Рабочая программа по музыке для 3 класса
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3  класса составлена на основе авторской программы по музыке  Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой ,Т.С. Шмагиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_original_pechat.doc195.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Рабочая  учебная программа по  музыке для  3  класса составлена на основе авторской программы по музыке  Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой ,Т.С. Шмагиной и следующих нормативных документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32 п. 7)

-  Постановления Правительства Российской Федерации № 142 от 24 февраля 2009 г. «Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;

- Приказов Министерства образования и науки РФ:

   от 6 октября 2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

        от 17 декабря 2010 г.  №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        от  26  ноября 2010 г. № 1241«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

    от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

от 31.03.2014  № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- пункта 19.5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»;

- письма управления образования и науки Липецкой области    от 16.04.2014 г. № ют-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 учебный год»;

-  Основной образовательной программы для 1-4 классов МБОУ СОШ № 12.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по музыке.

Изучение  музыки в 3 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  •  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник  для учащихся 3 класса, М., Просвещение 2013г.
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3)
  • Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.
  • фонохрестоматия, методические рекомендации, вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

                         Общая характеристика предмета.

 Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность обучающимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

 Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из   концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных      произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.       Основными методическими принципами программы являются: увлеченность,  триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.       Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

 В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Место предмета в учебном плане.

Предмет «Музыка» рассчитан на 35 часов. Согласно учебному плану на изучение курса «Музыка» в 3 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю. В нее входят разделы: «Россия-родина моя » - 5 ч, «День, полный событий»-  4 ч, «О России петь, что стремиться в храм» - 4 ч, «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 ч, «В музыкальном театре» - 6 ч, «В концертном зале» - 7 ч, «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6 ч

.         Виды и формы контроля.

Виды контроля:

- входной, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приёмы) контроля:

- наблюдение, работа по карточке, тест, устный опрос, игровые.

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие, выставка.

                Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Планируемые результаты усвоения материала.

Предметные результаты

Музыка в жизни человека

Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;

-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.

-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;

-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

Основные закономерности музыкального искусства

-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;

-импровизировать мелодии на отдельные фразы  и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;

-находить  в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).

Обучающийся получит возможность овладеть:

-представлениями о композиторском (М.И. Глинка,  П.И. Чайковский,  А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;

-музыкальными  понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.

Музыкальная картина мира

Обучающийся научится:

-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения;

-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном изложении;

-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

-различать язык музыки разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

 У обучающегося будут сформированы:

-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;

-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

-нравственно-эстетических чувств, понимания  и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки..

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

 

Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-исполнять попевки,  ориентируясь на запись ручным  знаками и нотный текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

-соотносить различные произведения по настроению и форме;

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

-проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-обобщать учебный материал;

-устанавливать аналогии;

-сравнивать средства художественной  выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);

-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства  коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).

-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-проявлять творческую  инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

 К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

  1. продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  2. воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  3. проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
  4.  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  5. эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  6.  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  7.  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
  8.  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  9. продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
  10. использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  11.  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  12. исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Содержание учебного предмета.

«Россия - Родина моя» - 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских

композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы

Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня,

кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального

языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и

стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 1.

Мелодия – душа музыки.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства

выразительности.

Рождение музыки как естественное проявление человеческого

состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как

внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные

средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная

черта русской музыки.

Урок 2.

Природа и музыка.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

Выразительность и

изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс.

Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3.

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые.

Сходство и различие.

Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные

традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных

песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4.

Кантата «Александр Невский».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

Народная и профессиональная музыка. Кантата.

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в

различных жанрах музыки.

Урок 5.

Опера «Иван Сусанин».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение

мыслей.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее

озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника

Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

«День, полный событий» - 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы,

портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и

изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс,

вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.

Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и

стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 6

Утро.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Песенность.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера

человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных

произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее

озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Портрет в музыке.

Урок 8.

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Интонационная выразительность.

Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

Урок 9.

Обобщающий урок 1 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление

учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с

особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского,

Э.Грига, М.Мусоргского).

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии,

изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня

Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в

Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь

Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении,

песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь,

добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и

стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 10.

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в

творчестве композиторов.

Образы Богородицы

в музыке, поэзии, изобразительном

искусстве.

Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси.

Урок 11.

Древнейшая песнь материнства.

Образ матери у ненцев.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в

творчестве композиторов.

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Образ матери у ненцев.

Урок 12.

Вербное Воскресение. Вербочки.

Ненецкие праздники.

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве

композиторов.

Образ праздника в искусстве.

Вербное воскресенье (Вход Господень в

Иерусалим), Крещение Руси (988 г.).

Урок 13.

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Святые земли Русской.

Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир.

Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования

(мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко,

Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских

композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных

инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное,

интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 14.

Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и

Морском царе.

Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные

традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.

Былины.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования

(мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян).

Урок 15.

Певцы русской старины. Лель.

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке

русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 16.

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная

музыка.

Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-

Корсакова

.

Мелодии в народном стиле.

«В музыкальном театре» - 6 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-

музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного

спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц,

сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н.

Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А.

Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и

стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради

.

Урок 17.

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,

тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение

художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в

опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 18.

Опера «Орфей и Эвридика».

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,

тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.

Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок 19.

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений

мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,

тем, художественных образов. .

Музыкальные темы-характеристики главных героев.

Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во

вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

Урок 20.

«Океан – море синее».

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений

мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,

тем, художественных образов.

Интонационно-образное развитие в балете

П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст

.

Урок 21.

Балет «Спящая красавица».

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,

тем, художественных образов

.

Урок 22.

В современных ритмах (мюзикл).

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и

многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.

Мюзикл как жанр легкой музыки.

«В концертном зале» - 8ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в

воплощении диалога

солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной

песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты:

флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини,

П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины.

Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии.

Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы

музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и

стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 23, 24

Музыкальное состязание (концерт).

Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель –

слушатель.

Жанр инструментального концерта.

Урок 25.

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Выразительные возможности флейты.

Урок 26.

Музыкальные инструменты (скрипка).

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и

исполнители.

Урок 27.

Обобщающий урок 3 четверти.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование

на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений

учащихся за 3 четверть.

Урок 28.

Сюита «Пер Гюнт».

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного

содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность,

танцевальность, маршевость

Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 29

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-

образного содержания произведений.

Контрастные образы симфонии Л.Бетховена.

Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Урок 30.

Мир Бетховена.

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-

образного содержания произведений.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 5ч.

Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора,

исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и

различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.

Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XXвека.

Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов,

манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин

и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Мир музыки С.

Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр

литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна.

Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Выразительное, интонационно

осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих

заданий из рабочей тетради.

Урок 31.

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о

многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка –

источник вдохновения и радости.

Урок 32.

Мир Прокофьева.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение

мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,

выраженной в звуках.

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача

информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи

Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 33.

Певцы родной природы.

Образ природы в творчестве ямальских

композиторов.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение

мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,

выраженной в звуках.

Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

Урок 34.

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие

на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,

выраженной в звуках.

Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 35.

Обобщающий урок.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача

музыкальных впечатлений обучающихся.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

Тема

урока

Формирование УУД

Виды

контроля

по

плану

по факту

1

1.09.

3.09.

4.09.

 Мелодия – душа музыки.

Р: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству.

П: различать  звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях

К: Интонационно исполнять сочинения разных жанров.

2

8.09.

10.09.

11.09.

Природа и музыка.

Р:Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям.

П: Различать аккомпанемент мелодии.

К: Выполнить творческое задание.

Наблюдение

3

15.09.

17.09.

18.09.

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Р: Самостоятельно определять  сходство и различие между кантами и РНП.

П: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.

К: Исполнение  старинных кантов и песен.

Р: Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная.

П: Определять выразительные возможности различных муз.образов. К: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Работа по карточкам

4

22.09.

24.09.

25.09.

Кантата «Александр Невский».

Наблюдение

5

29.09.

Октябрь

1.10.

2.10.

Опера «Иван Сусанин».

Р:Знать песни о героических событиях истории Отечества.

П: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи.

К: Исполнение фрагментов из оперы.

Музыкальная викторина.

6

6.10.

8.10.

9.10.

Утро.

Р: Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера»

П: самостоятельно проследить и сравнить  музыкальный язык композиторов.

К: Исполнение главных мелодий произведений.

7

13.10.

15.10.

16.10.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Р: Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

П: Понимать художественно-образное содержание муз.произведения.

К: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.

Устный  опрос

8

20.10.

22.10.

23.10.

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Р: Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии.

П: Понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов.

К: разработать сценарий к муз.произведению.

9

27.10.

29.10.

30.10.

Обобщающий урок 1 четверти.

Р: Самостоятельно

определять муз. темы главных героев.

П:  называть и объяснять основные термины оперы.

К: интонационно узнавать образы героев.

Наблюдение

10

10.11.

12.11.

13.11.

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

.

Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

П: понимать значения терминов.

К: с помощью мимики и жестов передавать характер персонажей.

11

17.11.

19.11.

20.11.

Древнейшая песнь материнства.

Р: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере.

П: понимать смысл терминов.

К: передавать свои муз. впечатления в рисунке.

Р: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины.

П: раскрывать  и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море.                             К: выполнять живописно-творческую работу.

Текущий

12

24.11.

26.11.

27.11.

Вербное Воскресение. Вербочки.

Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

П: понимать смысл терминов.

К: передавать свои муз. впечатления с помощью пластики, мимики и жестов.

Итоговый тест.

13

1.12.

3.12.

4.12.

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Р: Уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен. действия.

П: понимать отличительные особенности  зарубежных и отечественных мюзиклов.

К: исполнение сцен из мюзиклов.

Наблюдение

14

8.12.

10.12.

11.12.

Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и

Морском царе.

Р: Самостоятельно рассуждать о значении оперы, балета, мюзикла.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: сравнивать муз. произведение и литературное или живописное.

Устный опрос

15

15.12.

17.12.

18.12.

Певцы русской старины. Лель.

Р: Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки.

П: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии.

К: выявлять ассоциативно-образные связи муз. и литер.

произведений.

16

22.12.

24.12.

25.12.

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

Р: Самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах.

П: аккомпанировать на воображаемых гуслях.

К: Исполнить северный былинный напев.

Работа по карточкам

17

12.01.

14.01.

15.01.

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлааф.

Р: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст.

П: называть и объяснять  основные термины.

К: спеть мелодию «Песни Леля»

Устный опрос

18

19.01.

21.01.

22.01.

Опера «Орфей и Эвридика».

Р: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: разучивание масленичных песен.

19

26.01.

28.01.

29.01.

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы

Р: Самостоятельно различать  мелодики русского и зарубежного религиозного искусства.

П: Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций.

К: Исполнение молитвы

Наблюдение

20

2.02.

4.02.

5.02.

«Океан – море синее».

Р: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках.

П: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства.

К: исполнять песни о матери.

Устный опрос.

21

9.02.

11.02.

12.02.

Балет «Спящая красавица».

Р: Самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках.

П: знать жанры церковной музыки.

К: Обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства.

22

16.02.

18.02.

19.02.

В современных ритмах (мюзикл).

Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры.

Музыкальная викторина.

23

24.02.

25.02.

26.02.

Музыкальное состязание (концерт).

Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах.

П: различать главные и побочные темы «Концерта»

К: выполнить творческое задание.

Устный опрос

24

2.03.

4.03.

5.03.

Музыкальное состязание (концерт).

Р: Самостоятельно узнавать тембр флейты.

П: стилевые особенности старинной и современной музыки.

К: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Наблюдение.

25

9.03.

11.03.

12.03.

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины

Р: Самостоятельно узнавать главные мелодические темы.

П: Расширить музыкальный кругозор.

К: выполнение творческого задания.

Устный опрос

26

16.03.

18.03.

19.03.

Музыкальные инструменты (скрипка).

Р: Самостоятельно определять муз. темы.

П: самостоятельно называть части сюита.

К: выполнение творческого задания.

Устный опрос.

27

30.04.

Апрель

1.04.

2.04.

Обобщающий урок 3 четверти

Р: самостоятельно определять муз. темы.

П: Ориентироваться в динамических оттенках.

К: Дирижирование главных тем.

Работа по карточкам

28

6.04.

8.04.

9.04.

Сюита «Пер Гюнт».

Р: Самостоятельно различать стилевые особенности муз.

произведений.

П: ориентироваться в видах и жанрах музыки.

К: Исполнение песни.

Музыкальная викторина.

29

13.04.

15.04.

16.04.

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Р: самостоятельно сравнивать джазовые композиции.

П:  ориентироваться в особенностях  музыкального языка джаза.

К:знать известных джазовых музыкантов-исполнителей.

30

20.04.

22.04.

23.04.

Мир Бетховена.

Р: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации.

П: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания.

К: Выполнение творческого задания.

Музыкальная викторина.

31

27.04.

29.04.

30.04.

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки

Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов.

П: определять особенности построения формы муз. сочинений.

К: исполнение песен.

Наблюдение

32

Май

4.05.

6.05.

7.05.

Мир Прокофьева.

Р: Самостоятельно различать  музыкальную речь разных композиторов.

П: определять характерные черты языка современной музыки.

К: определять жанровую принадлежность муз.произведения.

33

11.05.

13.05.

14.05.

Певцы родной природы.

Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:творческое задание.

Итоговый тест.

34

18.05.

20.05.

21.05.

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет

Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:творческое задание.

Устный опрос

35

25.05.

27.05.

28.05.

Резерв (Обобщающий урок).

Всего – 35 уроков

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся  3 класса (у учителя). – М.: Просвещение, 2013.
  2. . Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс.

3.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.

Список литературы:

1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.

2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.

4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

 6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Проверочная работа (тест) по музыке в 3 классе по программе Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Музыка 3 класс, М. «Просвещение», 2014

Тест по музыке "Три кита музыкального искусства. Музыкальная грамота" позволяет првести проверку знаний учащихся по данной теме. В работу включены  определения основных понятий: композитор, оркес...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

Конспект урока по математике для3 класса

Тема урока: Умножение на 1.Цель: познакомить с правилом умножения на 1; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы...

Календарно-тематическое планирование по математике для3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по математике для3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года ...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...