Оркестры
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

Хисамова Резеда Мансуровна

беседа -лекция для учащихся общеобразовательных, музыкальных  школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_no2.doc32.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хисамова Резеда Мансуровна,

Учитель музыки

Старочечкабской основной школы Кайбицкого муниципального района РТ

Оркестры. Разновидности оркестров.

Цели вечера:

-Пробудить у учащихся интерес к оркестровым произведениям

-воспитание любви к классической  и народной музыке

- расширить рамки школьного урока музыки

Оборудование: компьютер, mp3 плейер

Портреты композиторов: Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки

Предварительная подготовка к вечеру:

1) видеоряд на компьютере с изображением инструментов  разновидностей оркестров.

2) видео и аудиозаписи  в исполнении оркестров народных инструментов, Симфонического оркестра.

 

На прошлой  встрече мы с вами познакомились с разными музыкальными инструментами и способами извлечения звуков на этих инструментах. А также мы выяснили, что  большой коллектив музыкантов, исполняющих музыку на разных музыкальных инструментах, называется ОРКЕСТР.

Удивительную эволюцию потерпело это греческое слово.

Само слово «оркестр» давнего происхождения. В античные времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Это место было для хора, сопровождающего трагедии своим пением и ритмизованными выразительными жестами. Позднее оркестром называлась место между сценой и зрителем, где находились музыканты, сопровождающие своей игрой пение и танцы. Теперь же оркестром называется весь коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Первые оркестры были небольшие и разнородные по своему звучанию. Дирижера не было. Оркестром управлял музыкант, игравший на клавесине.  Классический состав оркестра- примерно  двести лет тому назад- установил великий австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но в течение двух столетий состав симфонического оркестра менялся, усложнялся, пока не стал тем большим современным оркестром, который мы слушаем на симфонических концертах.

Во времена Гайдна в основной состав оркестра входило тридцать струнных инструментов, две флейты, два гобоя, два фагота, две трубы, две валторны, литавры. Вскоре к духовым  инструментам присоединился и кларнет. Именно для такого оркестра (теперь этот оркестр называется «малый  симфонический») создавали симфонические произведения Гайдн, Моцарт, молодой Бетховен.

Слушание. В.Моцарт Симфония №40 (фрагмент)

Для малого симфонического оркестра написаны  и некоторые произведения Глинки.

На протяжении 19 и 20 веков оркестр развивался во всех отношениях. В него постепенно входили все новые  и новые  инструменты. Увеличилась и численность оркестрантов. Современный  большой симфонический оркестр содержит до 100 человек. Стало больше и самих оркестров. Если  в 18 веке они были только в Европе и исчислялись несколькими десятками,  то теперь они есть во всех частях света и их насчитывается несколько тысяч.

Современный большой симфонический  оркестр делится  на четыре основные группы:

Струнно - смычковая

Деревянно -  духовая

Медная духовая

Ударная

Струнно-смычковые инструменты

Это как бы основа всего симфонического оркестра. Две трети оркестра составляют скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Скрипок в струнной группе больше всего. Они в свою очередь, делятся на первые и вторые.

        

Деревянно-духовые – это флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Во второй половине 19 века появился еще один инструмент с красивым сочным  тембром – саксофон. Но вводится саксофон в состав симфонического оркестра лишь по желанию композитора.

Медные – духовые - третья группа. Они вносят в звучание оркестра яркие, звонкие краски, придают ему мощь и блеск. Обычно в оркестре бывают четыре валторны, две или три трубы, три тромбона и труба.

Группа ударных инструментов.  Их основная задача- ритмическая. Но кроме того, они создают  в оркестре разные звуковые эффекты. Ударных инструментов много, и они разнообразны: литавры, колокольчики, колокола, треугольники, бубны, малый и большой барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты и еще много – много других.

Очень  часто в симфонических оркестрах звучит и арфа. А в грандиозных по замыслу симфониях используется и орган.

Как же располагаются  инструменты в современном симфоническом  оркестре?

Перед вами фотография, на которой это показано.

На первом плане  самая главная группа – струнные : первые и вторые скрипки, альты, виолончели. В глубине оркестра – контрабасы, они обрамляют правую сторону эстрады.

Прямо перед дирижером, вроде бы на втором плане, деревянные – флейты и гобои, за ними кларнеты и фаготы.

Еще дальше – медные духовые: валторны, трубы, тромбоны, труба.

И наконец, ударные инструменты. Находясь в глубине эстрады, они занимают всю его левую сторону. Не удивляйтесь, если, присутствуя на симфоническом концерте, ты увидишь, что музыканты в оркестре иной раз сидят и по-другому. Очень часто дирижеры меняют расположение инструментов в оркестре. Твердых законов здесь нет.

Оркестры бывают разные:

симфонические

струнные - состоящие из одних струнных инструментов,

духовые ,- в которых заняты только деревянные и медные духовые инструменты;

Шумовые – в них участвуют только ударные инструменты, к ним  иной раз присоединяются духовые;

неаполитанские, состоящие из гитар и мандолин,

эстрадные, джазовые, а также оркестры из различных народных инструментов.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Зачем оркестру дирижёр"

Беседа для уроков музыки....

Основные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра с детьми 5-6 лет

Данная работа является планом - конспектом доклада, прочитанного автором работы на областном форуме "моя профессия - -искусство" в городе Иркутске (июнь 2010 год). На основе программы Т.Э. Тютюнниково...

Урок музыки для 2 класса "Симфонический оркестр"

Урок музыки во втором  классе с использованием ИКТ.На уроке был использован музыкальный материал из регионального компанента РБ....

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

Презентация "Симфонический оркестр"

Презентация "Симфонический оркестр"...

Инструменты симфонического оркестра.

Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино, «Узнавалкино»-знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркестра , и «Закреплялкино».  Цель урока...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.

      Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино»,  «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...