урока: "Музыкальные и шумовые инструметы»
Программа: начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке Л.В. Школяр, В.О. Усачева - «Музыка», под концепцией Д.Б. Кабалевского, которая рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации по программе «школа 2010».
Учебник: рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Л.В. Школяр, В.О. Усачева «Музыка» 1 класс. - Баллас. 2011.
Количество часов: в неделю: 1 час в неделю, 33 часа в год.
Характеристика класса: в 1 «а» классе обучается 25 человек. Из них 15 девочек, 10 мальчиков. Есть дети проживающие в полных и 5 детей из неполных семьях. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны доброта и внимание. Опекаемых нет. Четверо учащихся воспитываются в многодетных семьях. В классе все дети русской национальности. В микрорайоне школы проживают 90% учащихся. Десять учащихся посещают творческие кружки (ДШИ, ЦВР, ДК УЭХК). Дисциплина на уроках музыки хорошая, отношение к учебному труду у детей стабильное позитивное. Среди учащихся выделяются активные и творческие, которые с удовольствием выполняют задания, активно участвуют в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. В классе преобладает жизнерадостное, бодрое настроение, доброжелательность. Большая часть класса положительно относится к музыкальным занятиям; умеют выполнять действия по образцу, понимают иллюстрации, умеют наблюдать за различными явлениями жизни; пытаются формулировать познавательную цель с помощью учителя; строят речевое высказывание с помощью учителя в устной форме (размшялют и высказывают свое отношение к музыке); умеют слушать, принимать чужую точку зрения; находят ответы на вопросы используя свой жизненный опыт; проявояют умение взаимодействия со сверстниками.
Внимание устойчивое: при переключении на разные виды деятельности: слушание, пение, рассказ, музицирование, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование. Особенно высока мотивация к исполнительской деятельности: пении и музицировании.
Цель урока: создание условий для формирования новых знаний учащихся по теме «Музыкальные и шумовые инструменты» через эмоциональное, активное восприятие музыки.
Задачи:
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности; учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах.
Личностные результаты:
- положительный настрой к музыкальным занятиям; мотивация учебной деятельности;
- позиция я слушатель, эмоциональная отзывчивость на восприятие музыки.
Познавательные:
- использование общих приемов решения задач; овладение сведениями о сущности инструментововладение начальными сведениями о сущности и особенностях инструментов.
Регулятивные:
- принимать музыкально-исполнительскую задачу; формулировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно выделять и формулироват цель.
Коммуникативные:
- контролировать свои действия в парной работе и понимать важность их правильного выполненияприобретение новых знаний в исполнительской и творческой деятельности;
- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие мелодтческого и ритмического слуха, в процессе коллективного музицирования; проявлять активность в решении познавательных задач.
Тип урока: изучение нового материала;
Формы обучения: фронтальная, парная
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод; исследовательский;
частично-поисковый метод;
Специально-педагогические методы: метод эмоционального воздействия.
Технологии используемые на уроке: здоровьесберегающие, частично-поисковые, элементы проблемного диалога, технология деятельностного метода, который спосбствует формированию готовности к социальному взаимодействию; игровое обучение; элементы развивающего обучения.
Виды музыкальной деятельности: исполнительская (хоровое пение, игра на шумовых инструментах);
слушание музыки;
ролевая игра.
Этапы:
- Организационный. Актуализация знаний (постановка проблемы).
- Организация познавательной деятельности:
-Поисково-исследовательская деятельность;
- Организация слушательской и исполнительской деятельности.
- Рефлексия.
- Практическая часть. Вокально-хоровая работа;
- Рефлексия. Подведение итогов.
Ресурсы: рабочая программа; демонстрационный материал (иллюстрации, слова); шумовые инструменты; рабочие листы для выполнения задания; материал для самооценки (звездочки).
ТСО: компьютер, доска.
Список литературы
- Волчегорская Е.Ю. «Расширение границ восприятия музыки// Музыка в школе. – 2004.-3. –С.31.
- Мельникова Е.Л. «Проблемный урок, или как открывать знания ученикам»,-М. 2006.
- Петрушин В.И. «Музыкальная психология.- М. 1997.
- Интернет ресурсы: “Детям о музыке» http://www.muz-urok.ru/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация музыкальные и шумовые звуки
Презентация для 1 класса. Умение различать музыкальные и шумовые звуки...
КТД «Изготовление музыкальных шумовых инструментов из бытовых отходов или удачная идея утилизация пластиковых бутылок»
Цель работы выявить влияние бытовых отходов на экологию леса , провести субботник, изготовить музыкальные инструменты и, конечно же, сплочение детского коллектива...
презентация шумовые и музыкальные звуки
На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Есть еще звуки речи из которых складываются слова....
« Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности».
Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию игровых моментов с применением шумовых инструментов, способствующих развитию чувства ритма у детей,...
Мастер-класс по теме "Музыкальные и шумовые инструменты. Маракасы"
Мастер-класс подготовлен для онлайн лагеря....
«Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки - «Музыкальные и шумовые звуки».
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образова...
конспект занятия по ритмике " Шумовые и музыкальные звуки"
Работа направлена на совершенствование умений самостоятельно определять характер, настроение, интонации музыкального произведения, средства музыкальной выразительности...