рабочая программа по музыке 4 кл ФГОС
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкин Белгородской области
«Рассмотрено» Руководитель МО МАОУ «СОШ№12» _________ Тиханская О.Д. Протокол № ___ от «__»______________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МАОУ «СОШ №12» _________ Лазарева О.Н. «____»________2013 г | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ№12 с УИОП» _________ Псарева Л.В. Приказ № ___ от «__»_________2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке в 4В, 4Г классах.
Титовой Елены Олеговны
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4-го класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. 1-4 классы» - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Данная программа имеет гриф Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3
Рабочая программа ориентирована
на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008.
- Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс».
- Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкусв, нравсвенных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувственного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- Накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Белгородской области и составляет 10% учебного времени.
«Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась музыка?»
«Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России»
«Народные праздники. «Троица»».
В связи с тем, что в программе «Музыка» предусмотрены темы, связанные с изучением православных праздников, а именно с праздниками Пасхи, Благовещения и Троицы и происходит интеграция с учебным предметом «Православная культура». Поэтому некоторые разделы изучаются накануне этих православных праздников. А именно темы «Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше»». «Родной обычай старины. Светлый праздник», «Троица». проводятся соответственно
«Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше»».
02.04.14 - 4 В, 4Г
«Родной обычай старины. Светлый праздник»
09. 04.14 – 4В,4 Г
«Троица».
23.05.14 – 4В,4Г
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового художественного искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков, современной академической популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды деятельности направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес программного характера. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 4 классе в объеме 34 часов, в том числе 4 обобщающих урока в форме теста (Приложение 1).
Урок №9 Тема:«Ты откуда русская, зародилась музыка?»Обобщающий урок 1 четверти
Урок №16 тема: «Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти»
Урок № 26 «Мастерство исполнителя»Обобщающий урок 3 четверти
Урок № 33 .Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок 4 четверти
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей. Ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в различных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыком смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально- творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира», которые раскрываются в разделах: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в». «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В концертном зале», «В музыкальном театре», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».
Раздел 1. «Россия - Родина моя» (3 ч.)
Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда русская, зародилась музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!
Раскрываются следующие содержательные линии. Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С.Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М.Глинки, С.Прокофьева.
Раздел 2 . « О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки, Святые земли Русской
Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси. Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Раздел 3. «День, полный событий» (6 ч)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки. Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый…
Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, Г.Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. (троица).
Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А.Рублева.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 ч)
Опера «Иван Сусанин».
Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл – жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения
Раздел 6. «В концертном зале» (1 ч)
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет…Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…Патетическая соната. Годы странский. Царит гармония оркестра
Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола),камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А.Бородина, П.Чайковского, С.Рахманинова, Л.Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф.Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М.Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: скрипка, виолончел. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ... ( 7 ч)
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов – классиков (С.Рахманинов, Н.Римский-Корсаков, Ф.Шопен) и мастерство известных исполнителей (С.Рихтер, С.Лемешев, И.Козловский, М.Ростропович и др.) Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.).Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М.Мусоргского.
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
4 В, 4Г классы
34 часа.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учеб ного време ни | Плановые сроки прохожде ния | Характеристика основной деятельности ученика | |
Раздел 1. Россия – Родина моя | 3 | ||||
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню…" Что не выразишь словами, звуком на душу навей..." | 1 | 4 В 4 Г | 05.09. | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать мнение о его содержании. Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания, представленные в рабочей тетради |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | 4 В 4 Г | 12.09. | |
3 | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 1 | 4 В 4 Г | 19.09. | |
Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм» | 1 | ||||
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | 4 В 4 Г | 26.09. | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. |
Раздел 3. День, полный событий | 5 | ||||
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | 4 В 4 Г | 03.09. | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты музыкальных произведений и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. |
6 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. | 1 | 4 В 4 Г | 10.09. | |
7 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | 4 В 4 Г | 17.09. | |
8 | «Приют, сияньем муз одетый…» | 1 | 4 В 4 Г | 24.09. | |
9 | «Ты откуда русская, зародилась музыка?»Обобщающий урок 1 четверти | 1 | 4 В 4 Г | 31.09. | |
Раздел 3. Гори, гори ясно, чтобы не погасло. | 2 | ||||
10 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | 4 В 4 Г | 14.10. | |
11 | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). | 1 | 4 В 4 Г | 21.10. | |
Раздел 4. В концертном зале. | 5 | ||||
12 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо | 4 В 4 Г | 28.10. | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. | |
13 | Старый замок. Счастье в сирени живет… | 4 В 4 Г | 04.11. | ||
14 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 4 В 4 Г | 11.11. | ||
15 | Патетическая соната. Годы странствий. | 4 В 4 Г | 18.11. | ||
16 | Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти. | 4 В 4 Г | 25.11. | ||
Раздел 4. День, полный событий. | 1 | ||||
17 | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 | 4 В 4 Г | 15.01. | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты музыкальных произведений и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. |
Раздел. В музыкальном театре. | 6 | ||||
18 | Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…) | 1 | 4 В 4 Г | 22.01. | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания, представленные в рабочей тетради. |
19 | Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). | 1 | 4 В 4 Г | 29.01. | |
20 | Исходила младешенька. (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). | 1 | 4 В 4 Г | 05.02. | |
21 | Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. | 1 | 4 В 4 Г | 12.02. | |
22 | Балет «Петрушка» | 1 | 4 В 4 Г | 19.02. | |
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 | 4 В 4 Г | 26.02. | |
Раздел. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 3 | ||||
24 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | 4 В 4 Г | 05.03. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективно-го (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку. |
25 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | 1 | 4 В 4 Г | 12.03 | |
26 | Мастерство исполнителя. Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | 4 В 4 Г | 19.03. | |
Раздел. О России петь, что стремиться в храм. | 3 | ||||
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». | 1 | 4 В 4 Г | 02.04. | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | 4 В 4 Г | 09.04. | |
29 | Кирилл и Мефодий. | 1 | 4 В 4 Г | 16.04. | |
Раздел. Гори, гори ясно, чтобы не погасло… | |||||
30 | Народные праздники. «Троица». | 4 В 4 Г | 23.04 | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты музыкальных импровизаций и сочинения на предлагаемые тексты. Понимать значение преобразующей силы музыки | |
Раздел. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 4 | ||||
31 | В интонации спрятан человек. | 1 | 4 В 4 Г | 30.04 | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективно-го (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку. |
32 | Музыкальный сказочник. | 1 | 4 В 4 Г | 07.05. | |
33 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок 4 четверти | 1 | 4 В 4 Г | 14.05 | |
34 | Музыкальное путешествие.. Заключительный урок – концерт. | 1 | 4 В 4 Г | 21.05. |
Учебно–методическое обеспечение
Данная программа создана на основе учебного издания
Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.
Учебное издание отмечено грифом «Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерным программам по музыке для начальной школы.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят издания авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Учебник
«Музыка. 3 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008.
Пособия для учителей
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс».
Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
5. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
6.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
7. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
8.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
9.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
10.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
11.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список научно-методической литературы.
Основная:
1.Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.
2. Уроки музыки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с. – ISBN 978-5-09-024333-9
4.Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразоват. шк. – М. : Мнемозина, 1998. – 48 с.:нот. ISBN 5-87441-106-2
5. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998. – 63 с.: нот. ISBN 5-87441-105-4
Дополнительная:
6.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
7.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
8.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
9. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
10. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке:2 класс. – М.: BAКО, 2011. – 256 с. (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00500-0
11.«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
12. Музыка. 1 кл.I часть:/ Сост. Ю.Д.Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112 с. ISBN 5-93312-096-0
13. Музыка. 1 кл.II часть:/ Сост. Ю.Д.Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112 с. ISBN 5-93312-096-0
14. Музыка. 1-4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания/ авт.-сост. Е.Н. Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с. ISBN 978-5-91651-087-4
15. Никитин Ю.З. Музыка. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич, 2000. – 240 с.(«Веселый урок») ISBN 5-8138-0031-х
16. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
17. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9
18. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/авт. – сост. О.В.Ворошилова. – Волгоград, 2007. – 106 с. ISBN 978-5-7057-1293-9
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество | примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | Д | |
Примерная программа начального общего образования по музыке Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3. | Д | |
Программы по музыке Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3. Купр Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998. – 63 с.: нот. ISBN 5-87441-105-4 | Д | |
Хрестоматии с нотным материалом Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 2 кл.» хрестоматия нотного материала, Москва, 2001 – 105 с. | Д | |
Сборники песен и хоров «Молодые композиторы- детям» песни для детей младшего школьного и среднего школьного возраста. Выпуск второй. Сов. Композитор, 1983. – 63 с. «Школьные годы» Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. Выпуск 43. Изд.Сов. композитор. 1990 – 72 с. «Школьные годы» Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. Выпуск 44. Изд.Сов. композитор. 1990 – 75 с. «Веселая зима» песни и стихи для детей младшего возраста. Изд.»Музыка», 1978 – 40 с. «Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 5. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1988-130 с. «Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 6. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1989-98 с. Музыкальный театр. Театрализованные представления с музыкой для детей младшего и среднего школьного возраста. Выпуск 2. Москва «Музыка» 1989 – 82 с.«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 8. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1990-90 с. Муха – цокотуха» музыкально-плясовое представление для детей младшего школьного возраста .Ленинград. Музгиз.1990-35 с. Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников, Волгоград, изд. Учитель -2001 – 76 с. «Солнечный рисунок» песенник пионера на стихи М.Садовского мелодии и тексты песен.Москва. «Музыка» 1988 – 63 с. Русские народные песни песенник выпуск 8.Москва «Советский композитор» 1989. – 39 с. Русские народные песни песенник выпуск 7.Москва «Советский композитор» 1987. – 32 с. Люблю тебя, Россия! Песни на стихи М.Ножкина. Москва «Музыка», 1986. – 78 с. Это было недавно… популярные песни прошлых лет в переложении для баяна выпуск 1. Москва «Музыка» 1995.-223 с. «Фольклор в школе» для уроков музыки в общеобразовательной школе. Всероссийское музыкальное общество, Москва. 1999.-23 с. «Музыкальный фольклор и дети» учебное пособие Москва 1997 – 46 с. Хоровод круглый год. Народные праздники и обряды. Выпуск 6 , 1999 – 174 с. | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре( с учетом разных возрастных составов) |
Методические пособия: Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9 Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/авт. – сост. О.В.Ворошилова. – Волгоград, 2007. – 106 с. ISBN 978-5-7057-1293-9 Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке:2 класс. – М.: BAКО, 2011. – 256 с. (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00500-0 | ||
Методические журналы по искусству «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г. | ||
Учебно-методические комплексы к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008. | ||
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008. | ||
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. 10.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. 11.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. | ||
Справочные пособия, энциклопедии Краткий музыкальный словарь Популярный справочник – песенник издание четвертое. Москва «Музыка» 1991 – 256 с. | ||
2. Печатные пособия | ||
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности | ||
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, | ||
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России | ||
Портреты композиторов | ||
Портреты исполнителей | ||
Атласы музыкальных инструментов | ||
Дидактический раздаточный материал | ||
Карточки с признаками характера звучания | ||
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | ||
Театральный реквизит Народные костюмы Венки для обряда «Троица» Обрядовые куклы (закрутки, кукушка, ниточные) | ||
3.Цифровые образовательные ресурсы | ||
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Аудио и фонохрестоматии по музыке Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С , МР3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МП3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» по Д. Б. Кабалевскому Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс» по Д. Б. Кабалевскому Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс» по Д. Б. Кабалевскому Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» по Д. Б. Кабалевскому Минусовки детских песен МР3(диск) | ||
5. Учебно-практическое оборудование | ||
Музыкальные инструменты: Фортепиано Аккордеон | ||
детские музыкальные инструменты: блок-флейта бубен барабан треугольник кастаньеты Народные инструменты: Трещотки Деревянные ложки Свистульки | ||
Проигрыватель компакт дисков |
Планируемые результаты.
В результате изучения музыки четвероклассник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Приложение 1.
Итоговый тест по музыке
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)
4 класс 1 четверть
1. Приведите в соответствие:
а) народная музыка 1) «Концерт №3»
б) профессиональная музыка 2) «Ты река ли, моя реченька»
3) «Солдатушки, бравы ребятушки»
4) Кантата «Александр Невский»
2. Приведите в соответствие:
а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька»
б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки»
в) игровая 3) «А мы просо сеяли»
г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»
- Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:
а) П.И.Чайковский
б) Н.А.Римский – Корсаков
в) М.И.Глинка
- Оцените утверждение:
Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь» П.И.Чайковского – это лирические произведения
а) верно
б) неверно
- Приведите в соответствие:
а) П.И.Чайковский 1) «Осенняя песнь»
б) Н.А.Римский – Корсаков 2) «Венецианская ночь»
в) М.И.Глинка 3) «Три чуда»
Итоговый тест по музыке
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)
4 класс 2 четверть
1. Выберите правильные ответы:
В оркестр русских народных инструментов входят:
а) скрипка
б) бубен
в) виолончель
г) балалайка
д) домра
е) барабан
ж) баян
з) гусли
и) флейта
2.Приведите в соответствие:
а) Струнные инструменты 1) рожок
б) Ударные инструменты 2) бубен
в) Духовые 3) гусли
3. Найдите лишнее:
Жанры народных песен:
а) Колыбельные
б) Игровые
в) Плясовые
г) Хороводные
д) Спокойные
е) Трудовые
ж) Обрядовые
4.Найдите лишнее:
Струнно-смычковые инструменты:
а) Скрипка
б) Альт
в) Арфа
г) Виолончель
д) Контрабас
5. Приведите в соответствие:
а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»
б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»
в) Ф.Шопен 3) «Сирень»
6. Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
Тест по музыке 4 класс 3 четверть
(программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
- Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:
а) Н.А.Римский-Корсаков
б) М.И.Глинка
в) П.И.Чайковский
- Оцените утверждение:
Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.
а) Верно
б) Неверно
- Назовите композитора балета «Петрушка»:
а) М.И.Глинка
б) П.И.Чайковский
в) И.Ф.Стравинский
- Найдите лишнее:
В музыкальном театре показывают следующие спектакли:
а) опера
б) балет
в) этюд
г) оперетта
д) мюзикл
- Приведите в соответствие:
1) Опера а) актеры только танцуют
2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия
3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма
4) Мюзикл г) актеры только поют
Тест по музыке 4 класс
4 четверть
(Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)
- Какой праздник называют «Светлым праздником»?
а) Троица
б) Пасха
в) Рождество Христово
г) Масленица
- Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»
а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»
б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»
в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
3. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:
а) Масленица
б) Троица
в) Пасха
г) Ивана Купала
4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»
а) П.И.Чайковский
б) М.П.Мусоргский
в) Н.А.Римский-Корсаков
г) М.И.Глинка
- Найди лишнее:
Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…
а) «Рассвет на Москве-реке»
б) «В пещере горного короля»
в) «Шехеразада»
г) «Садко»
д) «Снегурочка»
е) «Сказка о царе Салтане»
- Приведите в соответствие:
1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» а) Н.А.Римский-Корсаков
2) сюита «Шехеразада» б) М.П.Мусоргский
3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке» в) С.В.Рахманинов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС
Программа разработана на основе ФГОС нового поколения авторской программы Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....
Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС. Полное календарно-тематическое планирование. УУД....
Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС...
ФГОС Рабочая программа по музыке 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по музыке 2 класса , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает разделы: ...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...