Рабочая программа по музыке 4 класс Д. Б. Кабалевский
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме
Программа по музыке 4 класс Д. Б. Кабалевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_programma_kabalevskiy.doc | 160 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки в 4 классе:
- развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- авторская программа Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);
- утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 4-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
- Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- Метод эмоциональной драматургии;
- Метод создания «композиций»;
- Метод игры;
- Метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
- Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
- .
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Определять средства музыкальной выразительности;
- Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- CD «Учимся понимать музыку»( Кирилла и Мефодия)
- CD «Волшебная флейта» обучающая игра.
- Энциклопедия искусств
- CD «Музыкальный класс» обучающая программа;
- Интернет-ресурсы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса:
- Афанасьев А. Н. Древо жизни. М: Современник, 1982.
- Бондина А. Пение: Учебник для 4-го класса. Музыка, 1966.
- Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
- Детский игровой фольклор Волгоградской области: Сб. / Сост. Н. Ч. Атанова, Е. В. Шишкина.
- Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880.
- Израилев Ар. свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.
- Латынин Л. А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание, 1983.
- Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., 1973.
- Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.
- Морозов И. А., Слепцова И. С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 1994.
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М: Художественная литература Вып. 1. Младенчество. Детство. 1991. Вып 2. Девичество 1994
- Некрылова А. Ф. Круглый год. М.: Правда, 1991.
- Преображенский А. Очерк истории церковного пения в России. СПб.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. М.: Художественная литература, 1990.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Приме- чание | ||
Лабора- тор- ные и прак- тические | Контроль- ные и диагности- ческие материалы | Экс- курсии | ||||
I. | Тема №1. “Музыка моего народа” | 9 ч. | 1 ч. Обобщающий урок по теме «Музыка моего народа». | |||
II. | Тема №2. “Между музыкой моего народа и музыкой народов ближнего зарубежья нет непереходимых границ” | 7 ч. | 1 ч. | |||
III. | Тема №3. ““Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ” | 10 ч. | 1ч. Обобщающий урок по теме «Музыка разных стран и народов». | |||
IV. | Тема №4. “Композитор - исполнитель – слушатель” | 8ч. | 1 ч. Урок-концерт. |
Тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс (34 часа).
Содержание | Кол-во часов | |
1 четверть. Тема «Музыка моего (русского) народа». | 9 часов | |
1. Введение в тему. Понятие – народная музыка. Отличительные черты музыки народной и композиторской. | 1 час | |
2. Особенности русской народной музыки, песни. Понятия – a capрella, распевы. | 1 час | |
3. Виды народных песен (лирическая, хороводная, плясовая). | 3 часа | |
4. Частушка как пример устного народного творчества. | 1час | |
5. Народная тематика в творчестве русских композиторов. | 1 час | |
6 Оркестр народных инструментов. | 1 час | |
7. Обобщение темы «Музыка моего народа». | 1 час | |
2 четверть. Тема «Между музыкой разных народов стран ближнего зарубежья нет непереходимых границ». | 7 часов | |
1. Введение. Музыка Белоруссии и Украины. 2. Единство происхождения. | 2 часа | |
3. Музыка стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан). | 1 час | |
4. Узбекская народная музыка. Понятие – национальный колорит. | 1 час | |
5. Казахская народная музыка. | 1 час | |
6. Музыка прибалтийских стран (Латвия, Литва, Эстония). | 1 час | |
7. Обобщение темы «Музыка стран ближнего зарубежья». | 1 час | |
3 четверть. Тема «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». | 10 часов | |
1. Введение. Понятие – страны дальнего зарубежья. Заочные путешествия по странам мира и знакомство с особенностями музыкальной культуры этих стран: США, Италия, Норвегия, Австрия, Япония, Польша, Франция. | 7 часов | |
8. Обобщение темы «Музыка разных стран и народов». | 1 час | |
9,10. Резерв. | 2 часа | |
4 четверть. Тема «Композитор-исполнитель-слушатель». | 8 часов | |
1. Введение. Три составляющих искусства. | 1 час | |
2. Мастерство композитора. | 2 часа | |
3. Мастерство исполнителя. | 2 часа | |
4. Мастерство слушателя. | 2 часа | |
5. Обобщение тем года. Урок-концерт. | 1 час |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ______________Косенко Г. В.
учителей________________
от____________№________, «________» сентября 2012 года
_________________Казменко Н.В.
Календарно-тематическое планирование (34ч)
№ | Дата | Тема | Элементы содержания | Формы | |
план | факт | ||||
1 четверть. Тема «Музыка моего (русского) народа». | |||||
1. | 2-5.09 | Введение в тему. Понятие – народная музыка. Отличительные черты музыки народной и композиторской. | Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: «Песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», «Музыкальная форма». Работа с понятиями «музыка народная и композиторская» на основе сходства и различия. | Устный опрос. | |
2. | 7-12.09 | Особенности русской народной музыки - песни. | Чтение литературных образцов «Ты откуда русская появилась музыка?». Направления развития народной музыки: песни, инструментальная музыка, колокольные звоны. Особенности русских народных песен (исполнение a capрella, распевы). | Устный опрос. | |
3. | 14-19.09 | Виды народных песен: лирические. | Понятия «виды песен», «лирическая народная песня». Особенности лирических песен. Формы бытования. | Устный опрос | |
4. | 21-26.09 | Виды народных песен: хороводные. | Особенности хороводных песен. Понятия «хоровод», «карагод». Ритмическое оформление музыкального материала: хороводный шаг. Виды двухголосного пения: канон, подголосок. | Пластическое интонирование. | |
5. | 28.09-3.10 | Виды народных песен: плясовые. | Особенности плясовых песен на основе сопоставления с лирическими. Понятие «игровые-плясовые песни». Исполнение танцевальных движений в народной манере. Слушание: «Плясовые наигрыши»- р.н.п. | Пластическое интонирование. | |
6. | 5-10.10 | Частушка как пример устного народного творчества. | История возникновения частушки. Понятия «прибаски», «причудки», «коротушки». Сочинение текста и мелодии на заданную рифму. | Устный опрос. | |
7. | 12-17.10 | Народная тематика в творчестве русских композиторов. | Понятие «кантата». Творчество С.Прокофьева. | Устный опрос. | |
8. | 19-24.10 | Оркестр народных инструментов. | Понятие «оркестр русских народных инструментов». Знакомство с группами инструментов – ИКТ (компьютерная презентация). | Устный опрос. | |
9. | 26-3110 | Обобщение темы «Музыка моего народа». | Исполнение ранее разученных песен. Импровизация на детских музыкальных инструментах. Музыкальная викторина. | Музыкальная викторина. | |
2 четверть. Тема « Между музыкой разных народов стран ближнего зарубежья (СНГ) нет непереходимых границ». | |||||
10. | 9-14.11 | Введение. Музыка Белоруссии и Украины. Единство происхождения. | Обобщение музыкальных впечатлений детей в каникулярное время. Понятие «славянские народы». Единство происхождения русского, украинского и белорусского языков. Черты сходства украинской народной музыки с русской народной музыкой. Украинские музыкальные инструменты: бандура (набор открыток). Видеоряд А.Куинджи «Вечер на Украине», «Украинская ночь», «Ночь на Днепре». | Устный опрос. | |
11. | 16-21.11 | Музыка Белоруссии и Украины. Цель: сформировать представление учащихся о связи и взаимодействии музыкальных культур славянских народов. | Черты сходства белорусской народной музыки с русской и украинской народной музыкой. Понимание близости музыкального языка этих стран. Вариационный характер изложения народной музыки. Белорусские музыкальные инструменты: цимбала (набор открыток). Видеоряд: г. Минск, национальный костюм. | Заполнение шкала | |
12. | 23-28.11 | Музыка стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан). Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями музыки народов Закавказья, их традициями. | Понятие «темперамент». Особенности темперамента народов Закавказья. Понимание зависимости национальных особенностей характера музыки от особенностей темперамента народа, его речи и традиций. Вокальное многоголосное пение горцев. Творчество А.И.Хачатуряна. Закавказские народные инструменты (набор открыток). Видеоряд – природа Грузии, национальный костюм. Пластическое интонирование. | Размышления о музыке. | |
13. | 30.11-5.12 | Узбекская народная музыка. Понятие - национальный колорит. Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями узбекской народной музыки. | Понятие «национальный колорит». Колорит музыки Востока: острый ритм, диссонирующее звучание, тембры, короткие попевки, орнаментальный характер мелодии, танцевальный праздничный характер. Узбекские музыкальные инструменты (набор открыток). Видеоряд - архитектурные сооружения г.Самарканда: площадь Регистан, архитектурный ансамбль Шахи-Зинда, мавзолеей Гур-Эмир. Образы Востока в творчестве художника В.Верещагина. Пластическое интонирование. | Размышление о музыке. | |
14. | 7-12.12 | Казахская народная музыка. Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями казахской народной музыки. | Национальные особенности казахской народной музыки. Сольное исполнение – основа казахской вокальной музыки. Понятие «горловое пение». Казахские народные инструменты (набор открыток). Видеоряд – природа Казахстана, национальный костюм. | Размышления о музыке. | |
15. | 14-19.12 | Музыка прибалтийских стран (Латвия, Литва, Эстония). Цель: дать представление учащимся об особенностях народной музыки стран Прибалтики. | Национальные особенности народной музыки прибалтийских стран. Понятие «cantilena». Прибалтийские народные инструменты (набор открыток). Видеоряд - архитектура г. Вильнюс, национальный костюм. Творчество композитора-художника М.Чюрлёниса – ИКТ-презентация. Пластическое интонирование. | Размышления о музыке. | |
16. | 21-26.12 | Обобщение темы «Музыка стран ближнего зарубежья». Цель: обобщить представления учащихся о коммуникативной природе музыкального искусства; контроль усвоения знаний. | Обобщение темы четверти. Понимание многообразия национальных музыкальных культур; музыка - визитная карточкой любой страны. Слушание изученных музыкальных фрагментов разных стран, определение их национальных принадлежностей. | Музыкальная викторина. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...