Открытое внеклассное мероприятие "Бал. Бал? Бал!"
методическая разработка по музыке (4 класс) на тему
Это внеклассное интегрированное мероприятие проводилось для трех 4 классов, в которых есть занятия по хореографии и кружок "Музыкальный калейдоскоп" ( музыка). История и культура России расскзана через историю бала. Затем это знатие проводилось, как урок искусства для учащихся 5-9 классов..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_bala.docx | 37.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В зале горят свечи. Звучат вальсы Штрауса.
Фанфары!!! Музыка П.И. Чайковского «Полонез» из оперы «Евгений Онегин».
Участники бала торжественно заходят в зал.
( В зале вспыхивает полный свет)
Благодарим вас, дамы, господа!
Вы можете занять свои места.
Достойно танцевальный вы открыли бал.
Аплодисментов в вашу честь звучит уж шквал!
-У нас сегодня необычная встреча. Мы вместе с вами отправимся в путешествие во времени. Вы любите путешествовать? Любите ли вы свою страну? Интересно ли вам узнавать ее историю? Сегодня мы приоткроем еще одну страницу истории России – познакомимся с ее культурными традициями. Надеюсь, вам будет чему удивиться, чем восхититься и от чего получить удовольствие. Вы не случайно так торжественно заходили в зал. Так раньше начинался бал. А что такое бал? ( ответы детей).От итальянского балло, баллетто, что значит, танцевать.
- Первый в истории бал прошел в 14 веке, во Франции! ( Давно??? Мы сейчас живем в … 21 веке. 700 лет !!!! Представляте?)
- В России традицию проводить балы ввел Петр 1.
( Слайд - Портрет Петра 1)
-Только сначала они назывались Ассамблеи.
( Слайд - Ассамблея)
- Петр 1 начал устраивать их в самом начале 18 века.
- Бал был школой общения для людей.
( Слайд – бал)
-Организация бала считалась хлопотным и сложным мероприятием.
- Любой бал начинался с приглашения. Адресат должен был получить его за 2-3 недели и обязательно ответить – будет присутствовать на балу или нет.
- Балы проводились по определенной четко утвержденной традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.
- Балы проходили в огромных и великолепных залах,
( Слайд – зал)
окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках.
( Слайд – зал)
В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество столов. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Музыканты размещались у передней стены зала.
- Умение танцевать и хорошо двигаться считалось обязательным компонентом воспитания молодого человека или девушки. Танцы осваивали с раннего детства – с 5-6 лет. Они придавали манерам человека величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
( Слайд – детская танцевальная пара)
- Первыми учителями танцевального искусства в России были иностранцы. Из-за границы выписывались танцмейстеры, в задачи которых помимо обучения танцам входило также преподавание хороших манер.
(Слайд – пара)
Вскоре преподавание бальных танцев было введено в качестве обязательного предмета во все учебные заведения и в домашнее воспитание и образование.
(Слайд – пара)
- Музыка и танцы были частью образования.
(Слайд – пара)
Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.
(Слайд – пара)
- При Елизавете Петровне
(Слайд – портрет Елизаветы Петровны)
балы приобрели не только европейский лоск, но и размах.
Это время не случайно называют «вечным праздником дворянства», балы занимали первейшее место.
- Расцветом балов в России считается эпоха Екатерины 2.
( Слайд – портрет Екатерина 2)
- Говорят, императрица любила повторять:
(Слайд со словами…)
«Народ, который поет и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью.
( Слайд – бал)
- Бал… ах, как много в этом слове… Давайте попробуем сегодня все вместе перенестись мысленно в то далекое время.
- Девочки пусть представят себя юными дебютантками и позволят закружить себя в танце галантным кавалерам…
- Которыми сегодня будут все мальчики.
( Слайд – бал)
- Каких только балов не было: детские балы и балы – маскарады, придворные, тематические балы или балы, когда был жесткий дресс – кодд. (Что это значит?)
Это когда задавался какой-то один цвет и все приглашенные должны были быть одеты в одежды именно этого цвета.
( Слайд – дама на балу или дамский костюм – 5 кадров)
- Дамы были одеты в платья по последней моде. Они были открытыми и дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Косметику не использовали, не возбранялось пользоваться лишь пудрой.
(Слайд – мужской костюм – 3 кадра)
- Для кавалеров были свои правила: фрачная пара, белый или черный галстук. Фраки были разных цветов, и лишь к 30 годам 19 века утвердилась мода на черный цвет. Военные являлись в парадном мундире со всеми наградами.
( Слайд – гусар)
- Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они были выше локтя. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.
- Девушка на балу могла иметь в руках три предмета. (Каких?) Веер,
( Слайд – веер)
маленький букетик цветов и записную книжечку,
( Слайд – книжечка)
которая имела три названия на разных языках – карнэ ( от фр. сarnet – записная книжка), «агенда» ( от нем. aqenda), и таблетка, привешиваемая на маленькой цепочке или крепилась к поясу, и служила для записей танцев.
- Это была миниатюрная , не более ладони, книжечка в серебряном, костяном или кожаном переплете с золотым теснением и с подвешенным к ней крошечным карандашиком. Порядок танцев на балу был заранее занесен в агенду, оставалось ее открыть и сказать молодому человеку; «У меня свободен …. Предлагаю его вам». Иногда танцы записывали на обратной стороне веера.
( Слайд – бал)
Ах, бал! Творение людское!
Блеск эполет, улыбки дам.
И речи сладостной рекою
Слышны все громче тут и там.
(Слайд – бал)
И свечи ярко освещают,
И блеск таинственный зеркал.
Душа моя в преддверии рая
Вот-вот уже и грянет бал!
( Слайд – бал)
- Балы начинались с Полонеза ( как и у нас с вами) – одного из древнейших танцев. Он появился в 15 веке. В старину народный полонез исполняли только мужчины. В 16 веке танец стал дворцовым. В России полонез стал популярным в 19 веке. Им начинали, а иногда и заканчивали балы.
( Фрагмент из оперы «Евгений Онегин» - полонез)
( На фоне музыки звучат слова)
- Это торжественное шествие могло длиться около часа, в нем принимали участие все прибывшие на бал гости. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостей, во второй – хозяйка с самым именитым гостем. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Во время шествия гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. Это был танец – выставка блеска, пышности и знатности.
( Вам знакома эта музыка? Вы заходили под нее в зал. Кто ее написал?)
( Слайд – портрет Чайковского)
(Звучат звуки вальса Штрауса….)
- Что за музыка сейчас звучит? ( вальс). Верно.
Вторым танцем на балу был вальс. ( На фоне вальса Штрауса). Подобно струе свежего воздуха ворвался Вальс в бальные залы. Этот народный немецкий танец стал популярен в Европе во второй половине 18 века. Россия познакомилась с вальсом в последней четверти того же 18 века. Вальсы писали многие композиторы: Шопен, Глинка, Чайковский.
А австрийский композитор Иоганн Штраус
( Слайд – портрет Штрауса)
сочинил 447 вальсов!!! Недаром его называли «королем вальсов». А какие красивые названия давал своим вальсам Штраус: «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Венские голоса». На одном из концертов вальс Штрауса на бис исполняли 19 раз подряд!
Вслушайтесь в эти волшебные звуки… Как звучит эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает??? ( Ответы детей).
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
На балах не только танцевали, но и вели светские беседы, читали стихи и слушали музыку.
Вальс Грибоедова ( исп. Лукьянов Алексей 9а )
( слайд- портрет А.С.Грибоедова)
( Сцену разыгрывают дети 4б класса)
-Какие звуки! Просто чудо!
-Но вы прекраснее в сто крат!
Какие плечи, руки, губы!
О Бог ты мой, схожу с ума!
-Вы льстите, сударь!
Я в смятенье!
Не знаю, что мне вам сказать!
-Прошу вас честь мне оказать
И предоставить мне возможность
Весь вечер с вами танцевать!
-Не знаю, право, я в раздумье…
Нет, не могу вам отказать!
-Люблю, мадам, так пылко, страстно,
Могу за вас я жизнь отдать.
Но только дайте мне возможность
На деле это доказать!
-Мы отвлеклись, прошу вас сударь,
На нас все смотрят.
Раз, два, три…
Вальс, господа!
Танец «Вальс» ( исполняет 4б класс)
( На фоне танца)
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.
- Кульминацией бала была Мазурка. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Мазурка ( от польского mazurek, от названия жителей Мазовии – мазуры) – польский народный танец. Блистал на балах в 19 и даже в 20 веках. Стремительный и зажигательный танец.
( Фрагмент фильма – мазурка)
Однако, ее включали в программу лишь в том случае, когда подавляющее большинство приглашенных составляли военные. Считалось, что особый шик мазурки состоит в том, что кавалер время от времени постукивает каблуками сапог со шпорами. Если большинство участников русского бала являлись штатскими, мазурку заменяли контрадансом
( впоследствии названным кадрилью).
Один юный гусар сегодня прибыл на наш бал.
Песня «Гусарская эпоха»
( Читают дети 4а класса)
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Танец «Мазурка» ( исполняет 4 а класс)
Настала пора открыть литературный салон нашего бала и насладиться поэтическими строками…. Государыня Екатерина очень радела за чистоту русского языка, иностранные слова велела менять на русские, а многие сама ввела в оборот, такие, как: человеколюбие, граждане, сограждане, общество, человечество. На балах не только танцевали, но и играли в различные игры, в том числе литературные. В одну из них – буриме - и сама императрица не прочь была поиграть. Давайте и мы попробуем.
Буриме:
(Клавесин - господин: менуэт - дуэт: скрипка – улыбка: человечество - отечество)
На балу разыгрывались веселые сценки, играли в фанты, ручеек, кошки - мышки и другие игры.
Игра «Верю - не верю»:
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:
- Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных?
(Да. Освободить могла только серьезная болезнь)
- Вальс был когда-то запрещенным танцем? ( Да.Танец сочли неприличным танцем, кавалер при всех держал даму за талию!!! Это недопустимо. )
- При исполнении вальса в зале ставили песочные часы и , как только падали последние песчинки, оркестр замолкал, даже если фраза не закончена. (Да. Вальс разрешалось танцевать всего 10 минут)
- Дама не имела право отказать кавалеру в танце, даже если он был без перчаток
(Нет. Имела право отказать, т.к. перчатки были обязательным элементом костюма. Лучше прийти в черных перчатках, чем совсем без них)
- Щеголи надевали несколько жилетов одновременно, порой сразу 5. Поверх надевали фрак. ( да)
- Мужские обтягивающие штаны перед тем как надеть слегка смачивали и посыпали внутри мыльным порошком? (Да. Лосины – обтягивающие штаны из лосиной кожи, чтобы не было ни единой складочки)
- В Петербурге и Москве проходили сотни балов в год? ( Нет. Тысячи! Балов в год)
- На балу существовал язык цветов? ( Да. Каждый цветок имел свое значение и говорил без слов. Достаточно было поставить на открытке с изображением цветка свои инициалы и послать ее)
- Дамская прическа предполагала – распущенные волосы? ( Нет. Волосы убирались вверх, чтобы открыть шею)
- Царские особы всегда с удовольствием танцевали? ( Нет. До Петра 1 при дворе можно было встретить иностранных танцоров и местных скоморохов, но цари и их окружение были только зрителями)
- Гвардейские офицеры обязаны были ездить на балы? ( Да. По 2 человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики, помогавшие соблюдать очередность. Офицеров приглашали как партнеров по танцам)
- На балах из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода? ( Да. На лестницах – ковры, всюду тропические растения в кадках)
На всех балах огромной популярностью пользовались театральные салоны, небольшие концерты специально приглашенных артистов или любителей ( певцов, музыкантов) из числа гостей.
(Бой курантов. Открывается занавес. Подсветка сцены .)
Песня «Золушка»
Волшебный бал – мечта принцесс,
Прекрасных принцев взгляд желанный.
И сказка воплотилась здесь
Для нас подарком долгожданным.
- Помните, какой веселый танец показала Золушка на балу у короля? ( Звуки песни «Добрый жук»). Правильно, польку.
- Полька, господа!
Полька ( исполняет 4в класс)
На балу не только танцевали, но и много общались. Поговорить на балу можно было и без слов, для этого использовался веер. Веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги. Существовала целая система знаков: положение веера, разнообразные движения им и прикосновения к частям тела, количество открытых лепестков:
( Показывают учителя 4 классов)
- небольшое отмахивание от себя открытым веером – я сегодня не расположена к общению (флирту);
-закрытие веера - вы мне не интересны;
-взгляд над открытым веером, прикрывающим пол лица - вы меня заинтересовали;
-дотронуться закрытым веером до губ – молчите, нас подслушивают
-открытым веером махнуть несколько раз к себе – я хочу с вами танцевать
-веер закрывается - вы мне безразличны
-дотронуться открытым веером до губ и сердца – вы мой кумир.
-приложить веер левой рукой к правой щеке – «да»
-приложить открытый веер правой рукой к левой щеке – «нет»
А еще существовал язык цветов. Каждый цветок имеет свое значение и говорил без слов.
( слайды – цветы)
-Василек – верность, искренность;
- Жасмин – непорочность;
- Маргаритка – терпение, печаль;
- Дикая роза – простота;
- Белая роза – невинность;
- Тюльпан – гордость;
- Фиалка – скромность и дружба;
- Ноготки – кокетство;
- Астра – величие;
- Мак – воспоминание;
- Гиацинт – спокойствие души;
Существовали открытки с изображением цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом.
******************************************************************************
Кроме основных танцев, на балах в разное время были и другие танцы – павана, куранта, сарабанда, гавот, жига, контраданс, болеро, котильон, галоп, кадриль. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Завершался русский бал котильоном - танцем, который объединял фигуры вальса, мазурки и польки.
А открывались первые балы менуэтом, и лишь при Екатерине 2 менуэт заменили полонезом, которым и мы сегодня с вами открывали наш бал.
( Презентация «Менуэт» и рассказ на ее фоне)
Менуэт – ( от французского menuet, menu – маленький) – старинный французский танец, с середины 17 века бальный. Распространился в Европе. До появления вальса считался Королем бальных танцев. Грациозный, изящный танец манер. Ах, как дивно танцевали менуэт французские короли и королевы. Их менуэты с большим количеством поклонов и реверансов стали популярны и на российских балах.
(Презентация «Менуэт» - смотрим сам танец - фрагмент )
В нашем музыкальном салоне сегодня тоже прозвучит менуэт, который 300 лет назад написал немецкий композитор И. Бах. Скрипка – один из любимых инструментов, звучавших на балах.
(Портрет Баха)
Дуэт скрипачей ( 8а)
Скрипач на сцену тихо вышел,
Смычок неспешно в руки взял,
Всех призывая – чуть потише,
Окинув взглядом полный зал.
И мощной силой поражая,
Мелодия вдруг поплыла…
До неба душу возвышая
И раздевая догола.
Как нерв под тонкой кожей билась,
Дрожала звоном хрусталя,
И где-то в небе растворилась
Высокой чистой нотой «ля».
То застывая на мгновенье,
То в ярком застонав рывке,
Парил смычок, как вдохновенье,
Послушный гения руке.
Чуть-чуть торжественно и грустно,
Так удивительно легко,
Дарил скрипач свое искусство,
Изящно, трепетно, светло!
Казалось, все исчезло в зале,
Сидели люди, не дыша,
И потрясенно наблюдали,
Как в скрипке плакала душа.
Танец «Менуэт» ( все классы)
Давно кануло в лету блестящее время балов в России… Но традиции возрождаются… В наше время вновь проводятся балы. Молодые люди учатся танцевать старинные танцы. Эти танцы как будто рождаются заново. Они, действительно, достойны этого. В нашей школе уже много лет выпускные вечера открываются Полонезом, чтобы подчеркнуть особую торжественность этого события. И , конечно, звучит волшебный, трогательный и нежный Вальс.
Мы сегодня вместе с вами побывали на балу, в сказке. Узнали много интересного из истории нашей страны. Приобщились к замечательным культурным традициям России – красивой и гордой страны. Давайте попробуем вспомнить, что же мы сегодня узнали.
( Слайд – кроссворд с ключевым словом «искусство»)
Искусство – это своеобразный учебник жизни!
( Слайд – с текстом)
«Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность» ( С. Рахманинов)
Красота спасет мир. Мир спасет искусство. Изучайте историю своей страны. Будьте достойными наследниками ее богатых культурных традиций. Будьте галантны, изящны и красивы в своих поступках и манерах поведения.
Да, славен бал возможностями встречи.
И кто событием большим не назовет,
На первый взгляд такой обычный вечер,
Который всем веселья час принес!
( Читают дети)
К нам он сквозь годы прорвался
В этот стремительный век.
Бал! Это лучшее, может,
Что изобрел человек.
Все так волнительно, ново,
Кругом идет голова.
Будто Наташа Ростова
Я в эту залу вошла.
Ах, этот блеск, эти краски,
В танце мелькают огни.
Словно из старенькой сказки
Вдруг появились они.
Шелест воздушных нарядов,
Запах цветов! Посмотри-
Все это близко, все рядом…
И сердце так бьется в груди!!
Знакомства, радость, отдых нашим чувствам.
А, главное, дал повод показать
Всю прелесть танцевального и музыкального искусства.
Бал – это бал, и нечего сказать!
Друзья мои! Как жаль нам расставаться.
Но гаснут свечи, опустеет зал.
Но как приятно снова нам встречаться,
И встречи ждать, чтоб вновь прийти на бал!
И пусть не меркнут впечатленья,
О бале вспомнив, заволнует кровь!
И звездный пламень упоенья
Все озаряет вновь и вновь!
- Пусть время несется быстрее, быстрее!
Пусть снова засияет зал!
- Пусть вновь откроет свои двери
Наш сказочный, наш дивный бал!!!
- Да, то был бал, прелестный, томный,
- Да, то был дивный бал!
- Бал.
- Бал?
- Бал!!!!
Песня «Музыка старинная» ( с презентацией)
( Слайд – последний кадр с текстом)
Дорогие гости нашего бала! Позвольте выразить благодарность за то, что вы почтили нас своим присутствием! Надеемся, что этот бал запомнится вам надолго. В память о нашей встрече – открытки!
( Звучит музыка вальса Штрауса. Дети вручают гостям открытки)
После бала обязательно был званный ужин. Сегодня детям – фрукты. Взрослым….
Выход из зала по классам ( парами) под музыку Штрауса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое внеклассное мероприятие по ОБЖ в 4 классе.Тема "Этот коварный лёд"
Открытое мероприятие направлено на достижение целей:- познакомить детей с правилами поведения на льду;- раскрыть причины несчастных случаев на воде;- довести до сознания детей невозможность беспечного...
открытое внеклассное мероприятие "День матери"
Данное мероприятие рекомендуется использовать при проведении праздника "День матери" (24 ноября) для учащихся 1-2 классов...
открытое внеклассное мероприятие "Посвящение в первоклассники"
внеклассное мероприятие для родителей...
Открытое внеклассное мероприятие для начальной школы
Я только раз видала рукопашный,...
Открытое внеклассное мероприятие по теме: « Инженер по образованию, детский писатель - по призванию»( к юбилею писателя Э.Н. Успенского)
Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году ему исполняется 75 лет....
открытое внеклассное меропрятие по СМГ
Профилактика плоскостопия....
Конспект открытого внеклассного мероприятия по английскому языку Сказка «Теремок» в рамках «Дня открытых дверей»
Сценарий сказки "Теремок"Жанр: внеклассное мероприятие.Учебный предмет: английский языкУчитель:Класс: 2 Ожидаемые результаты.Учащиеся смогут:Знания:- закрепить тематическ...