Вокал Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по музыке (2 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Вокал". Предназначена для реализации на начальной ступени обучения. Срок реализации два года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 28.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Социально-экономический лицей №45»
Директор МБОУ СЭЛ № 45
___________ И.В. Полякова
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Вокал»
2 класс 34 часа в год, 3 класс 34 часа в год
Срок реализации 2 года
Составитель: учитель музыки Ефимова Ю.В. 14 разряд, высшая категория
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка – это специфический язык и поэтому воспринимать ее – значит расшифровать ее язык, язык чувств, связанный с эмоциональными впечатлениями.
Музыка – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей, развивать их эстетические чувства, нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни.
Творчество детей – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее их индивидуальность и, как следствие, их естественное стремление к пению.
Данная программа составлена для вокального кружка, для детей, которые хотят научиться петь и свободно держаться на сцене.
Процесс обучения опирается на разнообразный песенный материал. Главное – это достижение высокого уровня мастерства, в которое включается совершенствование исполнительских навыков и развитие творческих способностей детей, стремление к духовному обогащению средствами и возможностями музыкального искусства посредством вокала.
Несмотря на многообразие приемов и взглядов на методику воспитания певца, общие закономерности развития поющего и его голоса едины. Как говорил Ж.Новерр: «Природа выше искусства!» Это действительно так, природу учить не надо, а только надо подчинить ее себе и восстанавливать, если она кем-то или чем-то нарушена. Актуальность данной программы заключается в следующем: детям нравится петь, они интересуются вокальным искусством, тем более, что сейчас это в духе времени: каждый хочет увидеть себя на месте «звезды» на Первом канале или стать народным артистом и здесь-то и появляется возможность реализовать себя, т.е. петь не только в кругу семьи, друзей, но и уже на сцене.
Целью данной программы является развитие вокально-исполнительских навыков, внутренней свободы, а также усвоение музыкально-теоретических знаний как основы музыкальной культуры. Цель, направленная на воспитание культурной, духовно полноценной личности, требует выполнение конкретных
задач:
- Учебных: познакомить детей с элементарными сведениями по теории музыки, развивать способность к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром (самоанализ)
- Воспитательных: воспитать эмоциональную отзывчивость к музыке, способность понимать и переживать ее содержание
- Развивающих: развить воображение, внимание, чувство уверенности и раскрепощенности
Занятия проходят в форме игры, творческой беседы, репетиции. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Ожидаемый результат:
- В конце 2 года обучения дети смогут произвести услышанное, получат азы музыкальной терминологии и научаться свободно и уверенно держаться на сцене
Форма занятий:
- Занятия проходят в форме репетиций, в том числе и генеральных, бесед, игр, учебных, творческих, философских занятий
Формы контроля:
- Задание и собеседование
- Контрольное упражнение, прослушивание
- Прогон, концерт, исполнение
- Отчетный концерт
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Форма контроля |
Вводное занятие | 1 | 1 | |||
Музыкальная культура | 2 | 2 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
Вокально-интонационные упражнения | 2 | 2 | |||
Работа над репертуаром | 27 | ||||
4.1. Репертуар | 17 | 17 | |||
4.2. Сценическая хореография | 10 | 10 | |||
5. | Заключительное занятие | 1 | 1 | ||
Итого: | 33 | 3 | 29 | 1 |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Форма контроля |
Вводное занятие | 1 | 1 | |||
Музыкальная культура | 2 | 2 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
Вокально-интонационные упражнения | 3 | 3 | |||
Работа над репертуаром | 27 | ||||
4.1. Репертуар | 17 | 17 | |||
4.2. Сценическая хореография | 10 | 10 | |||
5. | Заключительное занятие | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 3 | 30 | 1 |
Содержание
- Вводное занятие. Знакомство с детьми. Требования к учащимся. Организационные вопросы. Техника безопасности.
- Музыкальная культура.
- Средства художественной выразительности.
Ансамбль. «Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой…» (Н.В.Гоголь). С французского ensevble – вместе, в русском языке наиболее соответствует «согласие». Ансамбль – это средство, дающее возможность направить усилие многих к единой цели и добиться художественного результата такой впечатляющей силы, на которую не способен ни один участник ансамбля самостоятельно.
Работа над ансамблем сложна, т.к. чтобы его добиться нужно преодолеть все виды ансамбля:
- Высотно-интонационный
- Темпоритмический
- Тембровой
- Динамический
- Артикуляционный
Важно добиться, как говорят в вокальной методике, «чувства локтя» поющих.
Динамика. Это средство выражения. Важно, чтобы дети знали грань между «p» и «f», но не формально, а затрагивая все ее грани: от diminuendo до crescendo. Область «p» (mp, pp, ppp и тд.) – это разные образы покоя, умиротворения, таинственности, нежности, страха и тд. Область «f» (mf, ff, fff и тд.) – выражение силы, мужества, угрозы, ужаса и тд.
Кульминация. Является главным узлом и вершиной развития музыкальных событий в произведении. Виды кульминации. Важно верно найти кульминацию, подготовить ее, а после достижения вершины – как бы вдохнуть полной грудью.
- Исполнительские навыки.
Забота о голосовом аппарате. Дети узнают как правильно вести себя при пении: осанка, постановка при свободном владении телом (имеется в виду воздушный столб), как беречь свой голосовой аппарат (питание, сон, физическое состояние певца) и т.п.
Дыхание. Основа хорошего звука – певческое дыхание. Речь идет о вдохе, задержке и выдохе. Здесь дети узнают понятие зевка, типы и виды дыхания, диафрагмы. Чтобы овладеть искусством певческого дыхания помимо верно поставленных упражнений таких как «эхо», «лежа на спине», «пою в угол», нужно слышать и ощущать музыкально-поэтический образ и использовать дыхание как средства воплощения этого образа.
- Вокально-интонационные упражнения. Используются в качестве распевки. Упражнения идут по нарастающей: от простого к сложному, начиная от попевок со словами на одном, двух звуках и заканчивая упражнениями с названием сольфеджио.
. Занятия вокальной гимнастикой по Емельянову. Упражнения дают расширение диапазона, значительное увеличение силы звучания, яркости, большую певучесть звука, свободу, раскрепощенность певческого звучания и певческого процесса в целом.
- Работа над репертуаром.
- Репертуар. Репертуар подбирается, опираясь на вокальные навыки детей и тематику праздников. Например:
- 33 коровы. Сл. П.Онева. муз. М.Дунаевского
- Дорога добра. Сл. Ю.Энтина. муз. М.Минкова
- Новый год. Сл. Бойко. Муз. В.Цветкова
- Дракончик Дракки. Муз. В.Цветкова
- Алло, алло! Муз. Б.Киселева
- Принцесса. Муз. Р.Гуцалюка
- Снежная королева. В.Квин
- Маленькая фея. Т.Морозова
4.2. Сценическая хореография. Постановка движений, отработка синхронности.
6. Заключительное занятие. Концерт для родителей, друзей, знакомых.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Приемы, методы обучения по программе в целом:
- Мотивация:
- творческие задания,
- импровизационные игры
- Организация учебно-познавательной деятельности:
- словесные,
- наглядные,
- аудиовизуальные,
- практические,
- анализ в группах,
- самоанализ
- Контроль и коррекция:
- учебный опрос,
- взаимопроверка,
- самопроверка,
- прослушивание,
- работа над ошибками
- Техническое оснащение по программе в целом:
- Инструмент (фортепиано)
- Сценическая площадка
- Аппаратура магнитофон
- Аудио и СД записи
№ п/п | Тема | Форма занятия | Форма контроля |
Вводное занятие | Учебное занятие | Прослушивание, собеседование | |
| Учебное занятие | Задание | |
| Беседа, творческое занятие | Собеседование | |
Вокально-интонационные упражнения | Репетиции игра | Показ | |
Работа над репертуаром | Репетиции, философские занятия | Исполнение, прогон, концерт | |
Заключительное занятие | Творческое занятие | Отчетный концерт |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
- А.М.Борисовский. В.А.Сухомлинский. М, 1987 г.
- Г.Дмитревский. Хороведение и управление хором. М, 1948 г.
- С.А.Казачков. От урока к концерту. Казань, 1990 г.
- Е.А.Ромашова. И.В.Захарова. Музыка – искусство. М, 1997 г.
- Т.Е.Вендерева. И.Е.Пигарева. Воспитание музыкой. М, Просвещение, 1991 г
- И.Способин. Элементарная теория музыки. М, 1959 г.
- В.А.Сухомлинский. Мудрая власть коллектива. М, 1982 г.
- П.Чесноков. Хор и управление им. М, 1952 г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- И.П.Прянишников. Советы обучающимся пению
- И.Н.Манахова. Первые шаги в мире звуков. М, Просвещение, 1977 г.
- А.Н.Зимина. Основы музыкального воспитания и развития. М, 2000 г.
- Т.Е.Вендерова. Воспитание музыкой. М, Просвещение, 1991 г.
РЕПЕРТУАР первого года обучения:
Песни:
- Теперь мы первоклашки
- Ёж
- Дикобразы
- Белые снежинки
- Хомячок
- Край, в котором ты живёшь
- До свиданья, санки
- Солнечная капель
- Весна
- Каникулы
Музыкально-пластические игры:
- Буги-вуги
- Мышонок
- Если ты счастливей всех
- Ёжики
- Цирк
РЕПЕРТУАР второго года обучения:
- Моя Россия
- Желания
- Новый годик (Откуда приходит Новый год)
- Круглая песня
- Бескозырка белая
- Мамина песенка
- Утренняя песенка
- Облака
Музыкально-пластические игры:
- Моряк
- Дом
- Рыбки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Вокал»
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности художественно- эстетическое направление 1-4 класс "Вокал" по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Программа внеурочной деятельности "Вокал" , срок реализации-3 года, возраст обучающихся-7-10 лет.
Программа внеурочной деятельности "Вокал" , срок реализации-3 года, возраст обучающихся-7-10 лет, календарно- тематическое планирование , диагностическа карта музыкальных способностей....