Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по музыке для 4 класса ФГОС 2004, "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-_tematich_muzyka_4_klass.doc | 200 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Тат-Верх-Гоньба Малмыжского района
Кировской области
Рассмотрено на заседании Согласовано Заместитель Утверждаю Директор
ШМО учителей директора по УВР МКОУ СОШ
начальных классов, ____________ с. Тат-Верх-Гоньба
эстетического и Ахатова Р.Ш. ____________
здоровьесберегающего цикла от 30.08.2013 Загидуллина Г.А.
протокол №1 приказ № 81
От 29.08.2013 30.08.2013
Руководитель ШМО________
ЗагидуллинаД.Ф.
Рабочая программа
по музыке
в 4 классе
Учитель начальных классов
Саляхутдинова И.В.
I квалификационная категория
Срок реализации программы 1 год
2013-2014 учебный год
с.Тат-Верх-Гоньба
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и примерной Программы «Школа России» (2007 г.) по музыке, разработанной Е.Д.Критской и реализует базовый уровень.
Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- становление музыкальной культуры;
- развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведении и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в музыкально – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации;
- воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов, 1 час в неделю.
Учебно-методический комплект:
- Учебник: «Музыка» - 4 класс, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, Москва, Просвещение,2010 год
- М\п. «Поурочные разработки по музыке», Г.В.Стюхина, Волгоград, 2010 год
- Фонохрестоматия – 4 класс.
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать:
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятии: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
- названия изученных произведении и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
- узнавать изученные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Учебно – тематический план.
№ | Тема. | Количество часов. |
1. | Россия – Родина моя. | 4 |
2. | «О России петь – что стремиться в храм».День, полный событий. | 4 |
3. | День, полный событий. | 5 |
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». | 3 |
5. | В концертном зале. | 6 |
6. | В музыкальном театре. | 5 |
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 7 |
Итого | 34 |
Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Россия – Родина моя ( 4 часов).
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Тема 2. О России петь – что стремиться в храм (4 часа).
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. «В краю великих вдохновений …». Один день с А.С.Пушкиным. музыкально – поэтические образы.
Тема 3. День, полный событий (5 часов).
«В краю великих вдохновений …». Один день с А.С.Пушкиным. музыкально – поэтические образы.
Тема 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло(3 часа).
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Тема 5. В концертном зале (6 часа).
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Тема 6. В музыкальном театре (5 часов).
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальные характеристики действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Тема 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье(7 часа)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки(трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Критерии уровня музыкального развития учащихся:
- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
- умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
- умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
- каков уровень музыкальной исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
Календарно- тематическое планирование
№ | Название раздела, темы урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС | Требования к уровню подготовки обучающихся | Количество часов | Тип урока | Форма урока | Средства обучения. Информационное сопровождение | Дата по плану | Дата фактичес-кая |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
«Россия- Родина моя»- 4 часа. | |||||||||
1 | Мелодия –душа музыки. Природа и музыка. | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад).Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А. Моцарт, Л ванн Бетховен, Э.Григ). Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать названия изученных произведений и их авторов.. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Знать-понимать слова и мелодию Гимна России. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, слушание, исполнение | Диск - С.В. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром, Б. Руденко. «Вокализ» , Русские народные песни; магнитофон. | ||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ)Вокализм, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализме. | Знать названия изученных произведений и их авторов. Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Дополнительный литературный материал, диск. | ||
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Жанры народных | Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной | Знать народные песни, музыкальные традиции родного края. Уметь отвечать | 1 | Закрепле-ние, рас-ширение изученного | Беседа, слушание, исполнение | Диск, народные песни. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
песен | природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | на проблемный вопрос. Уметь передавать настроение музыки и его изменение в пении. Уметь исполнять народные песни. | |||||||
4 | «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!» | Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей её развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо). Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. | Уметь исполнять народные песни. Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и их авторов. | 1 | Закрепле-ние, рас-ширение изученного | Беседа, слушание, исполнение | Диск. Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» , М Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин» (хор «Славься») | ||
О России петь - что стремиться в храм - 4 часа. | |||||||||
5 | Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. | Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, | Уметь называть изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Знать: | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. Земле Русская, стихира русским святым, А. Бородин Симфония № 2 «Богатырская». Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
жанров и форм. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов. Государственный музыкальный символ – Гимн России. Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. «Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник –День славянской письменности. | -имена святых, их житие, подвиги русских святых; -понятия: стихира, величание. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина. | |||||||
6 | Праздников праздник, торжество из торжеств | Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Светлый праздник—Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни. | Знать понятия: тропарь, волочебники. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Уметь исполнять знакомые песни. | 1 | Закрепле-ние, рас-ширение изученного | Беседа, слушание, исполнение | Диск. Тропарь «Христос вокресе», «Пасхальный канон» | ||
7 | Ангел вопияше. Родной обычай старины. | Духовная музыка. Образная природа музыкального искусства. Выражение образного содержания музыкального произведения средствами других видов искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе к жизни. | Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | 1 | Закрепле-ние, рас-ширение изученного | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. П. Чесноков «Ангел вопияше», С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» | ||
8 | Светлый праздник. | Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. | Знать понятия : сюита, трезвон. Уметь проводить интонационно—образный анализ | 1 | Примене-ние ЗУН | Беседа, слушание, исполнение | Диск. С. Рахманинов «Светлый праздник» | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Музыкальные традиции родного края. 7 Международный конкурс народной музыки в номинации «Духовые инструменты» - беседа. | музыки. | ||||||||
День, полный событий -5 часов. | |||||||||
9 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. | Выразительность и изобразительность в музыке .Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Знать понятие лад (мажор, минор). Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. М. Мусоргский «В деревне», таблица «Нотный стан». Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. | ||
10 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Песенность, танцевальность, маршевость. Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для передачи | 1 | Комбини-рованный урок | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь», В. Шебалин «Зимняя дорога», Г. Свиридов «Зимняя дорога», М. Яковлев «Зимний вечер» | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
музыкальных произведений изобразительными средствами. | |||||||||
11 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда | Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Образ пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина и опера Н.А.Римского-Корсакова. Музыкальная живопись. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, в музыкально-пластическом движении. Знать понятия: опера, регистр, тембр. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | 1 | Изучение нового ма-териала | Беседа, слушание, исполнение | Диск. Н. Римский – Корсаков, «Сказка о царе Салтане» | ||
12 | Ярмарочное гулянье | Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев. Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров музыки. Уметь исполнять знакомые песни. Музыкальные традиции | 1 | Изучение нового ма-териала | Комбиниро-ванная | Диск. П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин» - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку» | ||
13 | Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый… | Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыка, связанная со Святогорским монастырём. Колокольные звоны. | Знать музыкальные традиции родного края. Использовать приобретенные | 1 | Комбини-рованный урок | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. М Мусоргский «Борис Годунов», М. Глинка «Венецианская ночь» | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вступление к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства ( в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировке. Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» Глинки | знания и умения в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной музыки. Знать понятие опера. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | ||||||||
«Гори, гори ясно,чтобы не погасло!» - 3 часов | |||||||||
14 | Композитор- ему имя народ. Музыкальные инструменты России. | Композитор—исполнитель-слушатель. Оркестры народных инструментов, духовой, симфонический. Народная песня-летопись жизни народа, её интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать понятия народная музыка, музыка в народном стиле. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. Г. Свиридов «Курские песни», П.И. Чайковский «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» | ||
15 | Оркестр русских народных инструментов | Музыкальные инструменты. Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра. | Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты; виды оркестров. Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов. Использовать | 1 | Комбини-рованный урок | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. Произведения П.И. Чайковского, Н. Римского- Корсакова. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической музыки. | |||||||||
16 | Музыкант – чародей. Народные праздники. «Троица» | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ).Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. Музыка народная и профессиональная. Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. | Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах. Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической музыки; исполнения знакомых песен, передачи музыкальных впечатлений пластическими средствами. | 1 | Обобщающий урок. | Комбиниро-ванная | Диск. Народные песни. «Троица» А.Рублёва. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
«В концертном зале» - 6 часов. | |||||||||
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо | Накопление опыта в творческой деятельности и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровицации. Музыкальные инструменты. Скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации. | Знать названия изученных форм музыки. Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации. Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. А. Бородин «Ноктюрн», П. Чайковский «Вариации на тему рококо» | ||
18 | Старый замок. | Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. | Знать названия изученных жанров музыки. Знать понятия: сюита, романс. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. М. Мусоргский «Старый замок» | ||
19 | Счастье в cирени живет... | Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Романс. Образы родной природы. | Знать понятия сюита, романс. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | 1 | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). | ||
20 | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена...» Танцы, танцы, танцы... | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, | Знать название изученных жанров и форм музыки. Уметь определять на слух основные | 1 | Комбини-рованный урок | Рассказ, беседа, слушание | Диск. Произведения Ф. Шопена | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен, Э. Григ) .Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная. | жанры музыки. Познакомиться с трехчастной формой музыки. | ||||||||
21 | Патетическая соната. Годы странствий | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ. Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная. | Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена авторов. Знать понятия: -музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра; -оркестр, дирижер. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание | Диск. Произведения Л. ванн Бетховена | ||
22 | Царит гармония оркестра. | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ. Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная. | Знать многообразие танцевальных жанров. Уметь на слух определять трёхчастную музыкальную форму. | 1 | Закрепле-ние, рас-ширение изученного | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. Произведения П.И. Чайковского, М. Глинки | ||
В музыкальном театре – 5 часов. | |||||||||
23 | Опера «Иван Сусанин» | Образная природа музыкального искусства. Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны—польскую и русскую. « За Русь мы все стеной стоим». Смена | Уметь определять на слух основные жанры музыки. Знать: | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. М. Глинка опера «Иван Сусанин» | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация—ария Сусанина. | -процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке; -содержание оперы. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | ||||||||
24 | Исходила младшенька. | Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Характеристика главной героини оперы М.П.Хворостовского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька…»Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; участие в коллективном пении | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание | Диск. Опера М. Мусоргского «Хованщина» | ||
25 | Русский Восток | Овладение элементами нотной грамоты. Поэтизация Востока русскими композиторами нашла своё отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна | Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять и сравнивать характер. Настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях ( фрагментах). | 1 | Комбини-рованный урок | Комбиниро-ванная | Диск. А. Хачатурян «Гаяне», балет | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Уметь : -определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; -проводить интонационно-образный анализ. | |||||||||
26 | Балет «Петрушка» | Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Персонаж народного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. | Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке; значение народного праздника-Масленицы. Уметь определять оркестровые тембры. | 1 | Комбини-рованный урок | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. Произведение И. Стравинского. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки и кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева. | ||
27 | Театр музыкальной комедии | Различные виды музыки : вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать название изученных жанров. Уметь на слух определять основные жанры музыки. Знать , что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития. | 1 | Закрепле-ние, рас-ширение изученного | Рассказ, беседа, слушание | Диск. Произведения И. Штрауса, Ф. Лоу | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье – 7 часов. | |||||||||
28 | Прелюдия. Исповедь души. | Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трёхчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине. | Знать название изученных жанров и форм музыки. Знать понятия: прелюдия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание | Диск. С. Рахманинов, Ф. Шопен. «Прелюдия» | ||
29 | Революцион ный этюд | Многообразие музыкальных жанров (этюд). Знакомство с простейшими музыкальными терминами. | Знать понятие этюд. Уметь выделять музыкальные жанры. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание | Диск. Ф. Шопен Этюд № 12. | ||
30 | Мастерство исполнителя | Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали. Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация. Уметь сочинять-импровизировать мелодию, начинающихся с четырёх звуков (до, фа, соль, ля)с передачей разного настроения. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание | Диск. Бах, Моцарт, Бетховен, Григ и др. | ||
31 | В интонации спрятан человек | Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали. Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыка в детских радио и телепередачах – сообщения, выступления детей. | Знать понятия: интонация. Уметь сочинять-импровизировать мелодию. | 1 | Изучение нового ма-териала | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Диск. Л. ван Бетховен Соната №8. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
32 | Музыкальные инструменты | Музыкальные инструменты. Музыкальный инструмент—гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара—универсальный инструмент. Авторская песня. | Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Уметь музицировать на элементарных музыкальных инструментах. Знать историю инструмента гитара. Понятия: обработка, импровизация, переложение музыки. Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки) | 1 | Закрепле-ние, рас-ширение изученного | Рассказ, беседа, слушание, исполнение | Игрушечные музыкальные инструменты. Песни С. Никитина «Это очень интересно», «Резиновый ёжик», «Пони» и др. | ||
33 | Музыкальный сказочник | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен, Э. Григ). Н.А.Римский –Корсаков—величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись. | Знать художественное единство музыки и живописи. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Знать восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки. | 1 | Примене-ние ЗУН | Беседа, слушание, исполнение | Диск. Н. Римский- Корсаков «Шехерезада» | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
34 | Рассвет на Москве-реке. | Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Симфоническая картина М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве—реке» образ Родины. | Уметь исполнять несколько народных и композиторских песен. Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | 1 | Обобщаю-щий урок. | Урок- концерт | Диск. М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке», произведения современных композиторов. |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
- Учебник: «Музыка» - 4 класс, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М., Просвещение 2009 г.
- М\п. «Поурочные разработки по музыке», Изд.-торг. дом «Корифей», 2010 г. Волгоград, автор-составитель Н.Б. Улашенко.
- Фонохрестоматия – 4 класс.
- «Музыка» 1-4 классы, автор-составитель Г.В.Стюхина, Волгоград, «Учитель», 2010 г.
- Портреты великих композиторов;
- магнитофон, игрушечные музыкальные инструменты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...