Рабочая программа по музыке для 3 класса
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме
Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса составлена на основе авторской программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой ,Т.С. Шмагиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_original_pechat.doc | 195.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса составлена на основе авторской программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой ,Т.С. Шмагиной и следующих нормативных документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32 п. 7)
- Постановления Правительства Российской Федерации № 142 от 24 февраля 2009 г. «Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;
- Приказов Министерства образования и науки РФ:
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
от 26 ноября 2010 г. № 1241«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- пункта 19.5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»;
- письма управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014 г. № ют-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Основной образовательной программы для 1-4 классов МБОУ СОШ № 12.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по музыке.
Изучение музыки в 3 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение 2013г.
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3)
- Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.
- фонохрестоматия, методические рекомендации, вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Общая характеристика предмета.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность обучающимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Музыка» рассчитан на 35 часов. Согласно учебному плану на изучение курса «Музыка» в 3 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю. В нее входят разделы: «Россия-родина моя » - 5 ч, «День, полный событий»- 4 ч, «О России петь, что стремиться в храм» - 4 ч, «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 ч, «В музыкальном театре» - 6 ч, «В концертном зале» - 7 ч, «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6 ч
. Виды и формы контроля.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый;
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приёмы) контроля:
- наблюдение, работа по карточке, тест, устный опрос, игровые.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Планируемые результаты усвоения материала.
Предметные результаты
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Основные закономерности музыкального искусства
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Обучающийся получит возможность овладеть:
-представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;
-музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения;
-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном изложении;
-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
-различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки..
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
-проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание учебного предмета.
«Россия - Родина моя» - 5 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских
композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы
Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня,
кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального
языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и
стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 1.
Мелодия – душа музыки.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства
выразительности.
Рождение музыки как естественное проявление человеческого
состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные
средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная
Урок 2.
Природа и музыка.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;
Выразительность и
изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс.
Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3.
Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые.
Сходство и различие.
Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные
традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных
песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4.
Кантата «Александр Невский».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Народная и профессиональная музыка. Кантата.
Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в
различных жанрах музыки.
Урок 5.
Опера «Иван Сусанин».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника
Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
«День, полный событий» - 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы,
портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и
изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс,
вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.
Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и
стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 6
Утро.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Песенность.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера
человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных
произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Портрет в музыке.
Урок 8.
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонационная выразительность.
Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9.
Обобщающий урок 1 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление
учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с
особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского,
Э.Грига, М.Мусоргского).
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня
Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в
Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь
Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении,
песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь,
добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и
стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 10.
Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в
творчестве композиторов.
Образы Богородицы
в музыке, поэзии, изобразительном
искусстве.
Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси.
Урок 11.
Древнейшая песнь материнства.
Образ матери у ненцев.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в
творчестве композиторов.
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Образ матери у ненцев.
Урок 12.
Вербное Воскресение. Вербочки.
Ненецкие праздники.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве
композиторов.
Образ праздника в искусстве.
Вербное воскресенье (Вход Господень в
Иерусалим), Крещение Руси (988 г.).
Урок 13.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Святые земли Русской.
Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир.
Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования
(мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко,
Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских
композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных
инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 14.
Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и
Морском царе.
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные
традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
Былины.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования
(мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян).
Урок 15.
Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народная и профессиональная музыка.
Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке
русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16.
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная
музыка.
Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-
Корсакова
.
Мелодии в народном стиле.
«В музыкальном театре» - 6 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-
музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного
спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц,
сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н.
Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А.
Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и
стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради
.
Урок 17.
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в
опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 18.
Опера «Орфей и Эвридика».
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.
Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 19.
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений
мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов. .
Музыкальные темы-характеристики главных героев.
Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во
вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 20.
«Океан – море синее».
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений
мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов.
Интонационно-образное развитие в балете
П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст
.
Урок 21.
Балет «Спящая красавица».
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов
.
Урок 22.
В современных ритмах (мюзикл).
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и
многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.
Мюзикл как жанр легкой музыки.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в
воплощении диалога
солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной
песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты:
флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини,
П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины.
Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии.
Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы
музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и
стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 23, 24
Музыкальное состязание (концерт).
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель –
слушатель.
Жанр инструментального концерта.
Урок 25.
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Выразительные возможности флейты.
Урок 26.
Музыкальные инструменты (скрипка).
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и
исполнители.
Урок 27.
Обобщающий урок 3 четверти.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование
на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений
учащихся за 3 четверть.
Урок 28.
Сюита «Пер Гюнт».
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность,
танцевальность, маршевость
Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 29
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-
образного содержания произведений.
Контрастные образы симфонии Л.Бетховена.
Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Урок 30.
Мир Бетховена.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-
образного содержания произведений.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 5ч.
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора,
исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и
различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.
Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XXвека.
Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов,
манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин
и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С.
Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр
литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна.
Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих
заданий из рабочей тетради.
Урок 31.
Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.
Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка –
источник вдохновения и радости.
Урок 32.
Мир Прокофьева.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,
выраженной в звуках.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача
информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи
Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 33.
Певцы родной природы.
Образ природы в творчестве ямальских
композиторов.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,
выраженной в звуках.
Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 34.
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие
на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,
выраженной в звуках.
Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 35.
Обобщающий урок.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача
музыкальных впечатлений обучающихся.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения | Тема урока | Формирование УУД | Виды контроля | |
по плану | по факту | ||||
1 | 1.09. 3.09. 4.09. | Мелодия – душа музыки. | Р: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству. П: различать звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях К: Интонационно исполнять сочинения разных жанров. | ||
2 | 8.09. 10.09. 11.09. | Природа и музыка. | Р:Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям. П: Различать аккомпанемент мелодии. К: Выполнить творческое задание. | Наблюдение | |
3 | 15.09. 17.09. 18.09. | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | Р: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП. П: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки. К: Исполнение старинных кантов и песен. Р: Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная. П: Определять выразительные возможности различных муз.образов. К: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. | Работа по карточкам | |
4 | 22.09. 24.09. 25.09. | Кантата «Александр Невский». | Наблюдение | ||
5 | 29.09. Октябрь 1.10. 2.10. | Опера «Иван Сусанин». | Р:Знать песни о героических событиях истории Отечества. П: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи. К: Исполнение фрагментов из оперы. | Музыкальная викторина. | |
6 | 6.10. 8.10. 9.10. | Утро. | Р: Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера» П: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов. К: Исполнение главных мелодий произведений. | ||
7 | 13.10. 15.10. 16.10. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | Р: Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. П: Понимать художественно-образное содержание муз.произведения. К: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей. | Устный опрос | |
8 | 20.10. 22.10. 23.10. | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | Р: Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии. П: Понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов. К: разработать сценарий к муз.произведению. | ||
9 | 27.10. 29.10. 30.10. | Обобщающий урок 1 четверти. | Р: Самостоятельно определять муз. темы главных героев. П: называть и объяснять основные термины оперы. К: интонационно узнавать образы героев. | Наблюдение | |
10 | 10.11. 12.11. 13.11. | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! . | Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. П: понимать значения терминов. К: с помощью мимики и жестов передавать характер персонажей. | ||
11 | 17.11. 19.11. 20.11. | Древнейшая песнь материнства. | Р: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере. П: понимать смысл терминов. К: передавать свои муз. впечатления в рисунке. Р: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины. П: раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море. К: выполнять живописно-творческую работу. | Текущий | |
12 | 24.11. 26.11. 27.11. | Вербное Воскресение. Вербочки. | Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. П: понимать смысл терминов. К: передавать свои муз. впечатления с помощью пластики, мимики и жестов. | Итоговый тест. | |
13 | 1.12. 3.12. 4.12. | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | Р: Уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен. действия. П: понимать отличительные особенности зарубежных и отечественных мюзиклов. К: исполнение сцен из мюзиклов. | Наблюдение | |
14 | 8.12. 10.12. 11.12. | Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе. | Р: Самостоятельно рассуждать о значении оперы, балета, мюзикла. П: отвечать на вопросы учителя. К: сравнивать муз. произведение и литературное или живописное. | Устный опрос | |
15 | 15.12. 17.12. 18.12. | Певцы русской старины. Лель. | Р: Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки. П: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии. К: выявлять ассоциативно-образные связи муз. и литер. произведений. | ||
16 | 22.12. 24.12. 25.12. | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | Р: Самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах. П: аккомпанировать на воображаемых гуслях. К: Исполнить северный былинный напев. | Работа по карточкам | |
17 | 12.01. 14.01. 15.01. | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлааф. | Р: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст. П: называть и объяснять основные термины. К: спеть мелодию «Песни Леля» | Устный опрос | |
18 | 19.01. 21.01. 22.01. | Опера «Орфей и Эвридика». | Р: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения. П: отвечать на вопросы учителя. К: разучивание масленичных песен. | ||
19 | 26.01. 28.01. 29.01. | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы | Р: Самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства. П: Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. К: Исполнение молитвы | Наблюдение | |
20 | 2.02. 4.02. 5.02. | «Океан – море синее». | Р: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках. П: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства. К: исполнять песни о матери. | Устный опрос. | |
21 | 9.02. 11.02. 12.02. | Балет «Спящая красавица». | Р: Самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках. П: знать жанры церковной музыки. К: Обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства. | ||
22 | 16.02. 18.02. 19.02. | В современных ритмах (мюзикл). | Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах. П: отвечать на вопросы учителя. К: исполнение стихиры. | Музыкальная викторина. | |
23 | 24.02. 25.02. 26.02. | Музыкальное состязание (концерт). | Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах. П: различать главные и побочные темы «Концерта» К: выполнить творческое задание. | Устный опрос | |
24 | 2.03. 4.03. 5.03. | Музыкальное состязание (концерт). | Р: Самостоятельно узнавать тембр флейты. П: стилевые особенности старинной и современной музыки. К: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | Наблюдение. | |
25 | 9.03. 11.03. 12.03. | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины | Р: Самостоятельно узнавать главные мелодические темы. П: Расширить музыкальный кругозор. К: выполнение творческого задания. | Устный опрос | |
26 | 16.03. 18.03. 19.03. | Музыкальные инструменты (скрипка). | Р: Самостоятельно определять муз. темы. П: самостоятельно называть части сюита. К: выполнение творческого задания. | Устный опрос. | |
27 | 30.04. Апрель 1.04. 2.04. | Обобщающий урок 3 четверти | Р: самостоятельно определять муз. темы. П: Ориентироваться в динамических оттенках. К: Дирижирование главных тем. | Работа по карточкам | |
28 | 6.04. 8.04. 9.04. | Сюита «Пер Гюнт». | Р: Самостоятельно различать стилевые особенности муз. произведений. П: ориентироваться в видах и жанрах музыки. К: Исполнение песни. | Музыкальная викторина. | |
29 | 13.04. 15.04. 16.04. | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | Р: самостоятельно сравнивать джазовые композиции. П: ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза. К:знать известных джазовых музыкантов-исполнителей. | ||
30 | 20.04. 22.04. 23.04. | Мир Бетховена. | Р: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации. П: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания. К: Выполнение творческого задания. | Музыкальная викторина. | |
31 | 27.04. 29.04. 30.04. | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки | Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. П: определять особенности построения формы муз. сочинений. К: исполнение песен. | Наблюдение | |
32 | Май 4.05. 6.05. 7.05. | Мир Прокофьева. | Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. П: определять характерные черты языка современной музыки. К: определять жанровую принадлежность муз.произведения. | ||
33 | 11.05. 13.05. 14.05. | Певцы родной природы. | Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К:творческое задание. | Итоговый тест. | |
34 | 18.05. 20.05. 21.05. | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет | Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К:творческое задание. | Устный опрос | |
35 | 25.05. 27.05. 28.05. | Резерв (Обобщающий урок). |
Всего – 35 уроков
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса (у учителя). – М.: Просвещение, 2013.
- . Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс.
3.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.
Список литературы:
1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Проверочная работа (тест) по музыке в 3 классе по программе Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Музыка 3 класс, М. «Просвещение», 2014
Тест по музыке "Три кита музыкального искусства. Музыкальная грамота" позволяет првести проверку знаний учащихся по данной теме. В работу включены определения основных понятий: композитор, оркес...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
Конспект урока по математике для3 класса
Тема урока: Умножение на 1.Цель: познакомить с правилом умножения на 1; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы...
Календарно-тематическое планирование по математике для3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по математике для3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года ...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...