Рабочая программа по музыке для 2 класса УМК школа России
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 84.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ Тогучинского района Борцовская СОШ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании МО СОШ Зам. директора Директор МКОУ Руководитель МО по УВР Борцовская СОШ Землякова Е.Н. Картавцева Н.В. Лозовская Л.А. ____________________ ____________________ ____________________ «____»_________2012г. «____»_________2012г. «____»_________2012г.
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «Музыка» для 2 класса УМК «Школа России»
Составитель: учитель МКОУ Тогучинского района Борцовская СОШ Дортман Ксения Владимировна
20012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011г.
Изучение музыки во 2 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию.
Цели изучения курса:
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Приоритетной целью обучения музыки в начальной школе является формирование музыкальной компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного слушателя, способность к использованию музыкальной деятельности как средства самообразования. Музыкальная компетентность определяется:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кобалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Место курса «Музыка» в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.)
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
2 класс
- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
- понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал
«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Раздел 2. «День, полный событий»
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Музыкальный материал
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный материал
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал
Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал
«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
Раздел 6. «В концертном зале»
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал
Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный материал
«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
Контроль уровня обученности.
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
16 | Обобщающий урок 2 четверти. | Итоговый - письменный | тест |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. | Итоговый | тест |
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | В том числе: |
Контрольные работы. | |||
Россия-Родина моя. | 3 | ||
1 | Мелодия. | 1 | |
2 | Здравствуй, Родина моя! | 1 | |
3 | Гимн России. | 1 | |
День, полный событий. | 6 | ||
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | 1 | |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 1 | |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | |
«О России петь – что стремиться в храм». | 7 | ||
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | |
11 | Русские народные инструменты. | 1 | |
12 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | 1 | |
13 | Молитва. | 1 | |
14 | С Рождеством Христовым! | 1 | |
15 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1 | |
16 | Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | ||
17 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 | |
18 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | |
19 | Проводы зимы. Встреча весны… | 1 | |
В музыкальном театре. | 5 | ||
20 | Детский музыкальный театр. Опера | 1 | |
21 | Балет. | 1 | |
22 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 | |
23 | Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. | 1 | |
24 | Увертюра. Финал. | 1 | |
В концертном зале. | 5 | ||
25 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | 1 | |
26 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | |
27 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1 | |
28 | «Звучит нестареющий Моцарт». | 1 | |
29 | Симфония № 40. Увертюра | 1 | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 5 | ||
30 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | 1 | |
31 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 | |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | 1 | |
33 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | 1 | |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. | 1 | 1 |
итого | 34 | 2 |
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.
- «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2011г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», М., Просвещение, 2005г.
- Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.
- учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2010 г.
- «Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2010 г.
Календарно-тематическое планирование по музыке для 2 класса 2012-2013г.
№ урока | Дата | Тема урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | ||
план | факт | научится | Получит возможность научиться | |||
Россия-Родина моя.(3 часа) | ||||||
1. | Мелодия. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность. Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
| понимать: что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. | - обогащение индивидуального музыкального опыта; - пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать | ||
2 | Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края. Комбинированный урок. | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). «Моя Россия» Г.Струве.
| понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты (скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении | - узнавать на слух основную часть музыкальных произведений; - передавать настроение музыки в пении; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - давать определения общего характера музыки. | ||
3 | Гимн России. Комбинированный урок. | Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
| понимать: слова и мелодию Гимна России. Иметь представления о музыке своего народа. Уметь: Исполнять Гимн России. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; - исполнять песни. - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать | ||
День, полный событий. (6 часов) | ||||||
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные возможности. Музыкальный инструмент – фортепиано. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
| Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Знать названия изученных произведений и их композиторов (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано. названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. (фортепиано). Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений | ||
5 | Природа и музыка. Прогулка. | Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева.. Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, его отношение к природе, к жизни.
| Знать/понимать: изученные музы- кальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. - узнавать на слух основную часть музыкальных произведений; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; | ||
6 | Танцы, танцы, танцы… | Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм).
| Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Уметь: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике | - владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; - самостоятельно выполнять упражнения; - владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий - Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | ||
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке.
| Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). | - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать | ||
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
Е. Крылатов | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах | - Наблюдать за использованием музыки в жизни человека, - выявлять различные по смыслу интонации, - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление, - определять жизненную основу музыкальных произведений. | ||
9 | Обобщающий урок 1 четверти. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. | - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; - задавать вопросы; - отвечать на вопросы; - умение выражать свои мысли. - воспринимать информацию; - владение умениями совместной деятельности. | ||
«О России петь – что стремиться в храм». (5 часов) | ||||||
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картин ы. | Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Композитор как создатель музыки. Колокольные звоны России. Музыкальные традиции родного края, придающие самобытность его музыкальной культуре.
| Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Ввести понятие духовная музыка. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | - название колокольных звонов, своеобразие их интонационного звучания, - передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов, - распознавать исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения, - выполнять задания в творческой тетради | ||
11 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения. Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев:
| Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Понимать строение трехчастной форы. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella. | - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, - передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. - выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр. | ||
12 | Молитва. | Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского. «Детский альбом» П.Чайковский:
| Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей; - передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений; - ценить отечественные, народные музыкальные традиции | ||
13 | С Рождеством Христовым! | Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.
| Знать/ понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | - оценивать собственную музыкально -творческую деятельность - образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки. - исполнять рождественские песни на уроке и дома; - интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||
14 | Обобщающий урок 2 четверти. Музыка на Новогоднем празднике. | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Исполнение песен для новогодних праздников. | Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора (народные славянские песнопения), народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности; | ||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) | ||||||
15 | Русские народные инструменты. | Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции. Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты.
| Знать/понимать: наиболее популярные в России музыкальные инструменты, и инструменты народов Севера, виды оркестров (оркестр русских народных инструментов) образцы музыкального фольклора, названия изученных жанров и форм музыки (напев, пляска, наигрыш, вариация). Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | - различать жанры народных песен –плясовые, их характерные особенности; - определять на слух звучание народных инструментов; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; - подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России. - Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | ||
16 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инстру-менты. Оркестр народных инстру-ментов. Музыкальный и поэтичес-кий фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы постро-ения музыки: вариации. При разу-чивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песен-ного фольклора: речевое произне-сение текста в характере песни, ос-воение движений в «ролевой игре».
| Знать/понимать: народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России. Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация и др.). | - разыгрывать народные игровые песни; - использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, - выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | ||
17 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку | Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.
П.Чайковский:
| Знать/понимать: о различных видах музыки, музыкальных инструментах; названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация), охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях и играх. | - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, - получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. - узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов, - осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек, - исполнять выразительно народные песни на традиционных народных праздниках. | ||
18 | Проводы зимы. Встреча весны… | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение | Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. | - осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. - выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, | ||
плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций..
| принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку. - наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | |||||
В музыкальном театре. (5 часов) | ||||||
19 | Детский музыкальный театр. Опера. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкаль-ных жанров.
| Знать/понимать: названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | -эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета; - рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов; - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; - выполнять творческие задания в творческой тетради. | ||
20 | Балет. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.
| Знать/понимать: особенности музыкального жанра – балет. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук. | -эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета; - рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов; - вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки, - соединять слуховые впечатления детей со зрительными. | ||
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. | - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. - применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности, - участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. | ||
22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
| Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов (М.Глинка); смысл понятий – солист, хор. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | - передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; - соединять слуховые впечатления детей со зрительными; -эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета; - рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов; | ||
23 | Увертюра. Финал. Урок закрепления знаний. | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
| Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – солист, хор, увертюра. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. | - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. - применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. - передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. | ||
В концертном зале. (5часов) | ||||||
24 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
| Знать/понимать: музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; - передавать свои впечатления в рисунке. - сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях | ||
25 | Обобщающий урок 3 четверти. | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
| Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов (М.Глинка); смысл понятий – солист, хор. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | - передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; - соединять слуховые впечатления детей со зрительными; -эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета; - рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов; | ||
26 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. М.Мусоргский «Картинки с выставки»:
| Знать/понимать: названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | - выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и их взаимодействии; - передавать свои впечатления в рисунке; - называть тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки; - выполнять творческие задания в рабочей тетради. | ||
27 | «Звучит нестареющий Моцарт». | Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. | Знать/понимать: накопление сведений и знаний о творчестве композиторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | - обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. | ||
28 | Симфония № 40. Увертюра. | Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
| Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | - анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; - узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (6 часов) | ||||||
29 | Волшебный цветик-семи-цветик. Музыкальные инструменты | Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности | Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | - называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства; - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; - расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума; - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; | ||
30 | Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. закрепления новых знаний. | Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
| Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | - называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства; - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; - расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума; - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; | ||
31 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | Выразительность и изобразительность в музыке. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
| Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | - определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); - участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; - слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. | ||
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Д. Кабалевский:
| Знать/понимать: название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык. Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | - узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора; - называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства; - анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; - определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. - сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях | ||
33 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выражен ной в звуках Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
| Знать/понимать: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки. Уметь: выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям, исполнять вокальные произведения с музыкальным сопровождением и без него, внимательно слушать и определять характер музыкального произведения. Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук | - размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям - создавать собственные исполнительские интерпретации. - сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. - получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства | ||
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. | Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Концерт №1 для фортепиано с оркестром. П.Чайковский. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. | Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов (В.Моцарт, М.Мусоргский, И.Бах, С.Прокофьев, Г.Свиридов, П.Чайковский). Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Исполнять изученные песни (по выбору учащихся). | - понимать триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя; - различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке; - узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора; - получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства; - участвовать в концертах, конкурсах детского творчества. - собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Рабочая программа по музыке 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по музыке 2 класса , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает разделы: ...
Рабочая программа По Музыке 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
Рабочая программа по музыке 3 класс ( ФГОС " Школа России")
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования программы «Му...
рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по музыке 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа, КТП...
Рабочая программа по музыке 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по музыке 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС...
Рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по музыке 2 класса разработана на 2014 - 2015 учебный год...