Оркестры
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме
беседа -лекция для учащихся общеобразовательных, музыкальных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_no2.doc | 32.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Хисамова Резеда Мансуровна,
Учитель музыки
Старочечкабской основной школы Кайбицкого муниципального района РТ
Оркестры. Разновидности оркестров.
Цели вечера:
-Пробудить у учащихся интерес к оркестровым произведениям
-воспитание любви к классической и народной музыке
- расширить рамки школьного урока музыки
Оборудование: компьютер, mp3 плейер
Портреты композиторов: Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки
Предварительная подготовка к вечеру:
1) видеоряд на компьютере с изображением инструментов разновидностей оркестров.
2) видео и аудиозаписи в исполнении оркестров народных инструментов, Симфонического оркестра.
На прошлой встрече мы с вами познакомились с разными музыкальными инструментами и способами извлечения звуков на этих инструментах. А также мы выяснили, что большой коллектив музыкантов, исполняющих музыку на разных музыкальных инструментах, называется ОРКЕСТР.
Удивительную эволюцию потерпело это греческое слово.
Само слово «оркестр» давнего происхождения. В античные времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Это место было для хора, сопровождающего трагедии своим пением и ритмизованными выразительными жестами. Позднее оркестром называлась место между сценой и зрителем, где находились музыканты, сопровождающие своей игрой пение и танцы. Теперь же оркестром называется весь коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
Первые оркестры были небольшие и разнородные по своему звучанию. Дирижера не было. Оркестром управлял музыкант, игравший на клавесине. Классический состав оркестра- примерно двести лет тому назад- установил великий австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но в течение двух столетий состав симфонического оркестра менялся, усложнялся, пока не стал тем большим современным оркестром, который мы слушаем на симфонических концертах.
Во времена Гайдна в основной состав оркестра входило тридцать струнных инструментов, две флейты, два гобоя, два фагота, две трубы, две валторны, литавры. Вскоре к духовым инструментам присоединился и кларнет. Именно для такого оркестра (теперь этот оркестр называется «малый симфонический») создавали симфонические произведения Гайдн, Моцарт, молодой Бетховен.
Слушание. В.Моцарт Симфония №40 (фрагмент)
Для малого симфонического оркестра написаны и некоторые произведения Глинки.
На протяжении 19 и 20 веков оркестр развивался во всех отношениях. В него постепенно входили все новые и новые инструменты. Увеличилась и численность оркестрантов. Современный большой симфонический оркестр содержит до 100 человек. Стало больше и самих оркестров. Если в 18 веке они были только в Европе и исчислялись несколькими десятками, то теперь они есть во всех частях света и их насчитывается несколько тысяч.
Современный большой симфонический оркестр делится на четыре основные группы:
Струнно - смычковая
Деревянно - духовая
Медная духовая
Ударная
Струнно-смычковые инструменты
Это как бы основа всего симфонического оркестра. Две трети оркестра составляют скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Скрипок в струнной группе больше всего. Они в свою очередь, делятся на первые и вторые.
Деревянно-духовые – это флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Во второй половине 19 века появился еще один инструмент с красивым сочным тембром – саксофон. Но вводится саксофон в состав симфонического оркестра лишь по желанию композитора.
Медные – духовые - третья группа. Они вносят в звучание оркестра яркие, звонкие краски, придают ему мощь и блеск. Обычно в оркестре бывают четыре валторны, две или три трубы, три тромбона и труба.
Группа ударных инструментов. Их основная задача- ритмическая. Но кроме того, они создают в оркестре разные звуковые эффекты. Ударных инструментов много, и они разнообразны: литавры, колокольчики, колокола, треугольники, бубны, малый и большой барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты и еще много – много других.
Очень часто в симфонических оркестрах звучит и арфа. А в грандиозных по замыслу симфониях используется и орган.
Как же располагаются инструменты в современном симфоническом оркестре?
Перед вами фотография, на которой это показано.
На первом плане самая главная группа – струнные : первые и вторые скрипки, альты, виолончели. В глубине оркестра – контрабасы, они обрамляют правую сторону эстрады.
Прямо перед дирижером, вроде бы на втором плане, деревянные – флейты и гобои, за ними кларнеты и фаготы.
Еще дальше – медные духовые: валторны, трубы, тромбоны, труба.
И наконец, ударные инструменты. Находясь в глубине эстрады, они занимают всю его левую сторону. Не удивляйтесь, если, присутствуя на симфоническом концерте, ты увидишь, что музыканты в оркестре иной раз сидят и по-другому. Очень часто дирижеры меняют расположение инструментов в оркестре. Твердых законов здесь нет.
Оркестры бывают разные:
симфонические
струнные - состоящие из одних струнных инструментов,
духовые ,- в которых заняты только деревянные и медные духовые инструменты;
Шумовые – в них участвуют только ударные инструменты, к ним иной раз присоединяются духовые;
неаполитанские, состоящие из гитар и мандолин,
эстрадные, джазовые, а также оркестры из различных народных инструментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Зачем оркестру дирижёр"
Беседа для уроков музыки....
Основные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра с детьми 5-6 лет
Данная работа является планом - конспектом доклада, прочитанного автором работы на областном форуме "моя профессия - -искусство" в городе Иркутске (июнь 2010 год). На основе программы Т.Э. Тютюнниково...
Урок музыки для 2 класса "Симфонический оркестр"
Урок музыки во втором классе с использованием ИКТ.На уроке был использован музыкальный материал из регионального компанента РБ....
Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2
Презентация к уроку музыки в 4 классе. По программе Критской Е. Д., "Музыка. 4 класс." Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...
Презентация "Симфонический оркестр"
Презентация "Симфонический оркестр"...
Инструменты симфонического оркестра.
Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино, «Узнавалкино»-знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркестра , и «Закреплялкино». Цель урока...
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...