рабочая программа по музыке 4 кл ФГОС
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Титова Елена Олеговна

Рабочая программа по музыке 4 кл по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno4_kl_fgos_2013.doc288.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкин Белгородской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 МАОУ «СОШ№12»

_________  Тиханская О.Д.

 Протокол № ___  от

 «__»______________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по НМР МАОУ

 «СОШ №12»

_________ Лазарева О.Н.

«____»________2013 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ№12 с УИОП»

_________ Псарева Л.В.

Приказ № ___ от «__»_________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке в 4В, 4Г классах.

                                                                                                             

                                                                                                    Титовой Елены Олеговны

2013г.

Пояснительная   записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4-го класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. 1-4 классы» - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Данная программа имеет гриф Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3

Рабочая программа ориентирована

на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2008.
  • Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс».
  • Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

        Задачи музыкального образования младших школьников:

  •   Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкусв, нравсвенных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  •   Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  •   Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе  активного, прочувственного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • Накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного      словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

При составлении тематического планирования  учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Белгородской области и составляет 10% учебного времени.

«Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась музыка?»

«Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России»

«Народные праздники. «Троица»».

В связи с тем, что в программе «Музыка» предусмотрены темы, связанные с изучением православных праздников, а именно с праздниками Пасхи, Благовещения и Троицы и происходит интеграция с учебным предметом «Православная культура». Поэтому некоторые разделы изучаются накануне этих православных праздников. А именно темы «Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше»». «Родной обычай старины. Светлый праздник», «Троица». проводятся соответственно

«Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше»».

 02.04.14 - 4 В, 4Г

 «Родной обычай старины. Светлый праздник»

            09. 04.14 – 4В,4 Г

«Троица».

 23.05.14 – 4В,4Г

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового художественного искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков, современной академической популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.

        Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

        Виды деятельности направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес программного характера. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 4 классе в объеме 34 часов, в том числе 4 обобщающих урока в форме теста (Приложение 1).

Урок №9 Тема:«Ты откуда русская, зародилась музыка?»Обобщающий  урок 1 четверти

Урок №16 тема: «Царит гармония оркестра. Обобщающий  урок 2 четверти»

Урок № 26 «Мастерство исполнителя»Обобщающий урок 3 четверти

Урок № 33 .Рассвет на Москве-реке. Обобщающий  урок 4 четверти

Личностные, метапредметные

 и предметные результаты освоения учебного предмета.

                В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

                Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

            - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

           - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

           - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

           - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей. Ценностей и чувств;

           - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

           - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

           - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Понимания и сопереживания чувствам других людей;

          - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

                         Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

          -  овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в различных формах и видах  музыкальной деятельности;

          - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

          - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

           -  продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной  и внешкольной  музыкально-эстетической деятельности;

           - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

           - овладение навыком смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

          - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

          - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

           - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

           - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).

                Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально- творческой деятельности:

            - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

            - формирование общего представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

            - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

            - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

            - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

            - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

             - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

             - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Содержание курса

        Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира», которые раскрываются в разделах:  «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в». «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В концертном зале», «В музыкальном театре», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

                             Раздел 1. «Россия - Родина моя» (3 ч.)

Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как  сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда русская, зародилась музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

Раскрываются следующие содержательные линии. Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С.Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М.Глинки, С.Прокофьева.

Раздел 2 . « О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки, Святые земли Русской

Раскрываются следующие содержательные линии.  Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси. Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Раздел 3. «День, полный событий» (6 ч)

        Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки. Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый…

Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, Г.Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. (троица).

 Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция  сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А.Рублева.

Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 ч)

Опера «Иван Сусанин».

Раскрываются следующие содержательные линии.  Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл – жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения

Раздел 6. «В концертном зале» (1 ч)

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет…Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…Патетическая соната. Годы странский. Царит гармония оркестра

Раскрываются следующие содержательные линии. Различные  жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола),камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А.Бородина, П.Чайковского, С.Рахманинова, Л.Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф.Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М.Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: скрипка, виолончел. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ... ( 7 ч)

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Раскрываются следующие содержательные линии.  Произведения композиторов – классиков (С.Рахманинов, Н.Римский-Корсаков, Ф.Шопен) и мастерство известных исполнителей (С.Рихтер, С.Лемешев, И.Козловский, М.Ростропович и др.) Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.).Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М.Мусоргского.

Учебно-тематический план  предмета  «Музыка»

4 В, 4Г классы  

34 часа.

п/п

Наименование разделов и тем

Часы учеб

ного време

ни

Плановые сроки прохожде

ния

Характеристика основной деятельности ученика

Раздел 1. Россия – Родина моя

3

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню…" Что не выразишь словами, звуком на душу навей..."

1

4 В

4 Г

05.09.

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать мнение о его содержании.

Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Импровизировать на заданные тексты.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства.

Выполнять творческие задания, представленные в рабочей тетради

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

4 В

4 Г

12.09.

3

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

1

4 В

4 Г

19.09.

Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм»

1

4

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

4 В

4 Г

26.09.

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Сочинять мелодии на поэтические тексты.

Раздел 3. День, полный событий

5

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

4 В

4 Г

03.09.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты музыкальных произведений и др.). 

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

6

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

1

4 В

4 Г

10.09.

7

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

4 В

4 Г

17.09.

8

«Приют, сияньем муз одетый…»

1

4 В

4 Г

24.09.

9

«Ты откуда русская, зародилась музыка?»Обобщающий  урок 1 четверти

1

4 В

4 Г

31.09.

Раздел 3. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

2

10

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

4 В

4 Г

14.10.

11

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка).

1

4 В

4 Г

21.10.

Раздел 4. В концертном зале.

5

12

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо

4 В

4 Г

28.10.

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать      художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Соотносить     особенности    музыкального языка русской и зарубежной музыки.

13

Старый замок. Счастье в сирени живет…

4 В

4 Г

04.11.

14

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

4 В

4 Г

11.11.

15

Патетическая соната. Годы странствий.

4 В

4 Г

18.11.

16

Царит гармония оркестра. Обобщающий  урок 2 четверти.

4 В

4 Г

25.11.

Раздел 4. День, полный событий.

1

17

Зимнее утро. Зимний вечер

1

4 В

4 Г

15.01.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты музыкальных произведений и др.). 

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Раздел. В музыкальном театре.

6

18

Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…)

1

4 В

4 Г

22.01.

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального     музыкального творчества разных стран мира. Воплощать особенности музыки в исполнительской   деятельности   на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.

Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания, представленные в рабочей тетради.

19

Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу).

1

4 В

4 Г

29.01.

20

Исходила младешенька. (Опера М.Мусоргского «Хованщина»).

1

4 В

4 Г

05.02.

21

Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.

1

4 В

4 Г

12.02.

22

Балет «Петрушка»

1

4 В

4 Г

19.02.

23

Театр музыкальной комедии.

1

4 В

4 Г

26.02.

Раздел. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

3

24

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

4 В

4 Г

05.03.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективно-го (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.

25

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

1

4 В

4 Г

12.03

26

Мастерство исполнителя. Обобщающий  урок 3 четверти.

1

4 В

4 Г

19.03.

Раздел. О России петь, что стремиться в храм.

3

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше».

1

4 В

4 Г

02.04.

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Сочинять мелодии на поэтические тексты.

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

4 В

4 Г

09.04.

29

Кирилл и Мефодий.

1

4 В

4 Г

16.04.

Раздел. Гори, гори ясно, чтобы не погасло…

30

Народные праздники. «Троица».

4 В

4 Г

23.04

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Осуществлять опыты музыкальных импровизаций и сочинения на предлагаемые тексты.

Понимать значение преобразующей силы музыки

Раздел. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

4

31

В интонации спрятан человек.

1

4 В

4 Г

  30.04

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективно-го (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.

32

Музыкальный сказочник.

1

4 В

4 Г

07.05.

33

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий  урок 4 четверти

1

4 В

4 Г

14.05

34

Музыкальное путешествие.. Заключительный  урок – концерт.

1

4 В

4 Г

21.05.

Учебно–методическое обеспечение

Данная программа создана на основе учебного издания

Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.  

Учебное издание отмечено грифом «Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерным программам по музыке для начальной школы.

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят издания авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Учебник

 «Музыка. 3 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2008.

Пособия для учителей

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс».

Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

                                 

                                             MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

6.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

7. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

8.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

9.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

10.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

11.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Список научно-методической литературы.

Основная:

    1.Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.

              2. Уроки музыки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с. – ISBN 978-5-09-024333-9

        4.Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразоват. шк. – М. : Мнемозина, 1998. – 48 с.:нот. ISBN 5-87441-106-2

        5. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998. – 63 с.: нот. ISBN 5-87441-105-4

Дополнительная:

6.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

7.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

8.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

9. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

              10. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке:2 класс. – М.: BAКО, 2011. – 256 с. (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00500-0

11.«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

12. Музыка. 1 кл.I часть:/ Сост. Ю.Д.Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112 с. ISBN 5-93312-096-0

13. Музыка. 1 кл.II часть:/ Сост. Ю.Д.Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112 с. ISBN 5-93312-096-0

14. Музыка. 1-4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания/ авт.-сост. Е.Н. Арсенина.-  Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с. ISBN 978-5-91651-087-4

15. Никитин Ю.З. Музыка. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич,  2000. – 240 с.(«Веселый урок») ISBN 5-8138-0031-х

16. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

17. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9

18. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/авт. – сост. О.В.Ворошилова. – Волгоград, 2007. – 106 с. ISBN 978-5-7057-1293-9

             

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная  продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д

Примерная программа начального общего образования по музыке

            Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.  

Д

Программы по музыке

            Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.  

Купр   Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998. – 63 с.: нот. ISBN 5-87441-105-4

Д

Хрестоматии с нотным материалом

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 2 кл.» хрестоматия нотного материала,  Москва, 2001 – 105 с.

Д

Сборники песен и хоров

 «Молодые композиторы- детям» песни для детей младшего школьного и среднего школьного возраста. Выпуск второй. Сов. Композитор, 1983. – 63 с.

«Школьные годы» Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. Выпуск 43. Изд.Сов. композитор. 1990 – 72 с.

«Школьные годы» Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. Выпуск 44. Изд.Сов. композитор. 1990 – 75 с.

«Веселая зима» песни и стихи для детей младшего возраста. Изд.»Музыка», 1978 – 40 с.

«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 5. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1988-130 с.

«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 6. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1989-98 с.

Музыкальный театр. Театрализованные представления с музыкой для детей младшего и среднего школьного возраста. Выпуск 2. Москва «Музыка» 1989 – 82 с.«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 8. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1990-90 с.

Муха – цокотуха» музыкально-плясовое представление для детей младшего школьного возраста .Ленинград. Музгиз.1990-35 с.

Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников, Волгоград, изд. Учитель -2001 – 76 с.

«Солнечный рисунок» песенник пионера на стихи М.Садовского мелодии и тексты песен.Москва. «Музыка» 1988 – 63 с.

Русские народные песни песенник выпуск 8.Москва «Советский композитор» 1989. – 39 с.

Русские народные песни песенник выпуск 7.Москва «Советский композитор» 1987. – 32 с.

Люблю тебя, Россия! Песни на стихи М.Ножкина. Москва «Музыка», 1986. – 78 с.

Это было недавно… популярные песни прошлых лет в переложении для баяна выпуск 1. Москва «Музыка» 1995.-223 с.

«Фольклор в школе» для уроков музыки в общеобразовательной школе. Всероссийское музыкальное общество, Москва. 1999.-23 с.

«Музыкальный фольклор и дети» учебное пособие Москва 1997 – 46 с.

Хоровод круглый год. Народные праздники и обряды. Выпуск 6 , 1999 – 174 с.

Д

Для хорового пения в классе и школьном хоре( с учетом разных возрастных составов)

Методические пособия: Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

 Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9

Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/авт. – сост. О.В.Ворошилова. – Волгоград, 2007. – 106 с. ISBN 978-5-7057-1293-9

Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке:2 класс. – М.: BAКО, 2011. – 256 с. (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00500-0

Методические журналы по искусству

«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

Учебно-методические комплексы к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2008.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008.

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

10.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

11.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

Справочные пособия, энциклопедии

Краткий музыкальный словарь

Популярный справочник – песенник издание четвертое. Москва «Музыка» 1991 – 256 с.

2. Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров,

Транспарант: нотный и поэтический  текст Гимна России

Портреты композиторов

Портреты исполнителей

Атласы музыкальных инструментов

Дидактический раздаточный материал

Карточки с признаками характера звучания

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

Театральный реквизит

Народные костюмы

Венки для обряда «Троица»

Обрядовые куклы (закрутки, кукушка, ниточные)

3.Цифровые образовательные ресурсы

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке       Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

 Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

4. Экранно-звуковые пособия

Аудио и фонохрестоматии по музыке

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С , МР3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МП3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С,  МР3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс»,  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс»,  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» по Д. Б. Кабалевскому

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс» по Д. Б. Кабалевскому

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс» по Д. Б. Кабалевскому

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» по Д. Б. Кабалевскому

Минусовки детских песен МР3(диск)

5. Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты:

 Фортепиано

Аккордеон

детские музыкальные инструменты:

блок-флейта

бубен

барабан

треугольник

кастаньеты

Народные инструменты:

Трещотки

Деревянные ложки

Свистульки

Проигрыватель компакт дисков

Планируемые результаты.

В результате изучения музыки четвероклассник  научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Приложение 1. 

Итоговый тест по музыке

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)

4 класс 1 четверть

1. Приведите в соответствие:

а) народная музыка                     1) «Концерт №3»

б) профессиональная музыка     2) «Ты река ли, моя реченька»

                                                3) «Солдатушки, бравы ребятушки»

                                                4) Кантата «Александр Невский»

2. Приведите в соответствие:

а) солдатская                       1) «Ты река ли, моя реченька»

б) хороводная                      2) «Солдатушки, бравы ребятушки»

в) игровая                            3) «А мы просо сеяли»

г) лирическая                      4) «Милый мой хоровод»

  1. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:

 

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

  1. Оцените утверждение:

   Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь»                   П.И.Чайковского – это лирические произведения

  а) верно        

  б) неверно

  1. Приведите в соответствие:

 

а) П.И.Чайковский                1) «Осенняя песнь»

б) Н.А.Римский – Корсаков  2) «Венецианская ночь»

в) М.И.Глинка                        3) «Три чуда»

Итоговый тест по музыке

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)

4 класс 2 четверть

1. Выберите правильные ответы:

В оркестр русских народных инструментов входят:

а) скрипка

б) бубен

в) виолончель

г) балалайка

д) домра

е) барабан

ж) баян

з) гусли

и) флейта

    2.Приведите в соответствие:

       а) Струнные инструменты                   1) рожок

       б) Ударные инструменты                     2) бубен

       в) Духовые                                             3) гусли

       

    3. Найдите лишнее:

       Жанры народных песен:

     а) Колыбельные

     б) Игровые

     в) Плясовые

     г) Хороводные

     д) Спокойные

     е) Трудовые

     ж) Обрядовые

   

   4.Найдите лишнее:

     Струнно-смычковые инструменты:

    а) Скрипка

    б) Альт

    в) Арфа

    г) Виолончель

    д) Контрабас

  5. Приведите в соответствие:

  а) С.В.Рахманинов                       1) «Старый замок»

  б) М.П.Мусоргский                      2) «Полонез»

  в) Ф.Шопен                                   3) «Сирень»

 6. Оцените утверждение:

  Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства     человека.

  а) верно        

  б) неверно  

Тест по музыке 4 класс 3 четверть

(программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

  1. Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

  1. Оцените утверждение:

Музыка в народном стиле – это композиторская музыка,  похожая на народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

  1. Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) М.И.Глинка

б) П.И.Чайковский

в) И.Ф.Стравинский

  1. Найдите лишнее:

В музыкальном театре показывают следующие спектакли:

а) опера

б) балет

в) этюд

г) оперетта

д) мюзикл

  1. Приведите в соответствие:

1) Опера           а) актеры только танцуют

2) Балет             б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия

3) Оперетта       в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма

4) Мюзикл         г) актеры только поют

Тест по музыке 4 класс

4 четверть

(Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)

  1. Какой праздник называют «Светлым праздником»?

а) Троица

б) Пасха

в) Рождество Христово

г) Масленица

  1. Назовите произведение русского композитора, в  котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»

а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»

б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»

в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

3. Назовите народный праздник  поклонения  матушке-природе:

а) Масленица

б) Троица

в) Пасха

г) Ивана Купала

4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»

а) П.И.Чайковский

б) М.П.Мусоргский

      в) Н.А.Римский-Корсаков

      г) М.И.Глинка

  1. Найди лишнее:

Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…

а) «Рассвет на Москве-реке»

б) «В пещере горного короля»

в) «Шехеразада»

г) «Садко»

д) «Снегурочка»

е) «Сказка о царе Салтане»

  1. Приведите в соответствие:

       1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»        а) Н.А.Римский-Корсаков

       2) сюита «Шехеразада»                                                         б) М.П.Мусоргский

       3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке»       в) С.В.Рахманинов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС

Программа разработана на основе ФГОС нового поколения авторской программы Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....

Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС. Полное календарно-тематическое планирование. УУД....

Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС...

ФГОС Рабочая программа по музыке 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по музыке  2 класса ,  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает  разделы: ...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...